Климов, Николай Иванович
- 1 year ago
- 0
- 0
Эле́м Ге́рманович Кли́мов ( 9 июля 1933 , Сталинград — 26 октября 2003 , Москва ) — советский кинорежиссёр и сценарист. Первый секретарь правления СК СССР ( 1986 — 1988 ). Народный артист Российской Федерации ( 1997 ).
Родился 9 июля 1933 года в Сталинграде в семье Германа Степановича и Калерии Георгиевны Климовых. Хотя имя Элем традиционно расшифровывается как аббревиатура «Энгельс, Ленин, Маркс», младший брат Климова, Герман Германович , позже утверждал, что родители назвали сына в честь Элама Харниша, главного героя книги « Время-не-ждёт » Джека Лондона .
В 1941 году должен был пойти в школу, но её закрыли. Когда немцы начали бомбить Сталинград, мать с двумя сыновьями и бабушкой отправили в эвакуацию на Урал , под Свердловск .
В 1957 году окончил Московский авиационный институт , работал инженером-конструктором на одном из московских заводов, а также сотрудничал с молодёжными редакциями Всесоюзного радио и Центрального телевидения . В 1962 году вступил в КПСС .
В 1964 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская Ефима Дзигана ). Его дипломной работой стала полнометражная сатирическая кинокомедия « Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён », имевшая большой успех.
В 1965 году женился на Ларисе Шепитько .
Следующий фильм режиссёра « Похождения зубного врача », снятый в 1965 году, вышел на экраны лишь в 1967 году тиражом 25 копий . Таким образом, его практически никто не видел . Повторный выпуск фильма в прокат состоялся 20 лет спустя.
В 1974 году совместно с Германом Лавровым и Марленом Хуциевым Климов завершил фильм своего учителя Михаила Ромма « И всё-таки я верю… ».
В 1975 году Климов закончил съёмки посвящённого Григорию Распутину фильма « Агония », который вышел на отечественный экран лишь спустя десять лет. Позднее Климов говорил, что и сам не был доволен этой картиной .
В 1979 году Лариса Шепитько приступила к съёмкам фильма по повести Валентина Распутина « Прощание с Матёрой », однако вскоре погибла в автокатастрофе. В итоге фильм под названием « Прощание » снял сам Климов, посвятив его памяти жены .
Его последним фильмом стала военная драма « Иди и смотри » (1985), отмеченная главным призом XIV Московского международного кинофестиваля .
В 1986 году был избран первым секретарём правления Союза кинематографистов на перестроечном V съезде кинематографистов СССР , когда ряд ведущих режиссёров периода застоя были отcтранены от руководства СК. По воспоминаниям Армена Медведева , ещё до съезда Климов был приглашён в ЦК КПСС на встречу с Александром Яковлевым , который и предложил его кандидатуру на этот пост. Сам Климов на съезде не выступал, однако уже на следующий день представил план действий :
На первый пленум обновлённого Союза, на встречу с Элемом мы шли в благодушном настроении… Но свершилось неожиданное. Элем после первых проникновенных, трогательных фраз о бессонной ночи, о долгих раздумьях, как жить Союзу, рассказал о том, что надумал. И последовала не просто жёсткая, но жесточайшая, уничтожающая критика государственно-партийной монополии в кинематографе. Он даже не столько говорил о прошлом Союзе, сколько обозначил следующий рубеж атаки — Госкино СССР и вся его система.
Вскоре состоялась беседа членов правления Союза кинематографистов с председателем Госкино Филиппом Ермашом , после чего тот покинул свой пост .
Под руководством Климова началась Перестройка в кинопроизводстве. Был взят курс на «проблемное» кино взамен развлекательного, объявлено о самостоятельности режиссёров и отмене государственной цензуры . Климов также предложил новую модель оплаты труда, где доходы студий зависели в первую очередь от идейно-художественных достоинств фильма (которые определял СК), и лишь потом — от количества посмотревших его зрителей . Он призывал к «коренной ломке» индустрии, её омоложению, к переходу на хозрасчёт и самоокупаемость .
Дальнейший период связывают с расцветом авторского кино и так называемой « чернухи »: уже в 1988 году на экраны страны вышел целый ряд лент на темы проституции, наркомании, организованной преступности, бытового насилия (« Маленькая Вера », « Меня зовут Арлекино » « Воры в законе », « Игла » и другие). Позднее Климова обвиняли в разрушении советского кинопроката, однако сам он считал, что нормально провести реформу помешал председатель Совета министров Николай Рыжков , вычеркнув «прокатный» абзац из постановления о кино, подготовленного Союзом кинематографистов .
