«Россия-Культура»
(есть варианты —
Культура
или
Россия К
; рабочее название —
РТР
-2
) —
общероссийский
государственный федеральный
телеканал
, входящий в состав
ВГТРК
.
В эфире канала представлены программы, посвящённые различным направлениям
культурной
и общественной жизни — музыке, живописи, театру, литературе, кино, религии, науке, образованию и многим другим. Телеканал специализируется на передачах о русской и всемирной истории, науке, литературе, музыке, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, архитектуре и тому подобное.
Телеканал не транслирует коммерческую рекламу
, но активно анонсирует события культурной жизни, а также собственные передачи.
Является единственным обязательным общедоступным телеканалом России, не осуществляющим круглосуточное вещание.
Телеканал начал вещание 1 ноября 1997 года
в 10:00 по московскому времени
в сети распространения программы
ГТРК «Петербург — Пятый канал»
, за исключением частот в
Санкт-Петербурге
и Ленинградской области
. На стадии запуска телеканала планировалось, что он будет называться «Культура» («РТР-2»)
. Соответствующие название и логотип недолго использовались в ряде печатных телепрограмм
, в эфире же изначально стоял фирменный логотип в виде стилизованной буквы «К»
.
Штат канала продолжительное время состоял в основном из закадровых сотрудников расформированной студии «Лад»
Российского телевидения
. Среди них были режиссёр музыкальных программ Андрей Торстенсен, шеф-редактор музыкальных программ Валентин Тернявский и руководитель художественных программ Екатерина Андронникова
. Некоторые, как шеф-редактор Аркадий Бедеров, ранее работали на предыдущем просветительском канале производства ВГТРК «
Российские университеты
», чьё эфирное время в 1996 году было передано в пользу
НТВ
.
Первоначально телеканал «Культура» вещал с 8:00 до 0:30 по будням
и с 10:00 до 0:30 по выходным, причём в московском регионе его вещание по будням всегда было усечённым — оно начиналось с 12:30
. В первый год вещания в
Москве
и
Подмосковье
вместе с телеканалом «Культура» на одной частоте в утренние и ночные часы вещал телеканал «
Телеэкспо
»
, а с 26 сентября 1998 по 2 октября 2001 года — «
MTV Россия
»
. В
Санкт-Петербурге
первое время телеканал не вещал вообще, ввиду отсутствия частоты
. Позже программы телеканала в Санкт-Петербурге временно ретранслировались телекомпанией «ОТВ» на 49 ТВК
, до тех пор, пока канал не получил собственную частоту на 29 ТВК (это произошло 2 июля 2001 года)
.
10 июля 1998 года главным редактором телеканала указом Президента Российской Федерации назначена
Татьяна Паухова
.
Основным наполнением «Культуры» в первые годы работы
были архивы
Гостелерадиофонда
, а также отдельные передачи и документальные фильмы, ранее шедшие на РТР и «Российских университетах»
. Причинами этого являлись хроническая недофинансированность канала
, а также небольшие объёмы производства передач о культуре в
1990-е годы
. Также в программной сетке присутствовали выпуски информационной программы РТР «
Вести
». Они были короткими по хронометражу, имели своих ведущих и анонсировались как «Новости»
. По мере запуска новых проектов их количество сокращалось
. Немаловажную роль в первоначальной сетке вещания играл блок программ петербургского производства, главным подрядчиком которого стала ТРК «Петербург»
. Свои передачи также предоставляли собственные творческо-производственные объединения (ТПО) ВГТРК, работавшие с каналом РТР («Рост»
и «Арена»). Помимо этого, с 1998 по 2002 год в программе передач телеканала появлялись спортивные трансляции, не попадавшие по разным причинам в сетку вещания РТР
. Среди показанных соревнований —
Олимпийские игры 1998
и
2000 годов
, матч
Евро-2000
Италия
—
Турция
, чемпионаты мира по
фигурному катанию
и
лыжным видам спорта
1999 года,
Чемпионат России по футболу
, волейбольная
Мировая лига
,
Кубок Кремля
по
теннису
. Все спортивные телепередачи и трансляции были выведены из сетки вещания канала «Культура» после создания в 2003 году телеканала «
Спорт
»
.
В июне 2001 года генеральным директором телеканала становится бывший генеральный директор «
ТВ-6
»
Александр Пономарёв
, который позже возглавил новое дочернее предприятие ВГТРК — ГТРК «Культура»
(до июля 2001 года предприятием, отвечавшим за телеканал, было ФГУП «ГТК „Телеканал Культура“»
, а ещё раньше, с 1997 по 1998 год — «Главная редакция телеканала „Культура“ ВГТРК»)
. Одновременно на канал переходит команда топ-менеджеров, которая ранее работала с Пономарёвым на телеканале ТВ-6
: заместитель генерального директора Стелла Неретина, технический директор Александр Золотницкий
, замгендиректора по вопросам развития региональной телесети Елена Злотникова
, замгендиректора по финансовым вопросам Андрей Воскресенский
, заместитель руководителя художественного кинопоказа и начальник отдела спецпроектов Анна Любашевская
. Под управлением команды Пономарёва на канале произошли серьёзные изменения: значительно увеличилось качество телепередач и межпрограммного оформления
, к 2002 году все службы телеканала постепенно переехали в новое здание на Малой Никитской улице
. К 24 сентября
2001 года
компания «Телеателье», созданная теледизайнером
Семёном Левиным
после расформирования «
НТВ-Дизайна
», создаёт новую символику для телеканала «Культура». Новый логотип — заглавная прописная буква «
К
» возле парящего триколора
.
