Interested Article - Каспии

Каспии ( греч. Κάσπιοι Kaspioi , арам. kspy , арм. կասպք Kasp’k’ , перс. کاسپین Kāspiān ) — кочевые скифо - сакские скотоводческие племена , населявшие в 1-м тысячелетии до н. э. степные районы к югу и юго-западу от Каспийского моря. Впервые упомянуты Геродотом в V в. до н. э. как данники Ахеменидов из XI и XV округов ( сатрапий ), живущие по соседству с саками . Уже к I в. до н. э. слились с другими народами. По имени каспиев получило своё название Каспийское море , а также одна из исторических областей — Каспиана .

Каспиями назывались те племена саков - массагетов , которые располагались у морского побережья . Возможно, в раннеантичный период кадусии скрывались под наименованием «каспиев» , являвшимся, как кажется, общим обозначением племен юго-западного Прикаспия. И в более позднее время «Земля кадусиев » и «Земля каспиев» — это понятия равнозначные. Вот почему можно считать, что кадусии входили в XI сатрапию .

Согласно И. М. Дьяконову , С.А. Токареву , и другим авторам каспии принимали участие в этногенезе талышей и азербайджанцев .

Этимология

Каспиана на карте Закавказья в конце IV века

Сейран Велиев со ссылкой на И. И. Шопена предлагает «Каспи» читать как Га-асп , что на персидском языке означает «Место коней» . Известно также , что своё современное название Каспийское море получило от древних племён – каспиев (коневодов) . Далее отмечалось, что в стране каспиев есть много стад быков и табунов лошадей . Из сообщений Ктесия явствует, что в древней Бактрии было много верблюдов, которые, в частности, использовались в военном деле. Описывая каспиев, он говорил, что у них «верблюдов большое количество, крупнейшие [из них величиной] с самых больших лошадей, шерсть [они] имеют необычайно хорошую. Шерсть их очень нежна, так что по мягкости не уступает милетской шерсти. Одежду из них надевают жрецы и самые богатые и влиятельные из каспиев» . Иное объяснение предлагает считать, что слово «касп» есть образование от множественного числа «кас», как иногда называли и Кавказ .

Название каспиев отразилось в наименовании одной из высочайших вершин Кавказа — Казбек (Kazbik), с указанием Страбона на то, что местные жители называли Кавказские горы Каспием. К названию каспиев также возводят название города Казвин (Kaspen) .

В Восточной Грузии с раннего средневековья зафиксированы крепость и область Каспи и ныне к северо-западу от Тбилиси существует Каспийский район с райцентром Каспи. Археология сообщает о существовании города Каспи с V в. до н. э. З. И. Ямпольский также связывал название города с племенем каспиев .

В древнеиндийских источниках греч. Kaspapyros, по всей видимости, соответствует Kasyapapura, название которого можно этимологизировать как «город каспиев» (инд. pura «город»), если только в этом ойкониме не заложено имя древнего брахманского рода «кашьяпа» («черепаха») .

Происхождение

Каспии на момент I тыс. до н. э.
Карта согласно Диодору Сицилийскому , где каспии располагаются на территории Сакаскены

В 1971 году Пьер Грело ( фр. Pierre Grelot ) опубликовал обнаруженные им в арамейских папирусах из Египта ономастические сведения, имеющие отношение к каспиям. На основании этих сведений можно сделать вывод, что каспии, вероятнее всего, были иранским народом . Большинство имён каспиев имеют иранское происхождение.

Ранее происхождение каспиев вызывало споры. Ряд исследователей считают каспиев доиндоевропейским племенем. Например, Эрнст Герцфельд отождествлял их с касситами Иранского нагорья 2-го тысячелетия до н. э. , говорившими на языке, не родственном ни одному из известных языков. И. М. Дьяконов считал каспиев родственными касситам. Однако Р. Фрай выступал против отождествления касситов и каспиев. Сведения о них сохранились в античных и армянских источниках . Некоторые исследователи, например Б. Грозный , связывают называние каспиев с широко распространённым на Древнем Востоке этнонимом «куш» или «каш» (кашшу, касситы, кушиты, кушаны и т.д.), да и само называние Кав-каз, может быть, имеет к нему отношение. Следы каспиев сохранились в топонимике Дагестана: р. Койсу на лакском языке — «кас» .

Описывая войска персидского царя Ксеркса, отправившиеся в поход на греков, Геродот даёт очень интересные бытовые подробности: « Саки , скифское племя, имели на голове остроконечные шапки из плотного войлока, стоявшие прямо; одеты были в штаны, имели туземные луки, короткие мечи, наконец, секиры, сагарий. Скифами называли собственно амиргийских скифов. Бактриян и саков вёл Гистасп , сын Дария» . Каспии были одеты в хитоны из руна (сисиры), имели туземные луки из тростника и акинакесы (короткие кривые сабли). Саранги щеголяли в раскрашенных одеждах; обувь их доходила до колен; луки и копья у них были мидийские .



