Mcowkin
- 1 year ago
- 0
- 0
Никола́й Куза́нский ( Николай Кузанец , Николай из Кузы ; лат. Nicolaus Cusanus, Nicolaus de Cusa , нем. Nikolaus von Kues , настоящее имя Николай Кребс , нем. Nicolaus Krebs , Chrifftz ; 1401 , Куза , Трирское курфюршество , Священная Римская Империя — 11 августа 1464 , Тоди , Умбрия , Священная Римская Империя ) — кардинал Римской католической церкви , крупнейший немецкий мыслитель XV века , философ , теолог , учёный, математик , церковно-политический деятель. Стоял у истоков зарождения немецкого гуманизма в эпоху перехода от позднего Средневековья к раннему Новому времени .
Николай Кузанский сыграл большую роль в церковной политике, в особенности в дебатах относительно церковной реформы. На Базельском соборе он первоначально поддерживал позицию концилиаристов , требовавших ограничения полномочий Папы . Однако впоследствии он перешёл на папскую сторону, которая в итоге и одержала верх. Обладая дипломатическими способностями, он стремился преодолеть разногласия с гуситами , умело продвигал интересы Папы и сделал блестящую карьеру кардинала, папского легата , князь-епископа Бриксенского и генерального викария Папской области . В Бриксене он столкнулся с сильным противодействием местной аристократии и властей, которому не смог противостоять.
Как философ Николай Кузанский стоял на позициях неоплатонизма , идеи которого он черпал как из античных, так из средневековых источников. Основой его философии являлась теоретико-познавательная концепция совпадения противоположностей в Боге, где все рассудочные противоречия снимаются. Метафизически и теологически он считал, что Бог есть Единое. В сфере теории государства и политики он также исповедовал идею единения. Самой важной целью он считал максимально широкое воплощение мира и согласия, невзирая на объективные различия во мнениях. В своей философии он развил необычное для своего времени представление о религиозной терпимости (веротерпимости). Активно дискутируя об исламе , он признал за этой религией некоторую правдивость и право на существование, при этом, подобно Раймунду Луллию , он полагал, что мусульман можно и нужно убедить в справедливости догмата о Св. Троице .
Николай Кребс родился на берегу Мозеля в богатой виноградниками деревне Кус ( нем. Kues ) — и получил прозвание по месту своего рождения: Кузанский, или Кузанец. Он был вторым из четырёх детей в семье Иоганна Кребса ( нем. Henne (Johann) Krebs или Cryfftz ), зажиточного лодочника, и Катарины Рёмер . Достоверных сведений о детских годах жизни будущего мыслителя не сохранилось. Известно, что Кузанец изучал латынь в Бернкастеле , затем он продолжил обучение в Гейдельбергском университете и в школе церковного права в Падуе . В 1423 году Николай получил звание доктора канонического права. Вернувшись в Германию, он занимался богословием и церковным правом в Кёльне , где его учителем стал . В 1426 году , вскоре после того как он получил сан священника, Николай становится секретарем папского легата в Германии кардинала Орсини . Через некоторое время он стал настоятелем Церкви св. Флорина в Кобленце .
В эти годы Николай Кузанский впервые знакомится с идеями гуманистов , которые оказывают на него определенное влияние. Недаром он оказался среди тех римско-католических священников, которые выступали за ограничение власти римского папы и усиление значения церковных соборов ( концилиаристы ). В своем первом сочинении « О всеобщем согласии » он, кроме того, высказывал сомнение в истинности «Константинова дара» , а также провозгласил идею народной воли, имеющей равное значение для Церкви и государства. В 1433 году эти идеи он высказывал на Базельском соборе . Но уже к концу собора Николай перешел на сторону папы, видимо, усомнившись в возможности осуществления церковной реформы.
Вскоре Николай Кузанский поступил на службу в папскую курию . В 1437 году он входил в состав папской делегации в Константинополь , которая должна была встретиться с императором, патриархами и возможными делегатами от восточных церквей для объединительного собора между западной и восточными церквами. Глядя с опаской на османскую угрозу, греки всё больше стремились к унии . Однако собор , открытый в Ферраре и продолженный во Флоренции , не дал желаемых результатов. По дороге из Константинополя на Кузанца, по его словам, сошло Божественное откровение, которое вскоре станет основой знаменитого трактата «De docta ignorantia».
В 1448 году Николай был возведен в сан кардинала , а уже в 1450 году стал епископом Бриксена и папским легатом в Германии.
В 50-е годы XV века Кузанец много путешествует, стремится примирить различные христианские течения Европы, в частности, гуситов с католической Церковью.
В 1454 году , под впечатлением взятия Константинополя турками, он издал сочинение «De расе sive concordantia fidei», где указал на единство истинной основы во всех религиях и на возможность христианского соглашения со всеми народами, а вслед за тем в сочинении «De cribralione Alchorani» старался указать на тесную связь мусульманства с христианством (Библейская платформа), тем самым найти основания для мирного диалога (независимо от Кузанского в то время схожими вопросами занимались также Иоанн Сеговийский и Георгий Трапезундский ) .