Со 2 октября 2001 года
сетевым партнёром «Культуры» становится телеканал «
Euronews
» на
русском языке
. В начале его вещание осуществлялось только на московский регион, перекрывая часть передач телеканала «Культура»
, с 30 ноября 2002 по 3 сентября 2017 года «Euronews» выходил внутри сетки вещания телеканала «Культура» во всех регионах её вещания
. Первоначально его утреннее вещание осуществлялось с 6:30 до 12:30 по будням и с 6:30 до 10:00 по выходным, с 30 сентября 2002 года — ежедневно с 7:00 до 10:00, со 2 октября 2006 года по 3 сентября 2017 года — с 7:00 до 10:00 по понедельникам и с 6:30 до 10:00 в остальные дни недели. В версии для Москвы и Московской области кроме утреннего блока существовал ночной
— сначала с 0:30 до 3:00, затем нижняя граница блока смещалась вниз по сетке вещания: с 1 апреля 2002 — с 1:00 до 3:00
, с 29 сентября 2003 — с 1:30 до 3:00
, с 3 октября 2006 года — с 2:00 до 3:00 (кроме понедельника)
.
1 сентября 2002 года логотип телеканала снова изменился: вдоль парящего триколора вместо заглавной прописной буквы «К» стало отображаться слово «Культура»
.
30 сентября 2002 года, одновременно с запуском в строй нового аппаратно-студийного комплекса
, телеканал «Культура» перешёл на зональное вещание
. Распространение программ стало осуществляться по четырём вещательным зонам: «М» (московское время), «Дубль-3» (+2), «Дубль-2» (+4), «Дубль-1» (+7)
. Тогда же телеканал стал начинать вещание с 10:00 во всех без исключения регионах распространения сигнала
. По истечении лицензии ОАО «МТК „Телеэкспо“» на 33 ТВК в Москве (это произошло 8 июня 2003 года)
телеканал «Культура» запустил отдельную версию для жителей Москвы и Московской области.
2006—2009 годы. Татьяна Паухова
После ухода Александра Пономарёва на телеканал
ТВЦ
в начале
2006 года
Татьяна Паухова вновь возглавила «Культуру» в должности главного редактора канала. В конце того же года ГТРК «Культура» перестала существовать как самостоятельное юридическое лицо, войдя в структуру
ВГТРК
как её филиал (его также возглавила Паухова). При этом вплоть до июля 2017 года в конце программ и документальных фильмов собственного либо стороннего производства продолжал указываться копирайт «ГТРК „Культура“».
В течение всего периода вещания детского телеканала «
Бибигон
» (с 1 сентября 2007 по 26 декабря 2010 года) на телеканале «Культура» в дневное время в специально выделенном блоке транслировались передачи этого телеканала
. До 1 января 2010 года во время данных передач логотип «Культуры» адаптировался под логотип «Бибигона».
1 января
2010 года
телеканал изменил свой логотип на
«Россия-К»
, стилизованный под новое оформление ВГТРК
, полным названием канала стало
«Россия-Культура»
. Начиная с января 2011 года программы информационного вещания «Культуры» стал спонсировать
банк ВТБ
, что стало первым случаем заключения контракта с коммерческой организацией в истории телеканала
.
После вступления в силу в сентябре 2012 года федерального закона «
О защите детей от информации…
», все выходящие на этом канале программы (за очень редкими исключениями) транслируются без каких-либо возрастных ограничений
.
В день 15-летия (1 ноября 2012 года) телеканала был показан специальный выпуск программы «Наблюдатель», который длился рекордное для телеканала время — 9,5 часов
.
С 15 марта 2015 года в соответствии с решением руководства ВГТРК оператор эфирного вещания ФГУП «
Российская телевизионная и радиовещательная сеть
» (РТРС) поэтапно свернул аналоговое вещание телеканала в ряде населённых пунктов на территории 61 региона России. Вещание в них продолжилось только в составе
первого мультиплекса (РТРС-1)
.
В июне 2017 года на телеканале проведена оптимизация численности персонала: по официальным данным из компании было уволено 114 человек (из примерно 700 работавших в ней)
, по другим данным — штатный состав сократился почти на 40 % (до этого он составлял 800 человек)
. Её причинами стали подготовка к переезду в
Шаболовский телецентр
, в котором «Культура» частично размещалась до 2002 года
, переходу на вещание в стандарте
высокой чёткости (HD)
и на систему выдачи сигнала из единого центра ВГТРК
.
В июле 2017 года по причине финансовых и программных соображений было окончательно закрыто выходящее с начала 2000-х годов ток-шоу «Культурная революция». Это было сделано в пользу запущенного в мае 2017 года другого ток-шоу Михаила Швыдкого под названием «Агора»
.
