Interested Article - Северный, Аркадий Дмитриевич

Арка́дий Дми́триевич Се́верный (настоящая фамилия Зве́здин ; 12 марта 1939 , Иваново 12 апреля 1980 , Ленинград ) — советский музыкант , певец , гитарист , исполнитель песен современного городского фольклора , авторских неподцензурных песен, романсов и стилизаций. Обладал оригинальным тембром голоса и экспрессивной артистической подачей песни. Мог ярко обыграть песню в любой стилистике, от романсовой до джазовой .

Биография

Аркадий Дмитриевич Звездин родился 12 марта 1939 года в Иваново . Отец — Дмитрий Иосифович Звездин (1904—1958 ), уроженец деревни (ныне Вичугский район Ивановской области ), участник Великой Отечественной войны (политработник), лейтенант , был руководящим работником в Иванове; мать, Елена Макаровна, — домохозяйкой . Семья была большая, дружная — пятеро детей (дочь Людмила и сыновья Валентин, Лев, Михаил и средний — Аркадий).

В 1956 году окончил среднюю школу № 25 города Иваново.

В 1957 году уехал в Ленинград и поступил на лесоинженерный факультет Лесотехнической академии имени С. М. Кирова (ЛТА). Жил в студенческом общежитии на Песочной улице . На военной кафедре получил специальность штурмана . После третьего курса обучения перевёлся на планово-экономический факультет .

В 1965 году Аркадий Звездин окончил Лесотехническую академию и начал работать экономистом в ленинградской конторе объединения «Экспортлес».

В 1968—1969 годах служил в Советской армии лейтенантом ВВС в вертолётном полку под Ленинградом. Позже об этом периоде своей жизни сам Аркадий запустил в народ легенду, что службу ему якобы пришлось проходить в небе Вьетнама .

1972—1980 годы — активная творческая деятельность.

12 апреля 1980 года скончался в Ленинграде на 42-м году жизни в больнице им. Мечникова от инсульта на фоне пневмонии , дистрофии и гипертонии .

Личная жизнь

Первая жена — Нина, телеграфистка.

Вторая жена — Валентина Бойцова, расстались через 6 лет.

  • Дочь — Наталья (род. 1971).

Третья жена (неофициально) — Зинаида, прожили без заключения брака не более года .

Творчество

Поскольку Аркадий Звездин был в числе тех, кто не особо лояльно относился к советскому строю, то за время учёбы он близко сошёлся с различными представителями «несоветской» молодёжи — со стилягами , фарцовщиками , диссидентами и музыкальными коллекционерами. Среди последних был студент кораблестроительного института Рудольф Фукс . Однажды Фукс случайно услышал пение Аркадия и сразу загорелся идеей записать его на ленту. После нескольких пробных записей летом 1963 года Фукс вместе с компанией других коллекционеров-подпольщиков организовал домашнюю запись Северного под аккомпанемент ансамбля. В соответствии с «неформальной» модой тех лет в репертуаре были в том числе и блатные песни. На этой записи и родился сценический псевдоним — «Северный».

1970—1974

В начале 1970-х годов судьба вновь свела Звездина и Рудольфа Фукса. Последний решил возобновить записи песен в его исполнении, для чего сам сочинил сценарий «литературно-музыкальной композиции» из одесских песен, миниатюр и анекдотов и в конце 1972 года произвёл её запись в исполнении Аркадия Северного. Она получила название «Программа для Госконцерта» и очень быстро завоевала популярность практически на всей территории СССР.

Вдохновлённый успехом, Фукс осуществил запись ещё одной «одесской программы», написанной по его же сценарию, а затем ещё целый ряд сценарных концертов, открывая, по существу, новый жанр в магнитиздате, своего рода «театр у микрофона». Кроме того, в этот же период, в 1972 74 годах , Северный записал под гитару более 20 других домашних концертов, состоявших не только из блатных песен, но и из уличной лирики, романсов, студенческих и прочих «неподцензурных» песен. Особо следует выделить запись известной скабрёзной поэмы XIX века « Лука Мудищев », которую сделал знакомый Фукса, известный ленинградский коллекционер Сергей Иванович Маклаков.