Скифская гипотеза

Каспиана в составе Атропатены

По словам Антонины Надирадзе, своё современное название каспийское море, получило по имени каспиев народа скифского происхождения, некогда жившего на берегах этого водоёма . По мнению Пьянкова И. В. , «памирские «саки» в действительности являлись частью древних каспиев (каспиров)» . Струве локализовал каспиев XV округа к востоку от Аральского моря (рассматривая при этом Арал как продолже­ние Каспийского моря). По его мнению, эти каспии тождественны сакам , которые за Согдом , выделенным в последние годы правления Дария I в особую область саков, которые за морем; греческие историки называли этих саков к востоку от Аральского моря массагетами и дахами (даями), а те из них, которые сидели у морского побережья, как считает Струве, и назывались каспиями . Под каспиями необходимо понимать каспейров племя, с именем которого связан Каспапир-Кашмир . Каспиев греческие историки называли также массагетами ( готы ), то есть «большими саками» .

Как отмечает Дмитрий Иванович Трунов, « Каспии это скифское племя, которое исчезло ещё до начала нашей эры, и название моря — единственное напоминание о них» .

Кораблестроение

По найденным в Египте 200 арамейских папирусам ахеменидского времени стало известно, что каспии привлекались в качестве кораблестроителей. В 1953 году Эмиль Крэлинг издал 17 папирусов из Элефантины в которых каспии упомянуты как военные наёмники среди ахеменидской военной колонии. В папирусах также указано, что каспии участвуют в актах продажи и купли домов .

Также по мемфиским папирусам известно, что каспии имели отношение к морскому делу, а из античных источников известно, что на Каспийском море и на Куре, бывшей в древности более полноводной, было развито судоходство .

Обычаи каспиев

Этнографическая карта части Евразии в середине I тысячелетия до н. э.
Каспии и киммерийцы

По словам Рапопорт Ю. А. " маги заимствовали обычай выставления у каспиев или среднеазиатских племен. Некоторые исследователи считают самих магов племенем сакского происхождения " .

Струве В.В. писал об этом: «Обычай магов оставлять своих мертвых на растерзание животным восходит, несомненно, к способу погребения древних каспиев, живших на южном побережье Каспийского моря ». И далее В. В. Струве цитирует Страбона : «Каспии, убив голодом лиц старше семидесяти лет, выносят их в пустынные места, при этом издали наблюдают: если покойник будет стащен птицами с носилок, то его считают блаженным, если же зверями или собаками, то его менее (почитают), если же никем, то его считают несчастным» . Латышев В.В. писал об скифских обычаях каспиев .

По другой версии у каспиев были такие же обычаи как у массагетов . По мнению Пьянкова И.В. Страбон, заимствуя у Посидония , не объясняет читателю, почему согдианы и бактрианы сближаются по образу жизни со скифами , причём первые — в большей степени, а вторые — в  меньшей, и почему упомянутому обычаю бактрианов и каспиев приписывается скифское происхождение .

Собак каспии хоронят с теми же почестями, что и людей, в «могилах мужей». Захоронения собак по общепринятым правилам известны бактрийской археологии и предусматриваются «Видевдатом». В археологии неолитической гиссарской культуры, переросшей в культуру южнотаджикистанских горных поселений поздней бронзы, равно как и в археологии близкой к ним бурзахомской культуры Кашмира, мы находим всё то, о чём говорилось выше по поводу погребального обряда бактрийцев и родственных им народов: отсутствие могильников, наряду с находками предварительно очищенных костей людей и собак и редких скорченных погребений в пределах поселений .

Имена каспиев

Каспии во времена походов Александра Македонского

Имена каспиев обнаруженные в папирусах из Элефантины: Атарли, Багазушта , Базу, Барбари, Беф Вайавабил, Дарга, Инбулиа, Мисдаи, Пуллийан, Убил (Вабил), Хайхе, Шатибара, Шатибарзана. Имя Багазушта, по мнению Э. Крэлинга, происходит от мидийского языка и переводится как "угодный богу". Багазушта был сыном Базу . Базу тоже является иранским именем потому, что это иранское слово "рука" .