19 июля 2017 года логотип канала частично изменился: заменён шрифт надписи
«Россия»
на синем прямоугольнике, при этом логотип стал непрозрачным. Начиная с 1 августа 2017 года свежие выпуски передач телеканала, перевод и озвучивание зарубежных документальных и художественных фильмов, а также подготовленные к эфиру трансляции производятся непосредственно по заказу ВГТРК, а в их заставках упоминается полное название канала — «Россия-Культура».
С 4 сентября 2017 года телеканал осуществляет вещание с 6:30
до 3:00 во всех регионах России, включая версию для Москвы и Московской области. Таким образом, блок «Euronews» полностью исключён из эфира на данной частоте
. Директор Дирекции международных отношений ВГТРК
Пётр Фёдоров
пояснил необходимость такого решения архаичностью формата вещания «канал в канале», переходу аудитории блока на просмотр канала через интернет или с помощью гаджетов, а также просьбами главного редактора «Культуры» Сергея Шумакова
. Среди других причин называется обстоятельство, что «Культура», вынужденная делить эфирное время с Euronews, якобы теряла аудиторию
. Кроме этого, с этой же даты телеканал стал начинать вещание с
государственного гимна России
(до этого вещание канала начиналось с часов и основной заставки).
В 2018 году телеканал перешёл на вещание в формате
16:9
. Переход осуществлялся в два этапа: с 17 января в данный формат перешла «активная картинка», то есть транслируемое изображение на экране, при этом до 1 февраля фактическое вещание телеканала продолжалось осуществляться в формате
4:3
. С 24 апреля 2019 года видеозаписи свежих выпусков передач телеканала выкладываются на его сайт в формате HD. С 27 марта 2020 года началось вещание канала в формате
высокой чёткости
в цифровом HD-мультиплексе на 58 ТВК в Москве и Подмосковье
.
С 30 марта по 23 июня 2020 года вследствие
ситуации с коронавирусом
телеканал скорректировал сетку вещания из-за закрытых после указа президента Российской Федерации театров, кинотеатров, концертных залов. Был постепенно приостановлен выход практически всех передач, включая «
Новости культуры
», «Наблюдатель», «Главная роль», «
Спокойной ночи, малыши!
», «Агора», «Власть факта», а также ряда документальных проектов. Внизу логотипа канала до 2 июня был прикреплён слоган «Культура дома». В августе-сентябре, после возвращения программ информационного вещания в сетку телеканала, логотип их спонсора в лице банка ВТБ был исключён из их заставок.
1 ноября 2020 года была запущена медиаплатформа, получившая название «
Смотрим
». На ней начали выкладываться свежие видео с выпусками текущих передач и новостными сюжетами трёх основных каналов ВГТРК («Россия-1», «Россия-Культура», «
Россия-24
»), регистрация осуществляется посредством получения SMS-кода по номеру телефона
. Спустя месяц все существующие видео, новости и страницы передач на сайте телеканала были также переведены на данную платформу и объединены с аналогичными у «России-1».
Российский писатель
Фёдор Раззаков
неоднозначно оценивает телеканал. С одной стороны, по своему программированию «Культура» берёт много хорошего из традиций советского телевидения, делая ставку на просвещение, а не на развлечение. С другой стороны, Раззаков отмечает, что оценочные суждения, звучащие в передачах телеканала, нередко являются однобокими. И причина последнего проста: с самого своего основания канал «задумывался как главный рупор именно либеральной творческой интеллигенции»; приверженцев же других, нелиберальных направлений участвовать в создании и развитии телеканала «никто не позвал». В частности, о советской эпохе в эфире канала можно услышать в основном лишь критику, причём часто огульную, а положительным сторонам той эпохи уделяется гораздо меньше внимания
[
уточнить
]
.
Сетка вещания
Летом-осенью 2009 года телеканал подвергся критике со стороны нескольких телевизионных обозревателей, среди которых были Слава Тарощина
и Евгений Левкович
. В контексте показа 15-серийного документального фильма
Олега Дормана
«
Подстрочник
» на телеканале «
Россия
», а не на «Культуре», для которой он изначально и создавался, они (не забывая о немаловажных плюсах канала) констатировали факт, что под руководством
Татьяны Пауховой
телеканал начал устаревать и превращаться в «
нечто среднее между складом готовой продукции и секонд-хендом
»
. Тому доказательством были регулярные и многолетние повторы одних и тех же передач
, почти полное отсутствие новых, качество новостных выпусков (на нуле), факты прямой цензуры (закрытие программ, отсмотр каждой передачи на предмет наличия в ней неполиткорректных пассажей, наличие чёрных списков нежелательных персон)
.
Факт упадка «Культуры» в 2009 году подтверждали и цифры, и статистика: в октябре 2009 года рейтинги канала достигали показателей в 1—3 % (это ниже, чем у «
Первого канала
», телеканала «Россия»,
НТВ
и большинства других крупных телеканалов страны), в топ-100 программ за неделю не было ни одного проекта «Культуры»
, а общественные дискуссии не вызывала ни одна программа канала со времён закрытия там «
Школы злословия
», за исключением некоторых выпусков «
Культурной революции
»
Михаила Швыдкого
. Стали высказываться идеи о необходимости радикального обновления телеканала и приближения его к реалиям современного общества
.
