Interested Article - Параскева Пятница
- 2020-10-02
- 1
Параске́ва Пя́тница — в народной традиции православных славян мифологизированный образ, основанный на персонификации пятницы как дня недели и культе святых Параскевы Иконийской, именуемой Пятницей и Параскевы Сербской . По мнению ряда исследователей, на Параскеву Пятницу были перенесены некоторые признаки и функции главного женского персонажа славянской мифологии — Мокоши , образ которой связан с женскими работами (прядением, шитьём и др.), с браком и деторождением, с земной влагой . В народной традиции образ Параскевы Пятницы также соотносился с образом Богородицы , святой Анастасии Узорешительницы , и Недели , как персонифицированного образа воскресного дня .
Этимология
Слово «параскева» ( греч. παρασκευη параскеви ) означает «приготовление [к субботе ]; подготовка». Таким образом, «Параскева Пятница» — это «подготовка к субботе ; день шестой; полупраздничный день». В Евангелии Иоанна 19.31 « Но так как тогда была пятница (параскева)…»
Представления восточных славян
У восточных славян Параскева Пятница — персонифицированное представление дня недели . Иначе называлась Льняницей , другие прозвища — Параскева-Пятница, Параскева-Льняниха, Ненила-Льняница . Параскеве Пятнице были посвящены 14 (27) октября — день Параскева Грязниха и 28 октября (10 ноября) — день Параскевы Льняницы . В церкви на эти дни приходится память Параскевы Сербской и Параскевы Иконийской , соответственно. В эти дни не пряли, не стирали и не пахали, чтобы «не запылить Параскеву и не засорить ей глаза». Считалось, что в случае нарушения запрета она могла наслать болезни. Осуждению подобных суеверий посвящено одно из постановлений Стоглавого собора (1551):
Да по погостам и по селом ходят лживые пророки, мужики и женки, и девки, и старые бабы, наги и босы, и волосы стростив и распустя, трясутся и убиваются. А сказывают, что им являются святая Пятница и святая Анастасия и велят им заповедати хрестияном каноны завечати. Они же заповедают крестьяном в среду и в пятницу ручного дела не делати, и женам не прясти, и платья не мыти, и каменья не разжигати .
Отзвуком славянских дохристианских верований некоторые авторы считают сохранявшиеся в некоторых местах ещё в XIX — начале XX веках « идольские » скульптурные изображения святых. Чаще других встречалась скульптура Параскевы Пятницы — и не только у русских , но и у соседних с ними народов . Раньше в часовнях в инородческих местностях «ставились изображения из дерева грубой работы св. Параскевы и Николая Угодника … Все резные изображения святых Параскевы и Николая носят общее название пятниц» . У русских широко были распространены скульптуры — «деревянная раскрашенная статуя Пятницы, иногда в виде женщины в восточном одеянии, а иногда в виде простой бабы в панёве и лаптях ». Статую Параскевы «ставили в церквах в особых шкапчиках и народ молился перед этим идолом» .
У восточных славян деревянные скульптуры Параскевы Пятницы ставились также на колодцах, ей приносились жертвы (в колодец бросали ткани, кудель , нитки, овечью шерсть). Обряд назывался мокрида (ср. Мокошь ).
Рыбьей чешуйкой серебрятся на дне колодцев серебристые гривенники и пятиалтынные… передаются или прямо бросаются разные изделия женского досужества, часто с громким заявлением о прямой цели жертвования: сшитое белье в виде рубах, полотенца на украшение венчика и лика, вычесанная льняная кудель или выпряденые готовые нитки, а также волна (овечья шерсть) («Угоднице на чуловки!», «Матушке-Пятнице на передничек!» — кричат в таких случаях бабы).
В честь Параскевы Пятницы в древние времена на перекрёстках и распутицах дорог ставили особые столбы с изображением святой, которые назывались её именем. Памятники эти были похожи на придорожные часовни или кресты и считались священными местами .
Русские молились Параскеве Пятнице о сохранении от падежа скота, в особенности от коровьей смерти . Святая считалась также целительницей человеческих недугов, в особенности дьявольского наваждения, лихорадки, зубной, головной боли и других болезней. В честь святой Параскевы существовали особенные молитвы , которые носились на шее и считались предохранительным средством от различных болезней. Цветы, травы и другие привески к образу Параскевы-Пятницы также почитались одним из самых действенных врачебных средств и потому сохранялись из года в год как важное целебное пособие. В случаях какой-либо болезни крестьяне варили их в воде и этим отваром поили при различных болезнях .