1974—1976

В 1974 году Фукс снова организовал запись Аркадия Северного под небольшой ансамбль, а вскоре начал подготовку к новому проекту — концертам Аркадия Северного с «одесским джазом». Первая пробная запись состоялась в январе 1975 года на квартире басиста ВИА « Поющие гитары » Владимира Васильева, а в феврале была произведена запись концерта Аркадия Северного с ансамблем в актовом зале института «Ленпроект», по месту работы Рудольфа Фукса. Тексты некоторых песен («В Одессе я родился», «Вы хочете песен — их есть у меня», «С добрым утром, тетя Хая», «Семь-сорок», «Люблю я сорок градусов») написал сам Фукс .Запись получила название «Первый одесский концерт», быстро разошлась по всей стране и имела большой успех.

В апреле 1975 года запись Аркадия Северного с ансамблем организовал и Сергей Маклаков. Ансамбль состоял из музыкантов ресторана «Парус», которые под именем « Братья Жемчужные » уже записывались у Маклакова в конце 1974 года. Запись Жемчужных с Северным, получившая впоследствии название «Ой, мамочка!», была произведена на квартире коллекционера Дмитрия Михайловича Калятина.

У Аркадия с Калятиным завязалась дружба, а с осени того же 1975 года Аркадий поселился у него на квартире. Дело в том, что к этому времени Аркадию было негде жить, он ушёл из семьи и из дома, лишился работы в « ». У Калятиных Северный прожил около полутора лет. За это время Дмитрием Калятиным было произведено много записей Аркадия под гитару, на которых исполнялись как уличные и блатные, так и лирические песни и романсы. В свою очередь Сергей Маклаков и Рудольф Фукс продолжали свои проекты оркестровых записей Аркадия. В 1976 году произведены записи с ансамблями «Братья Жемчужные», «Четыре брата и лопата», «Альбиносы», «Светофор», «Крёстные отцы». Концептуально выдержанными можно назвать лишь несколько записей, организованных Фуксом: «Памяти Вертинского», «На проспекте 25 Октября», концерты на одесскую тематику — «Памяти Кости-аккордеониста», «Третий одесский».

Остальные концерты были весьма эклектичны, как в музыкальном, так и в репертуарном плане. Как, впрочем, и весь жанр «улично-ресторанной» эстрады, в котором и выступал тогда Аркадий Северный.

В 1976 году Северный предпринял несколько попыток избавиться от своего уже развившегося недуга — алкогольной зависимости. Лечение и в ленинградском Институте имени Бехтерева , и в московской клинике на Каширском шоссе привели лишь к кратковременной ремиссии. Примерно с середины 1976 года он уже нигде не работал и полностью перешёл на богемный образ жизни подпольного артиста. Его личные отношения с семьёй Калятиных всё более и более осложнялись.

1977—1978

В начале 1977 года произошла история с ленинградским коллекционером Виктором Набокой. В январе он записал два концерта Аркадия Северного с ансамблем «Обертон», один из которых был сделан в оригинальном рок-н-ролльном стиле. Но вскоре вдруг в адрес Аркадия прозвучали обвинения, что он украл у Набоки оригиналы записей. Что на самом деле лежало в основе этой истории — до сих пор остаётся неизвестным. Вскоре после этого Аркадий уехал из Ленинграда, но есть ли связь между его отъездом и этой историей — тоже неизвестно.

Как раз в это время киевскому коллекционеру Фреду Ревельсону удалось через Р. Фукса найти Северного и пригласить его на гастроли в Киев , куда Аркадий и прибыл в апреле 1977 года . Здесь была произведена запись концерта с ансамблем Григория Бальбера. А вскоре Северный получил приглашение от одесского коллекционера Владислава Коцишевского и в конце апреля приехал в Одессу .