Через некоторое время после выхода этих статей новым главным редактором был назначен
Сергей Шумаков
. Обновление «Культуры» началось через 4 месяца после ребрендинга ВГТРК — 12 апреля 2010 года. Оно заключалось во введении нового визуального межпрограммного оформления, появлении новых передач и обновлении уже известных зрителю старых
.
К 2017 году, по свидетельству телекритика Александра Мельмана, состояние «Культуры» вернулось почти к тому же, что было 8 лет назад, а то и вовсе к первым годам вещания, когда эфирную сетку канала наполняли фондовыми и архивными записями и передачами: «
В том, что сейчас там идёт, смысла я не вижу. Повторы, повторы и опять повторы. Будто всё возвращается на круги своя…
»
.
Обвинение в пропаганде лженауки
В 2012 году на канале состоялся показ российского цикла псевдодокументальных фильмов «По следам тайны», где были озвучены антинаучные суждения о существовании на
Кавказе
четырёхметровых гигантов, а на
Ямале
— подземной цивилизации карликов. Ведущий научный сотрудник Института археологии РАН, доктор исторических наук, кандидат биологических наук
М. Б. Медникова
в опубликованном на портале
Антропогенез.ру
открытом письме к руководству канала и его телезрителям заявила, что запись её комментариев, научно опровергающих идею существования великанов, была грубо искажена (перемонтирована) с целью создать видимость её поддержки этой идеи и в таком виде показана на канале «Культура» в фильме «По следам тайны — города великанов» («
Съемочной группой был использован следующий приём „давления на несговорчивого учёного“: после того, как я несколько раз повторила приведённые выше доводы, ведущий сообщил, что эта часть моего выступления не записывалась, потому что „если будут обнародованы факты про четырёхметровых людей, я окажусь в неудобном положении“… в вышедшем на экран фильме мой монолог был препарирован и смонтирован таким образом, что я с благостным видом поддерживаю фантазии авторов
»). Медникова потребовала вырезать из данной продукции все фрагменты с её участием. В ответ руководство телеканала заявило, что считает обвинения и требования несостоятельными: «
А как можно обвинять в заведомой лжи тех почтенных людей, рассказы которых мы записывали в армянских селах, как это делает госпожа Медникова?
». В свою очередь режиссёр цикла фильмов Армен Петросян на своей странице «
ВКонтакте
» написал ответ
, который содержал личные оскорбления Медниковой и редакции портала
Антропогенез.ру
. В ответ на всё это Медникова отметила, что бравший у нее интервью Петросян действительно представляет канал «Культура», а политика канала связана с производством такого рода фильмов, в которых искажается общепринятая точка зрения, а также попросила удалить куски фильма с её участием
.
(неопр.)
.
Газета.ру
(5 июня 2001).
Дата обращения: 13 января 2022.
14 августа 2018 года.
↑
[tvp.netcollect.ru/tvps/pruwnlmkpmga.jpg Телепрограмма на 1 ноября 1997 года]
(неопр.)
.
7 дней
. — «Культура Уважаемые телезрители! Обращаем ваше внимание на то, что 1 ноября с. г. вместо телекомпании „Петербург — 5 канал“ согласно Указу Президента России Б. Н. Ельцина начинает свое вещание общероссийский государственный телеканал „Культура“»
.
Дата обращения: 27 апреля 2019.
27 апреля 2019 года.
(неопр.)
.
Собеседник
(1 сентября 2017).
Дата обращения: 1 октября 2017.
3 сентября 2017 года.
↑
(неопр.)
.
Роскомнадзор
.
Дата обращения: 7 июля 2018.
8 октября 2021 года.
(неопр.)
.
МТРК «Мир»
(16 июня 2013). — Скоро в эфире
.
Дата обращения: 27 февраля 2014.
Архивировано из
3 марта 2014 года.
(неопр.)
. Заречье сегодня (15 апреля 2015).
Дата обращения: 22 марта 2021.
8 октября 2021 года.
↑
(неопр.)
.
Известия
(30 декабря 1997).
Дата обращения: 1 июня 2020.
16 августа 2019 года.
(неопр.)
.
Голос России
(21 мая 1998).
Дата обращения: 10 мая 2018.
9 марта 2019 года.
(неопр.)
.
РИА Новости
(1 ноября 2012).
Дата обращения: 4 ноября 2015.
5 марта 2016 года.
(неопр.)
Новая газета
(29 декабря 1997).
Дата обращения: 27 января 2022.
27 января 2022 года.
↑
Светлана Уразова.
(неопр.)
С. 24. Журнал «ТелеСпутник», № 9 (35) (1 сентября 1998).
Дата обращения: 4 сентября 2017.
8 сентября 2017 года.
(неопр.)
.
Русский журнал
(24 декабря 2007).
Дата обращения: 21 марта 2021.
18 января 2021 года.
(неопр.)
.
Огонёк
(29 октября 2007).
Дата обращения: 19 апреля 2015.
Архивировано из
19 июня 2015 года.
(неопр.)
.
