Interested Article - Хонгодоры
- 2020-07-11
- 1
Хонго́доры ( бур. Хонгоодорнууд , Хонгидор , ᠬᠣᠩᠭᠢᠳᠣᠷ ) — этническая группа ( племя ) в составе бурятского народа.
История
По мнению некоторых учёных, хонгодоры могут быть потомками хонгирадов .
Хонгодоры впервые упоминаются как конготоры, комготоры в отписках русских казаков в составе объединённых отрядов, состоявших из готолов и хонгодоров, осаждавших Верхоленский острог в 1644 и в 1647 годах . Осада острога явилась ответной реакцией на удачный поход казаков в Ангарскую степь .
На территорию современной Иркутской области и Бурятии хонгодоры под предводительством вождя Бахака Ирбана [ источник не указан 2551 день ] переселились в 1688 году во время ойрат-халхасской войны. Причиной исхода стало нежелание поддерживать ту или иную сторону в войне, которая шла между Джунгарским ханством (ойраты) и Халха-Монголией . Переселение шло по трём направлениям — в Аларские степи (современная Иркутская область) и горные районы Восточных Саян и Хамар-Дабана (современные Тункинский , Окинский и Закаменский районы Бурятии). На новых землях хонгодоры продолжали вести кочевой образ жизни . Постепенно, после вхождения в состав Российского государства, начали переходить к оседлости и заниматься земледелием .
Хонгодоры, наряду с эхиритами , булагатами и хори-бурятами , стали одним из составных частей при формировании современного бурятского этноса.
Среди четырёх основных бурятских племён хонгодоры являются не степняками, а горцами, так как ареал их проживания связан с горами Восточный Саян и Хамар-Дабан, а в прошлом Монгольский Алтай и Хангай .
Так аларские хонгодоры проживают на северных склонах Восточных Саян, тункинские и окинские хонгодоры на южных склонах, закаменские хонгодоры на склонах Хамар-Дабана.
Тип хозяйствования и кочевой образ жизни сохранился частично в Окинском районе и связан с вертикальным способом кочевания. Летом скот пасётся в горах на альпийских лугах , а зимой идёт перекочевка в долины.
До установления границ между Российской империей и цинским Китаем хонгодоры кроме вертикального способа кочевания использовали и горизонтальное, или меридиональное, но такой тип кочевания происходил только раз в 50—60 лет. Когда пастбища истощались в Саянах и Хамар-Дабане, происходила перекочёвка далеко на юг и юго-запад, вплоть до аймака Ховд в горы Монгольского Алтая, подконтрольные Конфедерации ойратов и Дзасагту-ханству , а также в Хангай, подконтрольный Тушэту-хану . Тип кочевания в пределах этих гор также был вертикальный. В последующем происходила обратная перекочёвка на север в Восточные Саяны, подконтрольные Дзасакту-ханам. В Ховде до сих пор живут остатки хонгодоров (обогтон) .
Из-за раздела Внешней Монголии (Дзасакту-ханство, Алтан-ханство хотогойтов , Тушэту-ханство) между Российской империей и Цинским Китаем с последующим закрытием границы стало невозможно вести горизонтальную перекочёвку, что привело к оскудению пастбищ в пределах Восточных Саян и Хамар-Дабана и вынудило хонгодоров переходить с вертикального кочевания на полукочевой образ жизни, а в последующем и на оседлый.
Современность
В настоящее время потомки хонгодоров проживают в Тункинском , Окинском , Закаменском районах Бурятии, в Аларском районе Иркутской области , в аймаках Ховд и Ховсгол Монголии.
Численность хонгодоров — около 30 тысяч человек. [ источник не указан 2551 день ] В районах Бурятии и Усть-Ордынского Бурятского округа , заселенных хонгодорами, поочередно проводятся встречи представителей этого племени, где обсуждаются насущные проблемы: пути сохранения и развития народных традиций, обычаев, фольклора, древних напевов и танцев .
Список родов, входящих в племя хонгодоров
Родословная хонгодоров носит двойственный характер. С одной стороны встречается обозначение родов по номерному признаку:
- I хонгодорский род ;
- II хонгодорский род ;
- III хонгодорский род ;
- IV хонгодорский род ;
- V хонгодорский род ;
- VI хонгодорский род ;
- VII хонгодорский род ;
- VIII хонгодорский род .
