ГУЛАГ
- 1 year ago
- 0
- 0
«Архипела́г ГУЛА́Г» — художественно - историческое произведение Александра Солженицына о репрессиях в СССР в период с 1918 по 1956 год . Основано на письмах, воспоминаниях и устных рассказах 257 заключённых и личном опыте автора.
ГУЛАГ — аббревиатура от «Главное управление лагерей». Название «Архипелаг ГУЛАГ», возможно, является аллюзией на книгу « Остров Сахалин » А. П. Чехова (после «подсказок» В. Т. Шаламова и Д. С. Лихачёва ).
«Архипелаг ГУЛАГ» был написан Александром Солженицыным в СССР тайно в период с 1958 по 1968 год (закончен 2 июня 1968 года ), первый том опубликован в Париже в декабре 1973 года . Сам Солженицын пояснил природу жанра своей книги так: «Художественное исследование — это такое использование фактического (не преображённого) жизненного материала, чтобы из отдельных фактов, фрагментов, соединённых однако возможностями художника, — общая мысль выступала бы с полной доказательностью, никак не слабей, чем в исследовании научном» .
23 августа 1973 года автор дал большое интервью иностранным корреспондентам. В тот же день КГБ задержал одну из помощниц писателя Елизавету Воронянскую из Ленинграда. В ходе допроса её вынудили выдать местонахождение одного экземпляра рукописи «Архипелага ГУЛАГ». Вернувшись домой, она повесилась. 5 сентября Солженицын узнал о случившемся и распорядился начать печатание «Архипелага» на Западе (в эмигрантском издательстве « ИМКА-Пресс » ). Тогда же он отправил руководству СССР «Письмо вождям Советского Союза», в котором призвал отказаться от коммунистической идеологии и сделать шаги по превращению СССР в русское национальное государство. С конца августа в западной прессе публиковалось большое количество статей в защиту диссидентов и, в частности, Солженицына.
В январе 1974 года « Радио Свобода » начало читать «Архипелаг Гулаг» по полчаса в день, чтение заняло три месяца .
В СССР была развёрнута мощная пропагандистская кампания против диссидентов. 31 августа 1973 г. в газете « Правда » было напечатано открытое письмо группы советских писателей , с осуждением Солженицына и Андрея Сахарова , «клевещущих на наш государственный и общественный строй». 24 сентября КГБ через бывшую жену Солженицына предложил писателю официальное опубликование повести « Раковый корпус » в СССР в обмен на отказ от публикации «Архипелага ГУЛАГа» за границей. Однако Солженицын, сказав, что не возражает против печатания «Ракового корпуса» в СССР, не выразил и желания связывать себя негласной договорённостью с властями. Различные описания, связанные с этим событием, находятся в книге Солженицына « Бодался телёнок с дубом » и в воспоминаниях Натальи Решетовской «АПН — я — Солженицын», опубликованных после её смерти: Решетовская отрицала роль КГБ и утверждала, что пыталась добиться соглашения между властями и Солженицыным по своей инициативе. В последних числах декабря 1973 года было объявлено о выходе в свет первого тома «Архипелага ГУЛАГа». В советских средствах массовой информации началась массированная кампания очернения Солженицына, как предателя родины с ярлыком «литературного власовца ». Упор делался не на реальное содержание «Архипелага ГУЛАГа» (художественное исследование советской лагерно-тюремной системы 1918—1956 годов), которое вообще не обсуждалось, а на якобы имевшую место солидаризацию Солженицына с «изменниками родины во время войны, полицаями и власовцами».
Информацию для «Архипелага ГУЛАГ» Солженицыну предоставили, как указывалось в первых изданиях, 227 человек. В издании 2007 года (Екатеринбург, издательство У-Фактория) впервые раскрыт список « свидетелей Архипелага », чьи рассказы, письма, мемуары и поправки использованы при создании этой книги", включающий 257 имён. Некоторые фрагменты текста были написаны знакомыми Солженицына (в частности, Георгием Тэнно и Вячеславом Ивановым ). По словам Иванова, к работе над «Архипелагом ГУЛАГ» Солженицын пытался привлечь Варлама Шаламова и Юлия Даниэля , но им не удалось договориться .