Московский комсомолец
(1 ноября 2007).
Дата обращения: 29 мая 2013.
15 декабря 2013 года.
Быков Р.
«Давай-давай, сыночки!». О кино и не только. —
М.
:
АСТ
, 2018. — 592 с. —
3000 экз.
↑
(неопр.)
.
Независимая газета
(19 октября 2007).
Дата обращения: 10 мая 2014.
17 февраля 2020 года.
Ирина Петровская
.
Последний шанс. Канал "Культура" начинает свой путь. Нужны деньги и зрители. —
Известия
, 1 ноября 1997.
↑
от 9 декабря 2020 на
Wayback Machine
Газета «Коммерсантъ», № 190 (1372), 04.11.1997
(неопр.)
.
Культура
(30 октября 1997).
Дата обращения: 14 декабря 2020.
1 декабря 2020 года.
(неопр.)
Новая газета
(19 декабря 2008).
Дата обращения: 2 января 2022.
4 ноября 2021 года.
(неопр.)
.
Коммерсантъ
(24 октября 1997).
Дата обращения: 16 августа 2019.
16 августа 2019 года.
[tvp.netcollect.ru/tvps/oeflhudrtknm.jpg Телепрограмма на 5 января 1998 года]
(неопр.)
.
7 дней
. — «РТР-2. Культура Для Москвы и Московской области канал начинает работу с 12:30. 08:00 Музыкальный экспромт 08:15 Новости культуры»
.
Дата обращения: 18 апреля 2019.
18 апреля 2019 года.
(неопр.)
.
7 дней
. — «РТР-2. Культура 10:00 Программа передач 10:05 Детское ТВ»
.
(неопр.)
.
ТВ ПАРК
. — «РТР-2. Культура Для Москвы и Московской области канал начинает работу ежедневно с 12:30 8:00, 0:20 Музыкальный экспромт 8:15, 14:00, 20:30, 0:00 Новости культуры»
.
Дата обращения: 1 февраля 2020.
1 февраля 2020 года.
(неопр.)
.
ТВ ПАРК
. — «РТР-2. Культура 10:00, 22:20 Программа передач 10:05 Детское ТВ»
.
Дата обращения: 14 августа 2020.
13 мая 2021 года.
(неопр.)
.
Коммерсантъ
(17 января 1998). — «РТР-2. КУЛЬТУРА 10.00 Программа передач 10.05 Аквариум 10.35 „Диапазон“»
.
Дата обращения: 10 мая 2018.
11 мая 2018 года.
[tvp.netcollect.ru/tvps/tjfaeuvgoafj.pdf Телепрограмма на неделю с 16 по 22 февраля 1998 года]
(неопр.)
.
Российская газета
(13 февраля 1998).
Дата обращения: 28 мая 2021.
2 июня 2021 года.
↑
Валерий Кичин
.
Стратегия бублика. Канал «Культура»: свой прайм-тайм мы уже проиграли... //
Известия
. — 1999. — 29 января.
(неопр.)
. Культура (28 июня 2016).
Дата обращения: 17 февраля 2019.
10 февраля 2019 года.
(неопр.)
. Кто есть кто на российском телевидении (2001).
Дата обращения: 26 марта 2020.
Архивировано из
23 октября 2018 года.
(неопр.)
. IATR.
Дата обращения: 17 января 2021.
22 января 2021 года.
(неопр.)
.
Время новостей
(25 января 2002). — «Серьезные изменения мы намерены начать поздней весной этого года. Окончательный вариант новой сетки вещания будет предложен в новом сезоне, со второй половины сентября. Мы надеемся, что к тому времени канал „Культура“ уже будет вещать с 8 часов утра до 2 часов ночи по Москве (в регионах мы уже вещаем с 8 утра до 0.30).»
Дата обращения: 16 февраля 2019.
17 февраля 2019 года.
(неопр.)
.
Московский комсомолец
(8 июля 1998).
Дата обращения: 13 января 2022.
Архивировано 15 января 2022 года.
(неопр.)
.
Радио «Свобода»
(20 марта 1998). — «Телеэкспо Телекомпания имеет лицензию на ночное и утреннее вещание на частоте канала «Культура» для Москвы и Московской области.»
Дата обращения: 7 февраля 2022.
21 ноября 2021 года.
(неопр.)
.
Учительская газета
(10 марта 1998). — «На этом канале „сидит“ еще „Телеэкспо“, вещатель, которому эфирное время было продано до 1999 года.»
Дата обращения: 29 октября 2020.
1 ноября 2020 года.
Рейтинг ожиданий. Что вы будете смотреть на следующей неделе?. —
Литературная газета
, 23 февраля 2000. — «
Олег Шейнцис
, художник: "Если застаю новости на канале "Культура", мне это интересно. А когда на пятой кнопке включается MTV, меня хватает на пять минут..."».
(неопр.)
.
Аргументы и факты
(5 апреля 2000).
Дата обращения: 12 августа 2017.
12 августа 2017 года.
(неопр.)
.
Газета.ru
(2 октября 2001).
Дата обращения: 2 декабря 2020.
9 мая 2021 года.
(неопр.)
.
Газета.ru
(2 октября 2001).
