Interested Article - Борис Владимирович (князь ростовский)

Бори́с Влади́мирович (ок. 990-е 24 июля 1015 , в крещении Рома́н ) — князь Ростовский (ок. 1010 1015 ), сын киевского князя Владимира Святославича от царевны Анны или от неизвестной «болгарыни» , возможно, из волжских болгар .

Канонизирован вместе с братом Глебом Русской православной церковью как страстотерпцы Святые Борис и Глеб ; день памяти в Русской православной церкви 2 мая (перенесение мощей святых братьев), 24 июля (вместе с князем Глебом) по юлианскому календарю , а также в Соборах Владимирских , Ростово-Ярославских , Рязанских , Тульских святых. Похоронен вместе с братом в Вышгороде .

Борис под именем Роман Русский входит в список святых Римско-католической церкви .

Биография

По начальной Киевской летописи , он рождён от болгарыни и при втором разделе земель получил в удел Ростов , которым до того владел его старший брат Ярослав . Раньше, как видно из прибавлений к некоторым спискам летописей, бывших в руках у В. Н. Татищева , Борису был дан Муром . Второй раздел произошёл около 994 996 годов . С этого времени до 1015 года в летописях о Борисе нет никаких упоминаний.

Убийство, канонизация и почитание на Руси

В 1015 году заболел его отец Владимир Святославич , и Борис был призван в Киев . Вскоре по его прибытии стало известно о вторжении печенегов , и отец послал его с дружиною для отражения их. Борис нигде не встретил печенегов, умиротворил («оумиривъ грады») северянские города и, возвращаясь обратно, остановился на реке Альте . Здесь он узнал о смерти отца и о занятии великокняжеского стола сводным братом Святополком . Дружина предложила идти на Киев и овладеть престолом, но Борис не хотел нарушать святости родовых отношений и с негодованием отверг это предложение, вследствие чего дружинники отца покинули его и он остался с одними своими отроками .

Между тем Святополк, который, извещая Бориса о смерти отца, предлагал быть с ним в любви и увеличить его удел , отправил Путшу и вышегородских бояр для убиения брата: симпатии к Борису народа и дружины делали его опасным соперником. Путша с товарищами пришёл на Альту, к шатру Бориса, ночью на 24 (30) июля ; услыхав пение псалмов , доносившееся из шатра, Путша решился обождать отправления Бориса ко сну. Едва только последний, вдвойне опечаленный и смертью отца и слухами о злодейском намерении брата, окончил молитву и лёг, как ворвались убийцы и копьями пронзили Бориса и его слугу венгра Георгия, пытавшегося защитить господина собственным телом. Ещё дышавшего Бориса убийцы завернули в шатёрное полотно и повезли. Святополк, узнав, что он ещё жив, послал двух варягов прикончить его, что те и сделали, пронзив его мечом в сердце. Тело Бориса тайно было привезено в Вышгород и там погребено в церкви св. Василия. Борису было около 25 лет .

Позже он вместе с братом Глебом был канонизирован.

Дискуссия о достоверности общепринятой версии

Ф. А. Бруни Убиение Бориса.
Памятник Святому князю Борису в Борисполе, Украина

В 1834 году профессор Санкт-Петербургского университета Сенковский , переведя на русский язык « Сагу об Эймунде » , обнаруживает там, что варяг Эймунд вместе с дружиной был нанят Ярославом Мудрым . В саге рассказывается, как конунг Ярислейф (Ярослав) сражается с конунгом Бурислейфом, причём в саге Бурислейфа лишают жизни варяги по распоряжению Ярислейфа. Одни исследователи предполагают под именем «Бурислейфа» Бориса, другие — польского короля Болеслава , которого сага путает с его союзником Святополком.

