Interested Article - Венеды

Европейская Сарматия . «Восьмая карта Европы». Составлено по «Географии» Птолемея. Отпечатано: Страсбург, 1513
Восточные венеты (Venedi) в 125 году

Венеды ( восточные венеты , упоминаемые в древних хрониках как вене́ды , вене́ты ; лат. Venedi, Venethae, Venethi ; др.-греч. Οὐενέδοι ; иногда эне́ты ; лат. Veneti ; др.-греч. Ἐνετοί , в германском произношении — ве́нды , винды ; нем. Wenden ) — племенная группа или этникон , упоминавшийся до VI века древними историками Геродотом , Помпонием Мелой , Плинием Старшим , Тацитом , Клавдием Птолемеем , Иорданом , размещаемая ими к востоку от Вислы — от балтийского побережья до северных Карпат и низовьев Дуная . Восточные венеты, возможно, имеют общее происхождение с ещё более древними южными венетами , а также с кельтскими западными венетами и, в результате смешения с германскими племенами, с венделами (вандалами) . Многие исследователи считают венедов непосредственными предками древних славян VI—VIII веков (в письменных источниках известных как венды , склавены и анты ). В других гипотезах венеды отождествляются с кельтами. Некоторые исследователи рассматривают название «венеды» как сохранившееся у разных народов самоназвание западной ветви праиндоевропейцев (древнеевропейцев) . Ряд исследователей рассматривает термин «венеды» как этникон, наименование по месту проживания, которое в разное время относилось к разным народам .

Свидетельства письменных источников

1655 Germano-Sarmatia in qua Populi maiores Venedi, et Aestiaei, Peucini, et Bastarnae in minores

Наиболее ранние известия о венедах восходят к концу I—II веков н. э. и принадлежат римским писателям — Плинию Старшему , Публию Корнелию Тациту и Птолемею Клавдию , хотя, предположительно, о венедах упоминал ещё Геродот в V веке до н. э., когда писал о том, что янтарь привозят с реки Эридана от энетов (венетов) .

Плиний

Согласно Плинию (I век), венеды (Venedae) обитали на юго-восточном побережье Балтийского моря восточнее Вистулы . Плиний Старший и Помпоний Мела сообщают рассказ проконсула Галлии Квинта Метелла Целера о том, как на северный берег Германии буря прибила корабль с купцами народа виндов (венетов).

Тацит

Спустя полвека Тацит помещает венедов (Venethi/Veneti) на территории между рекой Вистулой ( Вислой ) и эстиями ( эстами ). Тацит колебался в суждении: причислять ли их к германцам или сарматам . На основании того, что они «ставят дома», «употребляют щиты» и «охотно передвигаются пешком», он всё же счёл их отличными от сарматов, « живущих в повозке и на коне ».

Птолемей

По имени венедов (Ouenedai) Птолемей Клавдий (II век) называл Балтийское море Венедским заливом Сарматского океана, а Карпаты Венедскими горами . Соседями венедов он называет племена сармат , феннов , галиндов ( голядь ) и гутонов .

Ипполит Римский

Возможно, что венетов упоминает Ипполит Римский в его работе «Chronicon» в форме Venii (Οὐεννοί) между Istrians и Daunians. Некоторые авторы читают этноним Οὐεννοί как Οὐενετοί (венеты), а другие — как Οὐέννιοι/Οὐέννωνες (венноны/веннониты) .

Пейтингерова карта

На Пейтингеровой карте , редактировавшейся с I века н. э. по V века н. э., венеды локализуются в двух местах, первый раз (Venadi) с севера Карпат , второй (Venedi) в низовьях Дуная .

Иордан

Готский историк Иордан в своем повествовании « О происхождении и деяниях гетов (Гетика) » (551) так описывал места проживания венетов [венедов]:

…У левого их склона [Карпаты], спускающегося к северу, начиная от места рождения реки Вистулы, на безмерных пространствах расположилось многолюдное племя венетов. Хотя их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, всё же преимущественно они называются склавенами и антами. Склавены живут от города Новиетауна и озера, именуемого , до Данастра [ Днестра ], и на север — до Висклы [ Вислы ], вместо городов у них болота и леса. Анты же — сильнейшие из обоих [племён] — распространяются от Данастра до Данапра [ Днепра ], там где Понтийское [Чёрное] море образует излучину; реки эти удалены одна от другой на расстояние многих переходов»

Иордан упоминает, что во времена остроготского [остготского] короля Германариха (умер в 375 или 376 годах н. э.), племя венедов было подвластно ему наряду с другими праславянскими племенами:

…Эти [венеты], как мы уже рассказывали в начале нашего изложения, — именно при перечислении племён, — происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: венетов, антов, склавенов. Хотя теперь, по грехам нашим, они свирепствуют повсеместно, но тогда все они подчинились власти Германариха» .

