Interested Article - Петер Лорре

Пе́тер Ло́рре ( нем. Peter Lorre ; настоящее имя — Ла́дислав (Ла́сло) Лёвеншта́йн , венг. Löwenstein László , словацк. Ladislav Löwenstein ; 26 июня 1904 , Ружомберок 23 марта 1964 , Лос-Анджелес ) — австрийский и американский актёр театра и кино, режиссёр , сценарист .

Ранние годы

Родился в городе Ружомбероке в Татрах (ныне — Словакия ) в семье служащего местной текстильной фабрики, венгерского еврея Алоиза Лайоша Лёвенштайна (27.1.1877 — 1958), родом из Чёнге , и его жены Эльвиры Фрайшбергер (ок. 1883 — 17.4.1908), местной уроженки .

В 1908 году мать Лорре умерла, и отец женился снова — на её лучшей подруге Мелани Кляйн. В этом браке родились двое детей — Элиза (17.7.1909) и Гуго. По долгу службы отца семья некоторое время жила в румынском городе Браила , где Ладислав посещал частную немецкую школу, а с сентября 1913 года — в Вене . Там Ласло ходил в реальную гимназию. В марте 1915 года отец был призван в армию, и семья переселилась в Мёдлинг близ Вены , чтобы меньше платить за квартиру. Уже в следующем году отец вернулся с Восточного фронта в чине обер-лейтенанта, демобилизованный после тяжелого ранения в лёгкое, и в 1917 году семья вновь поселилась в столице, где отец получил работу на оружейной фабрике Штейр. В том же году было приобретено небольшое имение в Каринтии , где семья проводила часть года (впоследствии эта территория вошла в состав Югославии ) .

В 1922 году Лорре окончил школу и по желанию отца начал изучать банковское дело. Работал помощником в обменном пункте Англо-Австрийского банка, затем — служащим в венском филиале чешского Живностенского банка, но вскоре спровоцировал своё увольнение. Увлёкшись театром, посещал литературные кафе города, в том числе знаменитое кафе Централь , где собирались литературно-артистические круги. Был принят в труппу театра импровизации Якоба Морено ; импровизационный метод позднего основателя « психодрамы » существенно повлиял на его выразительные средства; на протяжении всей своей жизни он серьёзно увлекался психоанализом .

Карьера

От Морено он получил псевдоним Петер Лорре ещё до того, как пригласил его в театр в Бреслау . В 1925—1926 годах он выступал в Цюрихе , в 1926—1928 годах — в Вене . На рубеже 1920-х и 1930-х годов, выступая в «Фольксбюне», участвовал в экспериментах Брехта по созданию « эпического театра » и выработке нового стиля исполнения на Шиффбауэрдамм . Весной 1929 года Бертольт Брехт поручил ему роль Фабиана в пьесе «Сапёры в Ингольштадте» . В 1931 году он сыграл главную роль — Гэли Гэя — в пьесе Брехта « Человек есть человек » («Что тот солдат, что этот»), поставленной автором в Государственном театре; однако «эпическая» манера исполнения не была принята: многим показалось, что Лорре играет просто плохо . Но через несколько месяцев он стал звездой, сыграв свою первую роль в кино — детоубийцу Бекерта в фильме Фрица Ланга « М ». Он продолжил работу в театре и снимался в небольших, как правило, комических ролях в кино.

4 марта 1933 года, после прихода нацистов к власти, еврей Лорре покинул Германию — сначала он отправился в Вену , затем в Париж . В 1934 году в Лондоне он сыграл обаятельного злодея в хичкоковском фильме « Человек, который слишком много знал ». Как рассказывал Альфред Хичкок в интервью Франсуа Трюффо «на участии Петера Лорре настаивал я. Он снимался у Фрица Ланга в „М“ и в моем фильме должен был сыграть свою первую роль в британском кино. У него острое чувство юмора. Ему дали кличку „ходячий редингот“ , потому что он ходил в пальто до пят» . Плохо владея английским, он был вынужден зазубрить свой текст на слух. Во время съемок Лорре женился на актрисе Цецилии Львовской (позже Селия Ловски ).

В июле 1934 года с контрактом студии «Коламбия» он поехал в Голливуд , где ему пришлось играть злобных и коварных иностранцев. Первым голливудским фильмом Лорре стала картина « Безумная любовь » (1935) по роману Мориса Ренара «Руки Орлака», где он сыграл безумного учёного д-ра Гоголя, пришившего руки мёртвого убийцы мужу женщины, в которую влюблён. В 1937—1939 годах он сыграл главную роль в восьмисерийном фильме о приключениях японского сыщика и шпиона мистера Мото (параллельно в американских кинотеатрах шёл похожий и более известный сериал о Чарли Чане , прерванный из-за алкоголизма и смерти исполнителя главной роли актера Уорнера Оуленда , и последний неоконченный фильм франшизы перемонтировали в картину с участием Лорре-Мото). Сам актёр не любил эти фильмы, но они приносили доход студии, а у Лорре росло число поклонников.

В 1940 году Лорре снялся в фильме « » с коллегами по фильмам ужасов — Белой Лугоши и Борисом Карлоффом .

Петер Лорре пользовался популярностью как характерный персонаж в приключенческих фильмах . Он с успехом играл роли проходимцев: Джоэля Каиро в « Мальтийском Соколе » (1941) и Угартэ в культовом фильме « Касабланка » (1942).

