Interested Article - Расовая иерархия
- 2020-02-06
- 1
Расовая иерархия — в идеологии и практике расизма система стратификации, основанная на представлении о превосходстве одних расовых групп над другими. В расизме расы или иные группы рассматриваются как принципиально отличные друг от друга « биологические виды » ( полигенизм ), иерархически соподчинённые между собой . В разные периоды истории расовые иерархии присутствовали в обществах, часто формально учреждаемые законом, например, Нюрнбергскими законами в нацистской Германии . Многие группы продолжают поддерживать идею расовой иерархии, в том числе сторонники превосходства « белых » или « чёрных ». Как правило, сторонники расовой иерархии считают себя частью «высшей» расы и основывают свои представления на псевдобиологических, культурных или религиозных аргументах . Однако системы расовой иерархии также часто оспаривались и отвергались, и многие из них, такие как апартеид , были отменены .
Эзотерика
Европейское эзотерическое учение включало популярные гипотезы о сдвиге земной оси из-за влияния Луны или смены местоположения магнитных полюсов, что привело к резкому изменению земной поверхности и климата. Также имелось положение о последовательном господстве четырёх рас («красной», «чёрной», «белой» и «жёлтой»), которые были связаны с теми или иными материками и эпохами. Одним из важных положений учения была идея, что «белая раса» появилась на Земле последней и сформировалась у Белого моря, где проживали ее прародители, « гиперборейцы ». В ту эпоху на Земле господствовала «чёрная раса», расселившаяся в северной части своего ареала до южных регионов Европы, включая юг России. «Белые» усилились и под руководством вождя Рама отбросили «чёрных» далеко на юг. Рам основал теократическую империю, раскинувшуюся между Северной Африкой и Японией. Часть « белых » переселилась в Малую Азию и Европу и дала начало « арийцам ». Термин «арийцы» мог использовался и для всех «белых» в целом. Их мудрость сохранилась в Ведах , записанных во времена Золотого века, когда была построена общественная иерархия и в результате победы «белых» над «чёрными» и «жёлтыми» сложилась система каст. Впервые эту схему изложил французский эзотерик Антуан Фабр д’Оливе , вслед за ним с некоторыми вариациями — французский оккультист Александр Сент-Ив д’Альвейдр и его ученик и президент Верховного совета Ордена мартинистов Папюс . Прежние расы не исчезали полностью, и некоторые их группы продолжали жить одновременно с новой расой, и расовый облик напрямую связывался с определённым уровнем сознания (например, у Александра Клизовского ). Эзотерическое учение сохраняло представление о расовой иерархии, которая якобы отражает стадии эволюционного развития, а «духовность» рассматривалась как устойчивый расовый признак .
Ранние расовые теории
В то же время прусский философ Иммануил Кант был сторонником идеи расовой иерархии в человеческом развитии, что привело его к критике основных методов европейской экспансионистской политики — колониальных войн, эксплуатации и завоевания. Кант рассматривал эти явления как подрыв морального прогресса европейцев .
Расизм был тесно связан с социальным дарвинизмом , представители которого переносили учение Чарльза Дарвина о естественном отборе и борьбе за существование на человеческое общество (Д. Хайкрафт и Б. Кидд в Великобритании, Жорж де Лапуж во Франции, Людвиг Вольтман , Хьюстон Чемберлен и Отто Аммон в Германии, Мэдисон Грант в США и др.). Социал-дарвинисты использовали мальтузианство и положения евгеники для обоснования идеи превосходства наследуемых качеств господствующих слоёв общества .
Представления о естественной расовой иерархии присутствовали у семитолога Эрнеста Ренана , согласно которому за пределами «цивилизованного мира», то есть Европы, раса сохраняла своё прежнее значение. Ренан провозглашал принцип «расового неравенства» .
В XIX — начале XX века теории « научного расизма » преобладали в европейской мысли о мировом порядке. Представления полезности глобального управления по праву превосходства «белой расы» были широко распространены в англо-американском социуме. Идеи расовых и цивилизационных иерархий привели к глубокому неравенству в положении, статусе, правах, обязанностях и полномочиях представителей неевропейских рас при их включении в имперские проекты, колониальные цивилизационные миссии или позднее в систему формально независимых государств, встроенных в капиталистическую глобальную экономику .
