Interested Article - Наживин, Иван Фёдорович
- 2020-06-04
- 1
Ива́н Фёдорович Нажи́вин ( 25 августа ( 6 сентября ) 1874 , Владимирская губерния — 5 апреля 1940 , Брюссель ) — русский писатель.
До революции бытописатель русской деревни, сподвижник Л. Н. Толстого ; после революции — крупный писатель (историческая, фантастическая и др. проза) и публицист русской эмиграции .
Биография
Мать — из крепостных , отец происходил из государственных крестьян и успешно занимался лесным промыслом. «Я сын мужика, выросший среди народа» — указывал Наживин в автобиографии (1922). «Литературная энциклопедия» в 1934 году строго указывала о его происхождении — «сын кулака ». После смерти матери, когда мальчику было четыре года, воспитанием его занималась бабушка и «родным гнездом» Наживина стала деревня Буланово Владимирской губернии ; в восемь лет он пошёл в школу, о которой позже вспоминал — «тюрьма».
Первое произведение Наживина появилось в журнале « Природа и охота »; затем он печатался в «Журнале для всех» , «Образование» , «Русская мысль» , « Русское богатство ». Оценив способности сына, разбогатевший отец отправил его учиться за границу, где тот пробыл около семи лет. В 1900 году вышел первый сборник его рассказов и очерков «Родные картинки» (М.: Т-во скоропеч. А. А. Левенсон, 1900. — 380 с.), в 1901 году — второй — «Убогая Русь» (М.: Т-во скоропеч. А. А. Левенсон, 1901. — 314 с.), в 1902 — третий — «Перед рассветом» (М.: Типо-лит. «Рус. т-ва печатного и изд. дела», 1902. — 320 с.). Произведения были посвящены жизни русской деревни и написаны в русле идеологии толстовства , со значительным влиянием народничества . В 1901 году, во время приезда в Россию, Наживин встретился с Львом Толстым , долго беседовал с ним, стал переписываться и приезжать к нему. Под влиянием Толстого Наживин стал изучать различные религиозные течения — секты русского раскола и других стран: Индии, Китая, Персии. Результатом стало появление книги «Голоса народов» (Вып. 1. — М.: Типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1908). Положительно оценил Лев Толстой и роман Наживина «…Менэ…Тэкел…Фарес…» (М.: Типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1907. - 526 с.). С 1904 года неоднократно печатался в издательстве «Посредник» . После смерти Толстого Наживин выпустил несколько книг о своих встречах с великим писателем (Из жизни Л. Н. Толстого: (С приложением нигде не опубликованных писем Л. Н. Толстого). — М.: Сфинкс, 1911; Воспоминания о Л. Н. Толстом. — 1912); также он создал издательство «Зелёная палочка», которое идентифицировал как толстовское. Будучи настроен против новых политических течений, и апеллируя к ценности непротивления злу, он навлекал на себя яростные нападки М. Горького и других современников .
В 1902 году Наживин женился гражданским браком на некрещённой еврейской девушке, студентке Лозаннского университета Анне Ефимовне Зусман, и после окончания ею университета Наживины приехали в Россию. Жили сначала в Полтавской губернии , затем в лесном домике на Волге .
Революцию 1905 года Наживин воспринял как предвестие большой катастрофы (его роман этого периода продуманно назван библейскими словами «Менэ… тэкэл… фарес…»). Отношение к ней он выразил так: «Хорошо и то, что на нашу долю выпало счастье застать хоть немного старой Руси», теперь «началось великое нравственное падение русского народа», «вся страна кипела кровью и всё гуще наливалась злобой». В это время его жена с дочерью Мариам (Мирой), как не имеющие права жительства были высланы из Москвы . После принятия женой Наживина православия они оформили церковный брак и переехали в Буланово. Через год уехали на Кавказ, где купили участок земли в 3,5 десятины между Новороссийском и Геленджиком . Их дочь умерла в младенчестве; в своих в мемуарах в 1923 году Наживин написал: «Семья у меня была редкая, исключительно удачная семья, но страшный удар, смерть Мируши, точно расколол по всем направлениям эту дорогую вазу».