А с другой стороны встречаются именованные роды : ашат, ашхай, бадархан, боолдой, булбу, бурюууха, дардайтан, даши, долоонгууд , дурэтэн, наймангууд, сагаантан, тайбжан, тэртэ, хагта, хотогойто, холто, hабарнууд, улахан, уляба, шаранууд, шошоолог, шуранхан .
Численность хонгодоров согласно переписи 1897 года составляла 13 678 душ и по округам :
Наименование рода | Количество душ |
---|---|
I хонгодорский род | 2169 |
II хонгодорский род | 801 |
III хонгодорский род | 451 |
IV хонгодорский род | 1119 |
Наименование рода | Количество душ |
---|---|
I хонгодорский род | 1838 |
II хонгодорский род | 1057 |
III хонгодорский род | 979 |
IV хонгодорский род | 783 |
V хонгодорский род | 1820 |
VI хонгодорский род | 1840 |
VII хонгодорский род | 971 |
VIII хонгодорский род | 1452 |
Наименование рода | Количество душ |
---|---|
I хонгодорский род | 729 |
II хонгодорский род | 674 |
V хонгодорский род | 471 |
В документах и архивах Иркутской губернии хонгодоры присутствуют только по номерным названиям, за исключением 9-го Шаранутского рода (выделился из VIII хонгодорского рода) и Шурунханского рода (выделился из III хонгодорского рода). В изустном варианте хонгодоры не используют номерные наименование родов, а только именованные.
Именованные роды вместе с родословными в письменных источниках начали появляться только в конце XIX века. Это связано с тем, что родословная носит сакральный характер и не предназначена для широкого круга людей и, в большей части, предназначена для шаманских обрядов и призывания духов предков.
В XVII веке хонгодоры вышли из пределов Западной Монголии ( Алтан-ханство Хотогойтов , Дзасагту-ханство , западные аймаки Тушэту-ханства и восточные аймаки Конфедерации ойратов ) военным отрядом из 8 сотен воинов, вместе со своими семьями общей численностью 4—5 тыс. человек (1 тысяча кибиток), и номерное обозначение родов говорит только о том, что их предок служил в 1-й по 8-ю сотню . Номерное обозначение родов закрепилось и в царской администрации с целью обложения ясаком . Это была последняя самая крупная и масштабная перекочевка хонгодоров, были и после неё перекочёвки хонгодоров, но они не были столь многочисленными по количеству людского состава.
Все хонгодорские роды делятся на собственно хонгодоров (имеется кровное происхождение от первопредка по имени Хонгодор, в бурят-монгольском произношении Нирун-Хонгодор ) и хонгодоров вообще (те представители родов, которые вошли в состав хонгодоров на правах хари («чужие, не кровное родство»), в бурят-монгольском произношении Дарлекин-Хонгодор ).
К собственно хонгодорам ( Нирун-Хонгодор ) по сведениям С. П. Балдаева относятся такие рода:
- Ашхай — основатель рода Ашхай-Баатор , командир 6 сотни, отца звали Морьто/Мурьтэ — тушэмэл (чиновник) в правительстве Тушэту-ханов ;
- Ашата — основатель рода Ашата-Баатор ;
- Холшо — основатель рода Холшо-Баатор ;
- Ута-Байма — основатель рода Ута-Байма-Баатор , командир в армии Дзасакту-ханов, руководил всеми 8 сотнями и исходом хонгодоров в 1688 году ;
- Даша — основатель рода Даша-Баатор ;
- Найдар (Хагта) — основатель рода Найдар-Баатор ;
- Нашан (Дуртэн) — основатель рода Нашан-Баатор ;
- Бадархан — основатель рода Бата Хара Бадархан-Ноён ( Адай Бадархан-Ноён );
- Болдой — основатель рода Болдой-Баатор .
Приставка к имени Баатор, Ноён — почетные титулы, присваиваемые за военные заслуги. Носители имен с приставкой Баатор и создали 8 номерных родов нирун-хонгодоров . Представители дарлекин-хонгодоров административно и организационно были приданы разным номерным родам.
