Interested Article - Японский дракон
- 2021-05-26
- 2
Японский дракон ( яп. 竜, 龍 рю:, рё:, тацу ) — существо из японского фольклора и мифологии . Множество сведений о драконах попали в Японию из китайской мифологии . Заметны и иные влияния, в частности японский дракон имеет и некоторые индийские черты, которые были позаимствованы у буддийских змееподобных существ нагов . Согласно учёному-востоковеду , японцы имели собственные представления о драконах еще до того, как информация о китайских змиях пришла с материка .
В отличие от драконов европейской традиции, японский змий нечасто изображается злокозненным. Он неоднократно выступает как защитник будд и великодушный даритель счастья и богатства .
Чаще всего обитают в водоёмах: океане, реке или озере. Несмотря на привязанность к водяной стихии, такие драконы нередко обладают способностью летать. Зачастую они умеют сокращать или удлинять собственное тело, могут становиться невидимыми и имеют способность перевоплощаться в других существ. Дыхание японских змиев превращается в тучи, из которых может пойти огненный или обычный дождь .
Согласно древнему летописному своду Нихон сёки , в Японии драконов изображали на буддийских храмах уже в VII веке .
В эпоху Эдо , когда столица сёгуната неоднократно , дракон был частым героем на татуировках столичных пожарных. Считалось, что из-за своей связи с водяной стихией змий имеет способность защищать от огня .
Как в Китае, так и в Японии драконы связаны с императорским родом . Считается, что первый японский государь Дзимму является потомком бога-дракона .
Внешний вид
Общее описание
Японский дракон напоминает химеру — зачастую он имеет верблюжью голову, змеиное тело, шею игуаны, оленьи рога, заячьи глаза, уши быка, чешую карпа, лапы тигра и орлиные когти . Нередко змий зажимает в лапах некую сферу, которая, вполне возможно, является либо просто яшмой, либо пламенеющей жемчужиной ( яп. 寳珠 хо:дзю ) . На голове у дракона есть специальная шишка, благодаря который он может летать без крыльев. Кроме того, нередкими его атрибутами являются усы и драгоценный камень, запрятанный под подбородком. Далеко не каждый дракон соответствует такому описанию. Так, к примеру, головы большинства драконов не имеют аналогов в царстве животных . Большинство перечисленных атрибутов встречаются и у китайских драконов , но от японских их отличает количество когтей и более крупное тело .
Количество когтей
Японские драконы зачастую имеют только три когтя, когда китайские изображаются с четырьмя или пятью . Существует два мифологических объяснения этому явлению.
Первое гласит, что драконы впервые появились в Китае, но проживают во многих странах синосферы . Чем дальше от Китая проживает дракон, тем меньше у него когтей. Иными словами, если бы эти существа жили еще дальше Японии, то они могли бы вовсе остаться без когтей .
Согласно второму объяснению, драконы происходят из Японии. Чем дальше бы они отдалялись от Японии, тем больше бы когтей у них вырастало, от чего драконы просто не смогли бы передвигаться по земле .
Дракон в четырёх зодиакальных знаках
Как в китайской, так и в японской мифологиях дракон является одним из четырёх охранителей географических направлений .
Алая птица Судзаку ( яп. 朱雀 ) покровительствует югу, лазоревый дракон Сэйрю ( яп. 青龍 сэйрю: ) востоку, чёрная черепаха Гэмбу ( яп. 玄武 ) северу, белый тигр Бякко ( яп. 白虎 ) западу .
Одни из самых ранних (VII—VIII в.) изображений лазоревого дракона в Японии встречается на внутренних стенах курганов и .
В эпоху Хэйан считалось, что дракон Сэйрю защищает Хэйан-кё , столицу государства, с востока. Согласно учению оммёдо , дракон Сэйрю связан с текущей водой. Это означает, что если закладывать город таким образом, что с восточной стороны будет река, то лазоревый змий непременно явит себя как защитник поселения. Столица Японии того времени попадала под этот критерий — на востоке от города находилась река Камо . Тем не менее, весьма вероятно, что этот критерий был выдуман после успешного завершения строительства города .
Дракон имеет сложную систему отношений с алой птицей. Так, несмотря на то, что Сэйрю и Судзаку считаются соперниками, их часто можно заметить вместе на предметах изобразительного искусства. Помимо этого, оба существа представляют собой элемент Ян . Соперничество этих двух охранителей выражается в том, что лазоревый дракон представляет элемент дерева, когда алая птица связана со стихией огня. Несмотря на то, что Ян ассоциируется с мужским началом, представителем рода мужского является только дракон Сэйрю, когда птица Судзаку соответствует женскому. Таким образом они являют собой одновременно и соперников, и супружескую пару .
Не менее часто в паре с драконом изображается и тигр. Такой мотив называется рюко ( яп. 龍虎 рю:ко , «дракон и тигр»/ идиом. «двое могучих соперников») . Неоднократно эта двоица встречается в живописи тушью суми-э ( яп. 墨絵 ) . Помимо этого, нередко дракона с тигром можно было увидеть на ширмах бёбу и раздвижных стенах фусума в дзэнских храмах периода Муромати .