В Одессе Северный записывался у Коцишевского под ансамбль «Черноморская чайка», собранный специально для этих записей. Сначала в трёх концертах совместно с омским автором-исполнителем Владимиром Шандриковым , а позже, весной и летом 1977 года, — в двух сольных концертах. Один из них — «Тётя Шура» — многими признан как образец классики в жанре уличной лирики.

Осенью 1977 года Северный вновь направился на лечение в московскую клинику. На этот раз удалось добиться ремиссии на год.

Владимир Лутченко , Аркадий Северный, Генрих Сечкин , Вячеслав Фетисов в Москве, 1978

После лечения он вернулся в Ленинград, где С. И. Маклаков вновь организовал его записи с братьями Жемчужными. Теперь они были осуществлены на более солидном музыкальном уровне (концерты «Диксиленд», «Проводы 1977 года»), а также более оригинальны в репертуарном плане. В основном были исполнены не фольклорные песни, а песни на стихи самодеятельного питерского поэта Владимира Раменского, друга Аркадия Северного и Сергея Маклакова.

Из стихов Владимира Раменского был составлен репертуар и других концертов этого периода — с ансамблями «Чайка» и «Химик». Два концерта с «Химиком» были организованы и записаны в феврале-марте 1978 года Владимиром Тихомировым и Владимиром Раменским. Перед этим Северный совершил непродолжительную гастрольную поездку в Нарву , где выступал в «Старом кафе» с исполнением песен на стихи В. Раменского. Вскоре Северный вновь уехал в Одессу к своей новой фактической жене Зинаиде. Весной и летом этого года он вновь плодотворно сотрудничал с В. П. Коцишевским, записывался у него под гитару, а также с ансамблями «Черноморская чайка» и «Шесть плюс один».

Осенью Северный оказался в Москве, и в это же время произошёл рецидив его болезни. В столице было организовано несколько ресторанных выступлений Северного, одно из них — для игроков хоккейной сборной СССР . Вскоре Северный расстался с Зинаидой, что, видимо, ещё более усугубило его недуг. Записей в этот период производилось совсем немного — с ансамблем «Аэлита» в Феодосии и концерт песен на стихи Есенина в Одессе.

К этому времени Северный окончательно стал профессиональным «подпольщиком» и нарушителем статьи 209 УК РСФСР . Его образ жизни, в сущности, совершенно невероятен для советской действительности. Не имея ни прописки , ни паспорта, ни трудовой книжки (не говоря уже об официальном месте работы), он свободно разъезжает по стране и практически открыто гастролирует и участвует в записях с репертуаром, совершенно неприемлемым для Советской власти.

1979—1980

В начале 1979 года Северный вернулся в Ленинград. Здесь он тесно сошёлся с компанией знакомых В. Раменского и В. Тихомирова, занимавшихся обивкой дверей, довольно выгодным в советские времена бизнесом. На квартире одного из них, Валерия Шорина (внука А. Ф. Шорина ), он жил несколько месяцев. Весной С. И. Маклаков организовал очередную его запись с « Братьями Жемчужными »; правда, ансамбль на этот раз выступал под названием «Божья обитель». Примерно в это же время Северного нашёл и его первый «импресарио» — Рудольф Фукс. Он организовал выступление Северного с Георгием Ордановским и рок-группой «Россияне» (запись не сохранилась). Вскоре Аркадий получил приглашение на гастроли в город Тихорецк , куда и отправился в начале лета.

В Тихорецке руководитель местной студии звукозаписи Станислав Сафонов (впоследствии он стал руководителем одной из первых в Тихорецке телекомпаний, «Тихорецк-ТВ») организовал запись Северного с ансамблем «Встреча» при участии хорошо известного в жанре певца и органиста Анатолия Мезенцева. После Тихорецка Северный поехал в станицу Кущёвскую , где местным коллекционером Н. Пушкарским была произведена запись с ансамблем «Казачок», а затем в Ростов-на-Дону . Там Северный дал несколько ресторанных концертов. В конце лета он приехал в Одессу, где записал «золотой диск» — большой концерт с «Черноморской чайкой» из одесской классики (так называемый «херсонский концерт»).

