Interested Article - Дана (славянская мифология)

Дана — по мнению Н. И. Костомарова , богиня воды в славянской мифологии , покровительница рек, ручьев и водоёмов . Современной наукой гипотеза признана ошибочной.

Построения Костомарова

Сравнивая славянскую и прочие европейские мифологии на предмет женского божества воды, Н. И. Костомаров пришёл к выводу о существовании у восточных славян подобного божества. Свой вывод он аргументирует, приводя названия рек: Двина, Дунай, Дон, Днепр (Данаприс) и припев в обрядных песнях: дана, дана . Он сравнил данные корни со западнославянскими именами Девония, Дзеванна и кельтским Дивона, сделав вывод, что данный корень и аналогичное божество сохранились и у восточных славян, что выразилось в вышеприведённых гидронимах и припеве. О Дане Костомаров пишет: «как вода, начало вещей, вечно прекрасная, вечно свежая, она была дева и вместе жена, то есть супруга солнца».

Современная точка зрения

Современная наука даже не комментирует этот вывод Костомарова, ввиду его необоснованности и ошибочности. Особенно они заметны, учитывая современные научные данные.

Причины появления подобных «божеств» охарактеризовала Л. Н. Виноградова:

Движимые стремлением описать славянскую мифологию по аналогии с детально разработанной античной, авторы первых трудов по славянскому язычеству создавали длинные списки так называемых «божеств», названия которых добывались порой весьма сомнительными способами (например, использовались неясные имена и названия, встречающиеся в поговорках, заговорах, формулах клятв и проклятий, песенных рефренах и т. п., а затем домысливался некий мифологический образ). Так возникли (и, к сожалению, до сих пор не сходят со страниц некоторых новейших мифологических словарей) многочисленные лели, леды, любмелы, дзевои, паляндры, зимцерлы и прочие искусственно созданные «персонажи», включённость которых в архаические верования славян не подтверждается ни надёжными письменными источниками, ни данными устной народной культуры .

По данным современной лингвистики, гидронимы Дон , Днепр (сюда же Днестр , Донец и др.) имеют иранское происхождение — ср. осет. don , авест. dānu- , санскр. dấnu- . Гидроним Дунай имеет кельтское происхождение ( Dānuvius ), вероятно, родственное вышеуказанному корню. Гидроним Двина имеет другой корень, никак не связанный с вышеуказанными, который пока не имеет общепризнанной удовлетворительной этимологии .

Имена Дева, Девония , к которым апеллирует Костомаров, стремясь обосновать свои построения, не являются именами какого-то отдельного женского божества, в действительности это эпитеты Мокоши .

Примечания

  1. Костомаров М. І. I. Смысл мифологии славян // / Упоряд., приміт. І. П. Бетко, А. М. Полотай; вступна ст. М. Т. Яценка. — К. : Либідь, 1994. — С. 201-256. — 384 с. — (Літературні пам’ятки України). — ISBN 5-325-00183-3 . 4 января 2011 года.
  2. Виноградова Л. Н. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян. М.: Индрик, 2000. С. 7.
  3. Топоров В. Н. , Трубачев О. Н. Лингвистический анализ гидронимов Верхнего Поднепровья. М.: Изд-во АН СССР, 1962. С. 224.
  4. Фасмер М. от 3 марта 2022 на Wayback Machine
  5. Зубов Н. И. от 23 мая 2011 на Wayback Machine // Живая старина. М., 1995. № 3 (7). С. 46-48.
Источник —

Same as Дана (славянская мифология)