Interested Article - Ивановцы (движение)
- 2020-06-10
- 1
Ивано́вцы — последователи синкретического учения Порфирия Корнеевича Иванова и его «системы естественного оздоровления» . Центральное место в учении занимает « Детка » — 12 советов здоровья Порфирия Иванова , также важным является другое программное произведение Иванова — «Гимн жизни», в котором сконцентрированы религиозные идеи . В движении ивановцев присутствуют две основные тенденции: религиозная и более массовая светская, однако обе тенденции связаны и сосуществуют друг с другом в рамках единой «Системы Учителя Иванова» .
В религиоведческой литературе ивановцы в целом рассматриваются как новое религиозное движение («Система Учителя Иванова» , « культ Порфирия Иванова» ), имеющее магистральное неоязыческое направление и менее распространённое неохристианское .
Ряд исследователей определяют ивановцев как секту . Это определение подвергается критике со стороны некоторых религиоведов (например, Евгения Балагушкина ).
История движения
25 апреля 1933 года, согласно записям самого Порфирия Корнеевича Иванова, он пришёл к мысли, что причина всех болезней и смерти — в отрыве человека от природы. По его словам, потребности в пище, одежде, жилом доме приводят к зависимой, «умираемой» жизни. Надо научиться жить независимо, за счёт естественных условий воздуха, воды, земли. Эта идея послужила началом резкого поворота в жизни Иванова и 50-летнего личного эксперимента. В частности, он постепенно (в течение двух лет) отказался от одежды и обуви, и стал круглый год ходить босой, одетым в одни шорты. Обнажённый внешний вид, особенно в зимнее время, привлекал внимание и демонстрировал незаурядные возможности Иванова переносить любую стужу и мороз. В ежедневной жизни Иванов практиковал разработанную им систему «закалки-тренировки», включающую холодные обливания, воздержание без пищи и воды и др. Помимо личной закалки Иванов успешно занимался целительством по своей системе и распространял своё учение . Некоторые религиоведы описывают другую версию, согласно которой Иванов в 1933 году или «в раннем возрасте» заболел раком и обливался водой на сильном морозе с целью умереть от переохлаждения , однако остался жив и выздоровел . При этом цитат из дневников Иванова, подтверждающих эту версию словами самого Иванова, авторы не приводят. [ источник не указан 3847 дней ]
Первыми последователями Иванова, согласно литературе ивановцев, были люди, которых он исцелил от тяжелейших недугов. В частности, одной из первых последовательниц была Валентина Леонтьевна Сухаревская, сыгравшая впоследствии значительную роль в развитии движения. По словам Сухаревской, Иванов избавил её от трёх серьёзных болезней: менингита, тромбофлебита и эпилепсии .
Особую известность Порфирий Иванов получил с начала 1982 года после публикации о нём статьи «Эксперимент длиною в полвека» в журнале « Огонёк » (№ 8, 1982) и после написания Ивановым своих 12 советов здоровья «Детка» в ответ на многочисленные письма читателей. Первая большая публичная лекция о его системе состоялась 19 января 1983 года в Химках во Дворце культуры «Родина» и собрала почти тысячу человек (проводил её методист по лечебной физкультуре Олег Григорьевич Быков) [ аффилированный источник? 4036 дней ] .
После смерти Иванова (10 апреля 1983) развитие движения ускорилось. В 1984 году появились последователи Иванова в Ленинграде , возросло количество последователей в Москве . В 1984—1986 гг. начали издаваться первые брошюры. Дополнительным толчком оказалась Чернобыльская авария (1986). Сотни жителей Киева и других районов Украины, в том числе ликвидаторы Чернобыля , разуверившись в официальной медицине, начинают испытывать на себе советы «Учителя Иванова» — «Детка» .
В конце 80-х — 90-е гг. ивановцы организуют встречи и лекции по всей территории России и странам бывшего СССР , причём не только в столичных городах, но и в самых отдалённых регионах: Алма-Ате , Владивостоке , Вологде , Зеленодольскe , Инте , Казани , Коломне , Костроме , Магнитогорске , Новосибирске , Перми , Петрозаводске , Таллине , Твери , Тюмени , Уфе , Череповце , Южно-Сахалинске , Якутске и проч. В эти годы вышли многочисленные посвящённые системе Иванова публикации в центральных и местных газетах и журналах, передачи на радио и телевидении. Большим спросом пользовались Материалы двух крупных медицинских конференций , которые выдержали к 1995 году семь изданий общим тиражом 100 тысяч экземпляров [ аффилированный источник? 4036 дней ] . Движение быстро выросло и окрепло. 25 апреля 1992 года на Чувилкином бугре (место, с которым Иванов связывал начало своей идеи) собралось около десяти тысяч человек .
К 2000 году необходимость активного пропагандирования учения Иванова в значительной степени пропадает. Выпущенных информационных материалов — литературы, видеофильмов и т. д. — оказывается вполне достаточно. На передний план выходит обмен опытом между последователями [ аффилированный источник? 4036 дней ] .