Новый надгробный памятник на кладбище крематория

Затем певец уехал в Москву. Во время пребывания в Москве Северный вновь выступал с ресторанными концертами, которых, по воспоминаниям разных людей, было довольно много. Молва приписывала Северному и специальные концерты для высокопоставленных советских и партийных деятелей. Жил он в этот период на разных квартирах, пока, наконец, не поселился у Анатолия Писарева. Здесь он жил до самой весны 1980 года, записывая много домашних концертов, в том числе — с песнями, сочинёнными самим А. Писаревым.

В феврале по приглашению С. И. Маклакова Северный ненадолго приехал в Ленинград, где записал концерт с « Братьями Жемчужными » («Олимпийский концерт», или «Трезвость»), а также домашний концерт у Владимира Раменского. После этого он возвратился в Москву, но в начале апреля вновь приехал в Ленинград. Здесь, на квартире В. Шорина, у него неожиданно произошло обширное кровоизлияние в мозг .

12 апреля 1980 года в 1 час 35 минут Аркадий Дмитриевич Звездин, известный как Аркадий Северный, скоропостижно скончался в больнице имени Мечникова на 42-м году жизни. Певец был похоронен на кладбище Ленинградского крематория .

Есть версия, что урна с прахом была утеряна ещё до её похорон на кладбище. Вот что рассказывают об этом: «Поставили урну на полку в коридоре, помянули, попели, поплясали, а потом обнаружили, что она куда-то пропала. Может быть, и выкинули в угаре…». Памятник певцу на территории Санкт-Петербургского крематория — кенотаф .

23 ноября 2013 года на доме 55 по набережной Обводного канала коллекционером Владимиром Суворовым и другими меломанами-энтузиастами установлена мемориальная доска «В этом доме в 1978 г. жил и пел Аркадий Северный (А. Д. Звездин)».

В апреле 2016 года на кладбище крематория был установлен новый надгробный памятник (автор — петербургский скульптор Владимир Шпалет) .

10 марта 2019 года по адресу улица Рыбинская , дом 7 пенсионер Валерий Петров и учитель Михаил Лоов в рамках объединённой программы мероприятий «Полдень Северного» к 80-летию исполнителя установили памятную табличку «С благодарностью от Человечества! Скромная инициатива простых горожан 2019». Доска установлена в честь Аркадия Северного, Александра Шеваловского, бит-ансамбля «Обертон» п/у Виктора Шатнева, записывавшихся когда-то в этом пустующем доме в период расселения в 1977—1979 гг., на подпольной студии звукозаписи, которую создал коллекционер Виктор Набока. Доска расположена в фойе гостиницы, находящейся сейчас в этом здании.

Наследие

Творческое наследие А. Северного состоит более чем из ста магнитофонных альбомов. Их список продолжает уточняться коллекционерами-энтузиастами. Далеко не все записи Северного можно считать разысканными на настоящий момент. Неизвестные ранее записи время от времени «всплывают» до сих пор.

Диски

  • В 1980 году в США фирмой «Kismet» издана первая пластинка Аркадия Северного «Король подпольной песни».
  • В 1989 году по инициативе Рудольфа Фукса на ленинградской студии грамзаписи фирмы «Мелодия» был выпущен диск «Памяти Аркадия Северного».
  • В 1990-х годах записи Северного издавались на компакт-дисках московской фирмой RCD и рядом других мелких фирм звукозаписи, а в дальнейшем — студией «Ночное такси» Александра Фрумина, которому в настоящее время принадлежат юридические права на издание записей А. Северного. Качество изданных записей довольно посредственное, к тому же издаются концерты не полностью.