Гонорары и роялти от продажи книги переводились в Фонд Солженицына , откуда впоследствии передавались тайно в СССР для оказания помощи политическим заключённым и их семьям .
Вопреки распространённому мнению, присуждение Солженицыну Нобелевской премии по литературе в 1970 году никак не связано с «Архипелагом ГУЛАГ», который к тому моменту не только не был опубликован, но и оставался тайной даже для многих близких Солженицыну людей. Формулировка, с которой присуждена премия, звучит так: «За нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы» .
В СССР «Архипелаг» был полностью опубликован только в 1990 году (впервые отобранные автором главы были опубликованы в журнале « Новый мир », 1989, № 7—11). Последние дополнительные примечания и некоторые незначительные исправления внесены автором в 2005 году и учтены в екатеринбургском (2007 года) и последующих изданиях. К этому же изданию Н. Г. Левицкой и А. А. Шумилиным при участии Н. Н. Сафонова впервые составлен именной указатель, который был дополнен и отредактирован Анатолием Разумовым .
Словосочетание «Архипелаг ГУЛАГ» стало нарицательным , часто используется в публицистике и художественной литературе, в первую очередь по отношению к пенитенциарной системе СССР 1920—1950-х годов. Отношение к «Архипелагу ГУЛАГ» (как и к самому Солженицыну) и в XXI веке остаётся весьма противоречивым, поскольку отношение к советскому периоду, Октябрьской революции , репрессиям , личностям Владимира Ленина и Иосифа Сталина сохраняет политическую остроту.
9 сентября 2009 года «Архипелаг ГУЛАГ» внесли в обязательную школьную программу по литературе для старшеклассников .
Об истории создания книги, судьбах людей, причастных к ней, в 2008 году во Франции создан документальный фильм «Тайная история „Архипелага ГУЛАГ“» ( фр. L'Histoire Secrète de l'Archipel du Goulag , 52 мин.), режиссёры Николя Милетич ( Nicolas Miletitch ) и Жан Крепю ( Jean Crépu ). Озвучен «СВ-Дубль» и показан на канале « Культура » в декабре 2009 года, а также в апреле 2013 года в Центральном доме журналиста .
Книга разделена на три тома и семь частей:
В конце книги приведены несколько послесловий автора, списки тюремно-лагерных и советских выражений и сокращений, в последнем прижизненном издании появился именной указатель упомянутых в книге лиц.
В «Архипелаге ГУЛАГ» описываются история создания лагерей в СССР, люди, работающие в лагерях и осуждённые на пребывание в них. Автор отмечает, что работники попадают в лагеря через училища МВД, призываются через военкоматы, осуждённые попадали в лагеря через аресты.
Начиная с ноября 1917 года, когда в России была объявлена вне закона партия кадетов , начались массовые аресты, потом аресты коснулись эсеров и социал-демократов . Продразвёрстка 1919 года, вызвавшая сопротивление деревни, привела к двухлетнему потоку арестованных. С лета 1920 года на Соловки отправляли офицеров. Аресты продолжались в 1921 году после разгрома тамбовского крестьянского восстания , руководимого Союзом трудового крестьянства, на острова Архипелага отсылались матросы восставшего Кронштадта , был арестован Всероссийский комитет помощи голодающим , проходили аресты социалистических инопартийцев.
В 1922 году Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем при СНК РСФСР занялась церковными вопросами. После ареста патриарха Тихона проходили процессы, коснувшиеся распространителей патриаршего воззвания. Были арестованы многие митрополиты , архиереи , протоиереи , монахи , диаконы .
