Interested Article - Гостомысл
- 2020-05-19
- 1
Гостомы́сл — персонаж книжных легенд, известных с XV века. В книжной традиции с XV века — старейшина ильменских словен , живший в IX веке. В некоторых поздних, с XVI века, списках русских летописей с его именем связывается призвание на княжение Рюрика . Гостомысл является также героем, представленным в качестве правителя или князя , литературных произведений « Сказание о князьях Владимирских » XVI века и « Сказание о Словене и Русе и городе Словенске » XVII века, а также Киевского синопсиса XVII века .
Литературные источники
В ранних русских летописях имя Гостомысла не встречается. Его имя как первого новгородского старейшины появляется в XV веке в перечнях «А се посадници новгородьстии» из Комиссионного списка Новгородской первой , Ермолинской и Новгородской четвёртой летописей. Как инициатор призвания варягов , он появляется в ещё более поздних источниках XVI века. Воскресенская летопись XVI века сообщает, что по совету Гостомысла призвали варягов из Пруссии :
И въ то время въ Новеграде некый бе старейшина именемъ Гостомыслъ, скончаваеть житіе, и созва владалца сущая съ нимъ Новаграда, и рече: «советъ даю вамъ, да послете въ Прускую землю мудрыя мужи и призовете князя отъ тамо сущих родовъ .
Гостомысл единожды упоминается в Никоновской летописи XVI века в описании расселения славянских племён .
Летописи указывают холм Гостомысла и его могилу на Волотовом поле , вблизи Великого Новгорода .
Археологи сомневаются в самом существовании Новгорода в IX веке: самые ранние постройки там датируются 930-ми годами . Княжеская резиденция в Рюриковом Городище возникла раньше, и там обнаружены следы скандинавского и западнославянского присутствия.
Гостомыслом звали одного из племенных вождей (князей) вендов ( ободритов , племенного союза западных славян ), который погиб в 844 году в сражении против короля Людовика II Немецкого , согласно Ксантенским и Фульдским анналам . В оригинальных латинских текстах имя погибшего вождя пишется как Gestimus, Gestimulus , Gostomuizli .
Татищевские известия
Гостомысл известен также из так называемых татищевских известий — группы исторических известий, опубликованных в труде второй четверти XVIII века « История Российская » Василия Татищева , содержащих информацию, не имеющую аналогов в известных в настоящее время исторических источниках ; происхождение и достоверность известий носят дискуссионный характер
Наиболее подробно историю Гостомысла излагает так называемая Иоакимовская летопись , спорный источник , известный только по выдержкам из него, сделанным Татищевым (таким образом, сведения из Иоакимовской летописи также принадлежат к числу татищевских известий). Гостомысл упоминается как в самой Иоакимовской летописи (выдержках, приведённых Татищевым), так и в тексте Татищева со ссылкой на эту летопись.
Согласно Иоакимовской летописи:
« Буривой , имея тяжкую войну с варягами , неоднократно побеждал их и стал обладать всею Бярмиею до Кумени . Наконец при оной реке побеждён был, всех своих воинов погубил, едва сам спасся, пошёл во град Бярмы , что на острове стоял, крепко устроенный, где князи подвластные пребывали, и, там пребывая, умер. Варяги же, тотчас пришедшие, град Великий и прочие захватили и дань тяжёлую возложили на славян , русь и чудь .
Люди же, терпевшие тяготу великую от варяг, послали к Буривою, испросить у него сына Гостомысла, чтобы княжил в Великом граде. И когда Гостомысл принял власть, тотчас варягов что были каких избили, каких изгнали, и дань варягам отказался платить, и, пойдя на них, победили, и град во имя старшего сына своего Выбора при море построил, заключил с варягами мир, и стала тишина по всей земле. Сей Гостомысл был муж великой храбрости, такой же мудрости, все соседи его боялись, а его люди любили, разбирательства дел ради и правосудия. Сего ради все близкие народы чтили его и дары и дани давали, покупая мир от него. Многие же князи от далёких стран приходили морем и землёю послушать мудрости, и видеть суд его, и просить совета и учения его, так как тем прославился всюду.»