С апреля 1983 года на хуторе Верхний Кондрю́чий ( Свердловский район Луганской области ), где жил и принимал посетителей последние 7 лет сам П. К. Иванов, в построенном его последователями в 1971 году «Доме Учителя» оставалась в роли хозяйки Валентина Леонтьевна Сухаревская, ближайшая последовательница Иванова ещё с начала 1950-х годов. В этот Дом (ул. Садовая, д. 58), как и при жизни Иванова, продолжали приезжать люди за советом и консультациями. Пребывание в Доме, как правило, ограничивалось одним-двумя днями. Согласно Сухаревской, Дом не должен становиться основой для жительства в нём. 25 декабря 1990 года Сухаревская скончалась, по её завещанию хозяевами Дома стали Пётр Никитич Матлаев и его супруга Любовь Григорьевна. В настоящее время Дом также открыт для приезда людей. Ежедневно в нём бывает по нескольку десятков человек. Чаще всего туда приезжают последователи П. К. Иванова из различных регионов России , стран СНГ и зарубежья [ аффилированный источник? 4036 дней ] .
В 1989 году в движении ивановцев выделилась группа Юрия Геннадьевича Иванова (однофамилец из Куйбышева ). Юрий Геннадьевич поселился со своими сторонниками на родине Порфирия Иванова в селе Ореховка ( Лутугинский район Луганской области ), где они живут в форме общины и в настоящее время .
Существуют также другие, независимые от двух перечисленных, центры и группы ивановцев, не поддаются учёту последователи одиночки и просто сторонники движения .
Численность. Национальный состав. Известные имена
Согласно исследованиям религиоведа Бориса Кнорре , численность ивановцев на 2006 год составляла несколько сот активных последователей («представители Культа») и около 10 000 участников общего движения последователей Порфирия Иванова .
Распределены во всех субъектах Российской Федерации и странах бывшего СССР, причём не только во всех областных центрах, но и в менее значимых населённых пунктах . Имеется незначительная часть последователей за рубежом, в частности, в Германии , США , Канаде и др.
По национальному составу — в большинстве русские и украинцы, однако среди ивановцев встречаются представители практически всех наиболее многочисленных народов России . Последователи за рубежом — преимущественно эмигранты из стран бывшего СССР.
Некоторые публично известные люди, которые много лет практиковали систему Иванова:
- Виноградов, Герман Игоревич — авангардный художник, музыкант .
- Довгань, Владимир Викторович — российский предприниматель .
- Жигалов, Михаил Васильевич — актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР .
- Назарбаева, Сара Алпысовна — супруга первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева .
- Ильгиз Гилазов — председатель Верховного суда Республики Татарстан .
- Иван Плешаков — заместитель начальника управления Союза казачьих войск России и зарубежья по делам молодёжи и спорта .
- — вице-губернатор Кировской области (2009—2010) и Калининградской области (2010—2011) .
Одним из публично известных пропагандистов оздоровительных аспектов системы Иванова является Геннадий Малахов — ведущий ток-шоу Первого канала « Малахов+ » (2006—2010) и « Доброго здоровьица! » (2012—2014) .
Характеристики движения учёными
В движении последователей Иванова выделяются два направления: представители одного (светского) придерживаются в основном идей закаливания и оздоровления организма, другого (религиозного) — склоняются к ритуально-мифологической составляющей учения . Оба направления формально не отделены друг от друга и сосуществуют в рамках единой «Системы Учителя Иванова» . Как отмечают исследователи, наблюдается значительное преобладание светского направления над религиозно-культовым .
В религиоведческой литературе ивановцы в целом рассматриваются как новое религиозное движение с преобладанием неоязыческого направления и менее распространёнными неохристианскими тенденциями . В последние годы часть последователей Порфирия Иванова предпринимает попытки связать его учение с идеями энергетизма и космизма , представленными, например, в трудах учёного Владимира Вернадского , теолога Тейяра де Шардена и религиозного философа Николая Фёдорова , в результате чего неоязычество Иванова наполняется псевдонаучным содержанием . Другая часть последователей стремится сблизить фигуру учителя-пророка Иванова с христианской традицией, в нём видят сошедшего на землю Бога в ипостаси Святого Духа , таким образом культ Порфирия Иванова становится одной из разновидностей неохристианства . Наблюдается также сходство с традициями даосизма , йоги , буддизма . При этом исследователями подчёркивается чисто российское происхождение учения и отсутствие влияния восточных традиций .
Религиовед Е. Г. Балагушкин характеризует «Систему Учителя Иванова» и движение ивановцев как « неоязыческий культ и антисоциальную утопию » , а также как « религиозный культ совершенствования человеческого организма » , « религиозно-мистический культ » , «врачевательный мистический культ» , « мистический культ » и « религиозный культ автохтонного происхождения, обладающий откровенно „ языческим “, оккультно - мистическим характером » .
Вместе с этим, Балагушкин отмечает, что гуманистические идеи, установка на единение с природой, на оздоровление организма явились главной причиной растущей популярности учения Иванова . Ивановцы « получили общественное признание и вызвали определённый интерес у государственной власти прежде всего своей светской тенденцией, направленной на здоровый и умеренный образ жизни, на использование естественных средств оздоровления и бережное отношение к природе » . Так, летом 1995 года в Москве, в здании Совета Федерации состоялась международная конференция, собравшая представителей 97 городов СНГ. Открывал конференцию заместитель председателя Комитета по семье и молодёжи Правительства Москвы .
По оценке Балагушкина, движение ивановцев «стоит в одном ряду с наиболее влиятельными в стране новыми религиозными движениями» .
