Interested Article - Марк Валерий Марциал

Марк Вале́рий Марциа́л ( лат. Marcus Valerius Martialis ; родился не ранее марта 38 года и не позже марта 41 года, Бильбилис , Тарраконская Испания, Римская империя — умер в 101 или 102 году, там же) — римский поэт , в творчестве которого окончательно оформился жанр эпиграммы . Его произведения объединены в 15 книг , выходивших по отдельности в период с 80 года по 101 год.

Биография

Родом из испанского города Бильбилис (или Бильбила, Bilbilis , сегодня холм Бамбола, Cerro de Bambola , Испания ), на реке Салон (сегодня Халон), притоке Гибера (сегодня Эбро ). Дата рождения восстанавливается по одной из эпиграмм (X 24), написанной в конце 90-х годов, где Марциал упоминает мартовские Календы (то есть 1 марта ) как свой день рождения и говорит, что ему исполняется 57 лет.

«Поэт Марциал несколько раз называет себя кельтибером из Билбила» (Джон Коллис «Кельты: истоки, история, миф»).

Место своей родины Марциал часто и с любовью упоминает в своих стихотворениях. В Бильбиле он получил грамматическое и риторическое образование. В 64 году он (возможно для того, чтобы подготовиться к профессии адвоката) приезжает в Рим . В столице он налаживает отношения со знаменитыми соотечественниками: философом Сенекой и его племянником, поэтом Луканом . Это был последний период правления Нерона . В 65 году, после раскрытия антинероновского заговора Лукан и Сенека погибают: по приказу императора они кончают с собой, вскрыв вены. Жизнь Марциала меняется к худшему. Долгое время он ведёт малообеспеченный образ жизни, почти бедствует, находясь на положении клиента у богатых патронов.

В годы правления Тита (79—81) и Домициана (81—96) Марциалу сопутствует удача. При Тите он становится известен как литератор, при Домициане к нему приходит слава. В эти годы Марциал сближается с известными столичными литераторами: ритором Квинтилианом , поэтом Силием Италиком , сатириком Ювеналом , адвокатом и магистратом Плинием Младшим . Общается с образованными земляками, которых нередко упоминает в своих стихотворениях и среди которых находит покровителей своему таланту. Марциала привлекают близкие ко двору богатые и влиятельные вольноотпущенники — Парфений, Сигерий, Энтелл, Секст, Эвфем, Криспин — через которых он подносит свои произведения императорам и от которых, как клиент, прославляющий добродетель патронов, ищет для себя милостей.

В 80 году вышел первый сборник эпиграмм Марциала, написанный по поводу торжественного открытия амфитеатра Флавиев , Колизея . После публикации сборника, который принёс автору литературную известность, со стороны императора последовало почётное вознаграждение: Марциалу было пожаловано «право трёх сыновей» и соответствующие льготы, которыми пользовались римляне, имеющие не менее трёх сыновей. (Во времена Марциала это исключительное право могли получать бездетные и даже холостые мужчины.)

Привилегии, дарованные Титом, были подтверждены и расширены его преемником Домицианом; Марциал был награждён званием всадника . Значительного материального благосостояния это не принесло, но дало возможность жить в достатке и не испытывать нужды. В окрестностях Номентана у Марциала появляется скромное поместье, а в Риме вблизи Квиринала — дом.

К 84 году были написаны и опубликованы ещё две книги стихотворений: «Xenia» и «Apophoreta» («Гостинцы» и «Подарки»). В 85—96 годах регулярно (почти каждый год) появляются новые сборники эпиграмм. Они имеют большой успех. Вместе с ростом известности улучшается и материальное положение Марциала, хотя заслугой тому являются не продажи книг. По поводу своего «всенародного признания» Марциал жалуется: «мой кошелёк вовсе не знает о том»; книги Марциала продавались у троих книготорговцев, но своим достатком он всё равно был обязан влиятельным и богатым друзьям ( авторского права Рим не знал: издателем книги становился книготорговец, купивший у автора произведение; приобретая произведение, издатель не приобретал исключительного права на его издание — книга, вышедшая в свет, становилась «публичным достоянием», фактически, каждый купивший мог отдать её в переписку своим или наёмным специалистам-переписчикам и открыть собственную торговлю, и хотя в точности положение дел с выплатой гонораров в Риме нам неизвестно, стать обеспеченным на литературный доход было, во всяком случае, очень трудно). Тем не менее, несмотря на достаток и «всенародное признание», Марциал по-прежнему продолжает вести клиентский образ жизни. Остаётся предполагать, какие обстоятельства заставляют его быть клиентом; во всяком случае, не бедность (даже при том, что в стихах поэт часто «рисуется» собственной необеспеченностью).