Оригинальный текст (церк.-сл.)Буривой, имѣя тяжку войну съ Варяги, множицею побѣждаше ихъ, и облада всю Бярмію до Кумени; послѣди при оной рѣцѣ побѣжденъ бысть, вся свои вои погуби, едва самъ спасеся, иде во градъ Бярмы, иже на островѣ сый крѣпцѣ устроенный; идѣже Князи подвластнїи пребываху, и тамо пребывая умре; Варяги же абїе пришедше градъ великїй и прочїи обладаша, и дань тяжку возложиша на Славяны, Русь и Чудь.
Людїе же терпяху тугу велику отъ Варягъ, пославше къ Буривою испросиша у него сына Гостомысла, да княжитъ во велицѣ градѣ; и егда Гостомыслъ прїя власть, абїе Варяги бывшїе овы изби, овы изгна, и дань Варягомъ отрече, и шедъ на ня побѣди, и градъ во имя старѣйшаго сына своего Выбора при морѣ построи, учини съ Варяги миръ, и бысть тишина по всей земли. Сей Гостомыслъ бѣ мужъ елико храбръ, толико мудръ, всѣмъ сосѣдомъ своимъ страшный, а людѣмъ его любимъ расправы ради и правосудїя: сего ради вси окольны чтяху его, и дары и дани дающе, купуя миръ отъ него, многи же Князи отъ далекихъ странъ прихождаху моремъ и землею послушати мудрости, и видѣти судъ его, и просити совѣта и ученїя его, яко тѣмъ прославися всюду.
Три дочери Гостомысла были замужем за соседними князьями, а четыре сына умерли ещё при его жизни. Скорбя о неимении мужского потомства, Гостомысл однажды увидел во сне , что из чрева средней его дочери, Умилы , произросло огромное дерево, покрывшее своими ветвями огромный город (ср. у Геродота историю о сне, увиденном дедом Кира Великого ). Вещуны растолковали, что один из сыновей Умилы будет его наследником. Перед смертью Гостомысл, собрав « старейшин земли от славян, руси, чуди, веси, меров, кривичей и дряговичей », рассказал им о сне, и послали они к варягам просить в князья сына Умилы. Согласно матрилатеральной традиции (наследование по материнской линии), на зов явились, после смерти Гостомысла, Рюрик с двумя братьями — Синеусом и Трувором .
Татищев со ссылкой на Иоакимовскую летопись и, возможно, используя какие-то несохранившиеся источники (хотя, вероятно, далеко не ранние), рассказывает о женитьбе Рюрика на Ефанде , дочери новгородского посадника Гостомысла, инициатора приглашения Рюрика .
Согласно «Новгородской Степенной книге», одному из источников, использованных Татищевым (вероятно, это собственно Степенная книга XVI века ), Гостомысл умер глубоким стариком.
Литературные произведения
В позднесредневековой историографии, особенно польской, стали распространёнными конструкции, призванные продемонстрировать, по меньшей мере, римскую древность славянской государственности. На Руси в начале XVI века было создано « Сказание о князьях Владимирских », в котором народ — племена, призывавшие варягов, были заменены легендарным правителем Гостомыслом, а призванная династия возводилась к римскому императору Августу .
Новгородская редакция « Сказания о Словене и Русе и городе Словенске » XVII века завершается сюжетом о Гостомысле, заимствованным из «Сказания о князьях Владимирских». Гостомысл, правивший в возобновленном после запустения Новгороде / Словенске, советует призвать «самодержца» из Прусской земли «от рода Августова». В Новгород является «курфистр и князь великий» Рюрик.
Гостомысл упомянут и в Киевском синопсисе , компилятивном обзоре истории Юго-Западной Руси , составленном в XVII веке предположительно архимандритом Киево-Печерского монастыря Иннокентием Гизелем . Легенду о происхождении Рюрика, использованную в редакции «Сказания о князьях Владимирских», автор «Синопсиса» трансформировал по западному образцу, настаивая на балтийско-славянском происхождении варягов . Эта конструкция привела к невразумительному изложению истории: «иные» (не киевские, а новгородские) россы по совету Гостомысла призывают варяжских (славянских по языку) князей, но в изложении «Синопсиса» сохраняется их атрибуция, характерная для русской книжности XVI века: три князя происходят не от славян, а «от Немец» .
Историография
Позднелетописные данные о Гостомысле приводит в « Записках о Московии » (1549) дипломат Священной Римской империи Сигизмунд Герберштейн .
Уже хорватский католический богослов, лингвист и историк XVII века Юрий Крижанич призывал не верить «постыдным басням» «придворных баятелей» о Гостомысле и «не искать славы в лживых и всеми народами осмеянных и оплеванных баснях о роде Августа…» .