В раннесредневековых документах своих ближайших соседей славян германцы также называли венедами, вендами ( нем. Wenden ) .

Лингвистические данные

В историческое время др.-исл. Vindr , др.-англ. Weonodas и др. означало северо-западных славян, которые граничили с германцами. Из германских языков заимствовано ср.-греч. Ouenédoi «вен(е)ды, (северные) славяне» .

Этим этнонимом ( нем. Wenden ) немцы вплоть до настоящего времени именуют славян-лужичан . Память о венедах сохранилась также в языках финских народов, заимствоваших данное слово из германских языков и до настоящего времени называющих этим именем русских и Россию. Финское — Venäläinen (русский), Veneman , Venäjä (Русь, Россия); эстонское — Venelane (русский), Venemaa (Россия), Vene (Русь); карельское — Veneä (Русь) .

Археологические соответствия

С венедами связывается поморская культура , которая была распространена на южном побережье Балтийского моря при впадении Вислы до вторжения готов . Поморская культура развивалась в тесном взаимодействии с лужицкой культурой .

В более поздний период, в V—VI веках, с венедами связывают дзедицкие древности на западе.

В течение XX века среди археологов велись споры, является ли пшеворская культура (II века до н. э. — IV век) чисто германской или чисто славянской. Археолог В. В. Седов считал, что основным этносом в пшеворской культуре были славяне-земледельцы — потомки населения культуры подклёшевых погребений . На их территорию, особенно в западные земли, многократно вторгались различные германские племена. Пришлому населению, в большей степени военизированному, чем местное население, в ряде местностей удавалось подчинить местных землепашцев, и всё население таких регионов римские авторы именовали этнонимами господствующего племени ( бургундами , вандалами и др.), поскольку сведения поступали в Рим от германских информаторов. На территории пшеворской культуры (в междуречье Одера и Вислы ) в первые века н. э. историки локализуют германское племя вандилов (вандалов). Лингвист С. Л. Николаев считает славян пшеворской культуры славянами-венедами (в их числе лугии - лужичане ), а вторгавшиеся на их территории германские племена определяет как по большей части вандилов. В случае с вандалами-вандилами путаница названий славян-«венедов» и германцев-вандилов связана также с созвучием, объясняемого Николаевым родством этнонимов на праиндоевропейском уровне .

Гипотезы

Славяне

Готский историк VI века Иордан в своём труде «О происхождении и деяниях гетов» указывал тождество между венедами, антами и склавинами . Кроме Иордана, венедов со славянами отождествляли и латинские писатели VII—VIII веков: в хронике Фредегара (VII века) не единожды упоминаются венеды (Winedos) в привязке к славянам (Sclavos) в связи с событиями 623 года: « Славянами, называемыми венедами », « Славяне, которые известны как венеды » . (англ.) из Боббио , живший в VII веке, в своем житии святого Колумбана писал: « Между тем запала в голову мысль отправиться в пределы венетиев (Venetiorum), которые также зовутся славянами (Sclavi)… » . Англосаксонский писатель Алкуин , живший во времена Карла Великого, писал в своем письме (датируется 790): « Но в прошедшем году король с войском устремился на славян (Sclavos), которых мы называем вионудами (Vionudos)… » .

Некоторые авторы XIX века (например, славянофил А. С. Хомяков ), ссылались на хрониста XII века Гельмольда , который в своей « Славянской хронике » пишет:

Там, где кончается Полония, мы приходим к обширнейшей стране тех славян, которые в древности вандалами, теперь же винитами, или винулами, называются .

Древнерусская летопись « Повесть временных лет » (начало XII века) и средневековые литовские легенды о Палемоне связывают происхождение своих народов с регионом Норик , где жили иллирийские венеты. Согласно «Повести временных лет»,

По разрушении же столпа и по разделении народов приняли сыновья Сима восточные страны, а сыновья Хама — южные страны. Иафетовы же сыновья приняли запад и северные страны. От этих же семидесяти и двух народов произошел и народ славянский, от племени Иафета — так называемые норики, которые и есть славяне .

