Interested Article - Мива (гора)

Мива , Мива-яма , Омива ( яп. 三輪山 мива-яма ) — гора в Японии , на территории города Сакураи , в северной части префектуры Нара . Высота составляет 467 м. Гора считается священной, ей поклоняются в святилище Оомива-дзиндзя у её подножия . Другие названия, отражающие сакральный статус горы — Миморо-яма ( яп. 御諸山 ) и Миморо-даке ( яп. 三諸岳 ) .

Мива имеет коническую форму, но её происхождение не вулканическое, а эрозионное . Она сложена в основном гранитом , а около вершины на поверхность выходит габбро . Окружность горы составляет 16 км, площадь — 350 га. Так как с древних времён на горе запрещена вырубка деревьев, она покрыта огромными соснами , криптомериями и кипарисовиками .

Гора расположена на окраине впадины Нара , на юго западной оконечности плато . На востоке её отроги соединяется с горами Макимуку ( яп. 巻向山 ) и Хасе ( яп. 初瀬山 ) . У подножия горы протекает река Ямато .

Мива является одной из самых священных для синтоистов гор, и сама считается «телом бога» ( синтаем ), поэтому её называют «синтайдзан» ( яп. 神体山 , «гора-синтай») . У её подножия расположено святилище Оомива-дзиндзя , одно из древнейших в Японии. Одной из его особенностей является отсутствие хондэна (главного зала японского святилища, где располагается воплощение божества), так как поклоняются непосредственно горе. На склонах горы встречаются каменные ивакура . Ранее подниматься на гору было запрещено, позже запрет отменили, но до сих пор на её территории запрещено есть, пить, курить и фотографировать. Чтобы подняться на гору, требуется пройти ритуал очищения и получить мешочек тасуки , который вешают на шею в качестве пропуска. Вокруг горы расположено множество кофунов III-IV веков (могильных курганов в форме замочной скважины), ориентация некоторых из них связана с направлением восхода солнца над горой в определённые дни .

Тории святилища Омива на фоне горы

Культ горы является очень древним. Божество ( ками ) горы называли Омононуси ( яп. 大物主 , «великий хозяин всех вещей», т.е. всех духов) , позже — Ямато-но Окунитама ( яп. 大國魂 , «Великий дух – покровитель страны Ямато») или Ямато-но-оками («Великий дух Ямато»). Изначально местное божество со временем преобразовалось в синкретического покровителя страны Ямато . В источниках указывается, что тёща первого японского императора Дзимму заключила брак с божеством горы Мива (явившимся ей в образе красной стрелы), от которого появился родоночальник местных правителей кими , отправлявших ритуалы поклонения горе. Это свидетельствует о том, что в III веке первые правители Ямато, чтобы укрепить свою власть, подчёркивали исполнение обрядов поклонения божеству горы. Вероятно, изначально волю божества люди узнавали из уст жриц-шаманок, входивших в транс. В правление Судзина в IV веке император сконцентрировал в своих руках и жреческую власть, стал сам проводить ритуалы и получать указания от божества через вещие сны. Кроме того, появилась концепция, согласно которой в теле правителя обитает дух горы Мива. Вселение духа в правителя происходило во время обряда дайдзёсай , являвшегося необходимой частью короноционных церемоний и проводящегося по сей день. К концу столетия центр власти переместился севернее, а важнейшим культом стало поклонение ками святилища Исоноками , хотя связи императорской семьи с культом Мива сохранились .

В преданиях связь горы с Судзином отражена следующим образом: в правление Императора Судзина началась страшная эпидемия, и множество людей умерло. Тогда во сне императору явился великий Омоно-нуси и изрёк: «Мор начался по моей воле. Но если государь убедит Отатанэко поклоняться мне, мой гнев уляжется и страна обретёт покой». Во все края разослали гонцов и наказали искать Отатанэко. Его нашли в деревне Мино в краю Кавати. Явившись к императору, он сообщил, что является потомком Омоно-нуси и Икутама-ёри-бимэ. Тогда Отатанэко поручили быть жрецом Омоно-нуси в святилище у подножья горы Мива и страна обрела покой .

