Interested Article - Катехон
- 2020-04-11
- 1
Кате́хо́н или катехоническая концепция (от греч. ὁ κατέχων — «Удерживающий») — богословское и политологическое понятие, имеющее корни в христианской эсхатологии : исторический субъект, как правило, то или иное государство, имеющий миссию препятствовать окончательному торжеству зла в истории и приходу Антихриста .
Происхождение термина и понятие
Происхождение термина и понятия восходит к словам апостола Павла во втором послании к Фессалоникийцам , где он говорит о невозможности наступления конца мира, пока не « взят от среды удерживающий теперь » ( 2Фес. ) (« τὸ γὰρ μυστήριον ἤδη ἐνεργεῖται τῆς ἀνομίας, μόνον ὁ κατέχων ἄρτι ἕως ἐκ μέσου γένηται· »).
В православной традиции толкование вышеприведённого стиха имело различные варианты. Иерей Даниил Сысоев приводит три основных варианта :
- Первое толкование, принадлежащее Иоанну Златоусту и разделяемое Феофилактом Болгарским : Удерживающий — Римская империя , препятствующая разгулу зла и анархии силой государственного закона.
- Второе толкование, также известное Иоанну Златоусту, и принимаемое Феодоритом Кирским и патриархом Фотием : Удерживающий — благодать Святого Духа , которая будет отнята у людей за всеобщее озлобление и оскудение любви.
- Третье толкование, принадлежащее преподобному Ефрему Сирину и Иоанну Дамаскину , связывает эти слова с Божиим определением о проповеди Евангелия по всему миру, необходимо предшествующей концу мира.
Русская политическая философия
Концепция Удерживающего начала активно развиваться в русском православном богословии и историософии в русской эмиграции XX века, в монархических кругах Русской зарубежной церкви , и относилась по преимуществу к рухнувшей в марте 1917 года российской монархии . Последнее обстоятельство интерпретировалось как указание, что мир находится в непосредственном преддверии воцарения Антихриста .
Ранее наиболее развёрнутое изложение указанной концепции присутствует в книге Я. В. Илляшевича «Отец Иоанн Кронштадтский» (Белград, 1938), изданной под псевдонимом И. К. Сурский (по названию села Сура, где родился Иоанн Кронштадтский ). Книга в целом имеет агиографический характер и приводит следующие слова как извлечение из проповеди Иоанна Кронштадтского , напечатанной первоначально в книге «Новые слова, произнесённые в 1902 году» (1903, стр. 47: «Слово на день Рождения Государя Императора Николая Александровича 6 мая»): « Да, чрез посредство Державных Лиц Господь блюдет благо Царств земных и особенно блюдет благо мира Церкви Своей, не допуская безбожным учениям, ересям и расколам обуревать её, — и величайший злодей мира, который явится в последнее время, — антихрист не может появиться среди нас по причине самодержавной власти, сдерживающей бесчинное шатание и нелепое учение безбожников. Апостол говорит, что дотоле не явится на земле антихрист, доколе будет существовать самодержавная власть » .
В дальнейшем концепция развивалась под влиянием подготовки прославления императора Николая II и других святых Царственных мучеников , осуществлённой РПЦЗ в 1981 году. В конце 1980-х — начале 1990-х годов в связи с политикой Перестройки и гласности труды по данной теме стали массово проникать в СССР. Идея о русском православном царе как об Удерживающем распространилась и среди части верующих и духовенства Русской православной церкви .
Катехоническая концепция занимает значительное место в историософской книге «Самодержавие духа» , впервые вышедшей в 1994 году в России за подписью митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычёва) . Удерживающим назван русский православный царь или Русская держава .
Иерей Даниил Сысоев , выступавший с активной критикой воззрений на православного царя как на Удерживающего, признавал, что среди православных монархистов «утверждение это считается чуть ли не самоочевидной аксиомой» .
О катехоне в 1997 году говорил правый философ Александр Дугин , понимая под ним Россию как Третий Рим , Святую Русь и «геополитический ковчег» .
Примечания
- Термин — неологизм и не имеет нормативного ударения.
- ↑ от 17 февраля 2020 на Wayback Machine // Православный журнал Благодатный огонь. № 4.
- Кашеваров А. Н. от 15 декабря 2017 на Wayback Machine // Новейшая история России. — 2013. — № 1. — С. 105—115.
- Сурский И. К. Отец Иоанн Кронштадтский. — Белград, 1938, Т. 1. — C. 186.
- Императоръ Николай II какъ человѣкъ сильной воли. Джорданвилль, 1983. С. 86—87.
- Высокопреосвященнейший Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский от 24 июля 2019 на Wayback Machine . — СПб.: , 1995. — 349 с.
- Высокопреосвященнейший Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский от 15 марта 2022 на Wayback Machine Стояние в вере : Очерки церковной смуты. — СПб.: Издательство « », 1995. — 216 с.
- от 27 сентября 2007 на Wayback Machine // Пастырь добрый. Венок на могилу митрополита Иоанна. / Сост. К. Ю. Душенов . — СПб.: Издательство « », 1996. — 188 с.
- . Дата обращения: 24 августа 2018. 7 апреля 2022 года.
Литература
- Сысоев Д. , диак. // Москва. 1999. — № 11. — С. 214—216
- Саркисян А. Р. // Церковь и время . — 2021. — № 3 (96) . — С. 90—114 .
- Федяй И. В. Понятие «Катехон» в контексте цивилизационной миссии России // Цивилизационная миссия России: к 300-летию провозглашения Российской империи : Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Москва, 20 мая 2021 года / Под редакцией Т. И. Мармазовой, М. В. Фоменко. — Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Русайнс», 2021. — С. 376—381.
Ссылки
- Роман Соловьёв . . Официальный сайт Московской духовной академии. 22.10.2013.
- Профессор Андрей Сергеевич Десницкий . .
- 2020-04-11
- 1