С этим согласуется также легенда об образовании чешского народа , описанная в книге :

Хорошо знаю, что известно многим, но не всем, как некогда из этой крапинской местности, по исчислению Петра Кодицилюса и многих других, в 278 году, ушёл очень знатный вельможа Чех с братьями своими Лехом и Руссом, а равно со всеми своими приятелями и родом, из-за того, что они не могли уже переносить те великие нападки и притеснения, которые делали им римляне, а особенно начальник римских войск Аврелий, который охранял Иллирию вооружённой рукой и настолько притеснял его род, что Чех со своими поднял против него восстание и вывел его из числа живых. И вследствие этого, боясь могучей руки римлян, покинул Крапину , своё отечество. Целых 14 лет служил он с Салманином, с сыном Цирципана, в то время правителя и будущего вождя богемского народа…

Содержание этой легенды согласуется с римскими хрониками, которые повествуют о восстании Марка Аврелия Кара в Норике и Ретии в 282 году, в результате которого восставшими был убит римский император Марк Аврелий Проб и власть перешла к Кару .

Решительным сторонником отождествления славян и венедов был Л. Нидерле :

Балтийские венеды были, безусловно, славянами. Имеется несколько доказательств этому. Во-первых, их места обитания в I—II веках н. э. совпадают с местами обитания славян в VI веке. Распространение славян было совсем незначительно в период переселения народов. Во-вторых и это очень важный довод, — наименование венедов, вендов сохранялось в немецком языке (Wenden, Winden) в течение всей исторической эпохи, вплоть до новейшей, как общее наименование славян. Старые деревни, которые их немецкие соседи хотели отличить от одноимённых немецких деревень, обозначались в отличие от них windich или wendich. Наконец, Иордану , историку VI века, первым давшему очерк начала истории славян, известно, что наименования «венд», «венед» и «славянин» употреблялись для обозначения одного и того же народа; он употребляет эти названия попеременно, из чего можно заключить, что в VI веке признавалось тождество славян с венедами .

В качестве аргумента славянской этнической принадлежности венедов выступает применение производных от этого названия терминов в германских и финнских языках по отношению к славянам . Ряд исследователи считает, что этноним «венеды» сохранился в однокоренном наименовании восточнославянского племени вятичей (произносилось и зафиксировано в некоторых летописях как «вентичи», др.-еврейск. Wnntit) .

По мнению ряда исследователей, имеются археологические и антропологические свидетельства того, что в Новгородской земле расселилось несколько волн мигрантов с юго-западного балтийского побережья. В частности, отмечаются сходства конструкции некоторых типов построек, а также параметров черепов из захоронений у полабских славян и новгородских словен .

Противниками отождествления венедов и славян использовался в конце XIX века буковый аргумент , согласно которому прародина славян располагалась восточнее предполагаемого места обитания венедов, однако, по новейшим данным палеоклиматологии , в первые века нашей эры климат в Европе был значительно более мягким, чем в XIX веке, и ареал бука отличался от современного.

Кельты или иллирийцы

Существует гипотеза , связывающая этноним «венеды» с кельтами или иллирийцами . Этноним «венеды» известен на побережье Адриатики . Современная итальянская провинция Венето и город Венеция названа по имени народа венетов. Кроме того, о венетах в Галлии (современная Франция ) сообщает Юлий Цезарь . О формировании кельтов (галлов) как народа в бассейне Дуная было известно ещё Страбону . Следовательно, этноним «венеды» или «венеты» был первоначально характерен для жителей Карпато-Дунайского бассейна. Позднее, с миграциями кельтов, венеты появляются на территории Франции. Однако археологические данные свидетельствуют и о миграциях кельтов на территорию Польши . Позднее кельты на территории Польши были ассимилированы носителями пшеворской культуры , но влияние кельтов на пшеворскую культуру было очень сильным. Тацит , описание Германии которого относится как раз ко времени существования севернее Карпат на территории Польши пшеворской культуры, пишет о живущих здесь различных племенах лугиев . Луг был богом солнца у кельтов, поэтому, предположительно, Тацит называет пшеворские племена кельтским именем. По крайней мере часть южных племён пшеворцев могла получить среди германских народов имя «венеды».

Впоследствии, когда пшеворцы переселились на Волынь и Приднестровье , имя «венеды» было перенесено на ассимилировавших их славян. Эта гипотеза может объяснять тот факт, что Иордан, который пользовался готскими источниками, считает венедов славянами, в то время как византиец Прокопий из Кесарии, писавший в это же время о славянах, ничего о венедах не сообщает. Венедами могли называть пшеворцев, а впоследствии и славян, готы. Именно поэтому это имя закрепилось в немецком языке за западными славянами в форме «венды», а от них попало к финнам , эстам и карелам в форме «вене» как обозначение русских.

Ряд авторов связывают имя венедов с легендарным народом ванов из германской мифологии .

