Лунин, Николай Александрович (1789)
- 1 year ago
- 0
- 0
Никола́й Алекса́ндрович Лу́нин ( 1907 — 1970 ) — советский военный моряк- подводник в годы Великой Отечественной войны , Герой Советского Союза (3.04.1942). Контр-адмирал (18.02.1958) .
Родился в Одессе в семье моряка в 1907 году. В 1910 году семья переехала в Мариуполь , где отец стал работать на портовой землечерпалке, в Мариуполе прошли детство и подростковые годы Николая. В году революции и гражданской войны учёбу пришлось прервать, в 1917 году работал котлочистом на судах Мариупольского порта, в 1920 году — рассыльным. После войны Николай возобновил учёбу в школе-семилетке № 31 Мариуполя, которую окончил в 1924 году. С этого года стал работать камбузником , юнгой , матросом на судах портфлота. В 1925 году уезжает в Ростов-на-Дону учиться в морском политехникуме (ныне — Институт водного транспорта имени Г. Я. Седова ), окончил его в 1930 году. Член ВКП(б) с 1928 года.
В августе 1930 года был призван на срочную службу в Красную Армию , служил шифровальщиком в штабе Северо-Кавказского военного округа . В ноябре 1931 года уволен в запас.
После увольнения в запас вернулся на торговый флот, с января 1932 года преподавал в Одесском институте инженеров водного транспорта . С мая 1933 года плавал на баркентине «Вега» по Чёрному морю вторым помощником капитана, а вскоре стал старшим помощником и капитаном судна. Затем плавал на судах «Вега», «Серго», «Азнефть», «Грозный», « Советская нефть » штурманом и капитаном. Ходил в рейсы в Турцию , Францию , Германию , Данию .
В октябре 1935 года был призван в Рабоче-Крестьянский Красный Флот , направлен на учёбу в Учебный отряд подводного плавания ВМС РККА имени С. М. Кирова . Окончил командное отделение Учебного отряда в апреле 1937 года, получил воинское звание старший лейтенант и назначен помощником командира подводной лодки « Щ-402 » Северного флота , в апреле 1938 года — командиром лодки Щ-404 .
19 октября 1938 года капитан-лейтенант Лунин был исключён из ВКП(б). В ночь на 25 октября (по другим данным, 2 ноября) 1938 года был арестован по ложному обвинению, содержался в тюрьме под следствием . После года пребывания в тюрьме 27 ноября 1939 года был судим Военным трибуналом Северного флота по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ст. 58 ч. 10 УК РСФСР и полностью оправдан. 27 ноября освобождён, затем восстановлен в ВКП(б) , а 9 декабря 1939 года восстановлен на флоте с возвращением прежнего воинского звания . После пребывания в распоряжении командующего Северным флотом в апреле 1940 года назначен командиром подводной лодки « Щ-421 ». Вскоре получил очередное воинское звание капитан-лейтенант .
С началом Великой Отечественной войны капитан 3-го ранга Н. А. Лунин продолжал командовать подводной лодкой « Щ-421 » серии X типа «Щука» Северного флота. В первый поход вывел свою лодку вечером 22 июня 1941 года. На ней он с июня 1941 по февраль 1942 года выполнил 5 боевых походов, произвёл по кораблям и судам противника 7 торпедных атак. Согласно его заявлениям, «Щ-421» потопила 7 транспортов противника общим водоизмещением 49 тыс. тонн. Однако подтверждённым документально является потопление только одного парохода: 5 февраля 1942 года « Щ-421 » потопила немецкий пароход «Konsul Schulte» (2975 брт) . Лодка была атакована кораблями конвоя и получила значительные повреждения, но экипаж сумел спасти корабль и прибыл своим ходом на базу. В начале апреля 1942 года ПЛ «Щ-421» была награждена орденом Красного Знамени .
К званию Героя Советского Союза Н. А. Лунин был представлен за потопление 7 транспортов противника общим водоизмещением 49 000 тонн в качестве командира «Щ-421» .
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 апреля 1942 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» капитану 3-го ранга Лунину Николаю Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» .