В 1941 году Петер Лорре получил американское гражданство.

После Второй мировой войны кинокарьера Лорре пошла на спад, вследствие чего он переключился на работу в театре и на радио. В 1949 году он вернулся в Европу. В Германии в качестве соавтора сценария, режиссёра и исполнителя главной роли поставил фильм « » (1951). Однако фильм, на который он возлагал большие надежды и который дался ему с большим трудом, в прокате успехом не пользовался. Со своей третьей женой Аннемари Бреннинг Лорре вернулся в США, играл в театре, снимался на телевидении и в кинофильмах, где чаще всего использовался его образ «страшилки». В 1954 году сыграл злодея Ле Шифра в телепостановке « », вместе с Барри Нельсоном , исполнившим роль Джеймса Бонда . В 1957 году сыграл комиссара Бранкова в фильме Шёлковые чулки .

В начале 1960-х он работал с режиссёром Роджером Корманом в нескольких популярных малобюджетных фильмах.

Смерть

Петер Лорре умер от инсульта в 1964 году. Его тело кремировали , а прах захоронили на голливудском мемориальном кладбище (сейчас оно называется «Голливуд Навечно»). Винсент Прайс зачитал на похоронах надгробную речь.

Избранная фильмография

Год Русское название Оригинальное название Роль
1930 ф Белый дьявол Der weiße Teufel н/д
1931 ф М M Ганс Бекерт
1934 ф Человек, который слишком много знал The Man Who Knew Too Much Эбботт
1935 ф Crime and Punishment Родерик Раскольников
1936 ф Секретный агент Secret Agent генерал
1937 ф Спасибо, мистер Мото Thank You, Mr. Moto мистер Кентаро Мото
1940 ф Странный груз Strange Cargo месье Пиг
1940 ф Незнакомец на третьем этаже Stranger on the Third Floor Незнакомец
1941 ф Лицо под маской The Face Behind the Mask Янош «Джонни» Сабо
1941 ф Они встретились в Бомбее They Met in Bombay капитан Чан
1941 ф Мальтийский сокол The Maltese Falcon Джоэл Кайро
1942 ф На протяжении всей ночи All Through the Night Пепи
1942 ф Агент-невидимка Invisible Agent барон Икито
1942 ф Касабланка Casablanca Угарте
1943 ф Истоки опасности Background to Danger Николй Залешов
1944 ф Мышьяк и старые кружева Arsenic and Old Lace доктор Герман Эйнштейн
1944 ф Маска Димитриоса The Mask of Dimitrios Корнелиус Лайден
1944 ф Конспираторы The Conspirators Ян Бернажски
1946 ф Три незнакомца Three Strangers Джонни Уэст
1946 ф Чёрный ангел Black Angel Марко
1946 ф Вердикт The Verdict Виктор Эммрик
1946 ф Погоня The Chase Джино
1947 ф Моя любимая брюнетка My Favorite Brunette Кисмет
1949 ф Верёвка из песка Rope of Sand Тоди
1950 ф Зыбучий песок Quicksand Ник
1953 ф Посрами дьявола Beat the Devil Джулиус О’Хара
1954 ф 20 000 лье под водой 20,000 Leagues Under the Sea Консель
1954 тф Casino Royale Лё Шиффр
1956 ф Вокруг света за 80 дней Around the World in 80 Days стюард на пароходе «Карнатик»
1957 ф Шёлковые чулки Silk Stockings комиссар Бранков
1957 1960 с Альфред Хичкок представляет Alfred Hitchcock Presents Карлос / Томас Сальгадо
1960 ф Запах тайны Scent of Mystery Смайли
1960 с Сыромятная плеть Rawhide Виктор Лорье
1961 ф Путешествие на дно моря Voyage to the Bottom of the Sea командор Люциус Эмери
1962 ф Истории ужаса Tales of Terror Монтресор
1963 ф Ворон The Raven доктор Адольфус Бедлоу
1963 ф Комедия ужасов The Comedy of Terrors Феликс Гилли

Примечания

  1. Peter Lorre // (англ.)
  2. Peter Lorre // — 2005.
  3. Peter Lorre. Ein Fremder im Paradies. Wien, 2004. S. 223.
  4. Hans-Michael Bock (Hrsg.): CINEGRAPH. Lexikon zum deutschsprachigen Film. edition text + kritik, München 1984
  5. Брехт Б. Об экспериментальном театре // Брехт Б. Театр: Пьесы. Статьи. Высказывания: В 5 т.. — М. : Искусство, 1965. — Т. 5/2 . — С. 98 .
  6. Брехт Б. К вопросу о критериях, применимых для оценки актёрского искусства (Письмо в редакцию "Берзен-курир") // Бертольт Брехт. Театр. Пьесы. Статьи. Высказывания. В пяти томах.. — М. : Искусство, 1963. — Т. 1 .
  7. . www.rulit.me. Дата обращения: 26 марта 2017. 27 марта 2017 года.

Литература

  • Трюффо Ф. Хичкок / Перевод, фильмография, примечания М. Ямпольского и Н. Цыркун . — М. : Эйзенштейновский центр исследований кинокультуры, 1996. — 224 с.
  • Мусский И. А. 100 великих зарубежных фильмов. — Москва: Вече, 2008. — 480 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-9533-2750-3.

Ссылки

Источник —

Same as Петер Лорре