Религиоведы и относят ивановцев к психотерапевтическим новым религиозным движениям.
Религиовед С. И. Иваненко относит движение последователей Порфирия Иванова к движениям духовно-нравственного и физического совершенствования. Иваненко отмечает, что конфессиональное религиоведение рассматривает подобные движения в качестве «сект», то есть религиозных по своей сути организаций, играющих деструктивную роль по отношению к личности, обществу и государству. В светском же российском религиоведении такие движения в большинстве случаев рассматриваются в качестве новых религиозных движений. Однако, по мнению Иваненко, « движения и организации духовно-нравственного и физического совершенствования не следует однозначно и категорично воспринимать и оценивать в качестве религиозных » .
Религиовед О. Е. Казьмина определяет ивановцев как секту . При этом историк Д. В. Русин проводит сравнение с хлыстами .
Религиовед Б. К. Кнорре считает, что « ивановство представляет собой синкретический культ автохтонного происхождения, сочетающий в себе доморощенные языческие представления, неохристианскую интерпретацию и осмысление в русле концепций энергизма и ноосферологии » .
Историк А. А. Макоева оценивает систему Иванова как псевдооздоровительную .
Представители научной медицины отмечают потенциальный риск для здоровья «системы естественного оздоровления» Иванова вследствие игнорирования индивидуальных особенностей человека, состояния его организма . Некоторые фанатичные последователи превращают занятия закаливанием и голоданием в изнурительные и опасные процедуры. В этих случаях под видом укрепления здоровья зачастую скрываются ненаучные ритуалы «врачевательной магии» и мистицизма .
Мнение Балагушкина о корректности применения термина «секта»
Балагушкин Е. Г. в своей книге «Нетрадиционные религии в современной России» в главе «Правильно ли называть ивановцев сектой?» пишет: «Вопрос об организационно-институциональных особенностях нового религиозного движения, созданного П. К. Ивановым, немаловажен как с практической стороны (например, под углом зрения определения возможного юридического статуса объединений участников этого движения), так и с теоретической, религиоведческой, поскольку позволяет судить о приоритетах и характере их деятельности. Обычно ивановцев называют сектой. Об этом неоднократно писал сам Порфирий Корнеевич в своих тетрадях, отмечая, что за этим словом стоит неодобрительное отношение к его делу и даже квалификация его как вредного и неуместного в условиях советского строя и атеистической идеологии. Тем не менее не отмечается наличие каких-либо признаков сектантского института, так что название „секта“ служит в данном случае просто обличительным ярлыком, как это издавна было в ходу при конфронтации новых религиозных движений с официально признанными церквами» .
По мнению Балагушкина вопрос об «организационно-институциональном характере» движения ивановцев оказывается не так уж прост. Прежде всего из-за неоднородности этого движения, из-за определившихся в нём двух основных тенденций: религиозной и более массовой светской.
Рассматривая исключительно религиозную тенденцию, по мнению Балагушкина, можно говорить о двух типах «религиозного института» ивановцев. Первый тип связан с сегодняшней «фактической религиозной практикой и образом жизни ивановцев» . Второй тип — с «будущей идеальной перспективой их жизнедеятельности» .
Сегодняшнее состояние практики ивановцев Балагушкин характеризует как «интенсивную культовую практику» , в которой присутствует повседневное обращение к Паршеку (Учителю) за помощью, постоянная коммуникация с ним для укрепления основы веры, а главное — присутствует методика «закалки-тренировки» приобщения к «сакральным силам Природы с целью получения нерушимого здоровья, а впоследствии и бессмертия» . По определению Балагушкина это «своеобразный, но вполне типичный по своей морфологии культистский религиозный институт, проще говоря, религиозный культ совершенствования человеческого организма, основным направлением которого стала „закалка-тренировка“, трактуемая как „святое дело“» или «религиозный культ совершенствования человеческого организма» .
Прогнозируя будущее религиозной тенденции ивановцев, Балагушкин считает, что «В перспективе у ивановцев должен появиться сектантский институт, который объединит людей, достигших требуемого сакрального совершенства или ставших „независимыми“ от своего социально-бытового окружения и природной среды […] Несмотря на типологические различия культистского и сектантского институтов, в учении Иванова они не противопоставляются друг другу, поскольку объединяются общей им теологемой „духовного водительства“ — следования за Учителем по пути совершенствования для достижения высшего сакрального состояния. […] Благодаря реализации конечной цели религии ивановцев, их культистский институт будет превращён в сектантский, а поскольку теоретически этот процесс должен охватить всё человечество, то на Земле, видимо, следует ожидать утверждение сектантской теократии » .
Критика
Ивановцы и православие
Религиовед О. Е. Казьмина в энциклопедии « Народы и религии мира » движение ивановцев определяет следующим образом: « секта, возникшая в православной среде, но сильно отдалившаяся не только от православия, но и от христианства вообще », а также отмечает, что « другое название (данное православными) — ересь Порфирия Иванова » . По данным Казьминой ивановцы не отмечают православные церковные праздники и не соблюдают православных постов .
На карте религий Российской Федерации , составленной группой специалистов общественной академии РАЕН под руководством религиоведа П. И. Пучкова , ивановцы отнесены к числу « других маргинальных сект , отделившихся от православия » .