В 1920-х годах арестовывали «за сокрытие соцпроисхождения», за «бывшее соцположение». С 1927 года шло разоблачение вредителей, в 1928 году в Москве слушалось Шахтинское дело , в 1930 году судили вредителей в пищевой промышленности, членов Промпартии . В 1929—1930 годах в лагеря на 10 лет сажали раскулаченных , «вредителей сельского хозяйства», агрономов. В 1934—1935 годах прошли «чистки» во время Кировского потока .
В 1937 году был нанесён удар по руководству ВКП (б) , советского управления и НКВД .
В годы Великой Отечественной войны поток в лагеря был для организаторов паники, потом — немцев, живших в Советском Союзе, затем сажали многих освобожденных из немецко-фашистского плена советских военнопленных. Арестовывали соотечественников, побывавших на оккупированных территориях, немецких, японских, русских эмигрантов. В 1945 и 1946 годы на Архипелаг пошёл поток власовцев , казаков- красновцев , мусульман из национальных частей, созданных при Гитлере.
После войны в 1948—1949 годах в лагерях продолжали отбывать срок «повторники», пережившие 10 лет ГУЛАГа, «дети врагов народа». В последние годы жизни Сталина наметился поток евреев, проходило « дело врачей ».
Автор описывает быт заключённых, их характерный образ, приводит многочисленные примеры причин посадок, отдельные биографии (А. П. Скрипниковой, П. А. Флоренского , В. Комова и других).
В главе 18 второго тома «Музы в ГУЛАГе» автор даёт описание своих представлений о писателях и литературном творчестве. Согласно его представлениям, общество делится на «верхний и нижний слои, правящий и подчинённый». Соответственно существуют четыре сферы мировой литературы. «Сфера первая, в которой принадлежащие к верхним слоям писатели изображают верхних, то есть себя, своих. Сфера вторая: когда верхние изображают, обдумывают нижних, Сфера третья: когда нижние изображают верхних. Сфера четвёртая: нижние — нижних, себя». К четвёртой сфере автор классификации относит весь мировой фольклор . Что касается собственно литературы: «Относящаяся же к сфере четвёртой письменность („пролетарская“, „крестьянская“) — вся зародышевая, неопытна, неудачна, потому что единичного умения здесь не хватало». Писатели третьей сферы часто были отравлены холопским преклонением, писатели второй сферы смотрели на мир свысока и не могли понять чаяния людей нижней сферы. В первой сфере работали писатели из верхних слоев общества, имеющие материальную возможность овладеть художественной техникой и «дисциплиной мысли». Великую литературу в этой сфере могли создавать писатели, глубоко несчастные лично или имеющие большой талант от природы".
По мнению автора, в годы репрессий впервые в мировой истории в больших масштабах слились опыт верхнего и нижнего слоев общества. Архипелаг давал исключительную возможность для творчества русской литературе, однако при этом погибли многие носители слившегося опыта .
Точное количество языков, на которые переведён «Архипелаг ГУЛАГ», не указывается. Обычно приводится общая оценка «более чем на 40 языков» .
Как вспоминал сотрудник радиостанций « Голос Америки » и « Радио Свобода » Марк Помар, в отмечавшиеся разрядкой 70-е годы этим СМИ с целью не раздражать СССР нельзя было передавать «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына или вообще проводить с ним интервью .
Спустя полгода после публикации книги Солженицын был арестован по обвинению в измене Родине, лишён советского гражданства и выслан из СССР. Только в 1990 году писателю вернули гражданство.
После переправки «Архипелага ГУЛАГ» за рубеж Солженицын попросил «невидимок» сжечь рукописи. Однако Елизавета Воронянская , одна из хранителей рукописи в Ленинграде, решила этого не делать. Воронянскую выследили сотрудники КГБ, после чего её допрашивали в течение пяти дней. По официальной версии, она выдала на допросах место хранения рукописи, затем пришла домой и повесилась .