28 февраля 1942 года Н. А. Лунин получает новое назначение на должность командира подводного крейсера « К-21 ». Выполнил на этом корабле 7 боевых походов (9181 мили), произвёл 13 торпедных атак, доложил о потоплении 10 немецких кораблей. Также выполнил 4 минные постановки и один поход для высадки разведгруппы на побережье Норвегии . В марте 1942 года успешно выполнил задание по поиску в открытом море и спасению потерявшей ход подводной лодки « Щ-402 ».
18 июня 1942 года К-21 вышла в четвёртый поход с целью действия на морских коммуникациях противника в районе Вардё . 28 июня подводная лодка заняла позицию севернее острова Рольвсёй с целью прикрытия конвоя PQ-17 . 5 июля в 16:22 лодка установила акустический, а в 17:00 — и визуальный контакт с немецкой эскадрой, состоявшей из линкора « Тирпиц », тяжёлых крейсеров « Адмирал Шеер » и « Адмирал Хиппер », семи эсминцев и двух миноносцев.
Лунин принял решение атаковать противника , и начал маневрирование, завершившееся торпедным залпом из четырёх кормовых торпедных аппаратов в 18.01, после чего подводная лодка начала отрыв от эскадры на глубине 30 м. Атака осложнялась хорошей видимостью и малым волнением моря (что заставляло командира, во избежание обнаружения лодки, очень ограниченно пользоваться перископом), а также высокой скоростью и маневрированием немецкой эскадры. Противник был атакован четырёхторпедным залпом из кормовых аппаратов, после чего лодка сразу пошла на погружение и легла на курс отхода. Непосредственно результатов атаки Лунин не наблюдал, на лодке лишь было зафиксировано два взрыва в 18:04, а также ряд глухих раскатистых взрывов в 18:31-18:38. В отчёте по итогам похода Лунин посчитал достоверным попадание двух торпед в «Тирпиц», также допуская, что торпеды могли попасть и в эсминцы эскорта, после чего на нём взорвались глубинные бомбы (когда потопленный корабль (-и) достиг глубины, на которую были установлены взрыватели глубинных бомб). Фактически атака оказалась неудачной вследствие пуска торпед с дистанции, превышающей дальность хода торпед, и даже не была зафиксирована противником .
При этом, немедленная переданная Луниным радиограмма с информацией о местоположении отряда немецких кораблей во главе с «Тирпицем», перехваченная и расшифрованная немцами, убедила немецкое командование в их обнаружении и в необходимости вернуть корабли в свои базы, что и было сделано .
3 апреля 1943 года К-21 под командованием Лунина вышла в девятый боевой поход. 4 апреля подлодка выставила минное заграждение. 9 апреля была произведена атака миноносца шеститорпедным залпом, в подлодке слышали 2-3 взрыва, непосредственно гибель корабля не наблюдалась; в послевоенное время результативность данной атаки подтверждена не была. 12 апреля подлодка западнее острова Сенья обнаружила мачты мотоботов. Ранее во время второго и четвёртого походов К-21 мотоботы атаковали лодку глубинными бомбами (в частности, во время второго похода, 19 января 1942 года на К-21 было сброшено 85 глубинных бомб), поэтому Лунин принял решение всплыть и дать бой в надводном положении . Лодка всплыла вблизи целой флотилии норвежских рыболовных , занятых промыслом (данный район, называемый Свенсгрунн, богат рыбой) и, как оказалось впоследствии, невооружённых. Норвежские рыбаки, подняв флаг, обозначили свою национальную принадлежность, что, тем не менее, не заставило Лунина отказаться от атаки . Первым было атаковано судно «Havegga» с экипажем из 7 человек; в результате обстрела огнём артиллерии и стрелкового оружия были убиты трое и ранено ещё трое норвежских рыбаков, а судно было серьёзно повреждено. Далее был атакован мотобот «Baren», пытавшийся покинуть район боя; К-21 ограничилась очередью из пулемёта и сигналом, который норвежские рыбаки восприняли как запрет на отход к берегу. Следующей целью К-21 стал мотобот «Øistein», атакованный с расстояния 100 метров (рыбаки посчитали, что лодка подошла, чтобы попросить свежей рыбы). Мотобот был сильно повреждён артиллерийским огнём с близкой дистанции, пять рыбаков погибли, один был ранен. Ещё с одного мотобота, «Skreien», был снят и переведён на подлодку экипаж в составе 7 человек. Последним был атакован мотобот «Frøy», который в результате полученных повреждений затонул (погиб один и был ранен ещё один человек) . При атаке мотоботов, помимо артиллерии, применялось также стрелковое оружие (ручной пулемёт ДП, винтовки, пистолет-пулемёт ППШ, револьвер Наган) , причём Лунин лично стрелял по рыбакам из ручного оружия .
