(
ивр.
רומים
[
ро́мим
]
риммы
) — часть еврейской общины Италии с отличной от сефардской и ашкеназской литургической традицией, говорящие на
итальянском языке
.
Романиоты
(
ивр.
רומניוטים
[
романйо́тим
]
византийцы
и
сеф.
[
грегос
]
греки
) — часть евреев
Греции
, отличная от сефардского еврейского населения этой страны.
Горские евреи
- (
ивр.
יהודים הרריים/קווקזים [
йеуди́м арариим/кавказим
]
кавказцы
) - потомки евреев из Персии, исторически носители
горско-еврейского языка
(джуури) и собственной литургической традиции.
Алжирские евреи
— после получения
Алжиром
независимости выехали в основном во Францию, где практически все говорят только по-
французски
. Некоторое количество алжирских евреев переселилось в Израиль. До 1870 года в Алжире жило около 140 тысяч евреев (значительная часть которых также была сефардами, а некоторые говорили по-берберски), после 1962 года оставалось около 10 тысяч, большая часть которых покинула страну после 1990 года.
— к 1948 году в
Тунисе
было 105 тысяч евреев, но к 1967 году большинство выехало во Францию и Израиль. В 2004 году оставалось 1,5 тысячи евреев в Тунисе, особенно на
острове Джерба
, где говорят на
берберском
языке
джерби
.
Ливийские евреи
— в начале века около 21 тысячи евреев (города
Триполи
,
Бенгази
), которые потом выехали в Италию, Израиль (30 тысяч) и
США
. На 2002 год в
Ливии
оставалась одна еврейская женщина. Диалект относится к оседлому наречию, в отличие от остального населения Ливии, которое говорит на бедуинских диалектах.
Египетские евреи
. Евреи проживают в
Египте
с
эллинистических времён
, когда они составляли значительную часть населения
Александрии
. Впоследствии к ним присоединились вавилонские евреи (после арабского завоевания), евреи из Палестины (после прихода крестоносцев); сефарды (в XIV—XV веках), итальянские евреи, занимавшиеся торговлей (в XVIII—XIX веках); евреи из
Алеппо
(в конце XIX-начале XX веков). В начале XX века в Египте было около 100 тысяч евреев. Они говорили на еврейско-египетском диалекте арабского, сефардском, английском и французском языках. В Египте в первой половине XX века существовала многочисленная община евреев — выходцев из
России
. По данным переписи 1947 года в Египте жили 65 тыс. евреев (64 % в
Каире
, 32 % в Александрии). Позже большинство выехало в Израиль (35 тыс.),
Бразилию
(15 тыс.), Францию (10 тыс.), США (9 тыс.) и
Аргентину
(9 тыс.). В 2000 году еврейское население Египта составляло около ста человек. Евреи живут в двух городах: Каире и Александрии. В еврейскую общину входят также пятнадцать караимов. Все члены общины — очень пожилые люди.
Сирийские евреи
исторически делятся на две группы: арабоязычные евреи (
муста‘раби
), жившие в
Сирии
с давних времён, и сефарды, прибывшие в Сирию после 1492 года по приглашению османского султана. В XVI веке сефарды перешли на арабский, и две общины интегрировались в одну. В начале XX века много сирийских евреев выехало в США, Бразилию, Аргентину, Великобританию и Палестину. К 1920 году, когда Сирия стала подмандатной территорией Франции, значительные еврейские общины сохранились только в
Дамаске
(около 10 тысяч),
Халебе
(свыше 6 тысяч) и в городе
Эль-Камышлы
, где жили в основном
лахлухи
. В 1947 году численность евреев Сирии составляла 15-16 тысяч человек, из них около 10 тысяч жили в Дамаске, около 5 тысяч — в Халебе, несколько сотен — в Камышлы. К середине 1995 года в Дамаске оставалось около 300 евреев, в Камышлы — около 90. В начале 2000-х годов в Сирии оставалось менее 100 евреев, в основном — люди пожилого возраста.
Ливанские евреи
— жили в основном в
Бейруте
,
Сидоне
и некоторых других городах, а также в деревнях среди
друзов
.
Ливан
был единственной арабской страной, численность еврейского населения которой увеличилась в первые годы после создания государства Израиль (5,2 тысячи в 1948 году, 9 тысяч в 1951 году). Однако после 1967 года из
Бейрута
выехали 2,5 тысячи евреев, и к 1970 году его община насчитывала около 1,5 тысяч человек. Выезжали в основном во Францию и США, лишь немногие — в Израиль. В 2006 году оставалось около 40 евреев, в основном — в христианской части Бейрута.
Иракские (вавилонские) евреи
— потомки первой еврейской диаспоры, возникшей ещё в
VI веке до н. э.
Делились на курдистанских евреев севера (лахлухи) и
арабоязычных
евреев. По переписи 1920 года еврейское население
Ирака
насчитывало около 87,5 тыс. человек, из которых 50 тыс. жили в
Багдаде
, около семи тысяч в
Басре
, 7,5 тыс. в
Мосуле
и около пяти тысяч в
Эрбиле
. В 1948 году в стране жило около 150 тысяч евреев. В марте 1950 года, когда евреям Ирака было разрешено покинуть страну, начался массовый исход евреев, организованный
Еврейским агентством
и получивший название «
Операция Эзра и Нехемия
»; между 1948 и 1951 годами из Ирака выехало около 123 тыс. евреев. В апреле-мае 2003 года из 34 остававшихся там евреев (все жили в Багдаде) 23 человека репатриировались в Израиль. Большинство выехало в Израиль, часть также в Великобританию и другие страны. Часть иракских евреев (так называемые «багдади») с XVII—XVIII веков обосновались в
Индии
(в 1948 году — 6 тысяч), в городах
Бомбей
,
Калькутта
,
Пуна
, Сурат.
(
) — небольшая община, существовавшая в
Маскате
и
Суре
в Средние века; были усилены в 1828 году евреями, бежавшими из Ирака после мусульманских погромов. Практически исчезли к 1900 году.
Йеменские евреи
(теймани, от
ивр.
תֵּימָן
Тейман
«Йемен») — группа евреев, выделяющаяся среди
восточных евреев
особенностями религиозных обрядов, произношением древнееврейского, одеждой и многим другим. К 1948 году в
Йемене
жило около 63 тысяч евреев, в 2001 году оставалось около 200, в основном на севере страны в городе
Саада
(ремесленники и мелкие торговцы).
Ни у одной из групп евреев в Индии не сложился собственный
еврейский язык
или хотя бы заметно отличающийся диалект.
Еврейским алфавитом
ограниченно пользовались лишь багдадские евреи для своего еврейско-арабского диалекта. Ни кочинские евреи, ни Бней-Исраэль не использовали еврейского письма. Небольшое количество евреев иракского происхождения проживает также в
Бирме
,
Индонезии
и
Сингапуре
.