«Арийская» идея
Хьюстон Чемберлен , один из ключевых авторов идеи превосходства « арийской расы » и идейный предшественник нацизма, описывал всю историю как результат развития и упадка рас. Каждую культурную эпоху он называл творением доминирующего человеческого типа. Стержнем мировой истории он считал «расовую борьбу». Чемберлен писал о превосходстве «тевтонской», или «арийской расы», по его мнению, создавшей все известные цивилизации. Врагом этой расы он называл «расовый хаос», который регулярно возникал, если люди забывали о «фундаментальных расовых принципах». Главными разрушителями порядка и цивилизации он считал « семитов ». Вслед за Артюром де Гобино , более ранним автором «арийской» расовой теории, Чемберлен стремился доказать, что смешение с «чужаками», то есть примесь «чуждой крови», неизбежно приводит к «расовому упадку» и деградации. Таким смешанным населением, способным служить только «антинациональным» и «антирасовым» силам, Чемберлен называл, в числе прочих, южных европейцев, что впоследствии дало лидеру итальянского фашизма Бенито Муссолини основание отвергнуть его книгу .
Национал-социализм рассматривал историю как непрерывную борьбу народов и рас за выживание, защиту и расширение необходимого им «жизненного пространства». Конечным результатом этой борьбы должно стать установление мирового господства « арийцев » — немцев и родственных им германских народов, по представлениям нацистов, сохранивших «расовую чистоту» и потому биологически превосходящих другие народы. Война рассматривалась нацистами как естественное состояние человечества, законный и единственно возможный способ утверждения мирового лидерства « народа-господина ». Залогом победы в этой борьбе должна быть консолидация немецкой нации под руководством единого вождя (« фюрера »), « расовая гигиена » — очищение нации от «расово чуждых» и «неполноценных» элементов, а также укрепление её «физического здоровья» .
Нацистский расовый теоретик Ханс Гюнтер считал, что славяне принадлежат к «восточной расе», отдельной от немцев и «нордидов», и предостерегал от смешения «немецкой крови» со «славянской» . Нацистская концепция «арийской расы господ » («Herrenvolk») исключала из этой расы подавляющее большинство славян, поскольку считалось, что славяне испытывают опасное еврейское и азиатское влияние . По этой причине нацисты объявили славян « недочеловеками » («Untermenschen») . Идея нацистов, что славяне являются «низшими неарийцами», была частью планов по созданию « жизненного пространства на Востоке » для немцев и других германских народов в Восточной Европе , инициированных во время Второй мировой войны по « генеральному плану Ост ». Миллионы немцев и других германских поселенцев должны были быть перемещены на завоёванные территории Восточной Европы, в то время как десятки миллионов славян предполагалось уничтожить, переселить или обратить в рабство . Среди нацистских лидеров Альфред Розенберг (автор книги « Миф двадцатого века », 1930) был одним из главных противников Советской России, и под его влиянием Гитлер пришёл к идеи колонизации славянских земель, в частности, аннексии Украины .
Незадолго до нападения на СССР Гитлер созвал совещание всех командующих и заявил, что борьба между Россией и Германией — это борьба между расами .
13 июля 1941 года в Штеттине рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер выступил перед эсэсовцами из отправлявшейся на Восточный фронт боевой группы « Норд » с речью, где напутствовал их на войну и перечислял в качестве «недочеловеков» гуннов, венгров, татар, монголов и русских:
Когда вы, друзья мои, сражаетесь на Востоке, вы продолжаете ту же борьбу против того же недочеловечества, против тех же низших рас, которые когда-то выступали под именем гуннов, позднее — 1000 лет назад во времена королей Генриха и Оттона I , — под именем венгров, а впоследствии под именем татар; затем они явились снова под именем Чингисхана и монголов. Сегодня они называются русскими под политическим знаменем большевизма .
Адольф Гитлер заявлял:
Мы обязаны истреблять население, это входит в нашу миссию охраны германского населения. Нам придется развить технику обезлюживания. Если меня спросят, что я подразумеваю под обезлюживанием, я отвечу, что имею в виду уничтожение целых расовых единиц. Именно это я и собираюсь проводить в жизнь, — грубо говоря, это моя задача. Природа жестока, следовательно, мы тоже имеем право быть жестокими. Если я посылаю цвет германской нации в пекло войны, без малейшей жалости проливая драгоценную немецкую кровь, то, без сомнения, я имею право уничтожить миллионы людей низшей расы, которые размножаются, как черви .
