Войны Древнего Египта
- 1 year ago
- 0
- 0
Жречество Древнего Египта составляло высшую прослойку общества и занималось культовой организацией и проведением церемоний.
В Династический период жрецы исполняли свои обязанности по необходимости, совмещая с другими. «Служащие свой час» ( wenut ) жрецы в храмах составляли большинство при Новом царстве . Именно в это время жречество становится профессией на постоянной основе, сохраняя пережитки предыдущей системы временного исполнения обязанностей .
Жрецы, согласно сохранившимся автобиографиям, могли заниматься не только культовыми обязанности, но также совмещать должность жреца с другой «светской» должностью, например, Небнетхеру ( XXII династия ) был жрецом Амона в Карнаке , sem-жрецом, жрецом Маат , а также служил Главой всех работ всех памятников .
Исследователям из-за недостаточного числа исторических данных доподлинно неизвестно, как проходила церемония посвящения в жрецы (включая переходы на новую ступень), были ли специализированные школы. Небвененеф, живший во время XIX династии , в своей автобиографии отметил, что ему потребовалось 40 лет для достижения ранга Верховного жреца Амона . Нередко позицию жреца наследовал его сын (mi nw). На статуе жреца Хатхор по имени Баса ( XXII — XXIII династии) записаны 26 поколений его семьи, большинство из которых занимали пост жреца Хатхор в Дендере . В автобиографических текстах жрецов иногда отмечается, что на высокие жреческие должности иногда их назначал фараон (Небуя назначен Тутмосом III , а Небвененеф — Рамсесом II ). Важными для карьеры жреца были происхождение и социальное положение. Например Тутанхамон отмечал, что назначил жрецов из среды «сыновей местных сановников и детей отцов, чьи имена известны» . Во время XVIII династии многие доверенные офицеры получили высокие назначения на должности жрецов, чтобы остановить росшую практику наследования должностей внутри семей жрецов и пошатнуть крепнущее влияние жречества .
Жреца могли уволить со службы .
Ротация жрецов сводилась к отрезкам на водяных часах и имела определённую иерархию со своими определёнными обязанностями: одни трудились на территории храма, другие были заняты в погребальных церемониях, некоторые — и там, и там. В каждой группе жрецов был главный (shedj). Жрец мог служить сразу нескольким богам (например, Харва периода XXV династии носил титулы жрец-бальзамировщик Анубиса, жрец над всеми Жёнами бога, распорядитель ka -жрецов, жрец Осириса ). Жрецам помогали semdet не из жреческой среды: фермеры, матросы, корабельщики, рабочие .
Среди прислуживающих жрецам были Тхаи Шебет — «носители жезлов», Ахаи-т — «носительницы систров», которые присутствовали при храмовых службах. Отдельным классом мирских служителей храма были Сау — «смотрители», которые выполняли роль храмовой охраны [ источник не указан 1853 дня ] .
Верховный жрец ( hem-netjer-tepy «первый слуга бога») часто носил дополнительный «звучный» эпитет, связанный с посвящённым божеством: например, в Фивах Верховный жрец Амона мог называться «Открыватель небесных врат» .
Жречество подразделялось на два основных класса: hem-netjer («слуга бога») — вовлекался в ритуальные церемонии и wab («чистый»). Последний редко участвовал в церемониях, мог подняться до hem-netjer, и в поздние периоды значение wab стало применяться для обозначения обоих классов .
Причетник
иероглифами |
||||
---|---|---|---|---|
ẖry-ḥb.t |
Ḥm-nṯr
иероглифами |
|||
---|---|---|---|
|
Период службы жрецов определялся их позицией и обязанностями, один рабочий день длился день и ночь, однако жрецам позволялось продать часы своей службы. Государственное законодательство оберегало жрецов от привлечения в иные сферы деятельности и гарантировало безопасность и неприкосновенность храмов .