К 88 году Марциал совершил длительное путешествие, в Корнелиев форум в Галлии Цизальпийской ; там он написал и издал третью книгу эпиграмм. Вернувшись в Рим, Марциал не покинул его до тех пор, пока императорами не стали Нерва и затем Траян . Здесь, скорее всего, ему не удалось снискать расположения правителей: в 98 году он покинул город, в котором прожил 34 года, и возвратился в родную Испанию, теперь уже навсегда.

В последние годы жизни Марциал пользуется расположением богатой Марцеллы, которая дарит ему поместье вблизи Бильбилы , где он проводит остаток дней. В 101 году он публикует последнюю книгу эпиграмм (в сборниках традиционно 12-я). Умер Марциал в 101 или 102 году (не позже 104 года). Когда известие о его смерти достигло Рима, Плиний Младший написал в одном из своих писем: «Слышу, умер Валерий Марциал, горюю о нём. Был он человек талантливый, острый, едкий; в стихах у него было много соли и жёлчи, но не меньше искренности».

Изображения

Словесный автопортрет Марциала даёт 65-я эпиграмма X книги следующим образом: «Hispanis ego contumax capillis … Hirsutis ego cruribus genisque» , при этом в эпиграмме подчёркивается «кельтиберский», знаковый характер пышной причёски на голове .

Марциал в античной графике и скульптуре В античности книги-свитки (лат. libri ) нередко содержали не только текст, но и рисунки. Крузиус в 1896 году высказал мнение , что в античных изданиях-свитках в книге I Эпиграмм помещался рисованный портрет Марциала, и эпиграмма I-1 представляет собой подпись к этому портрету. В предисловии к IX книге Эпиграмм сообщается об изображении (маске?) поэта, которым украсил свою библиотеку молодой римский аристократ Stertinius Avitus .

Марциал в современной графике и скульптуре .

  • Графический портрет Марциала, воспроизведенный из Лондонского издания 1814 года дан с пометкой «по рисунку на старинной камее ».
  • Рисунок T. Apiryon , на котором изображён «Небритый Марциал».
Бронзовый бюст Марциала, установленный в г. Калатаюд , Испания, на Plaza del Fuerte. Обработанная фотография.
  • Фотографии скульптурного портрета, выполненного в XX веке, можно видеть на нескольких веб-страницах . Это бронзовый бюст Марка Валерия Марциала, установленный на «малой родине» поэта в городе Калатаюд . Его автор — испанский скульптор Хуан Круз Мелеро (1910—1986).

Творчество

Сохранился корпус в 15 книг эпиграмм . 3 книги объединены в темы: «Зрелища», «Подарки», «Гостинцы»; 12 — смешанного содержания. «Зрелища» — особая книга стихотворений, которые также названы эпиграммами, но относятся только к играм, посвященным торжественному открытию Колизея в 80 году. Книга известна под названием «Liber de Spectaculis» («Книга Зрелищ»; сборник называется так по традиции, само название Марциалу не принадлежит).

Из четырнадцати книг две (13 и 14) представляют эпиграммы особого рода и имеют особые заглавия. Сборники составлены из двустиший , предназначенных для сопровождения подарков, которые посылались друзьям и которыми обменивались в праздник Сатурналий , в декабре. «Xenia» («Подарки», заглавие одного сборника) были подарками-подношениями съестного типа; «Apophoreta» («Гостинцы», заглавие другого) — подарками, которые раздавались после праздничной трапезы и уносились гостями с собой (различные полезные и бесполезные «безделушки», предметы домашнего употребления, статуэтки, картинки, сочинения знаменитых писателей).