Из-за того, что гора играла важную роль в событиях, связанных с Судзином, основанную им династию принято называть «двором Мива» .

Божеству горы посвящены старинные сочинения Мива Даймёдзин энги ( яп. 三輪大明神縁起 ) и Мива моногатари ( яп. 三輪物語 ) . В начале XX века на основе поклонения божеству горы было создано новое религиозное движение Оомива-кё, чей центр находится в городе Сакураи. Его последователи почитают «трёх ками творения» — Омононуси, Окунинуси и Амэ-но коянэ-но микото .

Существует множество легенд о божестве горы. В древности в японской народной культуре был распространён и значим культ змея — покровителя земли и урожая. Считается, что Оомононуси-но ками, божество горы Мива, тоже имело змеиный облик. Существует несколько легенд о том, как гора вступает в брак с женщинами из её окрестностей. Согласно одной из них, бог посещал по ночам девушку по имени Ямато-тото-момосо-химэ. Когда она попросила увидеть его при свете дня, он попросил её заглянуть в шкатулку для гребней после восхода солнца. Открыв её, девушка увидела маленькую змейку и закричала от ужаса. Это обидело бога и он стал подниматься в небо, а девушка, засмотревшись наверх, оступилась, упала, напоролась на палочки для еды и умерла .

Существует предание о девушке Икутамаёри-химэ, которая беременеет от незнакомца, посещающего её по ночам. Чтобы выяснить его личность, мать советует девушке воткнуть в подол возлюбленного иголку с ниткой. Когда же девушка идёт вслед за ниткой, та приводит её на гору Мива .

«Оомононуси-но ками из Мива» упоминается уже в Кодзики . Гора часто упоминается в японской поэзии, в частности, фигурирует в Манъёсю .

Примечания

  1. (яп.) . kotobank.jp . Дата обращения: 29 октября 2022. 28 октября 2022 года.
  2. (яп.) . Дата обращения: 29 октября 2022. 28 сентября 2020 года.
  3. Cali, Joseph. Shinto Shrines: A Guide to the Sacred Sites of Japan's Ancient Religion (англ.) . — Honolulu, 2013. — P. 164—167. — 328 p. — ISBN 9780824837754 .
  4. . oomiwa.or.jp . Дата обращения: 13 ноября 2022. 27 сентября 2022 года.
  5. Тоя Манабу. . www.nippon.com (10 августа 2020). Дата обращения: 13 ноября 2022. 7 декабря 2022 года.
  6. (яп.) . www.pref.nara.jp . Дата обращения: 9 ноября 2022. 28 сентября 2022 года.
  7. Суровень ДА. // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2020. — Т. 22 , № 3 (83) . — С. 701—713 . 29 октября 2022 года.
  8. , с. 191.
  9. , с. 159.
  10. Herbert H. Jonsson. (англ.) . — BRILL, 2015. — P. 237. 29 октября 2022 года.
  11. Aike P. Rots. (англ.) . — Bloomsbury Publishing, 2017. — P. 108—110. 29 октября 2022 года.
  12. Кожевников ВВ. // Известия Восточного института. — 2017. — Т. 4 , № 36 . — С. 48—61 . 13 ноября 2022 года.
  13. www.vostlit.info . Дата обращения: 13 ноября 2022. 13 ноября 2022 года.
  14. Садокова АР. // Studia Litterarum. — 2019. — Т. 4 , № 4 . — С. 294—315 . 13 ноября 2022 года.
  15. (англ.) / edited by Haruo Shirane. — Columbia University Press, 2007. — P. 37. 29 октября 2022 года.
  16. . — 1896. — С. 184. 28 октября 2022 года.
  17. Суровень ДА. (англ.) // Уральское востоковедение. — 2020. — No. 10 . — P. 35-54 . 28 октября 2022 года.
  18. , с. 31.
  19. , с. 251—252.
  20. . — С. 36—37. 29 октября 2022 года.
  21. . — Рипол Классик, 2006. — С. 86. 29 октября 2022 года.

Литература

Источник —

Same as Мива (гора)