Interested Article - Неолуддизм

Неолудди́зм — течение в современной философии и контркультуре . Подразумевает критику влияния научно-технического прогресса (особенно в области компьютерных технологий ) на человека и общество. Термин луддит обычно используется как уничижительное по отношению к людям, проявляющим технофобские наклонности . Название основано на историческом наследии английских луддитов .

Неолуддизм — это движение разрозненных групп без лидеров, которые сопротивляются современным технологиям и призывают к возвращению некоторых или всех технологий на более примитивный уровень . Для неолуддитов характерны одна или несколько из следующих практик: пассивный отказ от использования технологий; нанесение вреда тем, кто производит технологии, наносящие вред окружающей среде; пропаганда минимализма ; саботаж технологий. Современное неолуддитское движение связано с движениями антиглобалистов , антинауки , анархо-примитивизмом , радикальным энвайронментализмом и глубинной экологией .

Неолуддизм основан на озабоченности технологическим воздействием на людей, их сообщества и/или окружающую среду ; неолуддизм предусматривает использование принципа предосторожности для всех новых технологий, настаивая на том, чтобы технологии были признаны безопасными до принятия, из-за неизвестных эффектов, которые могут вызвать новые технологии.

Философия

Неолуддизм призывает замедлить или остановить развитие новых технологий и предписывает образ жизни, в котором человек должен отказаться от технологий. На смену индустриальному капитализму неолуддизм предписывает небольшие сельскохозяйственные общины, такие как сообщества амишей и движения Чипко в Непале и Индии , в качестве моделей будущего.

Неолуддизм отрицает способность любой новой технологии решать текущие проблемы, такие как ухудшение состояния окружающей среды , ядерная война и биологическое оружие, не создавая новых потенциально опасных проблем . Неолуддиты в целом выступают против антропоцентризма , глобализации и индустриального капитализма .

Видение будущего без вмешательства

Неолуддизм часто делает суровые прогнозы о влиянии новых технологий. Хотя нет единого видения разветвлений технологий, неолуддизм предсказывает, что будущее без технологических реформ будет иметь ужасные последствия. Неолуддиты верят, что современные технологии представляют собой угрозу для человечества и для всего мира природы, и что будущий крах общества возможен или даже вероятен.

Неолуддит Тед Качинский предсказал мир с истощённой окружающей средой, ростом психологических расстройств, либо с «левыми», которые стремятся контролировать человечество с помощью технологий, либо с технологиями, непосредственно контролирующими человечество . По словам Сейла, «индустриальная цивилизация, столь хорошо обслуживаемая своими мощными технологиями, не может существовать и не будет существовать; её крах неизбежен не более чем через несколько десятилетий» . Стивен Хокинг , известный астрофизик, предсказал, что средства производства будут контролироваться классом «владельцев машин» и что без перераспределения богатства технологии создадут ещё большее экономическое неравенство .

Эти прогнозы включают изменение места человечества в будущем из-за замены людей компьютерами, генетический распад людей из-за отсутствия естественного отбора, биологическую инженерию людей, злоупотребление технологической мощью, включая бедствия, вызванные генетически модифицированными организмами , ядерной войной и биологическое оружие; контроль над человечеством с помощью слежки, пропаганды, фармакологического контроля и психологического контроля; человечество не может адаптироваться к будущему, что проявляется в нарастании психологических расстройств, расширении экономического и политического неравенства , широкомасштабном социальном отчуждении , потере сообщества и массовой безработице ; технологии, вызывающие ухудшение состояния окружающей среды из-за халатности и перенаселённости.

Виды вмешательства

Профессор Теодор Качинский в Калифорнийском университете Беркли , 1968

В «Грядущей революции» Качинский обрисовал в общих чертах, что, по его мнению, человечество должно будет произвести, чтобы сделать общество функциональным, «новые ценности, которые освободят его от ига нынешней техноиндустриальной системы», в том числе:

  • Отказ от всех современных технологий: «Это логически необходимо, потому что современные технологии — это единое целое, в котором все части взаимосвязаны; вы не можете избавиться от плохих частей, не отказавшись также от тех частей, которые кажутся хорошими».
  • Отказ от самой цивилизации.
  • Отказ от материализма и его замена концепцией жизни, в которой ценится умеренность и самодостаточность, но при этом осуждается приобретение собственности или статуса.
  • Любовь и почтение к природе или даже поклонение природе.
  • Экзальтация свободы.
  • Наказание виновных в сложившейся ситуации. «Учёные, инженеры, руководители корпораций, политики и т. д.; для того, чтобы сделать затраты на улучшение технологий слишком высокими, следовательно, чтобы кто-то не мог их попробовать».

Движение

Современные неолуддиты представляют собой очень разнообразную группу свободно связанных или не связанных групп, в которую входят «писатели, учёные, студенты, семьи, амиши , меннониты , квакеры , защитники окружающей среды, „отпавшие яппи “, „стареющие хиппи“ и молодые идеалисты, ищущие среду, свободную от технологий» . Некоторые луддиты считают себя жертвами технологий, пытающимися предотвратить дальнейшую виктимизацию . Другие считают себя защитниками естественного порядка и сопротивляются деградации окружающей среды технологией (например, Earth First! ).

Представители

Предшественниками движения считаются Сократ , критиковавший письменность в платоновском « Федре » , Свифт , высмеявший современную ему науку в « Путешествиях Гулливера », луддиты (разрушители станков в Англии, от названия которых был образован термин «неолуддизм»), Торо (автор книги « Уолден, или Жизнь в лесу ») и др.

