Interested Article - Урарты
- 2020-09-06
- 1
Урарты ( арм. Ուրարտացիներ ) — древний народ, проживавший на территории Армянского нагорья и говоривший на урартском языке . Составлял политическую элиту Урарту , упоминавшегося как союз племён с XIII в. до н. э. и как государство — с VIII по VI вв. до н. э. .
Согласно миграционно-смешанной гипотезе армянского этногенеза , сформулированной и обоснованной И. М. Дьяконовым , урарты, как и остальное население Урарту ( хурриты и лувийцы ), восприняли индоевропейский протоармянский язык и в дальнейшем стали частью армянского этноса , составив его основной генетический компонент и передав ему своё культурное наследие .
Происхождение
Точные сведения о происхождении урартов отсутствуют. Известно, что урарты, наряду с аккадцами и хурритами , принадлежали к арменоидной группе популяций . Предполагается, что возможное распространение урартов по Армянскому нагорью произошло из района (на территории сегодняшнего северо-западного Ирана Западный Азербайджан ), где располагался древний город Мусасир .
В I тысячелетии до н. э. урарты наряду с другими народами участвовали в процессе формирования армянской народности . Армяне стали преемниками физического и культурного компонента всего древнего населения нагорья, в первую очередь хурритов, урартов и лувийцев, которые составили основной генетический компонент современных армян .
Язык
Урартский язык находился в родственных связях с хурритским языком , с которым они образуют хуррито-урартскую семью .
Хотя до нас дошли несколько нерасшифрованных надписей с использованием урартских идеограмм , в основном урарты пользовались существенно упрощённой формой ассирийской клинописи. Например, при заимствовании многие многозначные ассирийские идеограммы использовались урартами лишь в одном значении, были утрачены различные смысловые оттенки ассирийских знаков . Из известных на сегодня около 500 клинописных табличек выделяются примерно 350—400 слов-корней, большинство которых являются урартскими, а часть заимствована из других языков.
На сегодняшний день определено, что в армянском языке имеется более 70 слов-корней, общих с урартским языком . Около 170 урартских слов-корней обнаружены в языках нахско-дагестанской группы, в которую входит около 60 различных языков . Арно Фурне (2019) и , констатируют что хуррито-урартские языки являются особой ветвью индоевропейской языковой семьи, что подтверждается лексическим сходством . Энциклопедия Британника, наиболее полная и старейшая универсальная энциклопедия на английском языке — отрицает родство хурритского и урартского языков с индоевропейскими языками .
Религия
Религия урартов тесно связана с религиями Месопотамии : урарты имели многочисленный пантеон божеств, многие из которых явно заимствованы из религий государств Месопотамии ( Шумера , Аккада и Ассирии ) . В Урарту была распространена практика жертвоприношений . В жертву приносились главным образом быки и овцы. Отмечены также следы человеческих жертвоприношений . Различные обряды поклонения божествам, а также процедуры жертвоприношений обычно происходили в помещениях, выдолбленных в скалах, напоминающих верхушки построенных в Месопотамии зиккуратов , используемых аналогичным образом. В одном из таких выдолбленных помещений обнаружена табличка с перечнем 79 урартских божеств и количеством животных, которых необходимо было приносить в жертву каждому из них .
Примечания
- ↑ Пиотровский Б. Б. / отв. ред. И. А. Орбели . — М. : Издательство восточной литературы, 1959. — 286 с.
-
Дьяконов И. М.
. — Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1968. — С. 165, 236. — 264 с.
Оригинальный текст (англ.)Основная часть урартоязычного населения жила на территории образования армянского народа и влилась в его состав… Впоследствии, когда и сами урарты перешли на древнеармянский язык и влились в состав армянского народа, — в котором они, вероятно, составили большинство, — название «хетты» стало и их самообозначением. По-протоармянски это название могло звучать *хатйос или *хатийос (հատ(ի)յոս), в дальнейшем отсюда по законам армянской фонетики получилось հայ (хай)
-
↑
Дьяконов И. М.
. — Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1968. — С. 236.
Оригинальный текст (рус.)Компоненты древнеармянского народа. Итак, с нашей точки зрения древнеармянский народ первоначально сложился в верхнеевфратской долине из трёх компонентов — хурритов, лувийцев и протоармян (мушков и, возможно, урумейцев). При этом хурриты, как более многочисленные, составили основную массу народа и определили основную линию физической преемственности, а протоармяне, в силу ряда исторических причин, передали новому народу свой язык.
-
↑
Дьяконов И. М.
. — Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1968. — С. 210—211. — 264 с.
Оригинальный текст (рус.)Что касается культурной преемственности, то армяне, несомненно, преемники всего древнего населения нагорья, в первую очередь хурритов, урартов и лувийцев; нет никаких данных об особо важном культурном воздействии на позднейшее население нагорья со стороны именно Хайасы более, чем Исувы, Алзи, Уруатру или Кумме. О культуре Хайасы мы, в сущности, знаем очень мало, кроме её брачных обычаев и имен божеств, от которых не осталось никаких воспоминаний в армянской традиции
-
↑
И. М. Дьяконов.
.
№ 4 . pp. 149-178. ISSN 0135-0536
. Историко-филологический журнал (1983). Дата обращения: 18 октября 2013.