Увековечивание памяти

Книги, публикации в прессе

  • В мае 1980 года уже эмигрировавшим Рудольфом Фуксом в нью-йоркской газете « Новое русское слово » была опубликована статья памяти Аркадия Северного. В дальнейшем Фукс опубликовал ещё несколько статей, посвящённых Северному.
  • Первое упоминание о Северном в советской прессе появилось в статье Юрия Гаврилова «Миражи подпольного „бизнеса“» (газета «Вечерняя Одесса» от 25 декабря 1981 года), посвящённой нелегальной деятельности Владислава Коцишевского.
  • В 1990-м году в газете "Одесская афиша" (2 и 3 номера) была опубликована с продолжением статья Евгения Оршуловича "Звезда и смерть Аркадия Северного". Впервые на территории СССР о творчестве Северного отозвались положительно.
  • В 1995 году Михаилом Шелегом была написана и опубликована книга «Споём, жиган» , где впервые излагалась краткая биография Северного. Позже М. Шелег изложил её в книге «Аркадий Северный. Две грани одной жизни» , которая была издана в 1997 году и переиздана в 2000 году.
  • В 2002 году в журнале «Наша улица» опубликовано эссе русского писателя и литературного критика Юрия Кувалдина «Северная звезда» . В 2006 году она была опубликована в собрании сочинений писателя.
  • В 2006 году в Интернете был опубликован текст книги И. Ефимова и Д. Петрова «Аркадий Северный, Советский Союз» .
  • В 2010 году новосибирский журналист Дмитрий Тростников опубликовал в Интернете текст , прообразом главного героя в котором стал А. Северный. В конце года книга была издана .
  • В 2010 году была издана книга Рудольфа Фукса «Песни на „рёбрах“: Высоцкий, Северный, Пресли и др.» В ней автор рассказывает в том числе и о своих встречах с Аркадием Северным .
  • В 2010 году в Германии вышла книга Ули Хуфена «Regime und die Dandys» , главные герои книги — Аркадий Северный, Константин Беляев , и другие .
  • В 2010 году в журнале «КоммерсантЪ-ВЛАСТЬ» , № 27 от 11 июля 2011 г. была опубликована рецензия на книгу Ули Хуфена «Regime und die Dandys» : А. Дельфинов «В СССР была отличная музыка, о которой никто не знал».
  • В 2012 году в московском издательстве Алгоритм вышла книга Андрея Передрия « Владимир Высоцкий . Сто друзей и недругов» . В ней помещена глава «Аркадий Северный» , в которой повествуется о взаимоотношениях Высоцкого и Северного.
  • В 2012 году в журнале «Вне закона» № 26, декабрь 2012 г. была опубликована статья Е. Колесникова «Король блатняка. Аркадия Северного убил алкоголь».
  • В начинающий кинодраматург опубликовал в Интернете текст написанного им сценария полнометражного художественного кинофильма . В он же опубликовал в Интернете обновлённую версию этого же сценария. До настоящего времени сценарий не экранизирован.
  • В 2016 году в книге Е. Лесина «И немедленно выпил» опубликована глава «Король подпольной песни. Аркадий Северный» .
  • В 2017 году в книге И. Московского «Исповедь о Русском Шансоне» опубликована глава 16 «Король русского шансона Аркадий Северный» .
  • В 2017 году в книге И. Уразова «Подделки под Высоцкого. Книга-расследование» опубликована глава «Аркадий Северный».
  • В 2018 году в июньском номере журнала « Новый мир » был опубликован рассказ Романа Сенчина «Аркаша», в котором описывается встреча Майка Науменко , Виктора Цоя и Андрея Панова , ещё не ставших музыкантами, с Аркадием Северным, записывающим незадолго до смерти концерт с группой « » .
  • В 2019 году в февральском номере журнале «Тайны СССР» была опубликована статья Л. Бударин «Любимец женщин и блатных».
  • В 2019 году в апрельском номере журнала «Биография» была опубликована статья «Аркадий Северный. Король подпольного шансона».