Речь Гиммлера в Познани 4 октября 1943 года перед своими группенфюрерами отражает восприятие славян как представителей «низшей расы» и животных :
Мы должны …вести себя по-товарищески по отношению к людям одной с нами крови, и более ни с кем. Меня ни в малейшей степени не интересует судьба русского или чеха… Живут ли другие народы в благоденствии или они издыхают от голода, интересует меня лишь постольку, поскольку они нужны как рабы для нашей культуры, в ином смысле это меня не интересует. Погибнут или нет от изнурения при создании противотанкового рва 10000 русских баб, интересует меня лишь в том отношении, готов ли для Германии противотанковый ров… Известно, что такое славяне. Славянин никогда не был способен сконструировать что-либо. Славяне — смешанный народ на основе низшей расы с каплями нашей крови, не способный к поддержанию порядка и к самоуправлению. Этот низкокачественный человеческий материал сегодня так же не способен поддерживать порядок, как не был способен 700 или 800 лет назад, когда эти люди призывали варягов , когда они приглашали Рюриков . Мы, немцы, единственные в мире, кто хорошо относится к животным. Мы будем прилично относиться и к этим человеческим животным. Однако было бы преступлением перед собственной кровью заботиться о них и внушать им какие бы то ни было идеалы и тем самым ещё больше затруднять нашим детям и внукам обращение с ними .
В романах немецкого писателя и эсэсовца Эдмунда Кисса мифический Асгард представлялся столицей «арийцев» ( асов в произведениях Кисса), изображалась иерархическая общественная структура, возглавлявшаяся кастой «арийцев», и давались предупреждения о вероятном восстании подчинённых им «темнокожих людей» ( ванов ). Читателю должен был понимать, что речь идёт об «инородцах», которые якобы угрожают территориальной целостности германского государства .
В современном мире «арийский миф» напрямую связан с идентичностью, предлагая образ престижных предков. Идентичность рассматривается в расистском контексте, включая представления о «высших» и «низших» расах, расовой иерархии народов и «несовместимости менталитетов». Представления о расовой иерархии присутствуют в славянском неоязычестве . Неоязыческий писатель Юрий Петухов связывал Homo sapiens sapiens с «белой расой», а формирование других рас шло, по его мнению, за счёт ее скрещивания с более архаичными подвидами человека, которых она наделяла своими прогрессивными качествами, и прежде всего языком. Только жившие в Европе кроманьонцы смогли долго избегать такого смешения, что помогло им выработать свой язык и устойчивые культурные традиции. Эти «чистые» кроманьонцы составили «суперэтнос русов», породивший затем многие народы . Кроманьонцы («русы») были донорами, призванными облагодетельствовать все остальные группы человечества, и эту миссию «русы» сохраняли в течение всей истории. Автор выстраивал расовую концепцию с иерархией и этнорасовым неравенством .
Расовая иерархия в США
До окончания Гражданской войны расовая иерархия в США выражалась в основанном на расовой принадлежности рабстве , которое укоренилось еще до обретения независимости 13 американских колоний . Хотя многие аболиционисты выступали за отмену рабства, имело место сильное сопротивление со стороны тех, кто получал экономическую выгоду, и (или) тех, кто считал рабство «естественным» по расовым причинам. С целью поддержки и защиты рабовладения деятели, выступающие за рабство, организовали «плантаторский либерализм », объединив патерналистские и либеральные взгляды в идеологию, которую могли понять как рабовладельцы, так и нерабовладельцы. Идеология основывалась на «семейных отношениях». Эти взгляды позже проложили путь для белых плантаторов южных штатов , удерживавших взаимоотношения между расами настолько близко к существовавшим в эпоху рабства, насколько это позволяли новые законы, принятые после Гражданской войны в эпоху Реконструкции .