Среди современных теоретиков неолуддизма:

Также на движение оказали влияние работы следующих en :

Известны также случаи практической борьбы с технологиями, как правило, осуществляемой через насилие в адрес машин и их создателей:

  • Теодор Качинский (Унабомбер) занимался рассылкой бомб в университеты и авиакомпании.
  • Французская группировка CLODO атаковала компьютерные фирмы. Наиболее резонансным стало нападение на тулузский офис UNIVAC .

На съезде неолуддитов в 2000 году присутствовали 350 человек из 29 стран .

История

Истоки современной критики технологий в литературе

По словам Джулиана Янга, Мартин Хайдеггер был луддитом на ранней философской стадии и верил в уничтожение современных технологий и возвращение к более раннему аграрному миру . Однако более поздний Хайдеггер не считал технологию полностью отрицательной и не призывал к её отказу или уничтожению . В « » (1953) Хайдеггер утверждал, что современный технологический «способ Бытия» рассматривает мир природы, растений, животных и даже людей как «постоянный резерв» — ресурсы, которые должны использоваться как средства для достижения целей . Чтобы проиллюстрировать это «чудовище», Хайдеггер использует пример гидроэлектростанции на реке Рейн , которая превращает реку из нетронутого чуда природы в поставщика гидроэнергии . В этом смысле технология — это не просто набор инструментов, но способ существования в мире и понимания мира, который является инструментальным и гротескным. Согласно Хайдеггеру, такой образ жизни определяет современный образ жизни на Западе . Для Хайдеггера этот технологический процесс сводится к уменьшению существ до не-существ, что Хайдеггер называет «отказом от бытия» и включает в себя потерю всякого чувства страха и удивления, а также безразличие к этой утрате .

Одним из первых крупных современных антитехнологических мыслителей был французский философ Жак Эллуль . В своей книге « Технологическое общество » (1964) Эллюль утверждал, что рациональность технологии усиливает логическую и механическую структуру, которая «устраняет или подчиняет естественный мир». Эллюль определил технику как всю совокупность организационных методов и технологий, направленных на достижение максимальной рациональной эффективности. Согласно философу, у техники есть импульс, который имеет тенденцию заглушать человеческие заботы: «Единственное, что имеет значение технически, — это урожайность, производство. Это называется законом техники ; эта отдача может быть получена только путём полной мобилизации человеческих существ, тела и души, а это подразумевает эксплуатацию всех психических сил человека» . Во время промышленной революции в Англии машины стали дешевле в использовании, чем наём работников. В пяти графствах: Йоркшире, Ланкашире, Чешире, Дербишире и Ноттингемшире — вспыхнуло небольшое восстание, участники которого угрожали нанятым охранникам машин и оборудования . Ещё одним критиком политической и технологической экспансии был Льюис Мамфорд , написавший « ». Взгляды Эллюлья повлияли на идеи печально известного американского неолуддита Качинского . Вступление манифеста Качинского гласит: «Промышленная революция и её последствия стали катастрофой для человечества» . Среди других философов технологии, которые ставят под сомнение обоснованность технического прогресса, входят Альберт Боргманн, Дон Идэ и Хуберт Дрейфус .

См. также

Примечания

  1. Brosnan, M.J. (1998). Technophobia: the psychological impact of Information Technology. pg 155. London: Routledge.
  2. Jones, Steve E. : [ англ. ] . — CRC Press, 2006. — P. 20. — ISBN 978-0-415-97868-2 .
  3. Sale Kirkpatrick. (англ.) . mondediplo.com . Дата обращения: 14 ноября 2020. 30 июня 2002 года.
  4. Karen Christensen, David Levinson. : [ англ. ] . — SAGE, 2003. — P. 886. — ISBN 978-0-7619-2598-9 . от 2 февраля 2021 на Wayback Machine
  5. Basney, Lionel. Questioning Progress, Books and Culture magazine, 1998. URL= от 27 февраля 2021 на Wayback Machine
  6. Graham Gordon. : [ англ. ] . — Routledge, 1999. — P. 9. — ISBN 978-0-415-19749-6 .
  7. Huesemann, Michael H., and Joyce A. Huesemann (2011). от 10 апреля 2020 на Wayback Machine , New Society Publishers, Gabriola Island, British Columbia, Canada, ISBN 0865717044 , 464 pp. (англ.)
  8. The Washington Post : Unabomber Special Report: от 4 марта 2016 на Wayback Machine (англ.)
  9. Doresa Banning, Modern Day Luddites, November 30, 2001, 7 марта 2016 года.
  10. Stephen Hawking Says We Should Really, 2016 | от 3 декабря 2018 на Wayback Machine (англ.)
  11. Theodore J. Kaczynski, David Skrbina; Technological Slavery, The Collected Writings of Theodore J. Kaczynski, a.k.a. «The Unabomber.» (англ.)
  12. . Дата обращения: 10 июля 2010. 7 мая 2010 года.
  13. Glendinning, Chellis . от 22 октября 2017 на Wayback Machine . — Utne Reader , 1990. (англ.)
  14. . Дата обращения: 10 июля 2010. 17 октября 2010 года.
  15. от 5 февраля 2009 на Wayback Machine (польск.)
  16. Young, Julian. Heidegger’s Later Philosophy , p. 80. Cambridge University Press, 2002. (англ.)
  17. Wheeler, Michael, «Martin Heidegger», The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Spring 2013 Edition), Edward N. Zalta (ed.), URL = от 24 февраля 2021 на Wayback Machine . (англ.)
  18. Ellul, The Technological Society p. 324 (англ.)
  19. Lindholdt, Paul (1997). . American Quarterly (англ.) . 49 (4): 866—873. doi : . JSTOR .
  20. Смотри: Dreyfus, H. — On the Internet. (англ.)

Ссылки

  • S. E. Jones. от 22 сентября 2020 на Wayback Machine (англ.)
  • (англ.)
Источник —

Same as Неолуддизм