Interested Article - Беседа трёх святителей

«Беседа трёх святителей» — распространённый памятник в древнерусской письменности , состоящий из вопросов и ответов, изложенных от имени трёх святых православной церкви — Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста . Однако под этим названием в рукописной традиции известны различные сочинения: диалог Григория Богослова и Василия строго догматического характера, переводное « » и собственно «Беседа трёх святителей», древнейшие русские списки которой относятся к XV веку.

С XIV века или ранее «Беседа» начинает включаться в списки (индексы) отреченных книг . В числе «ложных писаний», которых «не достоит держати», помещена она в списке — «О Василии Кесарийском и о Иване Златоусте и о Григорие Богослове въпросы и ответы о всем лгано». Здесь «Беседа» приписана болгарскому ересиарху Иеремии, сборники сочинений которого известны уже в XIII—XIV веках.

Сюжет

«Беседа трёх святителей» — это разговор между богословами Василием , Григорием и Златоустом , которые неизвестно когда, где и почему собрались вместе. «Беседа» гораздо обширнее « Повести града Иерусалимского » и имеет намного больше вопросов и ответов; причём вопросы сложнее и замысловатее: в повести почти все вопросы сводятся к тому, который предмет всем однородным предметам мать ? В «Беседе» же такие, например, загадки:

  • « что есть 2 стояше, 5 обличаше, а 12 дивляхуся? », ответ: « Христос обличи жену самаряныню пятию мужи, апостоли же дивляхуся »;
  • « стоял град на пути, а пути к нему нет, прииде к нему посол нем, принесе грамоту неписаную »; ответ: « град бысть Ноев ковчег , а посол голубь , принесе сучец масличный ».

Согласно «Беседе трёх святителей», Земля плавает поверх великого моря и основана на трёх больших китах и на 30 малых; последние прикрывают собой 30 морских оконцев ; «емлют те киты десятую часть райского благоухания и от того сыты бывают» .

Особенности списков

Один из вариантов «Беседы трёх святителей», списки которого, как правило, имеют самозаглавие: «Беседа трёх святитель Григорья Богослова, Иоана Златаустаго, Василья Кесарийского от патерика Римскаго» (начало: «Григорей рече: Кто первие Бога нарече на земли…»), А. С. Архангельский отнёс ко второй условно выделяемой им группе списков памятника, получившей наибольшее распространение в русской книжности начиная с XV века. Текст этой группы списков представляет собой не только традиционные для памятника вопросы-ответы в форме загадок, но и дополняется различного рода толкованиями Святого Писания , а также притч и аллегорий . Такое аллегорическое с апокрифическими мотивами толкование Евангельского текста ( Откр. ) представляет собой параллель к части текста апокрифа «О всей твари». Здесь описываются великое море , на котором плавает земля, огненная река и стоящий в океане железный столп, к которому привязан Сатана ; столп родственен (алмазному) столпу статьи « О всей твари » . Образ адаманта в сочетании с топосом «непоколебимый столп» находит себе параллель и в канонической агиографической традиции, обозначая крепость и непоколебимость в вере святого . Истоки этого топоса восходят к библейской «адамантовой ограде» из видения пророка Амоса ( Амос. ). Топос имел широкое распространение в византийской традиции, откуда попал в памятники славянской агиографии. С адамантом, как правило, сравнивается святой, имеющий дар побеждать бесов . Адамантов столп представляет собой архаичный мотив и сходен с мировым древом — вертикалью, соединяющей горний и дольный миры .

Вопрос об устоях земли представляется различно в богословско-догматической и апокрифической традициях в зависимости от толкования ветхозаветного текста: «Премудрость созда себѣ храм и утверди столпъ седмь» ( Прит. ) и «Основаяй землю на тверди ея» ( Пс. ). Для апокрифической традиции характерно буквальное толкование: водное пространстве, на котором плавает земля (« Книга Еноха »), рассказы о семи столпах, держащих землю. Этот мотив встречается в «Беседе трёх святителей» .