При Климове также началась реабилитация « полочных фильмов », которые по тем или иным причинам не шли в прокате . Многие из этих картин при этом так и не добрались до большого экрана из-за низкого качества и нерентабельности . Кроме того, в производство были запущены некоторые забракованные ранее сценарии, включая « Холодное лето пятьдесят третьего… » .
Одновременно из кино на долгие годы исчезли Сергей и Наталья Бондарчук , Лев Кулиджанов и другие громкие имена, хотя, по словам Климова, «когда мы избирали потом руководителей студий на „Мосфильме“, то проголосовали и за Бондарчука, и за Наумова . Они работали» . По словам кинокритика Гоги Гвахария, « …на съезде, который избрал Климова председателем Союза кинематографистов, была повержена группа, известная как „мафия Михалкова-Бондарчука“ » . На отдельном заседании был подвергнут обструкции фильм « Лермонтов » зятя С. Бондарчука Николая Бурляева , который члены обновлённого СК пытались не допустить до проката .
В кинематографической среде считается, что Элем Климов помешал Никите Михалкову получить высший приз кинофестиваля в Каннах . В 1987 году он был членом жюри фестиваля, в конкурсной программе которого участвовали два фильма от СССР – « Очи чёрные » Никиты Михалкова и « Покаяние » реж. Тенгиза Абуладзе . Как вспоминал сам Н. Михалков:
Картина шла прямиком и на главный приз . Тогда Элем Климов заявил на закрытом заседании фестиваля: либо «Очи чёрные» не получат «Гран-при», либо он уходит из жюри. Об этом первым мне поведал Ив Монтан , бывший в тот год председателем жюри Каннского кинофестиваля…
Как писал кинокритик Денис Горелов, « …Климов сказал, что приз любого достоинства как воздух необходим фильму высокого гражданского звучания „Покаяние“. Что это продвинет Перестройку, а победа михалковского кино отбросит её далеко назад. Что в обмен на приз „Покаянию“ он готов поддержать на „Пальму“ что угодно… » . В итоге фильм «Покаяние» удостоился Гран-при , второй по значимости награды, вручаемой в основном конкурсе, а «Очи чёрные» получили приз за лучшую мужскую роль ( Марчелло Мастроянни ).
В 1988 году Климов покинул пост первого секретаря правления Союза кинематографистов СССР, передав руководство Андрею Смирнову . Своё решение он обосновал желанием вернуться в режиссуру .
В конце 1980-х годов намеревался экранизировать роман Михаила Булгакова « Мастер и Маргарита », для которого совместно с братом Германом написал сценарий, однако этот замысел так и остался невоплощённым. Не были сняты и «Бесы» по роману Достоевского — «по экономическим мотивам» . В 1989 году Климов принимал участие в работе над фильмом Фреда Скеписи « Русский дом » по роману Джона ле Карре. В титрах ему была выражена благодарность.
В начале 1990-х годов на встрече кинематографистов с представителями делового мира кто-то заметил, что Элем Климов всю жизнь желал экранизировать «Мастера и Маргариту», но не мог этого сделать: сначала по идеологическим, а после по финансовым причинам. Известный миллионер громко произнёс: «Я дам денег Климову!». Зал завистливо охнул, и в наступившей тишине раздался голос режиссёра: «Хотелось бы ещё знать, откуда эти деньги!» .
Скончался на 71-м году жизни 26 октября 2003 года в Москве от гипоксии мозга . Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище (участок № 1) рядом с родителями .
Отец — Герман Степанович Климов (1912—1986), сотрудник Комитета партийного контроля при ЦК КПСС. После 1956 года занимался реабилитацией «врагов народа». Практически в одиночку собрал 70 томов дел репрессированных. Мать — Калерия Георгиевна Климова (1910—2004), преподаватель физкультуры.
Брат — Герман Климов (9 мая 1941 — 23 января 2023), сценарист, мастер спорта международного класса по лёгкой атлетике (с 1959 по 1970 входил в сборную СССР), призёр чемпионата СССР и ряда международных соревнований по десятиборью и прыжкам в длину .
Жена — Лариса Шепитько (6 января 1938 — 2 июля 1979), советский кинорежиссёр.
Сын — Антон Климов (род. 21 июля 1973), PR-директор.