Жрецы получали оплату за свои услуги трижды в день пожертвованиями (wedjeb betep) в виде продуктов, подносимым богам, царственным особам или почитаемым личностям в храмах или гробницах. Перед статуей божества клали принесённые пиво, птицу, овощи и хлеб, а затем по происшествии какого-то времени приношения забирали жрецы. Такая практика прослеживается от Древнего царства до эпохи Птолемеев . При храмах возводились амбары для хранения продуктов, которые в древние времена служили резервными хранилищами. Храмам также отводились угодья для выращивания зерна. Например, зернохранилище Рамессеума при храме Рамсеса II в восточных Фивах могло прокормить 340 семей в год, а соседний храм Рамсеса III в Мединет-Абу — 110 .
Отличительной особенностью древнеегипетского жречества были тщательная гигиена и чистота. Жрец обязан был ступать в храм «должным образом очистившись». В Новое царство степень чистоты стала отдельным характерным показателем для отличия высшего жречества от низшего. [ источник не указан 597 дней ] На некоторых дверных косяках сохранились пометки, отмечающие, что «любой входящий сюда должен быть дважды (трижды или четырежды) чистым» . В « Речении Ипувера » сказано :
[Помните:] об удержании вступающего в жречество от телесной нечистоты. Совершение таковой — это тяжкий грех. Это — испорченность сердца.
Согласно Геродоту , «в других странах жрецы богов носят длинные волосы, а в Египте они стригутся… каждые три дня жрецы сбривают волосы на своём теле, чтобы при богослужении у них не появилось вшей или других паразитов» ; египетские жрецы омываются в холодной воде дважды днём и дважды ночью . Часто при храме имелось внутреннее озеро, пригодное для омовений жрецом перед началом службы .
sem -жрецы ( егип. Sm / Stm ) накидывали на плечи леопардовую шкуру и оставляли на голове юношеский локон , поскольку их обязанности восходят к исполнению ритуалов сыновьями для своих больных отцов в ранних погребальных культах .
Геродот (V век до н. э.) и Апулей (II век н. э.) отмечают, что жрецам не дозволялось носить шерстяную одежду .
Одеяние жрецы носят только льняное и обувь из [папирусного] лыка. Иной одежды и обуви им носить не дозволено .
Несмотря на относительное половое равноправие в Древнем Египте, женщины не играли столь же активную роль как мужчины в храмовом служении. Более высокое положение жрицы имели в Древнем царстве, нежели в последующие периоды . Знатные женщины Древнего царства носили титул hemet-netjer («служанка бога» или «жрица»), жрица Хатхор, жрица Нейт или иной богини. Преимущественно в это время женщины были жрицами женских богинь. Царицы и царевны могли быть жрицами Тота , Птаха , иных богов или служить в погребальном культе фараонов .
Иерархия жриц была такая же, как у мужчин. Яхмос-Нефертари , супруга фараона Яхмоса в начале XVIII династии носила титул Вторая жрица , а Нитокрис из XXVI династии — Первая жрица Амона . Положение женского жречества понизилось в Новое царство и Первый переходный период , когда женщины были лишь певицами (shamyet / heset), сопровождавшими религиозную процессию. Жрицы изображались обычно с систром (символом богини Хатхор) и менатом , находились под управлением Надзирателя над певцами (мужчины или женщины). Высокими титулами эпохи были Певица в храме Амона и Певица покоев Амона. Другие появлялись в качестве певиц (khener) или танцовщиц Осириса или Мина .
Воскрешение священных титулов жриц произошло в Третий переходный период , когда многие скульптуры дополнялись или посвящались женщинам. Встречавшийся в Среднем царстве титул Супруга бога (hemet necher), получает теперь широкое распространение и иное значение (прежде применялось к царицам и царственным женщинам), связанное с жреческими функциями. Жрица с таким титулом, считалось, умиротворяет и задабривает Амона, поддерживая формулу перерождения .
Нет объективных фактов, подтверждающих, что древнеегипетские жрицы сохраняли целибат . Многие биографии называют матерей с культовыми титулами. Также нет оснований полагать, что Супруги бога в Третий переходный период не выходили замуж .