По данным родословной записки Арабдан-Доржо Гунсенова и информатора Бата Зурбанова к собственно хонгодорам относятся такие рода:
- Ашхай (Ашихай) ᠠᠱᠠᠬᠠᠢ
- Ашата (Ашита) ᠠᠰᠢᠲᠠ
- Холшо ᠬᠣᠯᠠᠱᠣ
- Боролдой ᠪᠣᠷᠣᠯᠳᠠᠢ
- Даша ᠳᠠᠰᠢᠶᠠ
- Найдар ᠨᠠᠶᠢᠳᠠᠷ
- Нашан ᠨᠠᠰᠢᠨ
- Бата Хара Бадархан ᠪᠠᠳᠢᠷᠠᠬᠠᠨ
- Болдой ᠪᠣᠯᠳᠣᠢ
К хонгодорам вообще ( Дарлекин-Хонгодор ), входившие в их состав только организационно на правах «хари» и не имеющих кровного происхождения от первопредка Хонгодора относятся следующие рода:
- Булбу
- Бурюууха
- Дардайтан
- Долоонгууд — пришли вместе хонгодорами из Западной Монголии.
- Наймангууд — пришли вместе хонгодорами из Западной Монголии.
- Сагаантан
- Тайбжан (Саган) — входил в VI хонгодорский род. Другие формы названия рода в литературе: тойбин, сагановский .
- Тэртэ — постоянные обитатели Прибайкалья, с ними связаны такие топонимы как Тыреть , Тайтурка
- Хотогойто — пришли вместе с хонгодорами, выходцы из Алтан-ханства Хотогойтов, разбросаны по разным номерным родам.
- Холто
- Хабарнууд
- Улахан
- Уляба
- Шаранууд — входил в VIII хонгодорский род, был административно выведен из него, с образованием IX хонгодорского рода.
- Шошоолог — постоянные обитатели Прибайкалья, в архивных документах встречаются как цысолики.
- Шуранхан — входил в III хонгодорский род, был административно выведен из него, под собственным названием.
Этнотерриториальные группы хонгодоров
Расселение хонгодоров по районам и примкнувших к ним прочих родов:
Аларские хонгодоры ( Аларь ): дуртэн, бадархан, ашата, ашхай, хабарнууд, болдой, хагта, тайбжан .
Закаменские хонгодоры ( Закамна ): айшха, моотонго, шудхэ, алтай, сагаан, долоонгууд, дурбэнгууд, аштараг, мосхоо, далахай, хабарнууд, шуранхан, шуртэхэн, алтаи .
Тункинские хонгодоры ( Тунка ): ашхай, ашата, бадархан, боолдой, сагаан, шуранхан, моотонго, шуртхуу .
Окинские хонгодоры ( Ока ): боолдой, шуранхан, шуртхуу (шуртху), моотонго .
Также в состав аларских хонгодоров административно вошли следующие роды: холтубай, гуран, улаазай, бурутхан, харганай, шакуй, янгуд . Совместно с хонгодорами в Алари проживают представители родов наймангут, сартул , кутеска, шаранут, харанут , икинат .
Упоминаются роды: гушан, боронуд (боронууд) . В число примкнувших входят роды: сартул, сонгол , хурхууд, готол, хутёоска, зунги, икинад , холтубай, ноёд, сальджуд , буруд, харануд, туралиг (туряалаг), манжаруг (манжи ураг, манджараг, маанжраг), а также дархатские роды: , , , .
Ответвлениями крупного рода сагаан названы шуртху, муртэн, моотонго, мурта-моотонго, шуранхан .
Шарануд. Упоминаются следующие аларские ветви рода шарануд (шаранууд): биаргай (баргай, барга , зуун, зуун модон), бэбэрхэн (бэрбэхэн , хурхат), хуритэй (хултэ, хулта, шабшалтуй , тайшалтуй) . В Монголии проживают шарануд-хариад .
Тэртэ. Тункинские тэртэ подразделяются на два подрода: ноёд и даланша. У окинских тэртэ имеются свои подроды: даланша, долоонгууд, ноёд, шоошхой, донгойд (донгод) , у закаменских тэртэ — ехэ, бага, шагнаан, зодбо, маалинха . Основу закаменских тэртэ составляют поколения бажигадай и мангадай, в именах которых прослеживается связь с этнонимами «бажиган»/«бажинаг» и « мангуд » .
Хонгодоры за пределами России
Хонгодоры в Монголии
Хонгодоры в Монголии не выделяются в качестве отдельного этноса. Однако приблизительную географию расселения и численность некоторых родов можно оценить по данным Национального статистического комитета Монголии. С 2000 г. в Монголии вновь входят в обиход фамилии; частично они представляют собой прежние родовые имена . В Монголии используется термин «ургийн овог» (family name) . В русскоязычных источниках термин «ургийн овгууд» обычно переводится как родовые или клановые фамилии , а также как родовые имена . В качестве «ургийн овог» обычно берут название рода или племени .