См. также

Примечания

  1. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  2. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  3. Архангельский А. С. Творения отцов церкви в древнерусской письменности : Извлечения из рукописей и опыты историко-литературных изучений. Казань, 1889. Т. 1, 2. С. 189—191.
  4. Савельева Н. В. от 21 апреля 2021 на Wayback Machine // Труды отдела древнерусской литературы . / РАН , ИРЛИ (Пушкинский Дом) ; отв. ред. Н. В. Понырко. СПб. : Наука, 2009. Т. 60. С. 394—435.
  5. Руди Т. Р. «Яко столп непоколебим»: (Об одном агиографическом топосе) // Труды отдела древнерусской литературы. СПб., 2004. Т. 55. С. 220—222.

Литература

на русском языке
  • Архангельский А. С. Творения отцов церкви в древнерусской письменности : Извлечения из рукописей и опыты историко-литературных изучений. — Казань, 1889. — Т. 1, 2. С. 90—194.
  • Башлыкова М. Е. // Православная энциклопедия . — М. , 2002. — Т. IV : « — Бессмертие ». — С. 687. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 5-89572-009-9 .
  • Варфоломеев А. Г., Пигин А. В. , О проекте виртуальной среды для исследования списков "Беседы трёх святителей" // Электронные библиотеки: перспективные методы и технологии, электронные коллекции: Труды XII Всероссийской научной конференции RCDL`2010; Казань, Россия 13-17 октября 2010 г. — Казань: Казанский университет , 2010. — С. 551—556 .
  • / автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.01.01. — Петрозаводск: Петрозавод. государственный университет , 2011. — 22 с. ( (недоступная ссылка) )
  • Апокриф "Беседа трёх святителей" в русской рукописной книжности: исследование и тексты. — М. : LAP LAMBERT Academic Publishing , 2012. — 256 с.
  • О раннем этапе литературной истории популярного памятника вопросно-ответного жанра "Беседы трёх святителей" на русской почве // Книжные собрания Русского Севера : проблемы изучения, обеспечения сохранности и доступности: сборник статей / Архангельская обл. науч. библиотека им. Н. А. Добролюбова ; [сост. Н. П. Лихачёва; отв. за вып. О. Г. Стёпина]. — Архангельск: Архангельская обл. науч. библиотека им. Н. А. Добролюбова, 2013. — Вып. 6 . — С. 204—212 .
  • // Журнал «Славянский альманах», 2011. — 2011.
  • Буслаев Ф. И. О народной поэзии в древнерусской литературе // Буслаев Ф. И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. — СПб., 1861. Т. 2. — С. 15-31
  • Вяземский П. П. Беседа трёх святителей. — СПб., 1880. Вып. 1. С. 63-123. (ПДП);
  • Жданов И. Н. Беседа трёх святителей и // Журнал Министерства народного просвещения . 1892. № 1. С. 157—194
  • Каган М. Д., Понырко Н. В. , Рождественская М. В. Описание сборников XV в. книгописца Ефросина // ТОДРЛ . 1980. Т. 35. С. 12, 70, 72, 122, 132, 179
  • Красносельцев Н. Ф. К вопросу о греч. источниках «Беседы трёх святителей» // . — Од., 1890. Т. 55
  • Лурье Я. С. // Словарь книжников и книжности Древней Руси . Вып. 2 (вторая половина XIV – XVI в.). Ч. 1: А–К / АН СССР . ИРЛИ ; Отв. ред. Д. С. Лихачёв . — Л. : Наука, 1988. — 516 с.
  • Пигин А. В. , «Эротические загадки» в «Беседе трёх святителей» // Живая старина . — 2009. — № 2 . — С. 2—4 .
  • Памятники старинной русской литературы, изд. гр. Г. Кушелевым-Безбородко. СПб., 1860. Вып. 3. С. 168—178;
  • Порфирьев И. Я. Апокрифические сказания о новозаветных лицах и событиях. СПб., 1890. С. 378—396;
  • Киевские списки «Беседы трёх святителей»: (Из филологического семинара В. П. Перетца). К., 1911
  • Тихонравов Н. С. Памятники отреченной русской литературы. М., 1863. Т. 2. С. 433—438;
на других языках
  • Библейский текст и вопросо-ответните текстове на катехитичен тип: Връху материал на така наречеката «Беседа на трима светители» // В памят на П. Динсков: Традиция приемственост. Нова Горство. София, 2001. С. 74-86
  • «Устроение на [светите] слова» в старобългарската литература // Старобългарстка литература. София, 2001. Т. 32. С. 99-110.
Источник —

Same as Беседа трёх святителей