Остальные 12 книг представляют собственно «классическое эпиграмматическое наследие» Марциала. Из них первые девять написаны и изданы при Домициане (8-я посвящена конкретно Домициану; так же, как и 10-я в первом издании, но 10-я дошла до нас во второй редакции, сделанной уже по низвержении Домициана, отчего посвящение было изъято). Книги 11 и 12 изданы при Нерве и Траяне; последняя из них прислана в Рим из Испании. Все 12 книг расположены в хронологическом порядке (от 86 года до первых годов II в.).

Для своих сочинений Марциал пользовался как и старыми греческими образцами, которые в Риме были хорошо известны (первые известные нам собрания эпиграмм относятся к I в. до н. э.), так и новыми латинскими. В предисловии к Книге I он указывает: «Скабрезную прямоту слов, то есть язык эпиграмм, я стал бы оправдывать, был бы на то мой пример: так пишет Катулл , и Марс, и Педон, и Гетулик, и всякий, кого перечитывают».

Эпиграммы Марциала от работ предшественников и современников отличаются в первую очередь метрическим разнообразием. Наряду с традиционным элегическим дистихом он использует семь размеров: дактилический гекзаметр , , фалекейский одиннадцатисложный стих и холиямб (любимые размеры Катулла), холиямбическую строфу, ямбическую строфу, ямбический сенарий. Содержание эпиграмм очень разнообразно: личные замечания; литературные декларации; пейзажные зарисовки; описание окружающей обстановки, явлений и предметов; прославление знаменитых современников, исторических деятелей; лесть в адрес императоров и влиятельных покровителей; выражение скорби по поводу смерти близких, и пр.

Творчество Марциала представляет огромный историко-бытовой интерес (многие аспекты римского быта восстановлены именно по свидетельствам Марциала), и художественный. Марциал — непревзойденный реалист, умеющий ясно и ярко обрисовать явление или событие, отметить «порок», изобразить своё однозначное к ним отношение, и все это мастерски выразить в яркой, задорной, лаконичной, убийственной эпиграмме. Своим искусством Марциал не только приобрел себе первое место в истории римской эпиграммы, стал не только «патриархом эпиграмматистов», но одним из самых заметных поэтов вообще.

Марциал написал 1561 эпиграмму, которые составили 14 книг .

Картина нравов

Творчество Марциала погружает нас в обстановку Рима второй половины I века нашей эры. Со времен последней гражданской войны, когда власть в 27 году до н. э. взял в руки Октавиан Август , прошло более ста лет. В течение первого века нашей эры Рим возглавляет череда императоров, характер правления которых непохож. В конце концов, после относительно мягкого режима Веспасиана и затем Тита, признававших права сената, императором становится Домициан (обращения к которому включали формулу «господин и бог»), на правление которого приходится расцвет творчества Марциала.

Марциал описывал в мельчайших подробностях и высмеивал жизнь в императорском Риме .

Марциал — один из немногих римских литераторов, кто избегает «глобальных философских проблем» и оторванных от жизни абстракций. Марциал — «чистый этик», он проповедует здравый смысл психически полноценного, вменяемого человека, который в окружении нравственной вседозволенности верен себе и до конца следует своему пониманию духа. В этом аспекте Марциал свободен от лицемерия; он свободно пользуется любыми средствами, руководствуясь одним принципом: «где надо и сколько надо». Отсюда даже самые « обсценные » эпиграммы едва ли производят отталкивающее впечатление, включая такие случаи, когда Марциал откровенно ругается, понося своих адресатов непристойным образом. Марциал не боится называть явления и людей своими именами и не беспокоится о «негативных последствиях» грубостей (он сам замечает: «lasciva est nobis pagina, vita proba», «страница наша непристойна, жизнь чиста» (I, 4)).

Содержание эпиграмм 12 книг чрезвычайно разнообразно, касаясь всевозможных обстоятельств, явлений и случайностей обыденной жизни и представляя собой яркую картину нравов и быта второй половины первого века Римской империи. Два аспекта в творчестве Марциала заметны более прочего: изображение половой распущенности, которое доходит до бесстыдства, превосходя вольности всех остальных римских литераторов, — и лесть и пресмыкательство перед богатыми и сильными горожанами. При том, что такие стихотворения принадлежат первостепенному поэту эпохи, которого с охотой и увлечением читают современники обоих полов, в творчестве Марциала приходится наблюдать доказательства низкой нравственности литературы и общества эпохи Домициана. От «грязи» свободна только одна книга эпиграмм, восьмая, которую поэт посвятил Домициану и, по собственному замечанию, нарочно избавил от непристойностей, обычных в других книгах. Зато именно эта книга насыщенна наиболее очевидными образцами марциаловой лести.