По мнению православного исследователя сект А. Л. Дворкина «ивановство» известно прежде всего как система закаливания, обливания холодной водой и здорового образа жизни . Однако, по утверждению Дворкина, закаливание и обливание придумал не Иванов — о пользе этих процедур для здоровья знали ещё в каменном веке. Согласно Дворкину, «закаливание по Иванову» — это внешнее выражение законченной системы веры, основанной на дневниковых записях Иванова . По мнению А. Л. Дворкина «На самом деле, учение Иванова — дремучее язычество, основанное на обожествлении „духов природы“ и поклонении им, примитивный оккультизм и доморощенный шаманизм. Основанная несомненно больным и столь же несомненно одержимым человеком, секта ивановцев, как мы видели, несёт в себе мощный антихристианский, антигуманный и античеловеческий заряд, характеризуется полным отказом от христианства. Сектанты обожествляют своего „Учителя“, ставят свою жизнь по Иванову гораздо выше Евангелия и при этом резко отрицательно относятся к Православной Церкви и православной вере» .
Православный исследователь сект В. Ю. Питанов утверждает: «став ивановцем, христианин отвергает Христа , а значит, перестаёт быть членом Тела Христова, Церкви» .
Иеромонах Афанасий Гумеров считает, что последователями Иванова «чаще всего становятся люди, весьма озабоченные здоровьем», а «других притягивает явная или скрытая гордыня» .
На сайте Свято-Успенской Почаевской Лавры «обливание по Иванову» занесено в «краткий перечень самых распространённых в наше время грехов» .
Ивановцы и система образования
По информации православного исследователя сект А. В. Слюсаренко в 1992—1996 годах при поддержке Луганского областного управления образования ивановцы из Добровольного общества «Истоки» им. П. К. Иванова (председатель Юрий Геннадьевич Иванов ) провели эксперимент с одним из младших классов средней школы № 2 посёлка Успенка Лутугинского района Луганской области . Класс был оборудован специальными партами для занятий стоя. В результате увеличилась заболеваемость сколиозом у детей, у многих школьников ухудшилось зрение. Детям пришлось пройти курс реабилитации в районной поликлинике .
В Белоруссии последователями Порфирия Иванова на государственном уровне предпринимались попытки внедрить в систему образования преподавание программы « Валеология » , в настоящее время в стране предмет сохраняется в средних общеобразовательных школах как факультатив.
Международные научно-практические конференции
В Итоговой декларации международной научно-практической конференции « Тоталитарные секты — угроза религиозного экстремизма » ( Екатеринбург , 2002), прошедшей под эгидой Полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе Латышева П. М. в Уральской академии государственной службы к списку « Наиболее известных деструктивных тоталитарных сект и групп, обладающих значительным числом признаков таковых, действующих в Российской Федерации » отнесён « Иванова Порфирия культ („Оптималист“, клуб) » . Декларация принята « единогласно 303 участниками Конференции » .
В Итоговой декларации международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты — угроза правам человека в Восточной Европе» ( Винница , 2002) « культ Порфирия Иванова » находится в перечне « наиболее известных и опасных современных деструктивных культов » .
Примечания
- , «В последние годы идеология этого мистического культа развивается в двух направлениях. С одной стороны используются гипотетические идеи энергетизма и космизма и попытки, на этой основе, связать представления Иванова об исчезновении у человека потребностей в пище и о его вечном бестелесном существовании с идеями учёного Вернадского , теолога Шардена и религиозного философа Фёдорова . В результате неоязычество Иванова дополняется квазинаучным содержанием. С другой стороны, наблюдается стремление сблизить мистическую фигуру учителя-пророка Иванова с христианской традицией. В нём видят сошествие на землю Бога в ипостаси Святого Духа : «после Христа пришёл Святой Дух — Иванов. Как после периода Ветхого Завета наступил период Нового Завета, так теперь пришло время Завета Учителя Иванова». В таком случае мистический культ Порфирия Иванова интерпретируется в качестве одной из разновидностей неохристианства»., с. 190.
- ↑ , с. 37.
- ↑ , Неоязычество– синкретические религиозные верования, основанные на дохристианских представлениях. К таким учениям относятся ивановцы (последователи Порфирия Корнеевича Иванова; 1898–1983)..
- ↑ , с. 108.
- ↑ , с. 475.
- , Основные идеи Иванова изложены в 12 правилах «Детки», суть которых сводится к необходимости достижения гармонии человека с природой, обществом и самим собой..
- ↑ .
- , с. 190.
- ↑ , с. 61—72.
- ↑ , с. 707.
- ↑ , с. 476.
- ↑ .
- ↑ , с. 261—268.
- , с. 4.
- , Помимо огромного потока религиозных новаций из-за рубежа, наша страна стала благодатной почвой для появления таких движений, как [...] неоязыческий культ Порфирия Иванова [...], с. 64.
- ↑ , с. 1188.
- ↑ , с. 345.
- , «Наряду с магистральной, неоязыческой тенденцией в вероучении Иванова есть и побочная неохристианская тенденция, которую некоторые его последователи выдвигают на первое место, оставляя в тени основное оккультно-мифологическое, неоязыческое содержание его учения. Мессианская концепция Иванова эклектично объединяет в своём содержании вероучительные элементы совершенно разнородных традиций — спасителя Паршека, эволюцию Святого Духа и магическо-аскетическую практику "закалки-тренировки"»., с. 335.