Связь драконов с японским императорским домом
Согласно мифам из Нихон сёки и Кодзики , правнук богини солнца Аматэрасу по имени Хори-но Микото ( яп. 火遠理命 Хо:ри-но Микото ) вступил в брак с принцессой Тоётама , дочерью водяного дракона Ватацуми-но Ками . Считается, что «Ватацуми-но Ками» является еще одним именем бога-дракона Рюдзина . Три года Хори жил со своей женой в подводном царстве, но заскучал по своей родине. Внук солнечной богини решил вернуться на поверхность, но обнаружил, что Тоётама-химэ забеременела. У принцессы родились четыре ребенка, один из которых ( Угаяфукиаэдзу-но Микото ) стал отцом Камуямато-Иварэбико ( яп. 神日本磐余彦 ) , ныне известного как Дзимму Тэнно , первого императора Японии .
Меч Тоцука-но Цуруги , добытый божеством Сусаноо , братом солнечной богини Аматэрасу, из хвоста змия Ямата-но Ороти , стал одной из трёх императорских регалий .
Как к китайским, так и к японским императорам прилагали эпитет «драконоликий». В официальных ситуациях лица японских государей закрывали бамбуковым занавесом — смотреть на монарший облик было строго запрещено . Более того, считалось, что у некоторых императоров был драконий хвост. Чаще всего такой атрибут приписывается государю Одзину , который был деифицирован как Хатиман .
Классификации драконов
В Японии нередко использовались устоявшиеся китайские классификации драконов. В буддийском словаре Буккё ироха дзитэн ( яп. 仏教伊呂波辞典 , «словарь основ буддизма») встречаются следующие виды змиев :
- Чешуйчатый ( яп. 蛟龍 ко:рю: )
- С крыльями ( яп. 応龍 о:рю: )
- С рогом ( яп. 虬龍 кю:рю: )
- Без рогов ( яп. 螭龍 ти:рю: )
- Свившийся дракон ( яп. 蟠龍 ханрю: ) , который еще не поднялся на небеса
В этой же статье буддийского словаря даются иные пять классов драконов: драконы-вороны, драконы-змеи, драконы-жабы, драконы-лошади и драконы-рыбы .
Согласно японским верованиям, ящерицы ( яп. 蜥蜴 токагэ ) тоже считаются драконами, которые рождаются в горах между камней . Они обладают сверхъестественными свойствами, в частности способностью вызывать град своим дыханием. Если обратится к ящерице с молитвой, то она может даровать дождь .
Известные японские драконы
Рюдзин
Считается, что Рюдзин ( яп. 龍神 Рю:дзин , «бог-дракон») является одним из божественных предков японского императорского дома . Чаще всего ассоциируется с водяной стихией. Он обладает своим собственным подводным дворцом из белых и красных кораллов, который полон сокровищ и охраняется другими драконами. Рыба и прочие подводные животные служат богу-дракону в качестве вассалов . Посланником Рюдзина считается черепаха Гэмбу . Иногда в качестве черепахи выступает дочь змия, принцесса Тоётама-химэ .
Рюдзин фигурирует во множестве сюжетов, к примеру в сказке про Урасиму Таро , сказании о завоевании Кореи императрицей Дзингу , историях про известного японского монаха Кукая и многих других .
Существует особый набор верований, который называется Рюдзин синко ( яп. 龍神信仰 Рю:дзин синко: , «вера в бога-дракона») . Практики Рюдзин синко это, как правило, молитвы Рюдзину о дожде, спокойном море или обильном улове .
Ямата-но Ороти
Восьмихвостый и восьмиглавый змий из мифов Нихон сёки и Кодзики. Согласно мифологическим сводам, дракон терроризировал божеств-супругов Асинадзути и Тэнадзути, которые должны были приносить ему в жертву своих дочерей. Бог Сусаноо-но Микото пришел божествам на помощь — обманным путём он сильно опьянил змия и разрубил его на куски .
Дракон рода Ходзё
Согласно легенде, известный государственный деятель Ходзё Токимаса отправился на остров Эносима , чтобы отыскать дракона. Отыскав змия в пещере, он помолился о благополучии дома Ходзё . В качестве знака обещания дракон оставил три своих чешуйки, которые впоследствии стали изображать на гербе рода Ходзё .
Восемь великих драконьих царей
Восемь великих царей-драконов ( яп. 八大竜王 хатидай рю:о: ) — змии буддийского происхождения. Впервые встречаются в Лотосовой сутре. Как и многие другие драконы японской мифологии, проживают на дне океана. Согласно сутре морского царя-дракона ( яп. 海龍王経 кайрю:о:кё: ) , драконьих царей часто съедают птицечеловеки Карура , их кровные враги. Нередко вместо всей восьмёрки царей выступает один дракон, которого именуют Нанда ( яп . 難陀) .