В 1911 году начало выходить первое собрание сочинений И. Ф. Наживина; до 1917 года вышли 1 и 4—8 тома. «Моя исповедь», помещённая в 5-й том, привлекла внимание М. Горького, который признавая, что «Иван Наживин — имя довольно видное в литературе нашей», считал, что «о Наживине не стоило бы говорить, не будь он единицей в тысячах русских людей, изуродованных безобразной нашей жизнью, … отчаявшихся и впавших в крикливый, а потому оглушающий молодое поколение, заразный нигилизм ».
После Октябрьской революции 1917 года Наживин оказался на стороне Добровольческой армии , примирился с оставшейся для него непонятной Православной церковью и стал выразителем ностальгии по старому порядку. Был сотрудником деникинского и врангелевского Освага , печатался в одесской газете «Южное слово». В 1920 году эвакуировался в Болгарию , затем жил в Югославии , Австрии , Германии и, наконец, поселился в Бельгии .
При неприятии большевистской «чрезвычайщины» для писателя не было характерно идеализировать белогвардейцев и представителей уходящей России. Он с горькой иронией рисует нежизнеспособное сообщество, не готовое к самообороне и не отвечающее задачам России. В «Записках о революции», вышедших в Вене в 1921 году, он приводит речь некого «бывшего члена центрального комитета социал-демократической партии»:
— Господа, а помните ли вы городового, помните ли вы этого скромного труженика, который, часто с огромной семьей, жил в Москве на 40 рублей в месяц, в одной темной комнатушке, который за эти 40 рублей охранял наш покой днем и ночью, обмерзал на морозе, когда нужно погибал от пули и никогда не роптал?
— Помним… — отозвались задумчивые голоса.
— А помните ли вы, как в благодарность за все это мы называли его?
— Помним: фараоном.
— И что же, по совести: стыдно?
— Пожалуй, немножко и стыдно.
Этот отрывок, «тоска по городовому », в связи с его символичностью цитируется рядом советских авторов как выражение якобы «черносотенской» позиции самого писателя . Сам факт этого цитирования замечателен: Наживин оставался читаем и рецензируем в РСФСР и удостоился статьи в «Литературной энциклопедии».
После отъезда из России стал одним из крупнейших литераторов эмиграции и создателем издательства русских эмигрантов в Германии «Детинец». На современников огромное впечатление произвёл его сборник рассказов для детей «Зеленя» (Берлин, 1922) с его светлым настроением, удивительным для беженцев. Своё отношение к событиям 1917 года он выразил в мемуарах: «Записки о революции» (Вена, 1921), (Берлин, 1922), «Накануне. Из моих записок» (Вена, 1923).
Его капитальный исторический роман «Распутин» (Лейпциг: Книгоизд-во Ф. Фикенчера, 1923), изданный впоследствии на нескольких европейских языках, стал первым крупным произведением о Г. Е. Распутине . Он имел большую прессу в Европе и Америке , но совсем не был замечен в советской печати. Особая позиция И. Ф. Наживина в осмыслении событий революции, гражданской войны и деятельности эмиграции; его резкость и нетерпимость привели к конфликту писателя с русским зарубежьем.
Следующие пять лет стали временем плодотворной работы Наживина в жанре исторического романа; в 1929—1930 годах вышел на русском языке в разных странах цикл его романов из русской истории: «Казаки» (о восстании Степана Разина ), «Глаголют стяги…» (из эпохи князя Владимира Святославича ), «Бес, творящий мечту» (о временах Батыя ), «Кремль. Хроника XV—XVI вв.», «Во дни Пушкина», «Мужики» В 1929—1933 годах были написана религиозная трилогия: «Евангелие от Фомы», «Иудей», «Лилии Антиноя».
В 1930-х годах он создал эпитафию Толстому: «Неопалимая купина (Душа Толстого)». В это же время интерес читающей публики привлекла его книга «The dogs» (Philadelphia; London: J. B. Lippincott Co., 1931).