Фильмы, где использованы записи Аркадия Северного

  • Голос Аркадия Северного в первый раз зазвучал с экрана в советском фильме «Заговор против страны Советов» (фильм № 1), 1984 год (режиссёр Вермишева Е., киностудия ЦСДФ ), в качестве «звуковой иллюстрации» к кадрам, показывающим русскую эмиграцию первой волны. Были использованы фрагменты песен «Не надо грустить, господа офицеры» и «Поручик Голицын» .
  • В 2005 году выходит американский фильм на русско-еврейскую тему « И всё осветилось » ( англ. «Everything is Illuminated» ) режиссёра Льва Шрайбера с актёром Элайджей Вудом в главной роли. В одном из эпизодов фильма звучит песня «Здравствуйте, моё почтенье…» (вариант из Тихорецкого концерта, июнь 1979 года) в исполнении Аркадия Северного.
  • 27-28 марта 2016 года по телеканалу Россия-24 был показан документальный фильм Алексея Самохина « Забайкальская каморра ». В начале картины звучит отрывок (два куплета и начало припева) из песни «Воркута — Ленинград» ( «Это было весною…» ) в исполнении Аркадия Северного под гитару .
  • Песня «Показания невиновного» звучит в фильме Кирилла Серебренникова « Лето » (2018).

Документальные фильмы

  • В 1993 году на Санкт-Петербургском телевидении появилась документально-телевизионная программа об Аркадии Северном «Северный шансон» , автор Михаил Шелег .
  • В 1993 году выходит в эфир документально-телевизионная программа об Аркадии Северном «Концерт по заявкам» (при участии М. Шелега). Ведущая передачи — известная ленинградская певица Мария Пахоменко .
  • В 1997 году снят фильм «Он был почти что знаменит» (режиссёр Дмитрий Завильгельский ). Документально-музыкальный фильм рассказывает о судьбе Аркадия Северного. Телепремьера фильма состоялась на телеканале ТВЦ в 1998 году .
  • В 2005 году режиссёр Дмитрий Завильгельский снял фильм «Когда мы вернёмся…» . Фильм рассказывает об истории создания памятника Северному в Санкт-Петербурге через «призму» трагической истории уничтоженного в 1970-е годы памятника известному барду Арону Круппу .
  • 30 декабря 2008 года на Пятом канале (Санкт-Петербург) состоялась премьера нового документального фильма к юбилею исполнителя «Аркадий Северный. Человек, которого не было» .
  • 12 марта 2011 года в Центральном доме журналиста состоялась премьера заключительной части документальной трилогии Дмитрия Завильгельского «Бронза для героев» .

Магнитоальбом

В апреле 1982 года вышел и начал быстро распространяться магнитоальбом Александра Розенбаума и « Братьев Жемчужных » — «Памяти Аркадия Северного». Запись предварялась следующим вступлением: «Сегодня исполняется 2 года со дня смерти Аркадия Звездина-Северного. Александр Розенбаум, при участии „Братьев Жемчужных“, посвящает свои песни его памяти» .

Памятник

Скульптор — автор проекта памятника Аркадию Северному. О создании памятника снят фильм «Когда мы вернёмся…» В Санкт-Петербурге памятник планировали установить на закрытой территории Лесотехнической академии , но в итоге памятник был установлен в Иванове .

Открытие памятника Аркадию Северному 18 июня 2010 года

По словам первого заместителя председателя правительства Ивановской области Александра Фомина:

В этом году будет обустроен сквер у Щудровской палатки — древнейшего гражданского кирпичного здания города, относящегося к XVIII веку. Здесь будет установлен памятник нашему земляку, барду Аркадию Северному. Стоимость работ составит более 7 миллионов рублей.

Накануне открытия скульптурная композиция неожиданно была изменена . В бутылке появилась чёрная роза, превратив символ алкогольной зависимости певца в вазу с цветами . Ивановская общественность обратилась с открытым письмом к губернатору, и 21 июня 2010 года роза была демонтирована департаментом культуры .

Открытие памятника состоялось в Иванове 18 июня 2010 года, рядом с площадью Революции , в скверике возле Щудровской палатки . На открытии присутствовали глава региона Михаил Мень , глава администрации города Иваново Александр Кузьмичёв, жители и гости города.