Лев Тимофеев , в тот момент сотрудник редакции журнала « Молодой коммунист », кандидат в члены КПСС , а впоследствии диссидент, вспоминает: «„Архипелаг ГУЛАГ“ <…> совершенно перевернул моё представление о возможном, о том, что можно писать, а чего нельзя. Это же был внутренний цензор! И вот этот внутренний цензор был убит чтением „Архипелага ГУЛАГ“. И вот тогда я стал писать» .
В 1974 году выпускник исторического факультета Одесского университета Глеб Павловский за распространение «Архипелага ГУЛАГ» попал в поле зрения КГБ и лишился работы .
По данным редакции подпольного журнала « Хроника текущих событий », первый приговор за распространение «Архипелага ГУЛАГ» был вынесен Г. М. Мухаметшину, осуждённому 7 августа 1978 года на 5 лет строгого режима и 2 года ссылки .
12 декабря 2009 года телеканал « Культура » показал документальный фильм французского телевидения «Тайная история „Архипелага ГУЛАГ“» (ориг. L’Histoire Secrete de l’Archipel du Goulag), снятый французским кинодокументалистом Николя Милетич. Документальный фильм охватывает события, связанные с написанием и изданием этого произведения .
Историк Владимир Козлов писал в книге «Неизвестный СССР. Противостояние народа и власти 1953—1985 гг.»: «В 1970-е гг. „Архипелаг ГУЛАГ“, универсальный символ тотального зла, стал достоянием мирового исторического и культурного опыта благодаря великой книге Александра Солженицына. Именно Солженицын восстановил (в основном, по устным свидетельствам очевидцев) конфликтную историю сообщества заключенных 1930—1940-х гг. и описал ход и исход беспрецедентных по размаху восстаний узников особых лагерей в 1953—1954 гг. В определённом смысле его труд можно сравнить с первыми мореходными картами: при всей неточности и легендарности тех или иных конкретных сведений, исследование Солженицына превратило историю ГУЛАГа из „ terra incognita “ в реальное, интеллектуально постигаемое пространство, в факт мировой истории» .
Философ Григорий Померанц писал в газете « Культура »: «…Я тридцать лет спорю с его [Солженицына] идеями, но не устаю восхищаться автобиографическими главами „Архипелага“. Я убеждён, что они останутся в одном ряду с другими великими исповедями» .
Поэт Иосиф Бродский писал в «Географии зла»: «Хотя и с риском для жизни, индивидуум может позволить себе роскошь собрать показания свидетелей и учинить свой Нюрнбергский процесс. Именно это — обвинительный материал и самое обвинение — и представляет собой „Архипелаг ГУЛаг“ А. Солженицына. Читатель приглашается принять участие в процессе в качестве наблюдателя» .
По словам режиссёра Андрея Звягинцева : «Это главная книга, которую всей бы стране прочесть. Каждому прочесть. И уже не будет этого идиотизма, идей реставрации имени Сталина, всех этих политических заигрываний с именем Сталина, как эффективным менеджером» .
Политик Евгений Ройзман в своём блоге сказал, что: «Солженицын на самом деле — это великий русский писатель, и Нобелевская премия его совершенно заслужена. И Архипелаг ГУЛАГ — это монументальная вещь, которая никуда никогда не денется. Это книга, которая рассказала миру правду о том, что происходило» .
Солженицына неоднократно, особенно часто в 1970-х, после выхода «Архипелага», критиковали за сочувственное отношение к РОА в ходе Великой Отечественной войны и связанные с этим мнения относительно судьбы советских военнопленных .
Владимир Бушин критиковал Солженицына за якобы имевший место призыв с его стороны к применению против СССР американского атомного оружия [ страница не указана 572 дня ] , поскольку в «Архипелаге» он приводит угрожающие слова заключённых, обращённые надзирателям:
…жаркой ночью в Омске, когда нас, распаренное, испотевшее мясо, месили и впихивали в воронок , мы кричали надзирателям из глубины: «Подождите, гады! Будет на вас Трумэн ! Бросят вам атомную бомбу на голову!» И надзиратели трусливо молчали. Ощутимо и для них рос наш напор и, как мы ощущали, наша правда. И так уж мы изболелись по правде, что не жаль было и самим сгореть под одной бомбой с палачами. Мы были в том предельном состоянии, когда нечего терять.