В 1933 году, по воспоминаниям современников, он резко отрицательно и довольно грубо высказался по поводу присуждения Нобелевской премии Ивану Бунину , считая его писателем прошлого века.
У Наживина был проект двухтомного сочинения о современных ему русских писателях, подробности которого стали известны из письма Наживина писателю Марку Алданову :
— ...Статья о Бунине нужна, потому что этот коронованный уездный моншер водит за нос тысячи дураков. Злейший черносотенник и тупица, он окончательно разложился. Куприн смердит не меньше: его " Юнкера " ужасны. Шмелев уцелел как художник больше, но и это мракобес , годный только для молодцов- корниловцев . Осоргин – Нарцисс , который никак собой достаточно не налюбуется. Молодежь – все эти Берберовы , а в особенности Газдановы , Набоковы и пр. – вырожденцы, выкидыши. Мережковский полоумный схоласт . Единственный человек, о котором стоило бы поговорить, это Вы…
Постепенно Наживин разочаровался в лидерах белой эмиграции, обвиняя в своей публицистике некоторых из них в предательстве. У него появилось желание вернуться из эмиграции: в финале романа «Неглубокоуважаемые» было помещено обращение . Ответа не последовало, и в Россию он не вернулся.
И. Ф. Наживин заявил о себе также как писатель-фантаст, издав сборник «Во мгле грядущего: фантастические повести будущего» (Вена, 1921), романы «Остров блаженных», «Собачья республика». В сборник «Во мгле грядущего» вошла повесть «Искушение в пустыне» — антиутопия о коммунистической колонии на уединённом острове, где коммунисты забывают об общем труде, отдавшись уничтожению друг друга, и прекращают взаимное уничтожение, только разделив земельные участки.
Многие произведения И. Ф. Наживина были переизданы значительными тиражами в начале XXI века.
Библиография
- Российские прижизненные издания
- Родные картинки. — М., 1900.
- Убогая Русь. — М., 1901.
- — М., 1902.
- Среди могил. — М.: типо-лит. «Рус. т-ва печ. и изд. дела», 1903 (переиздано: . — СПб.: «Б-ка для всех», 1905. — 166 с.)
- Дешевые люди. — СПб., 1903.
- У дверей жизни. — М., 1904.
- В сумасшедшем доме. — , 1906.
- В долине скорби. — М., 1907.
- Менэ… тэкэл… фарес…. — М., 1907.
- Дедушка Толстой. — 1911.
- Из жизни Л. Н. Толстого. — 1911.
-
Собрание сочинений. — М., 1911—1917 (вышло 5 томов)
- Ранние рассказы
- 1-я книга автобиографических записок «Моя Исповедь». — 1912.
- сборник пьес «Белые голуби принцессы Риты». — 1913)
- Сборник лирических миниатюр «Вечерние облака. Книга тихого раздумья». — 1916)
- Сборник рассказов «Кикимора». — 1917)
- Правда о земле. — 1917.
- Что же нам делать?. — Ростов н/Д.: изд. Освага, 1919.
- Издания, опубликованные в европейских странах
- Осени поздней цветы запоздалые. — Париж, 1920.
- Во мгле грядущего. Повести. — Вена, 1921.
- . — Вена, 1921.
- Каменная баба. Рассказы. — Берлин, 1921.
- Детинец. Сборник 1-й. — Берлин, 1922.
- Зеленя. Рассказы из школьной жизни для детей. Серия IV; 1. Детинец, Берлин, 1922. 137 страниц.
- Интимное. Книга тихого раздумья. Икар, Берлин, 1922. 128 страниц.
- Детинец, Мюнхен, 1922. 270 страниц.
- Икар, Берлин, 1922. 237 страниц.
- Четверть века спустя. Повесть. Детинец, Берлин, 1922. 73 страницы.