Также у славян существовало апокрифическое сказание о двенадцати «главных» пятницах и связанный с ним пятничный календарь — 12 особо почитаемых пятниц, в которые требуется строгий пост . Считалась «бабьей святой» .
Сказание о 12 пятницах и суеверное почитание их существует и на Западе. Лицом, олицетворяющим пятницу, является там св. Венера , вполне тожественная нашей Параскеве; её житие представляет много сходных черт с житием Параскевы. К христианскому почитанию пятницы на Западе присоединились языческие воспоминания о пятнице, как о дне, посвящённом в древнем Риме — Венере , в Германии — Фрее (пятница — Freitag).
— « Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона », статья «Пятница» .
Типологически Параскева Пятница имеет параллели с («госпожой Вторник») , и мифологическими образами женщин, прядущих пряжу судьбы (древнегреческие мойры , древнеисландские норны , хеттские искусные ткачихи) .
Образ
Образ Параскевы Пятницы по народным представлениям заметно отличается от иконографического, где она изображается аскетического вида женщиной в красном мафории . Широкую известность получила резная икона Параскевы Пятницы из деревни Ильеши . Она почитается в Русской православной церкви чудотворной и находится в Троицком соборе Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге .
Народное воображение иногда наделяло Параскеву Пятницу демоническими чертами: высокий рост, длинные распущенные волосы, большие груди, которые она закидывает за спину, и др., что сближает её с женскими мифологическими персонажами типа Доли , Смерти , русалки . Существовал обряд «вождения Пятницы» зафиксированный в XVIII веке: «В Малой России , в полку Стародубском, в день уроченный праздничный водят жонку простовласую под именем Пятницы, а водят в ходе церковном и при церкви честь оной отдаёт народ с дары и со упованием некоей пользы» . В былинках Параскева Пятница прядёт оставленную хозяйкой недопряденную кудель (подобно домовому , кикиморе , маре ) , наказывает женщину, осмелившуюся вопреки запрету заниматься прядением, мотанием ниток, шитьём: путает нитки, может содрать кожу с нарушительницы, отнять зрение, превратить в лягушку, бросить в окно сорок веретён с приказанием напрясть их до утра и т. п.
Согласно поверьям, Параскева Пятница контролирует соблюдение и других пятничных запретов (стирка белья, отбеливание холстов, расчёсывание волос и пр.) .
По украинским поверьям, Пятница ходит исколотая иглами и веретенами нерадивых хозяек, не почтивших святую и её дни. До XIX века на Украине сохранялся обычай «водить Пятницу» — женщину с распущенными волосами .
В быличках и духовных стихах Параскева Пятница жалуется, что её не почитают, не соблюдая запретов по пятницам, — колют её веретенами, прядут её волосы, засоряют ей глаза кострой . По поверьям, на иконах Параскева Пятница изображена с торчащими из груди спицами или веретенами (ср. образы Богоматери Семистрельной или Умягчение злых сердец ) .
В народном календаре
У южных славян повсеместно празднуется день 14 (27) октября : болг. Петковден, св. Петка, Петки, Пейчинден , макед. Петковден , серб. Петковица, Петковача, Света Параскева, Света Петка, Пеjчиндан и др. В некоторых регионах Сербии и Боснии празднуют также день 26 июля (8 августа) , называемый Петка Трновска, Петка Трновача, Трнова Петка, Млада Петка, Петка Водоноша . В Болгарии ( Фракия ) святой Петке посвящают пятницу после Пасхи ( болг. Лятна св. Петка, Пресвета Петка, Петка Балъклия ), а в Сербии ( Пожега ) — пятницу перед днём святой Евдокии ( 1 (14) марта ) .
Девятая пятница
У русских было широко распространено празднование девятой пятницы после Пасхи. В Соликамске в этот день вспоминали чудесное избавление города от нашествия ногайцев и вогулов в 1547 году .
В Никольском уезде Вологодской губернии в девятую пятницу существовал обычай «строить обыденную пелену»: девушки сходились, теребили лён, пряли и ткали пелену за день .