На 2021 г. в Монголии зарегистрированы следующие фамилии (ургийн овгууд, family names) :
-
— 265 чел.
- — 167 чел.
-
— 3 чел.
- — 2 чел.
- — 21 чел.
- — 1099 чел. (выделяются в качестве отдельного рода)
-
Долонгууд
— 3 чел.
- Тэлэнгэд — 88 чел.
- Тэлээ — 40 чел.
- Тэлэнгид — 24 чел.
- Тэлэнгээд — 11 чел.
- Тэлэнгэт — 6 чел.
- Тэлэнгэ — 3 чел.
- Тэлэг — 1 чел.
- Тэлэнгүд — 1 чел.
- Тэлээт — 1 чел.
- — 1 чел.
-
— 4 чел.
- Найманууд — 1 чел.
- Наймнууд — 1 чел.
-
Тэрт — 169 чел.
- — 101 чел.
- Терт — 1 чел.
- Терте — 1 чел.
-
Улаахан — 5 чел.
- — 4 чел.
- Улахаан — 1 чел.
-
Хотгойд
— 12516 чел. (выделяются в качестве отдельного этноса)
- Их Хотгойд — 838 чел.
- Бага Хотгойд — 719 чел.
- Хотхойд — 86 чел.
- Хотгойд Тайж — 20 чел.
- Хотогойд — 20 чел.
- — 14 чел.
- Халх Хотгойд — 8 чел.
- Хотогойт — 8 чел.
- Хотгойд Боржигон — 7 чел.
- Хотхойт — 7 чел.
- Ходгойд — 3 чел.
- Бага Хотгойт — 1 чел.
- Хотгойдууд — 1 чел.
-
Шарнууд — 34987 чел. (выделяются в качестве отдельного рода
, тем не менее традиционно проживают в аймаке
Хубсугул
по соседству с
тункискими
хонгодорами)
- Их Шарнууд — 758 чел.
- Бага Шарнууд — 258 чел.
- Боржигон Шарнууд — 41 чел.
- Шарнууд Боржигон — 25 чел.
-
— 90 чел.
- Шошолог — 19 чел.
- Шошлог — 18 чел.
Религия хонгодоров
Среди хонгодоров распространено три основные религии
Буддизм
С буддизмом хонгодоры познакомились в пределах Западной Монголии и принесли его с собой в Западную Бурят-Монголию.
Первоначально среди хонгодоров не было дацанов , были юрты, в которых проводились буддийские обряды, со временем начали строиться дацаны: Аларский дацан , Санагинский дацан, Окинский дацан, Кыренский дацан, Хойморский дацан .
Шаманизм
До появления буддизма и православия среди хонгодоров был распространен шаманизм. Шаманизм включает в себя разделение мира на три части: верхнего, среднего и нижнего мира, у каждого из которых есть свои управители.
Пантеон шаманских (тэнгрианских) богов состоит из 99 тэнгриев , который в свою очередь состоит из 55 западных тенгриев (добрых) и 44 восточных тэнгриев (злобных).
Покровитель хонгодоров — Уурак Саган Тэнгэр (Молочно-белый Тэнгри) — одаривает землю богатством через своих посланников лебедей, является духовным отцом Буудал-Онгона, которого называют Улаан Залай Мэргэн Дэгэй. Его пристанищем является перевал Архаг близ реки Урик в Восточных Саянах.
Территориальные покровители:
- Ама Саган ноён — хозяин реки Ангара;
- Тулба Саган ноён — хозяин города Иркутск;
- Хэрмэтэ ноён — хозяин горы Кырен;
- Улаан залай Мэргэн Дэгэй (Красной кисти воин) — хозяин реки Урик , второе имя Буудал-Онгон.
Православие
Распространение православной религии среди хонгодоров стало происходить с покорением Сибири отрядами казаков Русского царства или в византийском варианте Российского царства.
Насаждение религии в среде покоренных народов является одним из методом колонизации и упрочнения своей власти. Первоначально насаждение православия производилось насильственными методами, что приводило к негативным результатам. В последующем насаждение православия сместилось к политическому давлению на представителей глав родов хонгодоров и экономическим мерам, таким как освобождение от уплаты ясака на три года, дарение отрезов сукна и выплаты в денежном выражении. Однако эти методы не имели успеха, так как приводили к тому, что некоторые представители крестились по нескольку раз, все равно при этом оставаясь в шаманизме или в буддизме.