Тринадцатая поправка к Конституции США, в 1865 году отменившая рабство, не отменила институализированную расовую иерархию. Южные штаты, которые сохраняли рабовладение до конца Гражданской войны, быстро перешли к политике подчинения освобождённых рабов, введя Чёрные кодексы . Эти законодательные акты использовались для принуждения чернокожих к работе за низкую заработную плату и для контроля над другими аспектами их жизни. Активист борьбы за гражданские права Уильям Дюбуа писал в 1935 году:
Рабство не было отменено даже после принятия Тринадцатой поправки. Четыре миллиона вольноотпущенников, и большинство из них на той же плантации, выполняли ту же работу, что и до эмансипации, за исключением того, что их работа была прервана и изменена военными потрясениями… Они были освобождены практически без земли и без денег и, кроме некоторых исключительных случаев, без юридического статуса и защиты .
После периода Реконструкции в условиях изменившейся политики некоторые группы белого населения пытались сохранить своё господство над расами, которые они считали стоящими иерархически ниже. Законы, принятые после 1880-х годов, препятствовали ряду групп, таких как южные плантаторы, поддерживать своё превосходство, поскольку чёрное и белое население несколько уравнивалось. Либералы Южного Дарвина хотели предоставить чернокожим небольшие гражданские и политические права в рамках своей миссии по поддержанию превосходства белых .
Расовая сегрегация в США , легализованная законами Джима Кроу , была проявлением расовой иерархии вплоть до 1965 года. Эта система оправдывалась концепцией « » с 1896 года. Позднее она была признана неконституционной рядом постановлений председателя Верховного суда США Эрла Уоррена , начиная с судебного процесса « Браун против Совета по образованию » в 1954 году, которые установили, что «разделённые не равны» в сфере образовательных услуг .
Согласно исследованию, проведенному (публикация 2006), « чёрные сталкивались с дискриминацией в 22 % случаев при поиске съёмного жилья в 17 % случаев при попытке приобрести дом. Для латиноамериканцев эти цифры составляли 26 и 20 %» . Афроамериканцы и латиноамериканцы получают «более низкокачественную медицинскую помощь» по сравнению с « белыми », когда имеют дело с серьезными проблемами со здоровьем . Исследование, проведённое в 1995 году, показало, что уровень младенческой смертности среди чернокожих выше, чем среди «белых». Показатель для чернокожих составлял 14,3 на каждую 1000 младенцев по сравнению с 6,3 на каждую 1000 «белых» младенцев . Некоторые исследования показали, что белым людям легче найти работу, чем чернокожим, даже если «белый» был судим за уголовное преступление .
Критика
По комплексу статистических измерений черепа существует значительный разрыв между Homo sapiens и близким к нему родственным видом, неандертальцами . Это разрыв значительно превосходит разрыв между расами Homo sapiens. Последние всегда демонстрируют «пересечение» признаков. Так, европеоиды по признаку надбровных дуг находятся на втором месте после австралоидов и папуасов, одни из самых «архаичных». Для австралоидов характерен широкий нос, большие челюсти, большое надбровье, что может рассматриваться как «архаичные» черты. Однако пропорции конечностей у них дальше от «архаики», чем у европеоидов. Последние обладают более близкими к неандертальцам расширенными пропорциями кистей. Европеоиды имеют также ряд других «архаичных» признаков — мощная грудная клетка, относительно массивное надбровье. Негроиды характерны широким носом, выступающими челюстями, но при этом слабым надбровным рельефом и рядом других «неархаичных» признаков. Не существует «примитивных» и «прогрессивных» рас, но любые расы имеют как условно «примитивные», так и условно «прогрессивные» признаки .
Примечания
- , с. 651.
- .
- Longerich, Peter . BBC . Дата обращения: 23 августа 2020. 10 августа 2020 года.
- . Southern Poverty Law Centre . Дата обращения: 23 августа 2020. 11 октября 2019 года.
- . Anti-Defamation League (ADL) . Дата обращения: 23 августа 2020. 26 апреля 2022 года.
- . US Department of State Archive (7 января 2008). Дата обращения: 23 августа 2020. 28 августа 2020 года.
- , p. 44.
- ↑ .
- ↑ .
- .
- , pp. 58—63.
- , с. 178.
- Racisms Made in Germany, Wulf D. Hund 2011. P. 19.
- ↑ , p. 241.