- , «Ивановцы — Последователи Порфирия Корнеевича Иванова, его учения и системы природного оздоровления «Детка». Рассматриваются специалистами-религиоведами как новое религиозное движение и характеризуются как неоязычество»., с. 77.
- , «В последние годы идеология этого мистического культа развивается в двух направлениях. С одной стороны используются гипотетические идеи энергетизма и космизма и попытки, на этой основе связать представления Иванова с об исчезновении у человека потребностей в пище и о его вечном бестелесном существовании с идеями учёного Вернадского , теолога Шардена и религиозного философа Фёдорова . В результате неоязычество Иванова дополняется квазинаучным содержанием. С другой стороны, наблюдается стремление сблизить мистическую фигуру учителя-пророка Иванова с христианской традицией. В нём видят сошествие на землю Бога в ипостаси Святого Духа :«после Христа пришёл Святой Дух — Иванов. Как после периода Ветхого Завета наступил период Нового Завета, так теперь пришло время Завета Учителя Иванова». В таком случае мистический культ Порфирия Иванова интерпретируется в качестве одной из разновидностей неохристианства.», с. 190.
- , «Наряду с магистральной, неоязыческой тенденцией в вероучении Иванова есть и побочная неохристианская тенденция, которую некоторые его последователи выдвигают на первое место, оставляя в тени основное оккультно-мифологическое, неоязыческое содержание его учения. Мессианская концепция Иванова эклектично объединяет в своём содержании вероучительные элементы совершенно разнородных традиций — спасителя Паршека, эволюцию Святого Духа и магическо-аскетическую практику „закалки-тренировки“»., с. 335.
- , «[...] существуют ещё религиозные по сути движения, претендующие на статус научных учений. К их числу относится сайентология и секта Порфирия Иванова»., с. 63.
- ↑ .
- , «Попытка заполнения нравственной пустоты в сердцах людей в конце советского периода и постсоветском пространстве нашла своё отражение в появлении своих, отечественных сект со своей «духовностью» (« Богородичный центр », « Церковь последнего завета », Порфирий Иванов и «ивановцы» и т. д.»), с. 63.
- , «Последователи других маргинальных сект, отколовшихся от православия — 31. Последователи Порфирия Иванова (ивановцы)», с. 107.
- , В городе Ульяновске существуют другие секты, сочетающие в себе элементы православия и инородных учений. Мы возьмём на себя смелость предположить, что секта последователей Порфирия Иванова если генетически не связана с хлыстовством, то по крайней мере сильно напоминает её. Секта возникла также, как секта хлыстов., с. 125.
- , Поворотным моментов в жизни Иванова оказалось онкологическое заболевание. Потеряв в 1933 г. надежду на выздоровление, бывший «биток», если верить его словам, решает ускорить свои смерть — умереть не от рака, а от простуды и начинает обливаться и ходить раздетым в мороз. Но это даёт обратный эффект — Иванов начинает чувствовать облегчение от смертельной болезни. Безнадёжно больной воспринимает своё выздоровление как особое осознание сущности природных сил: «Я пошёл в природу, чтобы найти там смерть, а нашёл жизнь... живые силы неумираемого характера» (здесь и далее цитаты даются в редакторской обработке последователей Иванова. — Прим. сост. ), с. 246.
- , Случилось так, что в раннем возрасте он заболел раком. Болезнь была неизлечима, и Порфирий, решив расстаться с жизнью, выбрал один из наиболее быстрых, по его представлению, способов оставления тела. Он вышел на улицу в мороз и решил замерзнуть, а чтобы это произошло быстрее, он вылил на себя ведро холодной воды. Умереть не получилось, но болезнь отошла., с. 136.
- , Поворотным моментов в жизни Иванова оказалось онкологическое заболевание. Потеряв в 1933 г. надежду на выздоровление, бывший «биток», если верить его словам, решает ускорить свои смерть — умереть не от рака, а от простуды и начинает обливаться и ходить раздетым в мороз. Но это даёт обратный эффект — Иванов начинает чувствовать облегчение от смертельной болезни. Безнадёжно больной воспринимает своё выздоровление как особое осознание сущности природных сил: «Я пошёл в природу, чтобы найти там смерть, а нашёл жизнь... живые силы неумираемого харатера» (здесь и далее цитаты даются в редакторской обработке последователей Иванова. — Прим. сост. ), с. 246.
- , Случилось так, что в раннем возрасте он заболел раком. Болезнь была неизлечима, и Порфирий, решив расстаться с жизнью, выбрал один из наиболее быстрых, по его представлению, способов оставления тела. Он вышел на улицу в мороз и решил замерзнуть, а чтобы это произошло быстрее, он вылил на себя ведро холодной воды. Умереть не получилось, но болезнь ушла., с. 136.
- История Паршека: В 2 т. (Сост. Пичугина Н. А.). — 2-е изд. — Самара: 1994. — ISBN 5-86611-002-4
- ↑ Бронников А. Ю. Учитель Иванов. Его дорога. — М. : ОНИКС, 2006. — 560 с. — ISBN 5-488-00456-4 .
- ↑ .
- .
- , с. 512.
- (Боги́ — местное название, официальное название — село Кондрю́че)
- , с. 250.
- , с. 258.
- ↑ , с. 257.
- Цапина Р. от 27 июля 2010 на Wayback Machine .