Куда более эффективно действовали буддийские ламы, приводя представителей шаманизма и псевдо неофитов православия в лоно ламаизма . В итоге неэффективность православных священников по крещению бурят (и хонгодоров в их числе) и эффективность буддийских лам привели к тому, что императрица Екатерина II признала буддизм одной из государственной религии Российской империи [ источник не указан 1358 дней ] .
В настоящее время число хонгодоров, исповедующих православие крайне мало [ источник не указан 1358 дней ] .
Тип хозяйствования хонгодоров
На первом месте в хозяйственном укладе хонгодоров находится скотоводство : разведение лошадей, овец, коз, коров, верблюдов.
На втором месте стоит охота, индивидуальная и коллективная (зэгэтэ-аба, абай садак).
На третьем месте находится земледелие , которого до установления границы между Китаем и Россией вообще не было. Хонгодоры стали заимствовать приемы и методы землепашества у булагатов и эхиритов, которые уже давно занимались им.
На четвёртом месте особняком стоит кузнечное ремесло и поиск месторождений железа, серебра, золота ввиду того, что занимался им только небольшой круг хонгодоров, принадлежавших к потомственным дарханам (кузнецам).
Скотоводство
Охота
Коллективная охота хонгодоров происходила совместно с булагатами, поочередно, сначала на территории булагатов, в местности Абалак (ныне Усть-Удинский район Иркутской области), Хэрмэн (в долине реки Куды и Бодрее), потом на территории хонгодоров, между реками Окой и Ангарой, а также в Тайтурке (по реке Белой) и в Нарине (недалеко от города Черемхово ). Иногда к ней присоединялись небольшие группы эхиритов, но на территории эхиритов никогда не проводились облавные охоты совместными объединёнными племенами хонгодоров, булагатов и эхиритов
Коллективная охота представляла собой облавную охоту и раньше рассматривалась не только как добыча пропитания, но и как своеобразные военные манёвры , на которых устраивались военные смотры, готовность отражать нападение врагов и не только.
Совместная облавная охота хонгодоров и булагатов стала проводиться в ознаменование совместной победы над 5 тысячным халхаским военным отрядом, посланным за откочевавшими из Западной Монголии хонгодорами и их союзниками в 1688 году.
В общих чертах вся облавная охота сводилась к тому, что участники, делясь на десятки, расходились в разные стороны, охватывая огромную территорию, создавая круг (котел), и потом начинали сужать этот круг к центру и загонять всех зверей в этом кругу в самый его центр.
Организационно, чтобы управлять большим количеством людей, на охоте выбирались из числа участников главный распорядитель — тубши (туб — центр, главный) и два руководителя, командовавших левым и правым крылом, именуемых гаршины (гар — рука, зунгарши — командир левой «руки», восточного крыла и барунгарши — командир правой «руки», западного крыла).
Также выбирались три газаршина (газар — местность), хорошо знающие местность, которые придавались центру, правому крылу и левому крылу, в обязанности которых входило расставлять охотников в зависимости от условий местности, в некотором роде они выполняли функции разведки.
Также выбирались галши (гал — огонь), которые охраняли и поддерживали племенные огнища, организовывали быт и питание охотников, подбирали места для ночлега и стойбища, то есть выполняли тыловые функции .
На огромной территории, чтобы опознавать друг друга и знать расположение друг друга, использовались боевые кличи: у булагат — бургэт, у хонгодоров — хужэ, хожи, у эхиритов — эдир.
Когда выдвигались левое и правое крыло, охватывая территорию в круг (котел), этот круг по команде тубши начинал сужаться и загонял всех зверей в центр. В последующем внутрь круга направлялись газарши с целью выяснить, есть ли внутри звери; если не было, то производилась повторная операция охвата территории уже в другом месте.
Если охват был удачный и в круге были звери, то по кругу выставлялись караулы с целью не выпустить из него зверей, галши разжигали костры, каждый десяток имел своё огнище и свой участок круга, который охранял. В течение нескольких дней, как правило, караул сменялся, и все это время звери не могли покинуть круг. Таким образом получался замкнутый, оцепленный круг из караульных и костров и любое животное, которое пыталось выбраться из него, расстреливалось из луков.