- André Mineau. Operation Barbarossa: Ideology and Ethics Against Human Dignity . Rodopi, 2004. P. 34—36.
- Steve Thorne. The Language of War . London, England, UK: Routledge, 2006. P. 38.
- Joseph W. Bendersky. A concise history of Nazi Germany . Plymouth, England, UK: Rowman & Littlefield Publishers Inc., 2007. P. 161—162.
- от 13 ноября 2015 на Wayback Machine . М.: Государственное издательство юридической литературы, 1954.
- Der Reichsführer SS zu den Ersatzmannschaften für die Kampfgruppe «Nord» am Sonntag dem 13. Juli 1941, in Stettin. Цит. по: Stein H. George. The Waffen SS: Hitler's Elite Guard at War, 1939–1945. Ithaca (N. Y.): Cornell University Press , 1984. — P. 126—127.
- ↑ Владимир Родионов . от 27 июля 2013 на Wayback Machine // Актуальная история.
- Из книги Г. Раушнинга // Нюрнбергский процесс: Сборник материалов в 8 т.. — М.,: Юридическая литература , 1988. — Т. 2 / Сост. М. Ю. Рагинский , К. С. Павлищев. — С. 224. — 672 с. — ISBN 5-7260-0015-3 .
- от 7 сентября 2011 на Wayback Machine . М.: Государственное издательство юридической литературы, 1954.
- от 26 июня 2015 на Wayback Machine . М.: Государственное издательство юридической литературы, 1954.
- Speech by Himmler on the occasion of the SS Group leader meeting Posen, 4 October 1943 // Trial of the Major War Criminals before The International Military Tribunal. Vol. XXIX. Nuremberg: [Б. м.], 1948. P. 118.
- Translation of document 1919-PS: Speech of the Reichsfuehrer-SS at the meeting of SS Major-Generals at Posen October 4th, 1943 // Nazi Conspiracy and Aggression. Office of the United States Chief of Counsel For Prosecution of Axis Criminality. Vol. IV. Washington: US Government Printing Office, 1946. P. 559.
- , p. 22.
- , p. 188.
- , p. 104.
- . Smithsonian National Museum of American History . Дата обращения: 23 августа 2020. 20 августа 2019 года.
- , p. 10.
- ↑ , p. 11.
- , p. 13.
- Дробышевский С. В. . Антропогенез.ру (9 августа 2010). Дата обращения: 26 апреля 2022. 26 апреля 2022 года.
Литература
- / Н. Н. Чебоксаров // Проба — Ременсы. — М. : Советская энциклопедия, 1975. — ( Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 21).
- / Малахов В. С. // Пустырник — Румчерод [Электронный ресурс]. — 2015. — С. 224. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 28). — ISBN 978-5-85270-365-1 .
- // Нанонаука — Николай Кавасила [Электронный ресурс]. — 2013. — С. 178. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 22). — ISBN 978-5-85270-358-3 .
- // Перу — Полуприцеп [Электронный ресурс]. — 2014. — С. 651. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 26). — ISBN 978-5-85270-363-7 .
- Шнирельман В. А. . — М. : Новое литературное обозрение , 2015. — (Библиотека журнала « Неприкосновенный запас »).
- W. E. B. Du Bois . . — 1935.
- Godwin, Joscelyn. Arktos. The Polar myth in scientific symbolism, and Nazi survival. — London : Thames and Hudson, 1993.
- Longerich P. Holocaust: The Nazi Persecution and Murder of the Jews (англ.) . — Oxford; New York: Oxford University Press , 2010. — ISBN 978-0-19-280436-5 .
- Lu, Catherine (2021). Zalta, Edward N. (ed.). . The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Spring 2021 ed.). Metaphysics Research Lab, Stanford University .
- . The language of Paradise: race, religion, and philology in the Nineteenth Century. — Cambridge, Mass. : Harvard University Press , 1992.
- Steedman, Marek. Jim Crow Citizenship: Liberalism and the Southern Defense of Racial Hierarchy. — New York : Routledge, 2012.
- Squires, Gregory; Kubrin, Charis. Privileged Places: Race, Residence, and the Structure of Opportunity. — Boulder, Colorado : Lynne Rienner, 2006.
- 2020-02-06
- 1