- Денисов Д. (недоступная ссылка) // Бизнес-журнал — № 17. — 01.09.2006.
-
*
от 17 февраля 2010 на
Wayback Machine
//
Аргументы и факты
- от 4 марта 2016 на Wayback Machine // Советская Белоруссия . — 07.09.2007.
- от 27 июня 2013 на Wayback Machine // Бизнес Онлайн. — 22.06.2013.
- от 28 апреля 2014 на Wayback Machine Югра Информ, 25.06.2013.
- от 11 февраля 2017 на Wayback Machine ( Russia Today , 2013)
- от 8 августа 2013 на Wayback Machine Институт политики, права и социального развития МГГУ имени Шолохова
- , с. 295.
- ↑ , с. 109.
- , с. 251.
- .
- , с. 474—475.
- , Психотерапевтичні течії. Відрізняються широкою різноманітністю - від східних військово-спортивних і водночас світоглядних систем йоги, сенсорного пробуджен¬ня до системи Порфирія Іванова., с. 21.
- .
- , В городе Ульяновске существуют другие секты , сочетающие в себе элементы православия и инородных учений. Мы возьмём на себя смелость предположить, что секта последователей Порфирия Иванова если генетически не связана с хлыстовством, то по крайней мере сильно напоминает её. Секта возникла также, как секста хлыстов., с. 125.
- , с. 251.
- , с. 75.
- . Интерактивная версия агентства « Интерфакс ». 11 января 2012 года.
- , с. 668.
- , с. 700.
- Питанов В.Ю. Православие и современность. Информационно-аналитический портал Саратовской епархии. 25 марта 2012 года.
- Гумеров A. . // Православие.ру . — «...потому что основатель этой лжедуховности обещает: «Мы будем все богами из-за дела, а он нас приведет к порядку, мы все, как один, будем любить природу и хранить её, как око. Мы будем боги жизни. Это закалка тренировка, она восторжествует и будет с нами жить» (из текста П.Иванова «Мой подарок молодёжи». 1983 года 2 февраля, Учитель Иванов)». Дата обращения: 7 мая 2009. 27 сентября 2013 года.
- . Свято-Успенская Почаевская лавра . — (в комментарии указывается, что поклонение духу учителя, языческо-оккультное учение о раскрытии «внутренних возможностей» приводит к общению с демонами, одержимости). 22 мая 2012 года.
- Слюсаренко А. В. // Центр религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского . — М. , 2003. 25 января 2018 года.
- Маскалевич Ю. А. // Актуальные проблемы социализации молодежи в современном мире : материалы междунар. студ. конф.-семинара (г. Минск, 12—13 марта 2010 г.) / Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла; отв. ред. и сост. Г. Н. Петровский. — Минск: Зорны Верасок, 2010. — P. 256. — 360 p. — ISBN 978-985-6957-30-0 .
- Архивировано из 5 сентября 2012 года.
- ↑ Центр религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского . 6 июня 2012 года.
- от 2 мая 2013 на Wayback Machine . // Международная научно-практическая конференция «Тоталитарные секты — угроза правам человека в Восточной Европе». (Винница, 8-10 октября 2002 г.)
- пояснения
- С. А. Назарбаева — автор ряда книг, посвящённых системе П. К. Иванова , а также автор нового образовательного курса «Самопознание». Знакомство с учением Иванова является составной частью (недоступная ссылка) . С 2001 года курс проходил апробацию в различных учебных заведениях страны, а с 2010—2011 года вошёл в состав учебных планов на всех уровнях образования (детские сады, школы, вузы) Казахстана ( от 8 ноября 2012 на Wayback Machine . Сайт Департамента по защите прав детей Карагандинской области.)
-
Г. П. Малахов — разработчик и популяризатор
нетрадиционных методов ведения здорового образа жизни
, автор неакадемических (по некоторым мнениям, лженаучных) публикаций о способах оздоровления организма (
Кара-Мурза С. Г.
от 18 августа 2013 на
Wayback Machine
//
В защиту науки
. — № 7. — С. 33-34;
Поляков Ю.
от 23 января 2013 на
Wayback Machine
//
Московские новости
. — № 15. — 20.04.2007. (автор — врач-психиатр,
кандидат медицинских наук
);
Соломатина Т.
от 9 октября 2016 на
Wayback Machine
// Медицинский портал www.medportal.ru.
Сам Малахов следует своей собственной оздоровительной системе. Вместе с этим, во многих его книгах имеются главы, посвящённые «Детке» Порфирия Иванова, и одним из первых людей, у которых Малахов перенимал опыт оздоровления, был писатель Владимир Черкасов, с детства лично знавший Иванова и являвшийся последователем его учения. Черкасов — автор романа «Сотвори добро» (1980), в котором Порфирий Иванов выступает одним из героев. Сам Иванов отзывался о романе положительно и советовал его прочесть заинтересованным людям ( Малахов Г. П. от 23 сентября 2010 на Wayback Machine .) - Российская академия естественных наук (РАЕН) — негосударственная общественная организация , не имеющая отношения к Российской академии наук .
