Interested Article - Джемшиды

Народы Афганистана

Джемши́ды , джамши́ды (самоназвание — джамшиди , дари جمشیدی ) — один из ираноязычных народов, населяющий северо-запад Афганистана и северо-восток провинции Хорасан Исламской Республики Иран . Общая численность — около 140 тыс. человек . Говорят на дари и диалекте джемшиди таджикского языка . Входят в состав группы народов чараймаки . Джемшиды исповедуют ислам суннитского толка (Рахимов 1999: 160).

В Афганистане их официально считают говорами языка дари , и в переписях, по политике ассимиляции джемшидов записывают таджиками .

Происхождение

В этногенезе чараймаков и собственно джемшидов участвовали монгольские , тюркские и иранские народы . Согласно мнению ряда исследователей, входят в число чараймакских племён, имеющих монгольское происхождение . Исследователи отмечают, что характерным для джемшидов является наличие сильного тюркско - монгольского суперстрата .

Существует предание, что джемшиды происходят от легендарного Арийского царя Джемшида . Однако джемшиды включаются в состав чараймаков , и сами противопоставляют себя другим индоевропейцам (Мошкало 1997: 230).

Расселение

Джемшиды проживают на северо-западе Афганистана (плато Бадгис к северу от Гератского оазиса) и в Иране (северо-восток Хорасана). Небольшая группа живёт в Туркмении (Рахимов 1999: 161). Основное поселение джемшидов в Туркмении .

Иран . Провинция Хорасан

Быт

Сохраняют пережитки родо-племенного деления. Брак патрилокальный, счёт родства патрилинейный. Сохраняется музыкальный и танцевальный фольклор. Популярны конные скачки. Основная пища — хлеб и молочные продукты (Семенов 1923: 168).

Занятие

Основное традиционное занятие — полукочевое скотоводство (овцы, в том числе курдючные и каракулевые, а также козы, верблюды, лошади), сочетающееся преимущественно с богарным пашенным земледелием (пшеница, ячмень, люцерна, клевер, хлопок, бахчевые). Развиты прядение, ткачество, обработка и выделка кож, бурдюков (Рахимов 1999: 160).

Жилища

Летнее жилище (чаппари) — шатры или палатки. Джемшиды селятся также в землянках, зимой — в глинобитных жилищах, у богатых — с купольным или двускатным перекрытием (Семенов 1923: 171).

Одежда

Традиционная мужская одежда — рубаха и штаны из хлопчатобумажной ткани, чёрная, вышитая позументом безрукавка, перстни, иногда серьги в одном ухе, женская — белые или цветные шаровары, рубаха, покрывало, кольца, серьги, широкие парные браслеты, головные украшения с подвесками, ожерелье из рупий, носовое украшение в виде розетки (Гафферберг 1935: 95).

Примечания

  1. Дата обращения: 17 сентября 2010. 11 июня 2010 года.
  2. Вавилов С. И., Шаумян Л. С. . — Государственное научное издательство "Большая советская энциклопедия", 1950. — С. 554.
  3. / Э. М. Мурзаев. — Изд-во "Наука," Глав. ред. восточной лит-ры, 1980. — С. 152. — 286 с.
  4. Мошкало В. В. Чар-аймаков группа диалектов // Языки мира: Иранские языки. I. Юго-западные иранские языки. — Москва: Индрик, 1997. — С. 230—232 .

Ссылки

Литература

  • Гафферберг Э. Г. Формы брака и свадебные обряды у джемшидов и хезарэ // Советская этнография . — 1935. — № 1. — С. 81—105.
  • Кисляков В. Н. Хазарейцы, аймаки, моголы // Советская этнография . — 1973. — № 4. — С. 73—84.
  • Мошкало В. В. Чар-аймаков группа диалектов // Языки мира. Иранские языки / Глав. ред. В. С. Расторгуева. — М.: Индрик, 1997. — С. 230—232.
  • Рахимов Р. Р. Джемшиды // Народы и религии мира / Глав. ред. В. А. Тишков . — М.: Большая Российская Энциклопедия, 1999. — С. 160—161.
  • Семенов А. А. Джемшиды и их страна // Известия Туркестанского отделения Русского географического общества, т. XII. — Ташкент, 1923. — С. 161—174.
Источник —

Same as Джемшиды