Христианская демократия
- 1 year ago
- 0
- 0
Христианская антииудейская литература — разновидность христианской апологетической литературы, направленная на ведение богословской полемики с иудаизмом . Истоки антииудейской полемики исследователи обнаруживают в текстах Нового Завета . Из раннехристианских авторов и Отцов церкви «против иудеев» писали Варнава , Юстин Мученик , Тертуллиан , Ипполит Римский , Ориген , Киприан Карфагенский , Новациан , Евсевий Кесарийский , Григорий Нисский , Иоанн Златоуст , Аврелий Августин , Кирилл Александрийский , Евагрий Понтийский , Филипп Сидский , Анастасий Синаит . Первоначальной целью христианских полемистов было . Наиболее известным представителем текстов данной направленности считаются 8 речей Иоанна Златоуста. По форме они могли представлять собой трактаты , диалоги или отчёты о публичных диспутах . Произведения «против иудеев» появлялись до XVIII века. Многие христианские авторы, начиная с Тертуллиана, озаглавливали свои антииудейские сочинения Adversus Judaeos (также Adversus-Iudaeos ), как теперь называют весь жанр.
Общепринятой таксономии жанра к настоящему времени не существует . Согласно классификации А. Хьюлена ( Amos B. Hulen ), различают три типа антииудейских трактатов. Поучительные ( expository ) имели целью обращение евреев посредством доказательства истинности христианства; самым ранним представителем данной категории считается Послание Варнавы. Дискуссионные ( argumentative ), ранним примером которых служит « » Юстина Мученика, и обличительные ( denunciatory ), исходящие из предпосылки, что евреи являются покинутым Богом народом, и надежды на их обращение бесплодны. Примером последних являются речи Иоанна Златоуста . Произведения «против иудеев» включают перечни свидетельств религиозных оппонентов (Киприан, Исидор Севильский , псевдо-Григорий Нисский), обсуждение частных вопросов («Об иудейской пище» Новациана или являются систематическим изложением предмета (Тертуллиан, Юстин). Распространённой формой были проповеди .
Для произведений после XII века А. Функенштейн ( Amos Funkenstein ) предлагает следующую классификацию: восходящие к античным образцам диалоги и трактаты; рационалистическая полемика, выводящая превосходство христианской веры философскими методами; нападения на Талмуд и пост-библейскую литературу в целом, обоснование её еретичности даже с точки зрения иудаизма; попытки доказать, что даже пост-библейская еврейская литература свидетельствует в пользу истинности христианства .
В течение времени своего существования в рамках жанра обсуждался стабильный набор тем: партикуляризм и неактуальность законов Моисея , утрата евреями положения избранного народа , обоснование Иисуса Христа в качестве истинного мессии и христианского учения о Троице .
Немецкий классический филолог утверждал, что христианская апологетическая литература является наследницей . Первым известным античным автором, высказывавшимся критически о евреях был древнегреческий философ Теофраст в III веке до н. э. В своём сочинении «О благочестии» он ставил им в вину практику жертвоприношений . К числу ранних авторов, выражавших критику в адрес иудаизма относят также Гекатея Абдерского и египетского жреца Манефона . Основной задачей раннехристианской апологетической литературы была защита от обвинений в атеизме , политической неблагонадёжности и аморальном поведении . В то же время, общины первых христиан в Иерусалиме , Антиохии , городах Малой Азии и в Риме контактировали и враждовали с евреями. Отсылки к вражде между ними находят во многих местах Нового Завета . Американский библеист наиболее показательным считает фрагмент из Евангелия от Иоанна : «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» ( Ин. ) . Немецкий богослов отмечает, что в виду обособления христианских общин от еврейской среды антииудейский потенциал текстов Нового Завета начал использоваться начиная с последней трети I века, а со второй половины II века такая практика стала установившейся .
Согласно одной из точек зрения, самыми ранними трудами «против иудеев» были , то есть сборники цитат из Ветхого завета , обосновывающих христианские пророчества. Предположительно, тестимонии (не известно, существовала только одна «Книга тестимоний», или их было несколько), были собраны самыми первыми христианами около 45 года . Бесспорными представителями жанра являются послание апостола от 70 Варнавы (ок. 132), « » Юстина Мученика (ок. 160) и приписываемый Аристону Пелльскому утраченный « » (между 135 и 178) . Бесплодность споров с иудеями стала очевидной уже к концу II века. Тертуллиан писал: «в недавнем времени произошёл спор между одним Христианином и иудейским прозелитом. Спор продолжался с той и другой стороны до самого вечера, но ничем определённым не кончился» («Против иудеев», 1) . Идеи Тертуллиана нашли широкое признание в святоотеческой традиции .
К VII веку положение евреев в Византии стабилизировалось, однако осада и падение Иерусалима в ходе последней ирано-византийской войны разрушило сложившийся баланс. Сотрудничество евреев с персами, приведшее к гибели множества христиан и утрате важнейших реликвий было вознаграждено захватчиками возрождением эфемерного . Восстановив власть над Палестиной , император Ираклий I начал репрессии против иудеев. В 636 году был издан эдикт об их насильственном крещении, а христианские авторы откликнулись новыми произведениями в жанре adversus Judaeos . Широкую известность в христианском мире получил составленный в первой половине века VII рассказ о насильственном крещении « Учение Иакова » .
По мнению Адольфа Гарнака и ряда других исследователей, указывающих на стереотипный характер произведений, целью антииудейской полемики изначально не было обращение иудеев, и литература данного жанра решала исключительно внутрихристианские задачи . В такой парадигме назначением трактатов было исключение неверного понимания Священного писания . В более новых исследования акцент делается на рассмотрении антииудейских произведений в контексте иудео-христианских взаимоотношений .
Наиболее полным исследованием в данной области является четырёхтомная монография «Die christlichen Adversus-Judaeos-Texte und ihr literarisches und historisches Umfeld» (1994) .