- Кандидат богословия ( ПСТГУ , 2013), иерей , клирик храма святых мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива ( УПЦ МП ) в Луганске, представитель Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС) по Луганской области, сотрудник Центра религиоведческих исследований Иринея Лионского , ( от 20 сентября 2020 на Wayback Machine // Центр религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского ), ассистент кафедры прикладной философии и теологии ВУНУ им. Владимира Даля
- Кандидат философских наук ( МГУ , МГТУ им. Н. Э. Баумана , 2000), от 21 августа 2013 на Wayback Machine , от 26 апреля 2012 на Wayback Machine
Литература
Научная
- Ахмадулина С. З. История развития нетрадиционных религиозных объединений в Бурятии в 1990-е - начале 2000-х гг / дисс. ... канд. ист. наук : 07.00.02. — Улан-Удэ: БГУ , 2010. — 205 с.
- Балагушкин Е. Г. . — М. : Институт философии РАН , 1999. — С. 59—115. — 244 с. (Глава III. Система Учителя Иванова)
- Балагушкин Е. Г. Витализм в системе Учителя Иванова // Дискурсы эзотерики (философский анализ) / Отв. ред. . — М. : Эдиториал УРСС , 2001. — С. 220—227. — 240 с. — ISBN 5-8360-0302-5 .
- Балагушкин Е. Г. // / Ред-кол. Мчедлов М. П. (отв. ред.), , Басилов В. Н. и др. — М. : Республика , 2002. — С. 108—109. — 624 с. — ISBN 5250018181 .
- Балагушкин Е. Г. Ивановцы // / Под ред. А. П. Забияко , А. Н. Красикова , Е. С. Элбакян . — М. : Академический проект , 2006. — 1256 с. — ISBN 5829107562 .
- Балагушкин Е. Г. Ивановцы // Религиоведение: Словарь / Под ред. Е. С. Элбакян . — М. : Академический проект , 2007. — С. 161—164. — 637 с. — ISBN 9785829108533 .
- Балагушкин Е. Г. // / Под ред. А. П. Забияко , А. Н. Красикова , Е. С. Элбакян . — М. : Академический проект , 2008. — С. 474—476. — 1520 с.
- Балагушкин Е. Г. / дис. ... д-ра филос. наук. — М. : Институт философии РАН , 2006. — 350 с. (Часть 2. Основные представители новых религиозных движений. Глава VII. Неоязыческий культ и антисоциальная утопия Порфирия Иванова)
- Балагушкин Е. Г. . — М. : Либроком , 2013. — 232 с. — ISBN 978-5-397-03665-8 .
- Балагушкин Е. Г. . — М. : Palmarium Academic Publishing, 2013. — 488 с. — ISBN 978-3-659-98263-7 . от 22 марта 2016 на Wayback Machine
- Верейкина О. В. Взаимодействие общеобразовательной школы и религиозных организаций в формировании здорового образа жизни подростков / дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.02.. — М. : Институт социально-педагогических проблем сельской школы РАО , 2004. — 183 с.
- Грицанов А. А. // / Гл. науч. ред. и сост.: Грицанов А. А. Науч. ред.: Абушенко В. Л. , , Румянцева Т. Г. Отв. секр. и ред.: Мерцалова А.И. — Мн. : Изд. В. М. Скакун, 1998. — С. 251. — 896 с. — ISBN 985-6235-17-0 . от 22 июня 2012 на Wayback Machine ( от 3 сентября 2009 на Wayback Machine ), ( ).
- Дворников В. В. История новых религиозных движений в Украине в 90-е годы XX века / дисс. ... канд. ист. наук : 07.00.03.. — Воронеж, 2006. — 213 с.
- , Нові релігійні течії: український контекст: огляд, документи, переклади. — К. : Наукова думка, 2000. — 132 с. — ISBN 966-00-0614-4 .
- Иваненко С. И. // . — М. : , 2005. — 564 с.
- Казьмина О. Е. // Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В. А. Тишков . Редкол.: О. Ю. Артемова, С. А. Арутюнов , А. Н. Кожановский, В. М. Макаревич (зам гл. ред.), В. А. Попов, П. И. Пучков (зам гл. ред.), Г. Ю. Ситнянский.. — М. : Большая Российская энциклопедия , 1998. — 928 с. — ISBN 5-85270-155-6 .
- Кантеров И. Я. // Религиоведение: Энциклопедический словарь / Под ред. А. П. Забияко , А. Н. Красикова , Е. С. Элбакян . — М. : Академический проект , 2006. — С. 706—707. — 1256 с. — ISBN 5-8291-0756-2 .
- Кантеров И. Я. // Религиоведение . — 2001. — № 1 . — С. 61—72 .
- Касьянов В. Е. Эволюция религиозности в постсоветской России / дисс. ... канд. филос. наук : 09.00.13. — Ростов-на-Дону: Северо-Кавказский научный центр высшей школы (СКЦВШ), 2005. — 146 с.
- Кнорре Б. К. // / Отв. ред. М. Бурдо , С. Б. Филатов . — М. : , , 2006. — Т. 4. — С. 244—258. — 366 с. — 2000 экз. — ISBN 5-98704-057-4 .
- Макоева А. А. Нетрадиционные религиозные движения в современном российском обществе: на примере Кабардино-Балкарской Республики / дисс. ... канд. ист. наук : 07.00.02. — Нальчик: КБГУ имени Х. М. Бербекова , 2010. — 233 с.
- Мильков В. В. // Религии народов современной России: Словарь / М. П. Мчедлов (отв. ред.), , Басилов В. Н. и др. /. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Республика , 2002. — С. 294—299. — 624 с. — 4000 экз. — ISBN 5-250-01818-1 .