Дата обращения: 2 декабря 2020.
9 мая 2021 года.
(неопр.)
.
Литературная газета
(4 августа 2001). — «К сожалению, по каналу «Культура» их показывают крайне редко. К тому же в утреннее и ночное время здесь гоняют попсу от MTV.»
Дата обращения: 7 февраля 2022.
Архивировано 2 июля 2003 года.
(неопр.)
. Теле-Спутник (1 октября 1997).
Дата обращения: 13 ноября 2018.
21 декабря 2018 года.
(неопр.)
Санкт-Петербургские ведомости
(26 ноября 2002). — «...министр успокаивал: мол, все образуется: и ваши программы будет видеть Россия, и вы будете видеть "Культуру"»
.
Дата обращения: 21 марта 2021.
9 мая 2021 года.
(неопр.)
. Теле-Спутник (1 июля 1998).
Дата обращения: 13 ноября 2018.
5 октября 2018 года.
. Телеканал «Культура». 2001-07-02.
из оригинала
19 июля 2002
. Дата обращения:
10 февраля 2019
.
(неопр.)
. «
РИА Новости
» (19 ноября 2009). — Культура
.
Дата обращения: 23 августа 2013.
15 декабря 2013 года.
(неопр.)
.
Независимая газета
(3 июня 2000).
Дата обращения: 18 июля 2021.
Архивировано 8 февраля 2001 года.
Мария Полянка.
Культура Second hand. —
Аргументы и факты
, 19 ноября 1997. — «Вопреки ожиданиям канал собирает ожидаемые 5 %. Если вспомнить, что у «Российских университетов» рейтинг держался почти на нуле, а у «Петербурга» чуть превышал уровень социологической ошибки (3 %), то это можно счесть успехом провозглашённого Михаилом Швыдким просветительского направления… Телевидением в строгом смысле слова «Культуру» считать нельзя. Она с первых же дней стала видеотекой… Пока средства каналу отрывает от груди ВГТРК. Государство же молчит».
↑
(неопр.)
Московский комсомолец
(6 июля 2017).
Дата обращения: 28 июля 2017.
29 июля 2017 года.
(неопр.)
Труд
(5 октября 2000).
Дата обращения: 16 сентября 2017.
16 сентября 2017 года.
(неопр.)
. Политбюро (9 декабря 2002).
Дата обращения: 14 февраля 2022.
Архивировано 16 октября 2004 года.
(неопр.)
.
Аргументы и факты
(4 мая 1999).
Дата обращения: 8 мая 2019.
9 августа 2014 года.
Кузина, Мила.
(неопр.)
.
Известия
(6 августа 2002). — Культура
.
Дата обращения: 6 сентября 2017.
7 сентября 2017 года.
.
Коммерсантъ
, № 190 (1372). 1997-11-04. p. 16.
из оригинала
6 сентября 2017
. Дата обращения:
6 сентября 2017
.
КУЛЬТУРА 10.00 Новости … 12.00 Новости … 16.00 Новости … 18.00 Новости
{{
cite news
}}
:
Неизвестный параметр
|description=
игнорируется (
справка
)
. Коммерсантъ, № 88 (2691). 2003-05-23. p. 12.
из оригинала
6 сентября 2017
. Дата обращения:
6 сентября 2017
.
КУЛЬТУРА 18.30 „Вести"
{{
cite news
}}
:
Неизвестный параметр
|description=
игнорируется (
справка
)
(неопр.)
.
Коммерсантъ
(18 февраля 2004).
Дата обращения: 28 октября 2017.
4 марта 2016 года.
(неопр.)
Советская Белоруссия
(1 ноября 1997).
Дата обращения: 27 января 2022.
27 января 2022 года.
(неопр.)
.
Независимая газета
(11 декабря 1999).
Дата обращения: 27 января 2022.
27 января 2022 года.
(неопр.)
Известия
(6 января 2000).
Дата обращения: 27 января 2022.
Архивировано 9 февраля 2019 года.
(неопр.)
.
Новая газета
(14 декабря 1999).
Дата обращения: 27 января 2022.
27 января 2022 года.
(неопр.)
.
Sports.ru
(11 мая 2020).
Дата обращения: 24 декабря 2020.
21 сентября 2020 года.
(неопр.)
.
Sports.ru
(28 августа 2013).
Дата обращения: 10 июля 2016.
2 сентября 2016 года.
(неопр.)
.
Sports.ru
(13 октября 2013).
Дата обращения: 10 июля 2016.
8 апреля 2016 года.
(неопр.)
.
Сегодня
(9 сентября 2000).
Дата обращения: 25 июля 2019.
Архивировано 14 мая 2003 года.
[tvp.netcollect.ru/tvps/epntupgwjxny.jpg Телепрограмма на 11 июня 2000 года]
(неопр.)
.
7 дней
.
Дата обращения: 22 мая 2019.
26 мая 2019 года.
(неопр.)
.
Комсомольская правда
(8 мая 2000).
Дата обращения: 14 июля 2019.
14 июля 2019 года.
(неопр.)
.
Московский комсомолец
(17 августа 2000). — «Поединки остальных команд… благодаря Российскому футбольному союзу (РФС) будут показаны по РТР и «Культуре»»
.