Западные индоевропейцы

Согласно археологу В. В. Седову , этноним «венеды» восходит к древнеевропейской общности (западной ветви праиндоевропейцев ). Это название сохранилось для венетов Северной Адриатики, кельтского племени венетов в Бретани, покорённого Цезарем во время Галльских походов в 50-х годах I в. до н. э., а также для венедов-славян . В древнеанглийском языке также имелся этноним «венеды» .

По мнению лингвиста С. Л. Николаева , все эти этнонимы восходят к одному этнониму с корнем индоевропейским *wenət-, *wonət- , первоначально принадлежавшему какой-то одной западноиндоевропейской группировке. Этот корень сохранился в славянских ( праслав. *vęt- , др.-рус. вятичи , с унаследованным славянским названием одного из племён), кельтских ( галльские венеты , лат. Veneti , кельтское племя на юге полуострова Бретань ) и германских языках ( вандалы, вандилы , с о-огласовкой и суффиксом *-ilo-, *Wanđila- (с прагерманским -đ- < индоевропейским *-t-), племенная группа северо-восточных германцев, впервые упомянутая Плинием Старшим как греч. Βάνδαλοι ; в форме лат. Vandilii упомянуты Тацитом ) в собственных этнонимах, а в латыни представлен в названии соседнего племени ( адриатические венеты , лат. Veneti , вымерший индоевропейский народ, группа племён на северо-востоке Италии, современная область Венето с центром в Венеции), а также — *weneđa- с прагерманским развитием индоевропейского *t > đ по закону Вернера , лат. передача Winithi и т. п., прагерманское название неизвестного племени, жившего к востоку от германцев, прародина которого предположительно локализуется в Ютландии . Последние судя по форме с -е- во втором слоге, первоначально могли быть венетами, в дальнейшем переселившимися к Средиземному морю, или одноимёнными кельтами, принявшими активное участие в формировании раннего этапа пшеворской культуры .

Этникон

Янтарный путь , соединявший венедов и адриатических венетов

Термин «венеды» не был самоназванием славян, поэтому рядом учёных он рассматривается как этникон (наименование по месту жительства), характерный для античной историографии (ср. употребление этнонимов скифы , сарматы и др. применительно к обитателям северных регионов античной ойкумены независимо от их этнической принадлежности). Первоначально, со времен Гомера , он обозначал народ, переселившийся из Трои на побережье Адриатики. Позднее название этого народa было перенесено на другие северные этносы Европы и воспринято германоязычными народами, называющими славян Winden, Wenden и т. п. Возможно, от германцев термин был заимствован прибалтийскими финнами (финск. venaje, эст. vene — «русский») и венграми .

Российский археолог М. Б. Щукин предполагает существование в начале н. э. связи между адриатическими венетами , и прибалтийскими венетами, заселявшими в то время Самбийский полуостров (устье Немана), и являвшихся носителями самбско-натангской археологической культуры , что подтверждается некоторыми археологическими находками . Эти этнонимы в позднеантичный период были приурочены к началу и концу Янтарного пути , который в античности соединял адриатическую Венетию с Прибалтикой (с Вентспилсом и рекой Вента) и активно использовался в первые века н. э. Мифическая «янтарная» река Эридан , отождествленная ранними античными авторами с венетской рекой По , нашла прибалтийский аналог в реке Рудон (Радуния), что позволило перенести название венетов в бассейн Вислы. Выходцы из дунайских провинций Римской империи (Паннония, Норик, Реция) перенесли на Балтику венетскую ономастику и приписали сам этникон балтийским торговцам янтарем, либо сами прибалтийские торговцы восприняли этот этникон на римском лимесе. В то же время этот этникон мог стать известным германцам, и прибалтийским финнам.

Щукин сравнил историю таких «блуждающих» этниконов с распространением таких названий, как русь , также связанным с трансконтинентальным водным путём « из варяг в греки ». Название «венеты» могло относиться не к этносу, а к определённому образу жизни, который описал Тацит: «венеты… обходят разбойничьими шайками все леса и горы между певкинами и фенами», подобно кочевникам-сарматам, но по культуре они ближе германцам, так как строят постоянные жилища и сражаются в пешем строю. Тот же образ жизни характерен для венетов Галлии эпохи галльских войн Цезаря. Племена океанского побережья (морины, белги, ремы, нервии, венеты) не относились к народам между кельтами и германцами .