Когда из оцепления не вырывались, тубши опять давал команду и круг опять сужался на некоторое расстояние, далее циклы сужения повторялись. Данное мероприятие проводилось, чтобы добыть всех животных в оцеплении; если делать сужение круга (котла) за один цикл, то большая часть животных все равно прорывалась из оцепления.
Раздел добычи проводился согласно традициям: тубши, газарши, гарши, галши забирали себе десятую часть, все остальное делилось поровну между остальными участниками облавной охоты.
Коллективная охота, в отличие от индивидуальной, была более эффективной и приносила больше добычи и пропитания.
Коллективная охота со временем начала терять свою ценность и становилось больше культурным мероприятием, это связано с переходом на оседлый образ жизни и освоение земледелия, так как в денежном выражении оно давало больше прибыли и стабильный доход, чем охота.
Индивидуальная охота, как правило, проводилась с использованием ловушек и петлей, ловили такими способами пушных животных.
Земледелие
Переходить к земледелию хонгодоры начали, когда была закрыта граница между Российской империей и Цинским Китаем, так как это привело к невозможности проводить горизонтальное кочевание и, как следствие, к оскудению пастбищ и уменьшению кормовой базы. В новых условиях хонгодорам пришлось заимствовать опыт у булагатов и эхиритов, которые в свою очередь заимствовали его у курыкан , которые проживали на территории Прибайкалья уже давно и имели достаточно развитую культуру земледельческого сельского хозяйства. Русские также заимствовали опыт земледелия у эхиритов и булагатов, так как сельскохозяйственный календарь, привязанный к церковному календарю , не соответствовал климатическим условиям Прибайкалья, где лето короткое, а зима длинная и суровая в сравнении с европейской частью России. Отличающие климатические условия накладывают ограничения на высев озимых и яровых культур, а также на сорта этих культур, приспособленные к суровым сибирским условиям.
О том, что хонгодоры заимствовали опыт у булагат и эхиритов, говорит заимствование в языке хонгодоров исконно бурятских, а не русских названий сельскохозяйственных инструментов и не только, таких как серп — хадуур, коса — хажуур, вилы — аса, грабли- тармуур, соха — анзаhан, борона — дагнуур, сноп — боодолго, цеп для обмолота — наньшуур, ручная мельница — гар тээрмэ, конная мельница — морин тээрмэ, водяная мельница — уhан тээрмэ, устройство для раскатывания и измельчения навоза на поле (нет аналога в русском языке) — балуур, площадь земельного участка — душэнэг.
Атаманы В. Тюменец и М. Перфильев первыми из русских доложили, что буряты возделывают землю, что они — люди пашенные и сеют ячмень и гречиху .
В климатических условиях, когда невозможно вести тебенёвку (выпас зимой, когда скот копытом разгребает снег) из-за высокого снежного покрова, возникает вопрос о заготовке сена летом (сенокос) и складирование его на стационарном , что в свою очередь ведет к созданию сложного комплекса скотоводческо-земледельческого ведения хозяйства на полуоседлой основе.
Кузнечное ремесло
Хонгодоры проживали в горах, и одним из видов хозяйственной деятельности являлась добыча и обработка металлов: железа, золота, серебра. Данным видом деятельности занимался узкий круг представителей хонгодоров, называемых в их среде дарханы (в бурят-монгольском произношении хара дархан — кузнец по железу, мунгэн дархан — кузнец по серебру, алтан дархан — кузнец по золоту). Это ремесло было распространено в кругу семьи и передавалось по наследству. В период государства Северная Юань торговля с Китаем по факту отсутствовала вследствие запрета со стороны императоров Китая династии Мин , большое значение имели хара-дарханы. В обязанности хара-дарханов входил поиск месторождений железа в горах Монгольский Алтай, Хангай, Восточные Саяны для нужд армии и для хозяйственного быта.
В частности для армии изготавливались сабли (сэлэм), палаши , мечи (илд), наконечники копий и стрел, шлемы , шишаки , кольчужные (илчирбилиг хуяг) и ламеллярные доспехи (худесуту хуяг, хатагу дэгэл, хуус хуяг, чаргах), металлические элементы щитов.
Для хозяйственного быта изготавливались котлы — тогоон, заглуу, ножи — хутага, стремена — дүрөө, удила — аман, элементы лошадиной сбруи в виде пряжек — горьё и застежек — шагта, топоры — һүхэ.