Дата обращения: 14 февраля 2022.
14 февраля 2022 года.
(неопр.)
. Антенна-Телесемь (23 августа 2000).
Дата обращения: 14 июля 2019.
Архивировано 14 июля 2002 года.
(неопр.)
. Теле-Спорт (2000).
Дата обращения: 14 июля 2019.
Архивировано 14 апреля 2001 года.
(неопр.)
.
Sports.ru
(12 июня 2020).
Дата обращения: 28 мая 2021.
21 октября 2020 года.
(неопр.)
. Российское новостное информационное агентство «
NEWSru.com
» (31 августа 2000).
Дата обращения: 18 сентября 2013.
17 июня 2012 года.
(неопр.)
. «
РИА Новости
» (27 августа 2010). — Справки
.
Дата обращения: 18 сентября 2013.
6 августа 2013 года.
(неопр.)
.
Независимая газета
(15 декабря 2001).
Дата обращения: 27 июня 2019.
Архивировано 21 марта 2003 года.
(неопр.)
. Политбюро (9 декабря 2002). — «Мне сразу предложили не возглавить канал, а создать телерадиоорганизацию. И сразу же возник вариант, что Дом звукозаписи (ГДРЗ) станет основной базой канала… Кроме того, пришедшая со мной команда (я имею в виду Стеллу Неретину, Лену Злотникову, Сашу Золотницкого) уже прошла школу малобюджетного ТВ-6, который они начинали «с нуля». Там мы прошли все этапы создания материальной базы, разработки частотного ресурса. Мы тогда пытались бурно развиваться. Аппаратную автоматического выпуска программ в эфир на "шестерке" мы купили первые. С такой командой можно открывать предприятие «Телевизионная сеть под ключ»»
.
Дата обращения: 14 февраля 2022.
Архивировано 16 октября 2004 года.
(неопр.)
.
АТВ
(4 июля 2001).
Дата обращения: 28 мая 2021.
23 мая 2021 года.
(неопр.)
. Теле-Спутник (октябрь 2003).
Дата обращения: 28 мая 2021.
2 июня 2021 года.
(неопр.)
.
Культура
(30 августа 2001).
Дата обращения: 13 января 2021.
19 мая 2021 года.
(неопр.)
.
Эхо Москвы
(2 апреля 2006).
Дата обращения: 18 августа 2019.
18 августа 2019 года.
(неопр.)
. Ovideo (10 ноября 2009).
Дата обращения: 18 августа 2019.
18 августа 2019 года.
(неопр.)
.
Дата обращения: 18 августа 2019.
18 августа 2019 года.
(неопр.)
.
Дата обращения: 18 августа 2019.
14 января 2018 года.
(неопр.)
.
TVCi
(20 января 2008).
Дата обращения: 18 августа 2019.
Архивировано 20 января 2008 года.
(неопр.)
.
Искусство кино
(1 марта 2002).
Дата обращения: 13 января 2022.
20 февраля 2020 года.
(неопр.)
. Независимая издательская группа (13 мая 2002). — «Я помню, как начинался канал "Культура", каким беспомощным с точки зрения эфира он выглядел, сколько там было психологически устаревших программ и каким диссонансом на нашем ТВ он выглядел. Теперь же... на "Культуре" достойный кинопоказ, в том числе и детский, и документальный. На том же канале весьма небезынтересное ток-шоу "Культурная революция"»
.
Дата обращения: 13 января 2021.
Архивировано 7 мая 2005 года.
↑
(неопр.)
.
Известия
(11 октября 2002).
Дата обращения: 25 января 2019.
26 января 2019 года.
↑
(неопр.)
. «
Независимая газета
» (6 декабря 2002). — «И плюс ко всему вместо убогого „Телеэкспо“ на „Культуре“ появляются „Евроньюс“, которые поначалу вещали только на Москву, теперь — на всю страну»
.
Дата обращения: 15 декабря 2013.
15 декабря 2013 года.
от 10 ноября 2013 на
Wayback Machine
«Независимая газета» (19 сентября 2003)
↑
(неопр.)
. «Известия» (1 ноября 2002).
Дата обращения: 4 сентября 2017.
14 августа 2017 года.
(неопр.)
.
Эксперт
(19 мая 2003). — «Место MTV на пятой кнопке заняли Euronews, а "Культура" вскоре увеличила время вещания»
.
Дата обращения: 28 мая 2021.
21 мая 2021 года.
(неопр.)
Политбюро (9 декабря 2002).
Дата обращения: 14 февраля 2022.
Архивировано 16 октября 2004 года.
. Телеканал «Культура». 2001-09-24.
из оригинала
19 декабря 2001
. Дата обращения:
10 февраля 2019
.
(неопр.)
.
Новая газета
(15 октября 2001).
Дата обращения: 23 апреля 2021.
Архивировано из
23 января 2018 года.
(неопр.)
. Страна.ру (2 октября 2001).
Дата обращения: 28 мая 2021.
Архивировано из
30 апреля 2005 года.
Куркина, Ольга
.
//
Итоги
: журнал. — 2001. — 9 октября (
№ 40 (278)
).