Топонимы

См. также

Примечания

  1. Брайчевский М. Ю. от 24 сентября 2015 на Wayback Machine // Советская историческая энциклопедия . — М.: Советская энциклопедия , 1963. — Т. 3. — Стб. 320.
  2. Венеды // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  3. Седов В. В. от 26 июля 2011 на Wayback Machine // Вестник Российской академии наук. 2003. Т. 73, № 7. С. 594—605.
  4. Николаев С. Л. от 6 сентября 2021 на Wayback Machine // Повесть временных лет / Пер. с древнерус. Д. С. Лихачёва , О. В. Творогова . Комм. и статьи А. Г. Боброва, С. Л. Николаева , А. Ю. Чернова , А. М. Введенского, Л. В. Войтовича , С. В. Белецкого . — СПб. : Вита Нова, 2012. С. 419—420.
  5. Петрухин В. Я. Русь в IX—X веках. От призвания варягов до выбора веры. 2-е изд., испр. и доп. М. : Форум : Неолит, 2014.
  6. География , кн. 3, гл. 5, 19—22.
  7. . Дата обращения: 26 апреля 2012. 14 мая 2012 года.
  8. . Дата обращения: 26 апреля 2012. 14 мая 2012 года.
  9. Antti Lampinen «Cultural Artefacts in Transit» 2018
  10. Otto Maenchen-Helfen . / Edited by Max Knight. — University of California Press, 1973. — P. 445.
  11. Иордан «О происхождении и деяниях гетов», ч. 34—35.
  12. Вилинбахов В. Б. Славяне в Ливонии (Некоторые соображения о вендах Генриха Латвийского) // Acta Baltico-Slavica. — Warszawa, 1973. — T. VIII. — S. 61—62.
  13. Иордан . от 20 августа 2020 на Wayback Machine .
  14. Fredegarii. Et aliorum chronica. Vitae sanctorum // Monumenta Germaniae historica. Scriptores rerum Merovingicarum. — Hannoverae, 1888. — P. 144, 154.
  15. Свод древнейших письменных известий о славянах. — М., 1995. — Т. II. (VII—IX вв.). — С. 367—369.
  16. Ionae Vitae Sanctorum Columbani, Vedastis, Iohannis // Monumenta Germaniae historica. Scriptores rerum Germanicarum. — Hannoverae et Lipsiae, 1905. — P. 216.
  17. Свод древнейших письменных известий о славянах. — М., 1995. — Т. II. (VII—IX вв.). — С. 361.
  18. Monumenta Alcuiniana // Bibliotheca rerum Germanicarum. — Berolini, 1873. — P. 166—167.
  19. Свод древнейших письменных известий о славянах. — М., 1995. — Т. 2. (VII—IX вв.). — С. 462.
  20. Гельмольд фон Босау «Славянская хроника» (гл. 2)
  21. Повесть временных лет (Подготовка текста, перевод и комментарии О. В. Творогова ) // Библиотека литературы Древней Руси / РАН . ИРЛИ ; Под ред. Д. С. Лихачёва , Л. А. Дмитриева , А. А. Алексеева , Н. В. Понырко. СПб. : Наука , 1997. Т. 1 : XI—XII века. ( Ипатьевский список «Повести временных лет» на языке оригинала и с синхронным переводом). от 5 августа 2021 на Wayback Machine , публикация Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН.
  22. SlobodaProkop, franceskan. Preporodjeniceh, alitisvetostisvetostisv. Prokopa vu domovini Ceha, Krapine. V Zagrebu pri Fr. X. Zeran. Seki 1767.
  23. Флавий Вописк Сиракузянин . «История Августов». Проб. XXI. 2—3.
  24. Аврелий Виктор . О цезарях. XXXVII. 4.
  25. Евтропий . Бревиарий от основания города. IX. 17. 2.
  26. Нидерле Л. Славянские древности. М., 2010. С. 38—39.
  27. Нидерле (Manuel 1, 34), Первольф (AfslPh 4, 66), Шрадер и Неринг (2, 415), Бубрих (ОЛЯ V, стр. 478 и сл.), Якобсон («Word», 8, 1952, стр. 389), Будимир («Славянская филология», 2, 1958, стр. 129) и др.
  28. Алексаха А. Г. . — Днепропетровск: Гуманитарный журнал, 2012—2014. 12 июля 2015 года.
  29. Гай Юлий Цезарь. Записки о Галльской войне. — С. III, 8—16 .
  30. Страбон. География. — С. IV, 4,1; V, 1, 4.
  31. Кухаренко Ю. В. Археология Польши. — М. , 1969. — С. 101—104.
  32. Тацит. Германия. — С. 43.
  33. Попов В. от 7 июля 2011 на Wayback Machine
  34. Мартынов В. В. Прародина славян. Лингвистическая верификация. Минск, 1998.
  35. Щукин М. Б. от 2 февраля 2010 на Wayback Machine

Литература

Источник —

Same as Венеды