В реальности Гостомысла не сомневался историк немецкого происхождения XVIII века, академик Г. З. Байер . Российские историки XVIII века В. Н. Татищев и М. М. Щербатов склонялись к признанию достоверности рассказа Иоакимовской летописи о Гостомысле.
В существовании Гостомысла усомнился историограф немецкого происхождения XVIII века, академик Г. Ф. Миллер . По мнению Н. М. Карамзина , «предание о Гостомысле сомнительно», так как древние летописи не упоминают о нём . На отсутствие упоминаний о Гостомысле в древних летописях указывал также С. М. Соловьёв .
И. И. Срезневский в середине XIX века писал, что имя Гостомысла имеет западнославянские корни, так как окончание « -мысл » не характерно для восточных славян, но часто встречается среди западных славян. По мнению историка, легенда о вожде западных славян Гостомысле проникла в Новгородские земли и стала частью восточнославянского эпоса.
Археолог-лингвист А. М. Микляев проанализировал в округе Приильменья до сотни топонимов , включающих созвучие «-гост-; -гощ-» , и допустил их широкое появление уже с VIII века . Археологические поиски в ранних слоях Новгорода и Ладоги также указывают на распространение в IX—X веке посуды западнославянского типа, характерной для побережья Балтики, что может указывать как на развитые торговые связи, так и на миграцию в район Приильменья части западно-славянских племён.
По мнению В. Н. Овчарёва, имя Гостомысла проникло в русские летописи из мекленбургской генеалогической традиции. В 1629 году Иоганн Хемниц опубликовал генеалогию мекленбургских герцогов, в которой выводит линию Рюриковичей от ободритского князя Годлейба. В этом же источнике присутствует и Гостомысл (Gozomuzolo) , сын Чедрага . Сам Хемниц ссылается на несохранившийся манускрипт из Шверина, датированный 1418 годом.
С. Н. Азбелев считал, что новгородский Гостомысл и ободритский — одно и то же лицо. Азбелев ставил под сомнение факт смерти ободритского князя Гостомысла в 844 году. По его мнению, Гостомысл, возглавлявший государство руян , в связи с вторжением войск Людовика II Немецкого в 844 году бежал на берега озера Ильмень. В результате этого там возникли поселения прибывших с ним славян — руси прибалтийской .
По мнению В. Я. Петрухина , построение Азбелева не имеет под собой ничего, кроме совпадения имён, а новгородский Гостомысл является персонажем новгородской книжной традиции .
Как отмечает Я. С. Лурье , в XV веке в Новгороде и Москве создаются «две истории Руси», каждая из которых основывается на приоритете собственных традиций . В Новгороде важным было показать исконность власти посадника и веча , что, по мнению Петрухина, и определило включение в список новгородских посадников Новгородской первой летописи Гостомысла, заменившего на первом месте в этом списке более позднего (X век) Добрыню , исторического дядьку киевского князя Владимира . Московская историография XVI века в «Сказании о князьях Владимирских» «переигрывает» Новгород, превращая новгородского посадника Гостомысла в инициатора призвания великого князя Рюрика «от рода Августа» из Прусской земли .
Е. А. Мельникова отмечает, что составитель Воскресенской летописи переосмысливает Сказание о призвании варягов в русле русской исторической и общественной мысли XV—XVI веков и соединяет его с легендой о Гостомысле . Переработкой летописного текста является и некоторая часть неизвестных источников, использованных Татищевым, где появляется Ефанда. Целью этой переработки, согласно Мельниковой, было обоснование права иноэтничной правящей династии на власть, для чего подходила легенда о браке Рюрика с Ефандой, дочерью новгородского посадника Гостомысла .
Примечания
- ↑ , с. 8, 17, 20, 144, 419.
- от 10 ноября 2011 на Wayback Machine // Полное собрание русских летописей . — СПб.: Тип. Э. Праца, 1856. — T. VII. — С. 268.
- Полное собрание русских летописей . Т. 9. С. 3.
- ↑ , Рюрик, Синеус и Трувор в древнерусской историографической традиции, с. 210, 212.
- Тарабардина О. А. Дендрохронология средневекового Новгорода (по материалам археологических исследований 1995—2005 гг.). Автореферат дисс. канд. ист. наук. — М., 2007. — С. 10.