У коми-зырян , живущих по реке Вашке , девятая пятница называлась «Заветным днём больных» ( коми Заветной лун висьысьяслӧн ). Считалось, что в этот день чудотворная икона Параскевы Пятницы ( коми Параскева-Пекнича ) из часовни в деревне Кривой Наволок может принести исцеление больным. До сих пор сохранилась традиция проведения крестных ходов к речке Кер-ю, где пожилые женщины и девочки омывают храмовые и домашние иконы в водах, освящённых иконой Параскевы Пятницы. Вода считается святой в течение трёх дней после праздника, её набирают и уносят с собой. Опускать иконы в стоячую воду считается грехом .
Поговорки и запреты
- В пятницу, матушку Прасковью, грешно тревожить землю, ибо во время крестной смерти Спасителя было землетрясение .
- Кто прядёт в пятницу, у того на том свете будут слепы отец с матерью .
- Женщинам в пятницу не разрешалось ни чесать, ни мыть голову .
- По пятницам мужики не пашут, бабы не прядут .
- Что пятница, то праздник ( польск. Co piątek, to świątek ) .
- Косится, как среда на пятницу ( укр. Скривився як середа на п'ятницю ) .
См. также
Примечания
- ↑ , с. 631.
- , с. 44.
- , с. 58.
- ↑ , с. 56.
- , с. 25—26.
- , с. 22.
- , с. 232–233.
- ↑ .
- , с. 696.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- , с. 368.
- , с. 398.
- Старцева Ю. В. , Попов И. В. // Санкт-Петербургские Епархиальные ведомости : Журнал. — 2001. — № 25 . — С. 91—96 . 20 октября 2021 года.
- , с. 168.
- , с. 632.
- , с. 697–700.
- , с. 445.
- , с. 165, т. 2.
- ↑ , с. 631–632.
- . Дата обращения: 18 июля 2013. Архивировано из 2 октября 2013 года.
- , с. 40.
- Шарапов В. Э. Параскева-Пекнича // Мифология коми. (Энциклопедия уральских мифологий. Т. I). — М. -Сыктывкар, 1999. — С. 281—284.
- ↑ , с. 59.
- .
- , с. 80.
- , с. 159.
Литература
- Буранок О. М. Проблемы современного изучения русского и зарубежного историко-литературного процесса. — Самара: Изд-во СамГПУ , 1996. — 462 с. — ISBN 9785842800841 .
- // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль . — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1880—1882.
- Ермолов А. С. Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах. — СПб. : Типография А.С.Суворина, 1905. — Т. 2. Всенародная агрономия. — 528 с.
- Иванов Вяч. Вс. . — М. : , 2007. — 792 с. — (Язык. Семиотика. Культура). — ISBN 5-9551-0207-8 .
- Калинский И. . — М. : Эксмо , 2008. — ISBN 978-5-699-27691-2 .
- Колесо времени: традиции и современность / Янка Крук, Оксана Котович. — Мн. : Беларусь, 2003. — 350 с. — ISBN 985-01-0477-5 .
- Лавров А. С. . — М. : Древлехранилище, 2000. — ISBN 5-93646-006-1 .
- Параскева Пятница / Левкиевская Е. Е., Толстая С. М. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 631—633. — ISBN 5-7133-1207-0 .
- Мадлевская Е., Эриашвили Н., Павловский В. // Русская мифология. Энциклопедия. — Эксмо, Мидгард, 2007. — С. 692—706. — 784 с. — ISBN 5-699-13535-9 .
- Максимов С. В. ; // . — СПб. : Товарищество Р. Голике и А. Вильворг, 1903. — С. 516—518, 225—250.
- Можаровский. Отголоски старины и народности. — Тамбов, 1903.
- Святский Д. О. Исторический очерк городов Севска, Дмитровска и Комарицкой волости. — Орел, 1908.
- Чичеров В. И. . — М. : Издательство Академии Наук СССР , 1957. — 237 с.
- Щепанская Т. Б. . — М. : Индрик, 2003. — 528 с. — ( Традиционная духовная культура славян . Современные исследования). — ISBN 5-85759-176-7 . от 1 мая 2016 на Wayback Machine
- (укр.) . — Мюнхен: Українське видавництво, 1958. — Т. 2. — 289 с. (укр.)
- Збірник Харківського історико-філологічного товариства : сборник. Т. 2. — Харків: Око, 1994. — 160 с. — ISBN 5-7098-0019-8 . (укр.)
Ссылки
- ( hrono.ru )
- // Российский этнографический музей
- // Энциклопедия культур
- Успенский Б. А. // Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей
- Рыбаков Б. А. // Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси
- (dralexmd.livejournal.com)
- Basil Lourié. (англ.)
- 2020-10-02
- 1