Курикара
Курикара ( яп. 倶利迦羅 ) — дракон буддийского происхождения. Иногда причисляется к восьми драконьим царям. В школах эзотерического буддизма тэндай и сингон Курикара считается ипостасью божества Фудо-мёо . Чаще всего изображается как покрытый пламенем дракон (иногда как змея), обвивающийся вокруг меча с прямым клинком. Рот змия открыт так, что он готов заглотить все оружие целиком. Меч, обвитый змием, называют курикара-кэн ( яп. 倶利迦羅剣 , «меч Курикары») . Существует несколько мифологических объяснений такому необычному образу змия. Одно гласит, что сам Курикара — это веревка, которую держит Фудо-мёо в левой руке, а обоюдоострый меч на самом деле оружие этого божества, которое он обычно держит в правой руке. Согласно иному изводу предания, Фудо-мёо спорил с неким противником учения Будды. Оппонент божества обратился в меч, когда сам Фудо обернулся драконом и набросился на оружие. Успешно схватив и обездвижив, он стал пожирать своего соперника — чем и доказал превосходство учения Будды .
Дракон богини Бэндзайтэн
Богиня Бэндзайтэн нередко изображается верхом на драконе . В летописи о храмах острова Эносима , которая известна как , присутствует история об этой богине и её встречи с драконом, который пожирал детей деревни . Бэндзайтэн решила остановить злодеяния змия. Сначала она отыскала пещеру, в которой он жил, а потом устроила там землетрясение. Затем Бэндзайтэн спустилась с небес к дракону и вышла за него замуж. Оказав на змия благое влияние, она сменила его злобный нрав на доброжелательный — дракон более не желал пожирать детей .
Этимология
Существует мнение, что японское слово рю ( яп. 竜,龍 рю: , дракон) происходит от одного из названий окинавского архипелага — Рюкю ( яп. 琉球 ) . Согласно традиции, дворец японского бога-дракона ( яп. 竜神 рю:дзин ) находится где-то под водой у рюкюских островов. Сам же дворец называется рюгю ( яп. 竜宮 рю:гю: ) , что очень похоже на название архипелага. Стоит учитывать, что на Окинаве куда больше мотивов с изображение драконов в живописи и архитектуре, чем в Китае и остальной Японии. Не исключено, что это повлияло на ассоциирование островов Рюкю с драконами .
См. также
Примечания
- ↑ (англ.) . www.onmarkproductions.com . Дата обращения: 28 марта 2021. 24 января 2021 года.
- ↑ , p. 148.
- , с. 85.
- , с. 215.
- ↑ , p. 202.
- ↑ , с. 50—52.
- , p. 149.
- Драконы обычного типа в китайской иконографии имеют четыре когтя. Если же у китайского дракона пять когтей, то он непременно связан с китайской императорской семьей.
- ↑ , p. 150.
- ↑ (англ.) . www.onmarkproductions.com . Дата обращения: 29 марта 2021. 9 марта 2021 года.
- , p. 21.
- Ныне город Киото
- , p. 70.
- . www.aisf.or.jp . Дата обращения: 29 марта 2021. 16 ноября 2020 года.
- , p. 87.
- , с. 79—80.
- ↑ , с. 39—40.
- Их часто именуют «маленькими горными драконами» или «маленькими каменными драконами»
- , с. 40.
- . eos.kokugakuin.ac.jp . Дата обращения: 31 марта 2021. 24 сентября 2020 года.
- , p. 100.
- .
- , p. 118.
- Ныне небольшой город.
- , p. 119.
- , p. 181.
Литература
- Штейнер Е. С. Манга Хокусая: Энциклопедия старой японской жизни в картинках. ISBN 978-5-85803-492-6 . . — СПб. : Петербургское Востоковедение, 2010. —
- Де Фиссер М. В. Дракон в Китае и Японии . — Амстердам, 1913. — 131 с.
- F. Hadland Davis. Myths and Legends of Japan (англ.) . — The Project Gutenberg eBook, 2014. — 272 p.
- Suzuki, Yui. Medicine Master Buddha: The Iconic Worship of Yakushi in Heian Japan (англ.) . — Brill, 2011. — ISBN 9789004229174 .
- B. Ashcraft, H. Benny. (англ.) . — Tuttle, 2016. — 160 p.
- Смирнов И. С. (Ред.), Л.М Ермакова. ISBN 978-5-7281-1087-3 .. . — РГГУ, 2010. — 312 с. — (Orientalia et classica). —
- Shin'ichi Shigeta, Luke Thompson. (англ.) // École française d’Extrême-Orient. — 2012. — Vol. 21 . — P. 65—77 .
- Накорчевский А. А. Япония Синто . — СПб. : Центр «Петербургское востоковедение», 2000. — С. 387. — 454 с. — (Мир Востока. Вып. 4). — ISBN 9785858031345 .
Ссылки
- (англ.) . www.onmarkproductions.com . Дата обращения: 17 октября 2021.
- (англ.) . www.aisf.or.jp . Дата обращения: 17 октября 2021.
- (англ.) . eos.kokugakuin.ac.jp . Дата обращения: 17 октября 2021.
- 2021-05-26
- 2