Лев Все́володович Лухови́цкий
(род.
1 марта
1984
,
Москва
) — российский филолог, византинист, кандидат филологических наук, преподаватель, доцент, научный сотрудник Отдела истории средних веков в
НИУ ВШЭ
.
Биография
Родился 1 марта 1984 года в Москве.
С 2001—2006 годах учился на
Филологическом факультете МГУ
, окончил кафедру византийской и новогреческой филологии, диплом с отличием
.
В 2006–2009 годах обучался на Филологическом факультете МГУ в аспирантуре.
В 2010 году защитил в МГУ диссертацию «Apologeticus atque Antirrhetici — основное богословско-полемическое сочинение патриарха Никифора Константинопольского: опыт комплексного историко-филологического анализа» (научный руководитель — профессор
Д. Е. Афиногенов
).
С 2010 по 2021 год работал в
Институте славяноведения
(младший научный сотрудник, затем научный сотрудник).
C 2017 года — преподаватель, доцент кафедры древних языков и древнехристианской письменности, дисциплины по византийской и раннехристианской литературе в
ПСГТУ
.
С 2021 года — преподаватель, доцент, научный сотрудник Отдела истории средних веков в
Высшей школе экономики
.
В феврале 2023 года получил благодарность Института классического Востока и античности НИУ ВШЭ
.
Научные интересы: византийская литература, агиография, среднегреческий язык, метафразирование, памятники «Темных веков», иконоборчество, трансмиссия исторической памяти в Византии, богословско-полемическая литература, славяно-византийские отношения, самосознание балканских народов в раннее Новое время. С 2010 года – старший научный редактор редакции истории Восточно-Христианских церквей ЦНЦ «
Православная энциклопедия
»
.
2016 — Держава ромеев от Константина Великого до Константина Багрянородного: Единство империи ромеев. Фонд развития
ПСТГУ
Исполнитель в коллективном проекте «Держава ромеев от Константина Великого до Константина Багрянородного: Единство империи ромеев» (руководитель — проф.
Ю. А. Шичалин
).
2018 — Статус первенствующих престолов в раннехристианской и византийской традиции. Фонд развития ПСТГУ
Исполнитель в коллективном проекте «Статус первенствующих престолов в раннехристианской и византийской традиции» (руководитель — Г. Е. Захаров).
Стипендии и стажировки
Август 2003 года – программа по изучению греческого языка Кипрского университета,
Никосия
,
Кипр
.
Август 2004 года – программа по изучению греческого языка Кипрского университета, Никосия, Кипр.
21–26 августа 2006 года – студенческий грант, 21st International Congress of Byzantine Studies, London, UK.
13–16 июля 2009 года – студенческий грант, .
5–11 ноября 2012 года – краткосрочная исследовательская стипендия, , Вена, Австрия.
Сочинения
Диссертация
Основное богословско-полемическое сочинение патриарха Никифора Константинопольского "Apologeticus atque Antirrhetici": опыт комплексного историко-филологического анализа : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.14 / Луховицкий Лев Всеволодович; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Филол. фак.]. - Москва, 2010. - 146 с. : ил.
Основное богословско-полемическое сочинение патриарха Никифора Константинопольского "Apologeticus atque Antirrhetici": опыт комплексного историко-филологического анализа : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.02.14 / Луховицкий Лев Всеволодович; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Филол. фак.]. - Москва, 2010. - 22 с. —
Книги
Слова и образы : иконоборчество глазами византийцев VIII-XV вв. / Л. В. Луховицкий. - Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2023. - 318 с.; 22 см. - (ΠΑΡΑΔΕΙΓΜΑΤΑ ΒΥΖΑΝΤΙΝΑ; 6).;
ISBN 978-5-86007-986-1
: 250 экз.