- Распутин, Исторический роман из последних двух десятилетий России, 3 тт., 1924—1925. (Лейпциг, 1923: пер. на нем., болт., чеш., англ. яз.)
- Где наша земля обетованная? Мысли об устроении земли. Париж, 1926.
- Фатум. Беженский роман . Париж, 1926.
- Бес, творящий мечту. Роман из времен Батыя. Париж, 1928.
- Степан Разин (Казаки). Париж, 1928.
- Рига, 1928.
- Глаголют стяги… Исторический роман из времен князя Владимира. Новый Сад, 1929.
- Глупость или измена? Открытое письмо Милюкову. Брюссель, 1930.
- Во дни Пушкина. в 3-х томах (1930-32)
- Всероссийский союз труда. Брюссель, 1931.
- Кремль. Хроника XVI в. Новый Сад, 1932.
- Евангелие от Фомы, 1933.
- Женщина. Роман. Новый Сад, 1933.
- Иудей. Рига, 1933.
- Издания, опубликованные в Китае
- Над Волгой. Роман. — Харбин [б. г.].
- Недостроенный храм. — Тяньцзин, 1935.
- Расцветший в ночи лотос. Роман из времен Моисея. — Тяньцзин, 1935.
- Собачья республика. Роман. — Тяньцзин, 1935.
- Софисты. Роман-хроника из жизни Греции V века до РХ. — Тяньцзин, 1935.
- Неопалимая купина. Душа Толстого. — Тяньцзин, 1936.
- Милыя тени : лебединая песнь о женщине и любви. Роман. — Харбин, 1938.
- Молодежь. О молодом поколении эмигрантов в Бельгии. Роман. — (Париж, 1935?) Тяньцзин, 1938.
- Нет данных
- Поцелуй королевы.
- Древние письмена.
- Словарь редких и устаревших слов и выражений (соавт.: Эрлен Киан).
Примечания
- Лев Николаевич Толстой. Сб. статей и материалов. Ред. Благой. — М., 1951. — С. 143—144.
- Савелий Дудаков . [www.belousenko.com/books/dudakov/dudakov_etyudy.htm Этюды любви и ненависти]
- Мещеряков Н. от 24 февраля 2008 на Wayback Machine // Красная новь . — 1922. — № 1.
- Статьи о книгах Наживина появлялись в журнале « Печать и революция »
- Роман получил восторженные отзывы Томаса Манна , Сельмы Лагерлёф , Георга Брандеса .
- Константин Львов: от 6 октября 2021 на Wayback Machine — Радио Свобода , 4.10.2021
Литература
- Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929—1939 .
- Горький М. Издалека. О богатырской литературе и книге Наживина «Моя исповедь». // «Современник» , 1912, XI.
- Полонский В. Русский обыватель в эпоху революции. // Печать и революция , 1922, I.
- Полонский В. Новые похождения Ивана Наживина. // Печать и революция, 1923, II (эти статьи вошли в сб. В. Полонского «Уходящая Русь». — М., 1924).
- Мещеряков Н. Распад (И. Наживин, Записки о революции). // Красная новь , 1922, I.
- Русская печать в Эстонии. Био-библиографические и справочные материалы к изучению культурной жизни русской эмиграции. / Сост. . — М.: ИМЛИ; Наследие, 1998. — 464 с. — С. 286. — ISBN 5-201-132228-6 (ошибоч.)
- Михайлов А. И. // Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги / Под ред. Н. Н. Скатова . — М. : ОЛМА-Пресс Инвест , 2005. — Т. 2: 3—О. — С. 600—602. — 719 с. — 5000 экз. — ISBN 5-94848-262-6 .
- Гаранин К. В. // Научная библиотека диссертаций и авторефератов.
Ссылки
- Тексты произведений on-line: в библиотеке Максима Мошкова
- Биографическая справка: Шелохаев В. в библиотеке Максима Мошкова \\ первоначально опубликовано в кн.: Энциклопедия Русской эмиграции, 1997.
- Библиография: в библиотеке Максима Мошкова
- 2020-06-04
- 1