- , Ліхтенштейн Є. В., Гринько В. В., Левченко С. М. Нетрадиційні релігійні та містичні об'єднання України: курс лекцій з релігієзнавства / За ред. В. М. Петрика; Експертна лаб. системної інформації.. — Київ: Мустанг, 2000. — С. 141—145. — 226 с. — ISBN 966-7216-24-1 .
- , Остроухов В. В. Івановство // Людина і світ. — 2002. — № 6 . — С. 50—52 .
- Поканинова Е. Б. Социально-философский анализ трансформации государственно-конфессиональных отношений в Республике Калмыкия / дисс. ... д-ра филос. наук : 09.00.14. — БАГСУ , 2012. — 480 с.
- Радугин А. А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. Учебное пособие. — 2-е изд., испр. и доп.. — М. : Центр, 2004. — С. 266—267. — 304 с. — (Alma mater). — ISBN 5-88860-053-9 . ( )
- // Россия. Электронный энциклопедический словарь. — М. : Энциклопедия.
- Русин Д. В. Религиозный синкретизм у русских Ульяновского Поволжья / : дисс. ... канд. ист. наук : 07.00.07.. — Ульяновск: УГПУ им. И. Н. Ульянова , 2004. — 198 с.
- Социология религии. § 5. Теория секуляризации // Религиоведение: Учебное пособие / Под ред. М. М. Шахнович . — СПб. : Питер , 2007. — С. 345. — 432 с. — («Учебное пособие»). — 3500 экз. — ISBN 978-5-469-00861-3 .
- , , . — Владимир: ВЮИ ФСИН России , 2011. — С. 136—137. — 153 с. — 500 экз.
- Унрау В. В. // Вестник Челябинского государственного университета . — ЧелГУ , 2009. — № 40 . — С. 63 .
- Shnirelman, V. А. // Encyclopedia of Religion and Nature / Bron R. Taylor, ed.. — London; New York: Thoemmes Continuum, 2005. — Т. 2. — С. 1188. — 1877 с. — ISBN 1-84371-138-9 .
- Правоохранительные органы и религиозные организации: Сборник материалов / Сост. К. М. Беляев, К. В. Ценкин. — М. : Главный информационно-аналитический центр МВД РФ, 1997. — 127 с.
- Религии России : учебное, справочно-аналитическое пособие по вопросам государственно-конфессиональных отношений и религиоведению / од общ. ред. О. Ю. Васильевой , В. В. Шмидта . — Изд-во РАГС , 2009. — 157 с.
- Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России. — М. : РАГС при Президенте Российской Федерации , 1997. — С. 303—345.
Литература представителей РПЦ и УПЦ
- // Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования . — М. : Христианская библиотека, 2006. — 816 с. — ISBN 5-88213-050-6 .
- Персональный сайт православного апологета.
- Был ли Порфирий Иванов узником совести? // Полифоническая культура Украины: Материалы научно-практической конференции: Луганск, 22 января 2005 г / Отв. ред. Ю. П. Фесенко. — Луганск, 2005. — С. 140—144.
- Квазирелигиозность коммунизма и современная религиозная эклектика // Практична філософія №4(30). — К. : Центр практичної філософії – Інститут філософії ім. Г. С. Сковороди НАН України , 2008. — С. 135—139 .
- (священник УПЦ ) . . — Нижний Новгород: Христианская библиотека, 2009. — 176 с. — (Серия «Критика сектантских учений»). — ISBN 5-88213-081-6 .
- . — автореф. дисс... канд. богословия. — М. : ПСТГУ , 2013. — 21 с.
На украинском языке:
- Івановство — оздоровчий рух чи релігійний культ? // Матеріали міжнародної науково-практичної конференції «Україна наукова-2003», 16-20 червня 2003 року. — Дніпропетровськ: Наука і освіта, 2003. — Т. 5: Філософія. — С. 38—39.
- «Івановство»: сучасний деструктивний культ // Міжнародна наукова конференція «Дні науки філософського факультету-2005» (26-27 квітня 2005 р.): Матеріали доповідей та виступів. — К. : ВПЦ « Київський університет », 2005. — С. 26—27.
- // Мультиверсум. Філософський альманах. Збірник наукових праць. Випуск 71. — К. : Інститут філософії імені Г. С. Сковороди НАН України , 2008. — С. 197—204.
- Релігійна практика у сучасному івановстві // Актуальні філософські та культурологічні проблеми сучасності. Альманах. Збірник наукових праць. Випуск 21. — К. : Видавничий центр КНЛУ ( Київський національний лінгвістичний університет ), 2008. — С. 251—257.
Литература ивановцев
- Бронников А. Ю. Учитель Иванов: Его дорога. — М. : Оникс, 2006. — 560 с.
- Учитель Иванов. Природа. Человек. Здоровье (Материалы конференций медицинских работников 11 января и 8 июня 1991 года) / Сост. Т. А. Шаблонова. — М. : МИП ИЦ "Приборист", 1991. — 107 с. ( )
- Патинов А. Евангелие от Порфирия // Discovery : журнал. — 2010. — Март ( № 3 (15) ). — С. 96—99 (в 98—101) .
Ссылки
- .
- 2020-06-10
- 1