В оправдание непристойностей , в предисловии к 1-й книге Марциал ссылается как на предшествующих поэтов (в том числе на Катулла, которого можно назвать родоначальником римской эротической эпиграммы), так и на то, что он сам «пишет таким языком для людей, имеющих вкус к бесстыдству, любителей разнузданных зрелищ в праздник Флоры, а не для Катонов ». В то же время он не скрывает, что его эпиграммы привлекательны для [всех] читателей главным образом именно в этом аспекте, что даже «строгие на вид женщины» любят «потихоньку его почитывать» (XI, 16).

Справедливо предположить, что человек строгих нравов не станет с таким постоянством затрагивать тему телесного низа, но для Марциала этот аспект не просто дополнительный и верный способ снискать популярность, поиздеваться, но также своего рода метод подчеркнуть и определить отношение к самому явлению в определённых лицах (напр. эпиграммы к Таиде, Зоилу). В свете некоторых «скабрезных» фактов собственной биографии, которые восстанавливаются по его стихотворениям, Марциала уличают в том, что vita его в действительности была не настолько proba, как он сам утверждает; что lasciva у него не только pagina. Однако не следует забывать, что вопрос границы пристойности-непристойности в разные эпохи всегда субъективен и неоднозначен.

Что касается лести Домициану и его любимцам, придворным из вольноотпущенников и богатым людям вообще, стоит отметить, что во время Домициана подобную роль был вынужден разыгрывать не один Марциал. В этом отношении ему не уступал его современник и соперник, также выдающийся поэт Стаций (о котором Марциал не упоминает ни одним словом, как и Стаций о нём). В видах личной безопасности сам Квинтилиан иногда считал нужным льстить такому чувствительному к собственному «величию» человеку, каким был Домициан. Но никто, бесспорно, не был таким виртуозом в лести и пресмыкательстве, как Марциал; лесть поэта во многих случаях настолько груба и неестественна, что поэта можно заподозрить в скрытом издевательстве, в двойном смысле. В то же время, когда политические обстоятельства изменяются, Марциал, восхваляя преемников Домициана, к последнему относится уже с порицанием и прославляет Нерву за то, что он «в правление жестокого государя и в дурные времена не побоялся остаться честным человеком» (XII, 6).

Художественные достоинства

Эпиграмма, как особый вид литературных произведений, появилась в Риме ещё во времена Цицерона , но все поэты, которые пробовали писать в этом роде, были эпиграмматистами только отчасти — эпиграмма не была главным видом их литературной деятельности. (Кальв и Катулл, главные представители эпиграммы прежнего времени, сообщили ей особую едкость, пользуясь как орудием борьбы против политических и литературных врагов.)

Хотя сам Марциал признавал, что в эпиграмме уступает Катуллу, которому он отчасти подражает, именно он довел римскую эпиграмму до возможного совершенства. В литературном отношении эпиграммы Марциала являются произведениями крупного поэтического дарования. Он дал римской эпиграмме, как особому виду лирической поэзии, широкую разработку, какой она до тех пор не имела. Начиная от эпиграммы в основном значении этого термина, он подает её во многих нюансах: от сатиры-памфлета до элегии, от краткого острого двустишия до средней оды.

Марциал — мастер малой и средней формы, легкой, живой, краткой импровизации. Язык Марциала четок и ясен; он далек от той искусственной риторики , в которой с самого начала, за небольшим исключением, вязла поэзия императорского Рима. Как свои «коронные» приемы Марциал наиболее эффектно и эффективно использует антитезу , параллелизм , сентенцию , повтор, неожиданную клаузулу , в гармонии с собственно стилем. Виртуоз эпиграммы, Марциал в этом жанре, по-видимому, намного превосходил всех современных (и последующих) ему эпиграмматистов.

