Шувалов, Иван Иванович
- 1 year ago
- 0
- 0
Граф Алекса́ндр Ива́нович Шува́лов ( 8 [19] февраля 1711 — 13 [24] октября 1771 , с. Косицы Верейского уезда Московской губернии , ныне деревня Спасс-Косицы Наро-Фоминского района Московской области ) — доверенное лицо Елизаветы Петровны и в особенности Петра III , камергер , начальник Канцелярии тайных розыскных дел , генерал-фельдмаршал , сенатор , член Санкт-Петербургской конференции .
Родной брат Петра Ивановича Шувалова и двоюродный брат Ивана Ивановича Шувалова , фаворита Елизаветы Петровны .
Происходил из рода Шуваловых . Благодаря стараниям отца Ивана Максимовича , выборгского коменданта, причислен ко двору цесаревны Елизаветы, где играл до 1741 года важную роль, заведуя дворовым хозяйством. Принял деятельное участие в перевороте 1741 года .
С воцарением Елизаветы сразу занял влиятельное положение, осыпан, как и брат, монаршими милостями, наградами и знаками благоволения: в 1741 году награждён Орденом Александра Невского , в 1744 году становится генерал-поручиком , с 1746 года — генерал-адъютант императрицы, в том же году, как и брат Пётр Иванович, возводится в графское достоинство. Влияние Шуваловых возрастает в ещё большей степени с 1749 года, когда двоюродный брат Александра Ивановича, Иван Иванович, становится фаворитом Елизаветы. 18 ( 29 ) декабря 1753 года получает высшую награду Империи — Орден Святого апостола Андрея Первозванного .
С 1742 года принимает участие в делах Тайной канцелярии, в 1746 году сменяет знаменитого Ушакова на посту её главы. Присяга была принесена в домовой церкви Андрея Ивановича. Осуществляет надзор за содержанием в ссылке Брауншвейгской фамилии , руководит расследованием дела Лестока , позднее — следствием по делу Апраксина и Бестужева . Шувалов был приставлен следить за Екатериной Алексеевной и Петром Фёдоровичем, из-за чего выросла неприязнь великой княжны к первому .
В 1754 году назначается гофмаршалом при дворе великого князя Петра Фёдоровича, будущего Петра III . Шуваловы придают этому особое значение, поскольку рассчитывают, что подобное сближение с наследником престола позволит им укрепить своё положение при дворе. Однако будущее показало, что, сделав ставку на Петра III, они глубоко ошибались.
Последние годы елизаветинского царствования и короткое правление Петра III становятся вершиной могущества шуваловской партии: в 1758 году А. И. Шувалов становится сенатором, 28 декабря 1761 ( 8 января 1762 ) года — генерал-фельдмаршалом.
Во время переворота, приведшего Екатерину к власти, он пытается агитировать гвардейцев сохранить верность Петру, но, убедившись в полной бесперспективности своих попыток, бросается к ногам государыни, прося её о помиловании. Одобрив прошение, Екатерина дарит лично ненавистному ей Шувалову две тысячи крепостных и отправляет его в отставку со всех постов (1763 год). Газета « Санкт-Петербургские ведомости » сообщила, что 9 ( 20 ) января 1763 года её императорское величество удовлетворяет прошение графа Александра Ивановича Шувалова об отставке ввиду слабого здоровья и подтверждает его права на дарованные именным приказом Петра III от 9 ( 20 ) июня 1762 2000 дворцовых крестьянских душ в выбранных графом местах. Графу были пожалованы Гиреевская и Кузовская волость (Калужская губерния) Можайского уезда (407 и 317 душ соответственно) , а также село Аполье и Ямсковицкая мыза в Ингерманландии (1242 души) .
Последние годы жизни провёл с семьёй в усадьбе Косицы Верейского уезда Московской губернии, похоронен в построенной им , в пределе Алексия Митрополита.
Александр был наиболее бледной фигурой шуваловской партии, по отзывам современников, не имел ни харизмы, ни дарований своих братьев, без одобрения которых не смел сделать и шага. В Санкт-петербургской конференции , совещательном органе при императрице Елизавете Петровне, играл незаметную роль, будучи проводником чужих идей. Екатерина II , не терпевшая Александра Ивановича Шувалова, изображает его человеком неумным, нерешительным, жестоким, мелочным, скупым, скучным и пошлым:
Александр Шувалов, не сам по себе, а по должности, которую занимал, был грозою всего двора, города и всей Империи; он был начальником инквизиционного суда, который звали тогда Тайной канцелярией. Его занятие вызывало, как говорили, у него род судорожного движения, которое делалось у него на всей правой стороне лица, от глаза до подбородка, всякий раз, как он был взволнован радостью, гневом, страхом или боязнью.
От брака с Екатериной Ивановной Кастюриной (18.10.1718—11.08.1790) имел единственную дочь Екатерину (1733—1821), выданную замуж в 1750 году за графа Гаврила Ивановича Головкина (ум. 1787). Императрица Екатерина II, не любившая не только самого Шувалова, но и всю его семью, писала о них :
Я была в карете с женою графа Александра Шувалова, с самой скучной кривлякой, какую только можно себе представить… Мы смеялись над ним, над его женой, дочерью, зятем чуть ли не в их присутствии; они подавали тому повод, потому что нельзя было себе представить более отвратительных и ничтожных фигур. Госпожа Шувалова получила от меня прозвище «соляного столпа». Она была худа, мала ростом и застенчива; её скупость проглядывала в её одежде; юбки её всегда были слишком узки и имели одним полотнищем меньше, чем полагалось и чем употребляли остальные дамы для своих юбок; её дочь, графиня Головкина, была одета таким же образом; у них всегда были самые жалкие головные уборы и манжеты, в которых постоянно в чём-нибудь да проглядывало желание сберечь копейку. Хотя это были люди очень богатые и не стесненные в средствах, но они любили по природе все мелкое и узкое, истинное отражение их души.