Согласно рапорту начальника политотдела бригады подводных лодок капитана 2-го ранга Болдырева (орфография авторская):
Решение потопить рыболовецкие боты командир принял будучи в пьяном виде. Дальнейшие действия командира были нервозными. Командир потребовал вынести на мостик ППШ, сам начал стрелять по рыбакам, но т. к. ППШ было установлено не на автоматику, командир мог произвести один только выстрел, а перевести на автоматическую стрельбу Лунин был не в состоянии, то последовали на мостике со стороны командира по адресу комендоров нецензурные слова с упрёками: „За что вас хлебом кормят“
Во время стрельбы волной был смыт за борт лодки краснофлотец Алексей Лабутин, подносивший снаряды к орудию. Командир лодки не принял всех необходимых мер для его спасения, посчитав утонувшим. Лабутина подобрал мотобот «Baren» и доставил в норвежский посёлок, где он был передан немецким оккупационным властям и помещён ими в концлагерь. В 1944 году ему удалось бежать, пробраться в Швецию и оттуда — в СССР . Норвежские рыбаки были доставлены в Мурманск; после войны четверо из них вернулись в Норвегию, трое погибли в советских лагерях. Действия Лунина против мотоботов не были одобрены командованием , но никакого наказания он не понёс. По итогам боя Лунин заявил о потоплении четырёх мотоботов, по норвежским данным, был потоплен один мотобот и три серьёзно повреждены .
Всего в ходе войны Н. А. Лунину было засчитано потопление 17 кораблей и судов противника , из которых в послевоенное время были подтверждены только 2 победы: один транспорт и невооружённый норвежский рыболовный мотобот, а также повреждение ещё трёх мотоботов ;
В декабре 1943 года капитан 2-го ранга Лунин был назначен командиром дивизиона Бригады подводных лодок Северного флота . В марте 1944 года он направляется на учёбу в Военно-морскую академию имени К. Е. Ворошилова , которую оканчивает в 1946 году. С ноября 1946 года служил на Балтике : начальник штаба учебной бригады подводных лодок, с июня 1947 — командир учебного дивизиона подводных лодок 2-й бригады подводных лодок 8-го ВМФ (Балтика), с июня 1949 года — командиром этой бригады .
В октябре 1950 года назначен уполномоченным по подводным кораблям группы Постоянной комиссии Госприёмки в Ленинграде , с октября 1951 года — уполномоченным Балтийской группы Управления госприёмки кораблей ВМФ. С мая 1956 года по январь 1957 года Н. А. Лунин — командир 22-й отдельной бригады подводных лодок Северного флота в Ягельной Губе . С января 1957 года — начальник 11-го отдела Главного штаба ВМФ СССР. С апреля 1958 года занимал должности заместителя начальника 1-го научно-исследовательского института ВМФ , с марта 1961 года — начальника 9-го управления этого института. С июля 1961 года — начальник Центральной научно-исследовательской лаборатории аварийно-спасательного дела, с сентября 1961 года — начальник 228-й лаборатории Министерства обороны СССР . С апреля 1962 года контр-адмирал Н. А. Лунин — в отставке по болезни .
Будучи в отставке, продолжил ходить в дальние плавания. С 1962 года был капитаном-дублером дизель-электрохода «Обь» , совершил на нём рейс к берегам Антарктиды . Затем плавал на пароходе «Селенга», на котором ходил в Арктику . Капитан дальнего плавания.
17 ноября 1970 года Н. А. Лунин скончался. Похоронен с воинскими почестями на Богословском кладбище в Ленинграде .
Контр-адмирал Иван Колышкин писал, что Лунин воюет «дерзко, хитро и […] с размахом», «по части тактики […] может многим дать сто очков вперёд, несмотря на свой сравнительно невеликий воинский стаж», «умеет держать экипаж в руках, быть взыскательным и строгим», «восприимчив к опыту, умеет извлекать уроки и из успехов и из неудач» .