В 1458 году Николай вернулся в Рим и в качестве генерального викария пытался проводить реформы Церкви. Он рассчитывал на успех, так как новым папой Пием II стал друг его юности Пикколомини , однако смерть помешала Николаю Кузанскому завершить задуманное. Николай Кузанский умер 11 августа 1464 в Тоди, направляясь в Рим. Через три дня в Анконе скончался Пий II, не успев организовать последний крестовый поход.
Николай Кузанский внёс вклад в развитие представлений, прокладывавших дорогу натурфилософии и пантеистическим тенденциям XVI века. В отличие от современных ему итальянских гуманистов , он обращался в разработке философских вопросов не столько к этике , сколько, подобно схоластам , к проблемам мироустройства. При этом Кузанский критиковал схоластику как «учёное незнание», противопоставляя ей «мудрое незнание» (docta ignorantia) в стиле Сократа.
В философском трактате «Об учёном незнании (De docta ignorantia)» Николай Кузанский сформулировал один из важнейших принципов своей философии:
…не будет более совершенного постижения, чем явить высшую умудрённость в собственном незнании… от 18 апреля 2009 на Wayback Machine .
Традиционно понимая Бога как творца, « форму всех форм », немецкий мыслитель широко использовал математические уподобления и диалектическое учение о совпадении противоположностей, чтобы по-новому осветить соотнесение Бога и природы. Николай Кузанский их сближает. Подчёркивая бесконечность Бога, он характеризует его как « абсолютный максимум », в то же время отмечая, что любые определения его ограничены. Мир трактуется как некое « развёртывание » Бога. Суть своих взглядов, пантеистическая тенденция которых опирается на широчайшие философские основы от Платона и неоплатонизма до мистики средневековья, Николай Кузанский выразил в формуле « Бог во всём и всё в Боге ». Опираясь на принцип совпадения противоположностей, он выделяет четыре ступени познания: — чувственное восприятие, которое не ясно отражает то, что лежит на поверхности вещей; — рассудок, противопостовляющий противоположности; — разум, объединяющий противоположности, и интуицию, когда достигается полное совпадение противоположностей. Истина, в его представлении, достижима только интеллектом, который есть отражение божества. Поскольку интеллект есть отражение божественного ума, постольку, утверждал Николай Кузанский, в нём не действует закон противоречия , которому подчинена рассудочная деятельность, имеющая дело с понятиями о чувственном мире.
Много внимания он уделяет и проблеме места человека в мире. Изображая все явления природы взаимосвязанными, он видит в человеке « малый космос », намечает его особую центральную роль в сотворённом мире и способность охватывать его силой мысли: именно в разуме — богоподобие человека .
С именем Николая Кузанского связаны также важные натурфилософские представления о движении Земли, которые не привлекли внимания его современников, но были оценены позже. Заметно опередив своё время, он высказал мнение, что Вселенная бесконечна и что у неё вообще нет центра: ни Земля, ни Солнце, ни что-либо иное не занимают особого положения. Все небесные тела состоят из той же материи, что и Земля, и, вполне возможно, обитаемы, хоть их жители могут быть несоизмеримыми с земными. Почти за два века до Галилея он утверждал: все светила, включая Землю, движутся в пространстве, и каждый наблюдатель вправе считать себя неподвижным. . Видимое движение небосвода он объяснял осевым вращением Земли. У него встречается одно из первых упоминаний о солнечных пятнах. Николай Кузанский сомневался в астрономической точности юлианского календаря и призывал к календарной реформе (эта реформа долго обсуждалась и была реализована только в 1582 году ) .
Астрономические труды Николая Кузанского, по мнению историков науки, оказали (прямое или косвенное) влияние на взгляды Паоло Тосканелли , Коперника , Джордано Бруно и Галилея .
Немецкому мыслителю принадлежит и ряд проектов крупных взаимосвязанных церковных и политических реформ. В его предложениях причудливо сплетались трезвое понимание насущных потребностей развития Германии, опасение затронуть традиционные основы полновластия духовных и светских князей и утопия преодоления межконфессиональных споров, всеобщего согласия различных вер, в том числе христианства и ислама . Веяния гуманистического характера, независимость ума, способного подвергнуть сомнению такие важнейшие церковные документы, как Константинов дар и Лжеисидоровы декреталии , сочетались в Николае Кузанском с верностью основам схоластических традиций и позицией крупного католического иерарха , кардинала, призывавшего к терпимости на словах и жёстко проводившего линию Рима на деле.
В 1445 — 1449 годах написал трактаты « О квадратуре круга » ( De quadratura circuli ) и « О соизмерении прямого и кривого » ( De recti ac curvi commensuratione ) — о спрямлении окружности. Основной его результат для приближённого спрямления дуги окружности в современных обозначениях можно выразить формулой:
В 1451 году изобрёл рассеивающую линзу для очков .
Имя Николая Кузанского упоминается в книге Германа Гессе « Игра в Бисер ». «Радость, доставляемая ему математикой, его пристрастие пояснять богословско-философские понятия на примере фигур и аксиом евклидовой геометрии кажутся очень близкими психологии Игры, и даже его латынь — слова которой иной раз просто выдуманы, хотя любой латинист поймёт их правильно, — даже она напоминает порой вольную пластичность языка Игры»