8 января 2014 года.
Оригинальный текст (рус.)Иначе говоря, армяне — это прежде всего потомки урартов, принявших индоевропейский язык, но сохранившие собственное произношение (артикуляционную базу или, говоря бытовым языком, «акцент»),— но также потомки хурритов, лувийцев и, конечно, первоначальных носителей собственно протоармянского языка
-
Н. А. Кисляков, А. И. Першиц // Народы Передней Азии // Изд-во Академии Наук СССР, 1957 — стр. 49 — Всего страниц: 613
Оригинальный текст (рус.)Регионы обитания этих народов (в горах Загроса и далее к северу) лежат на границе области древнего распространения наиболее ярко выраженного арменоидного типа (аккадийцы, хурриты, урарты), частично с ней совпадая. Таким образом, территория курдов, луров и бахтиаров расположена как бы на стыке двух современных антропологических типов: долихокефального — хорасанского и брахикефального — арменоидного
- Urartu // Edwards I.E.S., Gadd C.J., Hammond N.G.L., Boardman J. Cambridge Ancient history. — London: Cambridge University Press, 1982. — Vol. 3, part 1. — P. 314—371. — ISBN 0-521-22496-9 .
- Stone E. C., Zimansky P. The Urartian Transformation in the Outer Town of Ayanis // Archaeology in the Borderlands. Investigations in Caucasia and beyound. — Los Angeles: University of California Press, 2003. — ISBN 1931745013 .
- Salvini Mirjo. Geschichte und Kultur der Urartäer. — Darmstadt, 1995.
- Меликишвили Г.А. Мусасир и вопрос о древнейшем очаге урартских племён // Вестник древней истории. — Москва, 1948. — № 2 . — С. 37—48 .
-
Дьяконов И. М.
История древнего мира: Упадок древних обществ. —
М.
: Глав. ред. восточной лит-ры, 1989. — Т. т. 3. — С. 282. —
ISBN 5020169773
, 9785020169777.
Оригинальный текст (рус.)В состав армянского народа вошли элементы протоармянские, хуррито-урартские, лувийские, арамейские (в городах) и некоторые окраинные протогрузинские; если армянский язык, вероятно, еще до начала новой эры был лингва франка , то уже к I в. н. э. он стал койнэ (как это видно из указания Страбона ). И тем не менее ещё важнее, чем язык, было сознание государственной, а в отсутствие государства — религиозной общности
-
↑
М. П. Ким, Б. Б. Пиотровский.
Советская культура: 70 лет развития ; к 80-летию академика М.П. Кима. — Москва: Наука, 1987. — С. 328. — 398 с.
Оригинальный текст (рус.)Выясняется, что хотя урарты не могут рассматриваться как предки народов Закавказья по языку (их язык не дал потомков), но сами урарты (алародии) вошли в состав сформировавшегося позже армянского народа
-
История Востока. В 6 т. Т. 1. Восток в древности / Гл. редкол. : И90 Р. Б. Рыбаков (пред … [Отв. ред. В. А. Якобсон]. — М: Вост. лит., 2002. — стр.540 (всего 688)
Оригинальный текст (рус.)Хотя на нагорье уже начал складываться новый, армянский народ, но армянское общество было прямым продолжением хуррито-урартского, и даже термины для понятий «раб» и «рабыня» продолжали применяться хуррито-урартские.
- ↑ Дьяконов И. М. . — Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1968. — Т. Глава III. Образование армянского народа - . — С. 229—243. — 264 с.
- Дьяконов И.М. , Старостин С.А. // Древний Восток: этнокультурные связи. — Москва: Наука, 1988. 27 марта 2013 года.
- Иоганнес Фридрих . Дешифровка забытых письменностей и языков. — М. : УРСС, 2003. — ISBN 5-354-00045-9 .
- Дьяконов И.М. Языки древней Передней Азии. — М. : Наука, 1967.
- Меликишвили Г. А. . — М. : Издательство Академии наук СССР, 1960. — 504 с.
- Encyclopedia Americana, v. 2, USA 1980, pgs. 539, 541; Hovick Nersessian, «Highlands of Armenia», Los Angeles, 2000.
- Igor M. Diakonoff, Sergei A. Starostin. «Hurro-Urartian and East Caucasian Languages», Ancient Orient. Ethnocultural Relations. Moscow, 1988, pp. 164—207 от 27 марта 2013 на Wayback Machine
- Fournet, Arnaud; Bomhard, Allan R. . academia.edu (2010). Дата обращения: 24 августа 2020. 14 августа 2019 года.
- Fournet, Arnaud. (2019). Дата обращения: 24 августа 2020. 14 августа 2019 года.
- . www.dates.gnpbu.ru . Дата обращения: 10 октября 2020. 13 октября 2020 года.
- (англ.) . Encyclopedia Britannica . Дата обращения: 10 октября 2020. 1 декабря 2020 года.
- (англ.) . Encyclopedia Britannica . Дата обращения: 10 октября 2020. 21 августа 2018 года.
- ↑ Lehmann-Haupt C.F. Armenien, einst und jetzt. — Berlin: B. Behr, 1910—1931.
- König F. W. Handbuch der chaldischen Inschriften. — Graz: E. Weidner, 1955. — 275 с.
- 2020-09-06
- 1