Потомки

И. М. Дьяконов солидарен с мнением Б. В. Миллера , кото­рый считал, что талышский — это один из древнемидийских диалектов. В то же время в последней главе своей «Истории Мидии» он выдвигает новую гипотезу: «Каспии, древние предки талышей, очевидно, не гово­рили по-мидийски, этот язык, вероятно, проник сюда позже» . Согласно С.А. Токареву , каспии с албанцами и предположительно мидянами составляли древнейший слой в этногенезе азербайджанцев . Согласно российской энциклопедии Народы и религии мира: Энциклопедия , каспии наряду с албанами, утиями , гаргарами и легами участвовали в этногенезе азербайджанцев . Особенности собственно кавказского брахикранного варианта характерны и для современных талышей , которые, по всей вероятности, являются потомками одного из древних племен восточного Закавказья — каспиев . Грузинский, российский и советский кавказовед и историк Николай Яковлевич Марр в каспиях видел "племя чеченское"

См. также

Примечания

  1. Robert H. Hewsen. The Geography of Ananias of Širak: Ašxarhacʻoycʻ, the Long and the Short Recensions. — Reichert, 1992. — P. 254.
  2. William Smith. . — J. Murray, 1880. — С. 98. — 488 с.
  3. Dmitriĭ Ivanovich Trunov. . — Progress Publishers, 1965. — С. 173. — 298 с. 25 ноября 2021 года.
  4. Надирадзе, Антонина Александровна. . — Махачкала: Дагест. филиал АН СССР., 1969. — С. 12. — 198 с. 30 апреля 2021 года.
  5. Геродот. / Пер. и примеч. Г. А. Стратановского ; Под общ. ред. С. Л. Утченко ; Ред. пер. Н. А. Мещерский. — Ленинград: Наука. Ленингр. отд-ние , 1972. — С. 568. — 600 с.
  6. / отв. ред. В.П. Яйленко. — Москва: Российская академия наук, Ин-т всеобщей истории, 1993. — С. 210. — 264 с. — ISBN 978-5-201-00415-6 .
  7. Василий Васильевич Струве . . — Ленинград: Изд-во " Наука , " Ленинградское отд-ние, 1968. — С. 60.— 366 с.
  8. История (Геродот) , кн.3:92-93
  9. Каспии — статья из Большой советской энциклопедии .
  10. Струве В. В. Дарий I и скифы Причерноморья / Вестник древней истории №4 / С.В Киселев. — Nauka, 1949. — С. 24. — 227 с. 30 ноября 2021 года.
  11. . — Българска академия на науките, 1955. — С. 122. — 326 с. 30 ноября 2021 года.
  12. . — Institut, 1950. — С. 125. — 326 с. 30 ноября 2021 года.
  13. . — Наука, 1987. — С. 70. — 255 с. 28 ноября 2021 года.
  14. Играр Алиев. . — Азербайджанское государственное изд-во, 1989. — С. 15. — 168 с. — ISBN 978-5-552-00480-5 . 30 ноября 2021 года.
  15. Сборник. . — Litres, 2017-09-05. — С. 323. — 585 с. — ISBN 978-5-457-36438-7 . 30 ноября 2021 года.
  16. Велиев, Сейран Сулейман оглы. . — Баку: Гянджлик, 1983. — С. 4. — 148 с. 30 ноября 2021 года.
  17. . — Izd-vo "Znanie", 1984. — С. 24. — 584 с. 30 ноября 2021 года.
  18. . — С. 57. — 848 с. 30 ноября 2021 года.
  19. Valeriĭ Mikhaĭlovich Burenkov. . — Kaĭnar, 1984. — С. 18. — 184 с. 30 ноября 2021 года.
  20. Azărbai̐jan SSR Elmlăr Akademii̐asy. . — 1970. — С. 98. — 710 с. 30 ноября 2021 года.
  21. Александр Всеволодович Седов. . — Izdatelʹskai︠a︡ firma "Vostochnai︠a︡ lit-ra" RAN, 2004. — С. 799. — 904 с. — ISBN 978-5-02-018388-9 . 30 ноября 2021 года.
  22. Василий Владимирович Бартольд. / Б.Г. Гафуров. — Москва: Издательство Восточной Литературы, 1963. — С. 662. — 1032 с. 30 ноября 2021 года.
  23. Меликов Р. Племя каспиев по античным и древневосточным источникам // Проблемы истории, филологии, культуры. — 2003. — С. 217-229 .
  24. М. С. Гаджиев. . — Махачкала: ИИАЭ ДНЦ РАН, 1997. — С. 109. — 154 с. 19 февраля 2022 года.
  25. Grelot P., "Notes d’onomastique sur les textes araméens d’Egypte, " Semitica 21 , 1971, esp. pp. 101-17, noted by Rüdiger.
  26. Herzfeld E., The Persian Empire , (Wiesbaden) 1968:195-99, noted by Rüdiger.