В более позднее время в связи с переходом на оседлый образ жизни и освоением сенокошения и плотницкого ремесла стали изготавливать такие предметы хозяйственного инвентаря как косы , вилы , пилы и прочие металлические инструменты.
Ювелирное мастерство также очень сильно развито среди бурят и в частности хонгодоров; так, женские серебряные украшения в национальном костюме хонгодоров могут достигать 10 кг. Мужчины также использовали серебро в национальном костюме, особенно это видно по ножам, которые украшались серебряными элементами.
Добыча серебра и золота велась методом промыва россыпного песка в горах, это можно проследить по названиям топонимов, отражающим характеристику реки, ручья. В частности, в горах Восточных Саян есть реки Мунгэлик, Мунгэн-гол и пр.
Изделия из золота были менее распространены, чем изделия из серебра, но также имели хождение в среде хонгодоров и бурят.
В настоящее время навыки поиска месторождений в среде дарханов утеряны, остались только навыки обработки металлов и ювелирные навыки.
Примечания
- Малзурова Л. Ц., Малзурова С. Д.-Н. Генеалогия племени хонгодоров (по материалам родословной записки А.-Д. Гунсенова) // Этническая генеалогия бурят. Генеалогическая культура бурят: современный научно-образовательный дискурс: материалы заочного симпозиума с международным участием. — Улан-Удэ, 19—20 декабря 2009. — 180 с
- Ангархаев А. Единство из глубины тысячелетий: Хонгодоры-это хонгираты // «Буряад унэн». — 1999. — С. 7.
- Токарев С. А. Записки ГИЯЛИ. Вып. 1. — Улан-Удэ, — С. 101—130. (1939). Дата обращения: 21 февраля 2017. Архивировано из 22 февраля 2014 года.
- Маныкин-Невструев А. И. . В университетской типографии (М. Катков) на Страстном бульваре. Москва (1883).
- от 2 февраля 2017 на Wayback Machine , Малзурова Л. Ц. Дис. … канд. филол. наук : 10.01.09 : Улан-Удэ, 2004. 145 c. РГБ ОД, 61:04-10/666.
- . Дата обращения: 2 сентября 2012. 1 февраля 2017 года.
- ↑ от 31 января 2017 на Wayback Machine Балдаев С. П. — Улан-Удэ, 1970. — 362 с.
- . Дата обращения: 2 сентября 2012. 7 августа 2018 года.
- от 8 июля 2018 на Wayback Machine (на основании данных специальной разработки материала переписи 1897 г.). Т. III. Патканов С. Иркутская губ., забайкальская, Амурская, Якутская, Приморская обл. и о. Сахалин. — СПб, 1912. — 708 с.
- от 2 февраля 2017 на Wayback Machine .
- Cанжиева Т. Е. Миграция бурят в период присоединения к России. Статья. Вестник бурятского университета. — Улан-Удэ. 7/2011.
- ↑ Ономастическое пространство и национальная культура: материалы международной научно-практической конференции, 14—16 сентября 2006 г. / Л. В. Шулунова. — Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2006. — С. 120. — 297 с.
- ↑ Малзурова Л. Ц. Легенды и предания хонгодоров. Автореферат / С. Ш. Чагдуров. — Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2004. — 28 с.
- Нанзатов Б. З. // Народы и культуры Сибири. Взаимодействие как фактор формирования и модернизации. — 2003. — С. 15—27 .
- Нимаев Д. Д. .
- ↑ Балдаев С. П. Родословные легенды и предания бурят. Ч. 1 — Улан-Удэ, 1970.
- ↑ Нанзатов Б. З., Содномпилова М. М. // Вестник БНЦ СО РАН. — 2013. — № 2 (10) . 21 ноября 2021 года.
- . soyol.ru. Дата обращения: 24 июня 2018. 24 июня 2018 года.
- . selorodnoe.ru . из оригинала 24 июня 2018 . Дата обращения: 24 июня 2018 .
- Грум-Гржимайло Г. Е. . — Directmedia, 2013-03-13. — 422 с. — ISBN 9785446048212 .
- Нанзатов Б. З. // Вестник БНЦ СО РАН. 3 ноября 2021 года.
- ↑ Дугаров Б. С. // Россия и монгольский мир: вектор на сближение. — 2016. — С. 117—120 . 16 мая 2021 года.