Затем некоторые исследователи на основании саги про Эймунда поддержали гипотезу, что смерть Бориса «дело рук» варягов, присланных Ярославом Мудрым в 1017 году , учитывая то, что, по летописям, и Ярослав, и Брячислав, и Мстислав отказались признать Святополка законным князем в Киеве. Лишь два брата — Борис и Глеб — заявили о своей верности новому киевскому князю и обязались «чтить его как отца своего», и для Святополка весьма странным было бы убивать своих союзников. До настоящего времени эта гипотеза имеет как своих сторонников, так и противников.

Также историографы и историки, начиная с С. М. Соловьёва предполагают, что повесть о смерти Бориса и Глеба явно вставлена в « Повесть временных лет » позже, иначе летописец не стал бы снова повторять о начале княжения Святополка в Киеве.

Прочее

  • В летописи под 1175 годом упоминается о мече Бориса, принадлежавшем в то время Андрею Боголюбскому .
  • В 2011 году во время исследования остатков средневекового могильника у села Шекшово был найден сильно повреждённый коррозией боевой топор со следами серебряной инкрустации. При реставрации на нём, впервые для подобных находок, были обнаружены знаки Рюриковичей . После детального изучения находки было высказано предположение о принадлежности топорика дружиннику Бориса Владимировича .

Образ в кино

Примечания

  1. Назаренко А. В. // Православная энциклопедия . — М. , 2003. — Т. VI : « Бондаренко (англ.) ». — С. 44. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 5-89572-010-2 .
  2. Поппэ А. В. Земная гибель и небесное торжество Бориса и Глеба // Труды Отдела древнерусской литературы. — СПб. : Д. Буланин, 2003. — Т. LIV. — С. 309—312.
  3. Войтович Л. В. Генеалогія династій Рюриковичів і Гедиміновичів. — К. , 1992. — С. 24.
  4. Пчелов Е. В. Рюриковичи. История династии. — М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2003. — С. 80.
  5. Евтушенко С. А. Убийство сыновей Владимира Святого: Борис, Глеб, Святослав / Под ред. С. В. Перевезенцева. — М. : Социально-политическая МЫСЛЬ, 2008. — С. 12.
  6. Христианство: Энциклопедический словарь. — Т. 3. — М. , 1998. — С. 715.
  7. Рудаков В. Е. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  8. Поляков А. Н. от 11 апреля 2020 на Wayback Machine // Вестник Оренбургского университета. — 2000. — № 3.
  9. от 18 мая 2008 на Wayback Machine
  10. от 27 сентября 2007 на Wayback Machine ( ISBN 966-02-1683-1 ) (Розділ третій. РЮРИКОВИЧІ. ПЕРСОНАЛЬНИЙ СКЛАД) (укр.)
  11. от 19 сентября 2011 на Wayback Machine . Из книги: Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX—XII вв.) — М. : Аспект-Пресс, 1999.
  12. . Дата обращения: 29 декабря 2012. 16 января 2014 года.
  13. . Дата обращения: 29 декабря 2012. Архивировано из 16 января 2014 года.

Литература

  • // свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М. : Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. IX: Май, День 2. — С. 77.
  • Головко А. Б . Древняя Русь и Польша в политических взаимоотношениях X первой трети XIII вв. — К. , 1988. — 135с.
  • Грушевський М. С. Історія України-Руси. — Т. 2. — К. , 1992. — 633 с.
  • Древняя Русь в свете зарубежных источников./ под редакцией Е. А. Мельниковой. — М. : Логос, 1999.
  • Ильин Н. И. Летописная статья 6523 года и её источник. Опыт анализа. — М. , 1957. — 230 с.
  • Grabski A. F. Bolesław Chrobry. — Warsz. , 1964. — 356 s.
  • Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях. — М. : Языки русской культуры, 2001.
  • Войтович Л. В. (укр.) . — Львів: Інститут українознавства ім. І. Крип’якевича, 2000. — 649 с. — ISBN 966-02-1683-1 .
  • Рудаков В. Е. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.

Ссылки

  • . проект «Хронос». Дата обращения: 18 декабря 2013.
Источник —

Same as Борис Владимирович (князь ростовский)