Если этого не открыть — не будет полноты об Архипелаге 50-х годов .
После публикации произведения в СССР в 1990 году демографы стали указывать на противоречия между приводимыми Солженицыным оценками числа репрессированных, с одной стороны, и архивными данными и расчётами демографов (основанными на архивах, ставших доступными после 1985 года), — с другой. В качестве аргумента чаще всего приводится неправильно истолкованная цитата из «Архипелага ГУЛАГ»:
По подсчётам эмигрировавшего профессора статистики И. А. Курганова, от 1917 до 1959 года без военных потерь, только от террористического уничтожения, подавлений, голода, повышенной смертности в лагерях и, включая дефицит от пониженной рождаемости, — оно обошлось нам в… 66,7 миллиона человек (без этого дефицита — 55 миллионов).
Шестьдесят шесть миллионов! Пятьдесят пять!
Свой или чужой — кто не онемеет?
Мы, конечно, не ручаемся за цифры профессора Курганова, но не имеем официальных. Как только напечатаются официальные, так специалисты смогут их критически сопоставить. (Уже сейчас появилось несколько исследований с использованием утаённой и раздёрганной советской статистики, — но страшные тьмы погубленных наплывают те же).
— Архипелаг ГУЛАГ. — Т. 2. — Ч. 3. Гл. 1. — С. 451.
В данном случае Солженицын ссылается на статью Ивана Курганова «Три цифры», в которой проведена статистико-демографическая оценка последствий «красной катастрофы». При этом он говорит о 55 или 66 миллионах потерь . Данная цифра включает в себя не только сталинские репрессии , но и Гражданскую войну , красный террор первых лет советской власти, голод , коллективизацию со ссылкой крестьян и около 10 миллионов ожидаемых, но не рождённых. При этом Солженицын делает оговорку «не ручаемся», замечает, что их можно будет подвергнуть критике в будущем, при выходе более достоверных данных .
Историк В. Н. Земсков отмечал, что «по документам ГУЛАГа очень сложно вычленить обратный поток 1939 года, о котором А. И. Солженицын писал: „Обратный выпуск 1939 года — случай в истории Органов невероятный, пятно на их истории! Но, впрочем, этот антипоток был невелик, около одного-двух процентов взятых перед тем …“», поскольку, указывает Земсков, согласно документам ЦГАОР СССР , за весь 1939 год «из ГУЛАГа было освобождено 327,4 тыс. человек (223,6 тыс. — из лагерей и 103,8 тыс. — из колоний), но в данном случае эти цифры мало о чём говорят, так как нет указаний о том, каков среди них был процент досрочно освобожденных и реабилитированных „врагов народа“». Нам известно, что 1 января 1941 года на Колыме находилось 34 тыс. освобожденных лагерников, из них 3 тыс. (8,8 %) полностью реабилитированных. В то же время он признаёт правоту Солженицына в оценке антипотока 1939 года как небывалого в истории НКВД случая, поскольку местные органы НКВД и органы власти находились в таких обстоятельствах, что «они непременно должны были ежедневно, ежечасно „классово бороться“» и имело место «своего рода соревнование в выявлении и обезвреживании „врагов народа“», где отставание «могло иметь самые печальные последствия для исполнителей этого грязного дела, так как по этой причине их самих могли занести в число „врагов народа“». И поэтому «для органов уже не имело значения, виновен ли данный человек или невиновен», а главной целью было «арестовать достаточное количество „затаившихся врагов“ и этим показать, что они, органы, якобы активно „классово борются“».
По мнению Земскова, «такая деятельность НКВД, особенно в период 1937—1938 гг., была на редкость чудовищна и безнравственна, но по сложившимся в 20—30-е годы представлениям о „законах классовой борьбы“ считалось нравственным всё то, что вело к быстрейшей ликвидации классового врага» .