У Марциала эпиграмма принимает всевозможные оттенки, начиная с простой стихотворной надписи на предметах или подписи к предметам (чем была эпиграмма в своем первоначальном виде как у греков , так и у римлян ), до виртуозной по остроумию, меткости, пикантности или просто игривости стихотворной шутки, на разнообразные сюжеты обыденной жизни. Марциалу принадлежит первенство в эпиграмме так же, как Вергилию — в эпической поэзии, а Горацию — в лирической (мелической). Понятно, что это сравнение не утверждает равенство Марциала с двумя первенствующими представителями римской поэзии; но в том роде литературы, который составлял специальность Марциала, ему должно быть отведено первое место.

Современники и потомки о Марциале

Ни один из эпиграмматистов-предшественников Марциала не читался с таким желанием и не имел стольких поклонников, подражателей и плагиаторов. (Уже по его собственным эпиграммам рисуется тот масштаб, в котором поэты выдавали его эпиграммы за собственные.) Марциала читали и знали очень многие; он сам был прекрасно осведомлен о своей известности: его читают и в Британии Дальней и даже такой древнеримской глуши, как г. Вьен в Галлии Нарбонской; он сам утверждает, что его читают «в целом мире» (I, 1). Когда ему противопоставляли «серьёзные» виды поэзии — эпос и трагедию, он, гордясь популярностью своих эпиграмм, отвечал: «То хвалят, а это читают» (IV, 49).

Отсюда Марциал, вполне в духе Горация, уже в восьмой книге сулит себе бессмертие: «me tamen ora legent et secum plurimus hospes ad patrias sedes carmina nostra feret» («я на устах буду жить, и много с собой иноземцев в отчей пределы страны наши стихи понесут» (VIII, 3)); это пророчество сбылось точно так же, как у Горация). По поводу смерти Марциала также писал Плиний, что его ожидает слава и бессмертие: «Бессмертными его стихи не будут, как он писал; может быть и не будут, но писал он их так, чтобы были». После смерти Марциала продолжали читать и высоко ценить по всему Риму. Известно, например, что император Элий Вер , приемный сын Адриана , хранил Марциала вместе с «Искусством любви» Овидия у изголовья кровати и называл его «своим Вергилием».

Между IV и VI вв. Марциала часто цитируют писатели-грамматики; ему подражают поэты Авсоний (IV в) и Сидоний Аполлинарий (V в.). В средние века Марциала знали по многочисленным антологиями; его потихоньку читали схоластики, «целомудренные» епископы и даже папы. В XIV в. Джованни Боккаччо обнаружил и опубликовал рукопись с его эпиграммами. Марциал был одним из самых читаемых авторов Возрождения . Он оказал большое влияние на европейскую эпиграмму XVI—XVII вв. В XVIII в. Лессинг брал его в своих эпиграммах за образец и построил на их основе свою теорию эпиграммы; Марциалом интересовались И. К. Шиллер и И. В. Гёте . Вяземский называл его «кипящий Марциал, дурачеств римских бич». Про Пушкина, любившего «огонь нежданных эпиграмм», С. А. Соболевский писал: «Красоты Марциала ему были понятнее, чем Мальцову, изучавшему поэта». Известное стихотворение И. А. Бродского озаглавлено «Письма римскому другу (из Марциала)».

Был он человек талантливый, острый, едкий; в стихах у него было много соли и желчи, но не меньше искренности. (Плиний Младший)

В честь Марциала назван на Меркурии .

Тексты и переводы

Латинские тексты Марциала

  1. В формате HTML по изданиям XX века
    1. (лат.) . Дата обращения: 18 октября 2010. 28 ноября 2012 года.
    2. . Дата обращения: 29 марта 2006. 28 ноября 2012 года. (Онлайн библиотека латинских авторов)
  2. В формате по изданиям XV—XIX века. . Дата обращения: 23 апреля 2009. 28 ноября 2012 года. в числе своих сокровищ, выложенных для бесплатного доступа, сделал доступными полные факсимильные копии европейских печатных изданий Марциала, включая две инкунабулы и Cornucopiae кардинала Перотта (1506).
    1. . Дата обращения: 18 октября 2010. 28 ноября 2012 года. — «одно из лучших», по мнению Дератани (1936)
    2. . Дата обращения: 18 октября 2010. 28 ноября 2012 года. .
  3. . Дата обращения: 18 октября 2010. Архивировано из 28 ноября 2012 года. — три страницы выборочно. Источник — . Дата обращения: 18 октября 2010. Архивировано из 28 ноября 2012 года. , Нижняя Саксония.
  4. Аудиофайлы. Как могли звучать эпиграммы Марциала? — «Восстановленное произношение латинского языка I века н. э.» — файлы в формате MP3 — . Дата обращения: 18 октября 2010. Архивировано из 28 ноября 2012 года. , читает В. Фостер (Университет Миссури) и . Дата обращения: 18 октября 2010. 28 ноября 2012 года. .
  • . Дата обращения: 29 марта 2006. 28 ноября 2012 года.
  • В серии « Loeb classical library » сочинения изданы в 3 томах (1-е издание в 2 томах; 2-е издание в переводе Шеклтона Бейли: № 94, 95, 480).
  • В серии « Collection Budé » сочинения . Дата обращения: 16 марта 2010. 28 ноября 2012 года. в 2 томах, 3 книгах.