- Дата обращения: 24 июня 2007. 17 июля 2009 года.
- // Monumenta Germaniae Historica. Scriptores rerum Germanicarum in usum scholarum. — Hannover; Leipsige: Impensis Bibliopolii Hahniani, 1909. — P. 14.
- // Monumenta Germaniae Historica. Scriptores rerum Germanicarum in usum scholarum. — Hannover: Impensis Bibliopolii Hahniani, 1891. — P. 35.
- См.: Толочко А. П. «История Российская» Василия Татищева: Источники и известия. — М.: Новое литературное обозрение ; Киев: Критика, 2005. — С. 196—245.
- Татищев В. Н. История Российская . — М.: АСТ , 2003. — С. 54.
- История Российская с самых древнейших времен неусыпными трудами через тритцать лет собранная и описанная Покойным Тайным Советником и Астраханским Губернатором, Василием Никитичем Татищевым . — М.: Напечатана при Московском Университете, 1768. — Кн. 1. Ч. 1. — С. 33.
- Геродот . История / Перев. и примеч. Г. А. Стратановского . — М.: Ладомир, АСТ, 2001. — С. 50 (I, 108).
- Татищев В. Н. История Российская . — М.: АСТ , 2003. — С. 54—55.
- ↑ , Происхождение правящей династии в раннесредневековой историографии. Легитимизация иноэтничной знати, с. 113.
- Сиренов А. В. от 1 апреля 2019 на Wayback Machine . М. : Языки славянских культур, 2007. С. 14.
- Герберштейн С. Записки о Московии: В 2-х томах / Российская академия наук. Институт славяноведения. Т. 2. Статьи, комментарий, приложения, указатели, карты / Под ред. А. Л. Хорошкевич . М.: Памятники исторической мысли, 2008.
- Юрий Крижанич . Политика / Пер. и коммент. А. Л. Гольдберга . М., 1997. С. 373—380.
- « От начала Руссы, или Россияне владетелей Варягов имели. Выгнавшиж оных, Гостомысл от словенского поколения, правил владением, и ради междоусобных мятежей ослабевшим, и от силы Варягов угнетенным. По его совету Россияне владетельский дом от Варягов опять возвратили, то есть: Рурика с братьями » ( Байер Г. З. от 20 июля 2021 на Wayback Machine . При Императорской академии наук, 1767).
- Карамзин Н. М. Полное собрание сочинений: В 18 т. / Вступ. ст. и послесл. А. Смирнова; Коммент. А. Кузнецова. — М. : ТЕРРА — Книжный клуб, 1998. — Т. 1. — С. 205, 365. — 576 с. — ISBN 5-300-01829-5 .
- Соловьев С. М. История России с древнейших времен . от 29 мая 2007 на Wayback Machine .
- Археологическое исследование Новгородской земли. ЛГУ, 1984. С. 25—45.
- Азбелев С. Н. от 17 мая 2012 на Wayback Machine
- Лурье Я. С. Две истории Руси XV века. СПб., 1994.
Литература
- Азбелев С. Н. // Варяго-русский вопрос в историографии / Под ред. В. В. Фомина . — М. : Русская панорама, 2010. — С. 598—618. — 624 с. — (Изгнание норманнов из русской истории). — 1000 экз. — ISBN 978-5-93165-272-6 .
- Лукин П. В. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики . — 2019. — № 1 (75).
- Мельникова Е. А. / Институт всеобщей истории РАН ; Университет Дмитрия Пожарского; Под ред. Г. В. Глазыриной и Т. Н. Джаксон . — М. : Русский фонд содействия образованию и науке, 2011. — 476 с. — ISBN 978-5-91244-073-1 .
- Петрухин В. Я. . — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Форум : Неолит, 2014. — 464 с.
- Янин В. Л. Новгородские посадники. — М., 1962. — С. 46—47 ( Гостомысл как легендарный персонаж ).
- Łowmiański Н. Gostomysl posadnik nowgorodzki w końcu X wieku // Łowmiański H. Studia nad dziejami słowiańszczyzny, Polski i Rusi w wiekach średnich. Poznań, 1986. S. 457—464 ( Гостомысл как историческое лицо ).
Ссылки
- из Полного собрания русских летописей . Т. 31. Л., 1977.
- // Русская история в изобразительном искусстве
- Овчарёв В. Н. .
- 2020-05-19
- 1