По мнению председателя совета ректоров вузов Ивановской области, ректора ИвГУ Владимира Егорова:

Артистам нечасто ставят памятники, а артистам андеграунда — почти никогда. Пути творческих людей зачастую неисповедимы. Кто-то приходит в искусство через академические традиции и образование, но есть люди, которые прорастают в искусство своим талантом, как какие-то экзотические цветы. У них народные корни. К их числу относится и Аркадий Северный .

Памятником является и могила Аркадия Северного на кладбище санкт-петербургского крематория (колумбарий № 5)

Фестивали

  • С 1995 года в Санкт-Петербурге проводятся ежегодные фестивали памяти Аркадия Звездина-Северного.
  • С 2009 года в Иваново проводится музыкальный фестиваль имени Аркадия Северного « » .

На указанных фестивалях выступают в основном исполнители русского шансона .

С 2014 года в Санкт-Петербурге на легендарной площадке НИИ Жиров, проводится ежегодный фестиваль Клуба Рудольфа Израилевича Фукса, посвящённый Аркадию Северному, организованный коллекционером Павлом Столбовым, и другими известными подвижниками Жанра.

На указанном фестивале выступают классики Жанра (Р.Фукс, Н.Браун, В.Ефимов, В.Ильин, Б.Виноградов, ВИА Химик, и др.), и современные продолжатели классической городской песни.

Примечания

  1. Ефимов, Игорь Анатольевич. [Электронный ресурс] : [ 10 сентября 2019 ] : с. сайта. — В: [Текст] : [ рус. ] : [ 17 мая 2018 ] : биогр. изд. / И. А. Ефимов, Д. Петров // : персон. сайт / И. А. Ефимов. — Киев : Самиздат, 2007.
  2. . Дата обращения: 5 июня 2020. 5 июня 2020 года.
  3. Марина Скворцова. // Невский альманах . — 2015. — Апрель ( № 2 (81) ). — С. 123 . 19 ноября 2019 года.
  4. . wellnesso.ru . Дата обращения: 12 августа 2021. 12 августа 2021 года.
  5. Рудольф Израилевич Фукс (Соловьёв) . от 15 апреля 2009 на Wayback Machine
  6. . Дата обращения: 27 мая 2020. 28 сентября 2020 года.
  7. . Дата обращения: 24 июля 2011. 27 июля 2010 года.
  8. . Дата обращения: 13 ноября 2016. Архивировано из 14 ноября 2016 года.
  9. . Дата обращения: 5 декабря 2010. 18 февраля 2011 года.
  10. Фукс Р. . от 2 апреля 2015 на Wayback Machine
  11. Ули Хуфен
  12. . Дата обращения: 13 августа 2022. 17 августа 2022 года.
  13. . Дата обращения: 30 сентября 2017. 8 января 2016 года.
  14. Россия 24. (26 марта 2016). Дата обращения: 9 декабря 2016. 17 марта 2017 года.
  15. . Дата обращения: 15 ноября 2008. 8 января 2016 года.
  16. Дата обращения: 15 ноября 2008. 8 декабря 2007 года.
  17. . Дата обращения: 12 июля 2011. 12 июня 2015 года.
  18. . Дата обращения: 7 февраля 2010. 8 января 2016 года.
  19. . Дата обращения: 21 июня 2010. 17 мая 2013 года.
  20. . Дата обращения: 21 июня 2010. 18 мая 2013 года.
  21. . Дата обращения: 21 июня 2010. Архивировано из 22 июня 2010 года.
  22. Дата обращения: 21 июня 2010. 8 января 2016 года.
  23. . Дата обращения: 19 июня 2010. 8 января 2016 года.
  24. Ночное Такси. (11 января 2011). Дата обращения: 6 октября 2016. 14 июля 2017 года.

Ссылки

  • на YouTube
  • / Специальное радио, февраль 2017
  • Ефимов И., Петров Д.
  • Тростников Д. (роман)
  • Юрий Ханон (эссе)
Источник —

Same as Северный, Аркадий Дмитриевич