Русские переводы

  • Марциал . Эпиграммы / Пер. А. Фета , предисл. А. Олсуфьева. М., 1891. Ч. 1. 465 с. Ч. 2. 467—933 с.
  • Марциал . Избранные эпиграммы / Пер. Н. И. Шатерникова, под ред. и комм. Ф. А. Петровского, вступ. ст. Н. Ф. Дератани. М., Гослитиздат. 1937. 176 с. 10000 экз.
  • Марк Валерий Марциал. Эпиграммы / Пер. с лат., вступ. ст. и коммент. Ф. Петровского. — М. : Художественная литература, 1968. — 488 с. — ( Библиотека античной литературы ). — 50 000 экз.
  • Марк Валерий Марциал . Эпиграммы / Пер. Ф. А. Петровского , вступ. ст. В. С. Дурова. (Серия «Античная библиотека». Раздел «Античная литература».) СПб, Комплект. 1994. 100000 экз. 448 с. ( первое полное издание )
  • «Марциал не по-детски», 200 обсценных эпиграмм. Пер. и прим. Г. М. Севера. (Серия «Новые переводы классиков».) Toronto: Aeterna, 2012. ISBN 978-1-300-33969-4 .
  • М. Валерий Марциал: Книга зрелищ. Предисл., пер. и прим. Г. М. Севера. (Серия «Новые переводы классиков».) Toronto: Aeterna, 2014. ISBN 978-1-312-63779-5 .
  • М. Валерий Марциал: Эпиграммы, Книга I. Пер. и прим. Г. М. Севера. (Серия «Новые переводы классиков».) Toronto: Aeterna, 2018. ISBN 978-1-387-99967-5 .

Примечания

  1. Bell A. Martial // (брит. англ.) — , 1768.
  2. Martial // (англ.) — 2010.
  3. ca 40-104 Martialis //
  4. (англ.) . Дата обращения: 27 октября 2009. 28 ноября 2012 года.
  5. цитата по публикации А. И. Малеина (1900), с.86 — см.
  6. . Дата обращения: 15 октября 2010. Архивировано из 28 ноября 2012 года.
  7. от 3 января 2010 на Wayback Machine — портрет Марциала анфас
  8. [ [ [ (исп.) , (англ.) и [ ] . Дата обращения: 13 июля 2022. 30 ноября 2021 года. ] (исп.) , (англ.) и [ ] . Дата обращения: 13 июля 2022. 30 ноября 2021 года. ] (исп.) , (англ.) и [ ] . Дата обращения: 13 июля 2022. 30 ноября 2021 года. ] (исп.) , (англ.) и [ ] . (исп.)
  9. «Martial.» Encyclopædia Britannica from Encyclopædia Britannica 2007 Ultimate Reference Suite (2007)

Литература

  • Андреевский Н. А. Валерий Марциал : Культурно-биографический очерк из эпохи Домициана. Магистерская диссертация. — Харьков, 1880. — 134 с.
  • Олсуфьев А. В. Марциал: Биогр. очерк. — СПб, 1891. — 139 с.
  • Малеин А. И. Марциал. Исследования в области рукописного предания поэта и его интерпретации. — СПб., 1900. — 203 с.
  • Martial, The Unexpected Classic. J. P. Sullivan . — Cambridge University Press, 1991. — ISBN 978-0-521-60703-2

Ссылки

Источник —

Same as Марк Валерий Марциал