Нгуен Нгок Тхо
- 1 year ago
- 0
- 0
Эпимени́д ( др.-греч. Ἐπιμενίδης ) — древнегреческий жрец и провидец, представитель предфилософской традиции, эпический поэт.
Эпименид родился в VII веке до н. э. в Фесте на Крите , жил потом в Кноссе ; в древних сказаниях изображается любимцем богов и прорицателем. По словам Аристотеля , он не предсказывал будущего, но разъяснял тёмное прошлое. Сообщается о его особом космогоническом учении. По Эпимениду было два первоначала — Аэр и Ночь. Когда афиняне после восстания Килона хотели очиститься от Килонова проклятия, они пригласили Эпименида для принесения очистительных жертв (в 596 до н. э.) . Эпименид совершил жертвоприношения и в вознаграждение взял только ветвь с оливы, посвящённой Афине и заключил договор о дружбе между кносцами и афинянами.
По преданию, Эпименид юношей заснул в зачарованной пещере Зевса на горе Ида и проснулся лишь через 57 лет (миф, лёгший в основу «Пробуждения Эпименида» Гёте ). По другой версии, находясь в ней, он постился и пребывал в продолжительных экстатических состояниях. В любом случае, пещеру он покинул обладателем «великих мудростей», а именно, определённой экстатической техники. Путешествуя повсюду, он предсказывал будущее, разъяснял скрытый смысл прошлого и очищал города от миазмов, порождённых преступлениями.
Исторически известный Эпименид умер в преклонной старости (якобы 154 года), на Крите. Некоторые учёные отрицали существование Эпименида. Ср. Schultess, «De Epimenide Crete» (Бонн, 1877); G. Busolt, «Griechische Geschichte» (II, § 16).
Эпимениду приписывается стих о лживости критян (цитирован в Библии, в Новом Завете в « Послании к Титу » апостола Павла , : Κρήτες ἀεί ψεύσται и т.д.), приводимый издавна в логиках как пример порочного круга ( circulus vitiosus ), ввиду критского происхождения самого Эпименида. По одной из версий, ему принадлежат также слова, процитированные апостолом Павлом в его речи в Афинах в библейской книге « Деяния святых апостолов »: «ибо мы Им живём и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: „мы Его и род“» ( ). По другим версиям, Павел цитирует философа Клеанфа , поэта Арата , либо поэта Пиндара , либо сразу их всех («некоторые из ваших стихотворцев»).