  27. Дьяконов И. М. История Мидии: От древнейших времен до конца IV в. до н. э., М. Л. , 1956, с. 103—138
  28. Фрай Р. «Наследие Ирана», с. 95
  29. Новосельцев А. П. , Пашуто В. Т. , Черепнин Л. В. . — Наука, 1972. — С. 41. 19 октября 2016 года.
  30. Сергей Александрович Токарев. . — М. : Изд-во Московского университета, 1958. — С. 221. — 600 с. 29 августа 2021 года.
  31. Сысоев В.М. . — Баку: Наркомпрос А.С.С.Р. Азербайджанский археологический комитет, 1925. — С. 11. — 143 с. 25 ноября 2021 года.
  32. V. M. Sysoev. . — Zaerbaĭdzhanskiĭ arkheologicheskiĭ komitet, 1925. — С. 8. — 58 с. 25 ноября 2021 года.
  33. . — Izd-vo "Donish", 1984. — 214 с. 29 августа 2021 года.
  34. . — М. : Наука. — С. 194. — 240 с.
  35. Доватур А. И., Каллистов Д. П., Шишова И. А. / Пашуто В. Т.. — М. : Наука, 1982. — С. 196-197. — 454 с. 29 августа 2021 года.
  36. Лев Андреевич Ельницкий. . — Наука. Сибирское отделение, 1977. — С. 96. — 266 с. 19 февраля 2022 года.
  37. . — 1993. — С. 277.
  38. Василий Васильевич Струве. . — Ленинград: Изд-во "Наука, " Ленинградское отд-ние, 1968. — С. 60. — 366 с.
  39. Akademii︠a︡ nauk SSSR. . — 1946. — С. 243. — 612 с. 30 ноября 2021 года.
  40. Мутал Мухамедович Эрматов. . — Изд. "Узбекистан", 1968. — С. 25. — 208 с. 30 ноября 2021 года.
  41. I︠U︡ A. Rapoport. . — Наука, 1971. — С. 24. — 142 с. 30 ноября 2021 года.
  42. Струве В. В. . — Москва: Академия наук СССР, 1948. — С. 31. — 338 с. 18 января 2024 года.
  43. Василий Васильевич Струве . . — Изд-во "Наука, " Ленинградское отд-ние, 1968. — С. 144. — 366 с. 30 ноября 2021 года.
  44. . — Башкирский гос. университет, 1992. — С. 87. — 142 с. — ISBN 978-5-230-18732-5 . 30 ноября 2021 года.
  45. Vasiliĭ Vasilʹevich Latyshev. . — Тип. Императорской академіи наук, 1890. — С. 153. — 970 с. 30 ноября 2021 года.
  46. Russia Министерство народнаго просвѣщенія. . — Министерство народнаго просвѣщенія., 1885. — С. 88. — 810 с. 30 ноября 2021 года.
  47. Nii︠a︡z Abdulkhakovich Mazhitov. . — Nauka, 1977. — С. 90. — 250 с. 30 ноября 2021 года.
  48. Игорь Васильевич Пьянков. . — Vostochnai︠a︡ lit-ra, 1997. — С. 137. — 356 с. — ISBN 978-5-02-017251-7 . 30 ноября 2021 года.
  49. Валерии П. Никоноров. . — Ин-т истории материальной культуры РАН, 2005. — С. 364. — 410 с. — ISBN 978-5-201-01233-5 . 30 ноября 2021 года.
  50. М. А. Дандамаев, В. Г. Глуконин. . — М. "Наука", 1980-05-03. — С. 303. — 419 с. 30 ноября 2021 года.
  51. Azărbai̐jan SSR Elmlăr Akademii̐asy. . — Izd-vo "Elm"., 1988. — С. 75. — 452 с. 30 ноября 2021 года.
  52. . — Vostochnaia literatura, 1999. — С. 233. — 398 с. — ISBN 978-5-02-017161-9 . 30 ноября 2021 года.
  53. Меликов Р. . — Баку: Нурлан, 2003. — С. 98-99. — 200 с. 25 ноября 2021 года.
  54. Сейран Велиев. . — Azărbaycan Dövlăt Năşriyyatı, 1995. — С. 23. — 120 с. — ISBN 978-5-552-01572-6 . 30 ноября 2021 года.
  55. . — Баку: АН СССР; АН Азербайджанской ССР, 1990. — С. 54. — 112 с. 25 ноября 2021 года.
  56. С.А. Токарев. Этнография народов СССР: исторические основы быта и культуры. — Изд-во Московского университета, 1958. — С. 295.
  57. Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В. А. Тишков . — М. : Большая Российская энциклопедия , 1999. — С. 29. — ISBN 5-85270-155-6 . 30 июня 2016 года.
  58. . — Изд-во университета, 1974. — С. 162. — 752 с. 25 ноября 2021 года.
  59. Р. М. Касимова. . — Elm, 1975. — С. 46. — 118 с. 25 ноября 2021 года.
  60. Марр Н.Я. К истории передвижения яфетических народов с юга на север Кавказа. С.1401 // Известия Императорской Академии Наук. VI серия. Т. 10. Вып. 15. СПб., 1916. С. 1379–1408.
Источник —

Same as Каспии