- . — БФ СО АН СССР, 1983. — С. 93. — 147 с.
- Нанзатов Б. З., Содномпилова М. М. // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Геоархеология. Этнология. Антропология. — С. 151—171 . 24 июня 2018 года.
- ↑ Ш. Наранчимэг, Ш. Нарантуяа. . Новости Монголии . Дата обращения: 24 апреля 2021. 24 апреля 2021 года.
- ↑ . Үндэсний Статистикийн Хороо . Дата обращения: 24 апреля 2021. 24 апреля 2021 года.
- . www.astronaut.ru . Дата обращения: 24 апреля 2021. 10 января 2012 года.
- . Планета Монголия . Дата обращения: 24 апреля 2021. 24 апреля 2021 года.
- В Монголии нет фамилий, а есть принадлежность к роду, племени — омог / овог, так же есть разночтение в кириллистическом написании одного и того же рода, в ввиду того, что раньше наименования писались на старомонгольском.
- Очир А. Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов / д.и.н. Э. П. Бакаева, д.и.н. К. В. Орлова. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — С. 177. — 48 с. — ISBN 978-5-903833-93-1 .
- Очир А. Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов / д.и.н. Э. П. Бакаева, д.и.н. К. В. Орлова. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — С. 177. — 222—225 с. — ISBN 978-5-903833-93-1 .
- Очир А. Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов / д.и.н. Э. П. Бакаева, д.и.н. К. В. Орлова. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — С. 177. — 255—256 с. — ISBN 978-5-903833-93-1 .
- . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 8 марта 2020. 26 апреля 2021 года.
- Михайлов В. А. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Российская академия наук сибирское отделение институт монголоведения, буддологии и тибетологии. Улан-Удэ. 2000 г.
Литература
- Балдаев С. П. Родословные предания и легенды бурят. Ч. 1. Булагаты и эхириты. — Улан-Удэ, 1970. — 362 с.
- Балдаев С. П. Родословные предания и легенды. Забайкальские буряты. — Улан-Удэ, 2010. — 367 с.
- Малзурова Л. Ц. Легенды и предания хонгодоров : Дис. … канд. филол. наук : 10.01.09 : Улан-Удэ, 2004. 145 c. РГБ ОД, 61:04-10/666.
- Нанзатов Б. З. Этногенез западных бурят (VI—XIX вв.) — Иркутск, 2005. — 159 с.
- Цыдендамбаев Ц. Б. Бурятские исторические хроники и родословные, как источники по истории бурят. — Улан-Удэ: Респ. типогр., 2001. — 255 с.
- Нанзатов Б. З. Племенной состав бурят в XIX веке // Народы и культуры Сибири. Взаимодействие как фактор формирования и модернизации: Сборник статей. — Иркутск, 2003. — С. 15—27.
- Фролова Г. Д. Бурятские народные песни. Песни хонгодоров. — Улан-Удэ, Издательство Бурятского научного центра СО РАН, 2002. — 114 с.
- Cанжиева Т. Е. Миграция бурят в период присоединения к России. Статья. Вестник бурятского университета. — Улан-Удэ. 7/2011.
- Патканов С. Статистические данные, показывающие племенной состав населения Сибири, язык и роды инородцев. (на основании данных специальной разработки материала переписи 1897 г.). Т.III. Иркутская губ., забайкальская, Амурская, Якутская, Приморская обл. и о. Сахалин. — СПб, 1912. 708 с.
- Покотилов Д. Д. История восточных монголов в период династии Мин. 1368—1634 (по китайским источникам).-Санкт-Петербург, Типография Императорской Академии Наук. Вас. Ост., 9 лин., № 12. 1893. — 242 с.
- Токарев С. А. Записки ГИЯЛИ. Вып. 1. — Улан-Удэ, 1939. — С. 101—130.. Дата обращения: 21 февраля 2017. Архивировано из 22 февраля 2014 года.
- Малзурова Л. Ц., Малзурова С. Д.-Н. Генеалогия племени хонгодоров (по материалам родословной записки А.-Д. Гунсенова) Этническая генеалогия бурят. Генеалогическая культура бурят: современный научно-образовательный дискурс: материалы заочного симпозиума с международным участием. — Улан-Удэ, 19-20 декабря 2009. — 180 с.
- Маныкин-Невструев А. И. . В университетской типографии (М. Катков) на Страстном бульваре. Москва (1883).
Ссылки
- 2020-07-11
- 1