Статьи
Греческий оригинал «Написания о правой вере» Константина Философа: структурная организация и полемические задачи // Славяноведение. 2007. № 5. С. 65–73
Риторические приемы в антииконоборческом трактате патриарха Никифора Константинопольского «Apologeticus atque Antirrhetici» // Вопросы филологии. 2007. № 3 (27). С. 85–93
История первого периода иконоборчества и актуальная политика в «Apologeticus atque Antirrhetici» патриарха Никифора Константинопольского // Византийский временник. 2009. Т. 68 (93). С. 59–74
К вопросу о «радикальном богословии» Константина V (филологические заметки) // Индоевропейское языкознание и классическая филология. 2009. № 13. С. 402–409
Византийское иконоборчество – спор о терминах? // Индоевропейское языкознание и классическая филология. 2010. № 14. Ч. 2. С. 155–163
Ψευδώνυμος и ἀψευδὴς εἰκών в иконоборческих спорах // Индоевропейское языкознание и классическая филология. 2011. № 15. С. 348–361
Литературная природа «Вопрошаний» Константина V по данным «Apologeticus atque Antirrhetici» Никифора Константинопольского // Византийский временник. 2011. Т. 70 (95). С. 124–138
Как читали святоотеческий текст в Поздней Византии? (Геннадий Схоларий о Псевдо-Феодоре Начертанном) // Индоевропейское языкознание и классическая филология. 2012. № 16. С. 461–473
Εἰκονολάτραι — православные или еретики? // Индоевропейское языкознание и классическая филология. 2013. № 17. С. 546–558
Миссия прп. Михаила Синкелла и братьев Начертанных в источниках IX–XIV вв. Принципы метафразы и историческая память об иконоборчестве // Вестник ПСТГУ. Серия 3: Филология. 2013. Вып. 4(34). С. 58–73
Миссия прп. Михаила Синкелла и братьев Начертанных в источниках IX–XIV вв. Принципы метафразы и историческая память об иконоборчестве // Вестник ПСТГУ. Серия 3: Филология. 2013. Вып. 4(34). С. 58–73
Historical Memory of Byzantine Iconoclasm in the 14th c.: The Case of Nikephoros Gregoras and Philotheos Kokkinos // Aesthetics and Theurgy in Byzantium / Ed. S. Mariev, W.-M. Stock. Berlin; Boston: de Gruyter, 2013. (Byzantinisches Archiv; 25). P. 205–233 (doi: 10.1515/9781614512615.205)
Скажи «арфа». Прп. Иоанникий Великий как логопед // Индоевропейское языкознание и классическая филология. 2014. № 18. С. 581–590
Споры о святых иконах при Алексее I Комнине: Полемические стратегии и выбор источников // Византийский временник. 2014. Т. 73 (98). С. 88–107
Ἀσεβὴς Εὐσέβιος: Eusebius’ of Caesarea Image in 14th Century Byzantium and its Sources // Byzantinoslavica. 2014. Vol. 72. P. 234–246
Nikephoros Gregoras’ Vita of St. Michael the Synkellos: Rewriting Techniques and Reconstruction of the Iconoclast Past in a 14th cent. Hagiographical Metaphrasis // Jahrbuch der Österreichischen Byzaninistik. 2014. Bd. 64. S. 177–196 (doi: 10.1553/joeb64s177)
«Те, кого соединил не Бог, но Диавол, должны вместе отведать одних стрел и ран»: Обвинение в иконоборчестве у Никифора Григоры // Античная древность и Средние века. Вып. 43. Екатеринбург, 2015. С. 243–263 (doi: 10.15826/adsv.2015.43.015).
«Умер нечестивый эмир… он очень любил и самих христиан, и церковь Христову: Греческое самосознание в хронистике начала XVII в. // Кафедра византийской и новогреческой филологии. Вып. 2. М.: Филологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, 2016. С. 30–43.
(совместно с В. Ю. Жаркой) «Не надевай маску друга, но суди беспристрастно»: Агиографические труды Константина Акрополита в его переписке // Византийский временник. 2016. Т. 100. С. 129–144;
Recollection, Reevaluation, Distortion: Symeon Metaphrastes' Narrative Techniques in Retelling the History of Iconoclasm // Byzantinische Zeitschrift. 2016. Bd. 109. Heft 2. S. 785–808 (doi: 10.1515/bz-2016-0020).
Народы Балкан глазами греческого священника из Серр в первой половине XVII в. // Славянский мир в третьем тысячелетии: Этнические, конфессиональные, социокультурные компоненты идентичности народов Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы / Отв. ред.: Е. С. Узенёва. М., 2017. C. 147–157.
Византийская ойкумена в иконоборческой полемике // Вестник ПСТГУ. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 77. С. 23–40 (doi: 10.15382/sturII201777.23-40);
А. Ю. Виноградов, М. В. Грацианский, свящ. Сергий Заплатников, Г. Е. Захаров, П. В. Кузенков, Л. В. Луховицкий, И. Н. Попов, Л. А. Герд, Диак. Павел Ермилов, Прот. Николай Балашов, свящ. Михаил Асмус, С. А. Монахов.
//
Православная энциклопедия
. —
М.
, 2015. — Т. XXXVII : «
Константин
—
Корин
». — С. 193-299. — 752 с. — 33 000 экз. —
ISBN 978-5-89572-045-5
.