10 ноября 2013 года.
Горбунова, Наталья.
(неопр.)
. Журнал «
Итоги
», № 17 (307) (30 апреля 2002). — Телевидение
.
Дата обращения: 21 декабря 2013.
Архивировано 24 декабря 2013 года.
(неопр.)
.
Московские новости
(2002).
Дата обращения: 5 апреля 2019.
Архивировано 19 марта 2002 года.
(неопр.)
Труд
(8 августа 2002).
Дата обращения: 12 июля 2017.
5 июля 2017 года.
(неопр.)
.
Независимая газета
(20 декабря 2002). — «Дело в том, что новости „Евроньюс“ реально вышли на территорию России только с 30 ноября этого года и стали выходить блоком по всей стране, по часовым поясам вместе с введением поясного вещания телеканала „Культура“.»
Дата обращения: 29 августа 2017.
29 августа 2017 года.
(неопр.)
Литературная газета
(5 марта 2003).
Дата обращения: 23 мая 2021.
13 мая 2021 года.
(неопр.)
. Независимая издательская группа (11 декабря 2002).
Дата обращения: 23 мая 2021.
Архивировано 3 мая 2005 года.
(неопр.)
. Культура. — «01:00 Программа международного информационного канала „Евроньюс“ на русском языке. Эфир на Москву и Московскую область»
.
Дата обращения: 24 декабря 2020.
Архивировано из
4 октября 2002 года.
(неопр.)
. AdVesti.
Дата обращения: 29 августа 2017.
30 августа 2017 года.
[tvp.netcollect.ru/tvps/masxredqbpen.jpg Телепрограмма на 29 сентября 2003 года]
(неопр.)
.
7 дней
.
Дата обращения: 6 июля 2020.
4 июля 2019 года.
[tvp.netcollect.ru/tvps/opkdbyvebjma.jpg Телепрограмма на 3 октября 2006 года]
(неопр.)
.
7 дней
.
Дата обращения: 14 сентября 2019.
9 мая 2021 года.
(неопр.)
.
Lenta.ru
(1 сентября 2002).
Дата обращения: 23 августа 2016.
Архивировано из
7 октября 2015 года.
(неопр.)
.
Радио Свобода
(7 июля 2003). — «…рекламная прибыль «России» была направлена на столь благое дело, как полная техническая модернизация и переоснащение канала «Культура», и создание самого современного на сегодняшний день вещательного комплекса, и эфирное обновление канала, которое заметили зрители»
.
Дата обращения: 14 февраля 2022.
14 февраля 2022 года.
(неопр.)
. InstallPro (1 мая 2003).
Дата обращения: 26 октября 2017.
27 октября 2017 года.
(неопр.)
. «ТВ-Дайджест» (1 октября 2002).
Дата обращения: 30 августа 2017.
30 августа 2017 года.
(неопр.)
.
Собеседник
(10 февраля 2009).
Дата обращения: 21 марта 2021.
10 мая 2021 года.
(неопр.)
.
Журналист
(1 мая 2008).
Дата обращения: 10 сентября 2023.
Архивировано 1 марта 2014 года.
(неопр.)
.
Русский журнал
(12 ноября 2007). — «Что же касается "Бибигона", то... его программы раскидали по трем каналам, входящим в государственный телерадиохолдинг, - "Россию", "Культуру" и "Спорт". Видимо, в качестве общественной нагрузки»
.
Дата обращения: 21 марта 2021.
18 января 2021 года.
(неопр.)
.
Известия
(24 июня 2009).
Дата обращения: 27 января 2019.
27 января 2019 года.
Руководство телеканала «Культура». Шумаков Сергей Леонидович //
. — 12.04.2010.
(неопр.)
.
Российская газета
(26 октября 2012).
Дата обращения: 10 марта 2015.
2 апреля 2015 года.
(неопр.)
. tv.cmlt.tv. — «Культура 10.00 Спецпроект "Наблюдатель 1997-2012". Телеканалу "Культура" - 15! 19.30 Новости культуры»
.
Дата обращения: 22 мая 2021.
22 мая 2021 года.
(неопр.)
. ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (13 марта 2015). — Новости
.
Дата обращения: 18 июля 2016.
Архивировано из
14 августа 2016 года.
↑
Макарова, Елизавета (2017-06-13).
.
Коммерсантъ
, № 103. p. 7.
из оригинала
12 августа 2017
. Дата обращения:
4 сентября 2017
.
{{
cite news
}}
:
Неизвестный параметр
|description=
игнорируется (
справка
)
(неопр.)
.
Republic
(9 июня 2017). — Новость
.
Дата обращения: 13 июня 2017.
10 июня 2017 года.
↑
Брызгалова, Екатерина.
(неопр.)
.
Ведомости
(9 июня 2017). — Медиа
.
Дата обращения: 13 июня 2017.
11 июня 2017 года.
(неопр.)
.
The New Times
(14 июня 2017).
Дата обращения: 27 октября 2017.
27 октября 2017 года.
(неопр.)
.
Игра-ТВ
.
Дата обращения: 8 сентября 2020.
3 сентября 2020 года.
[tvp.netcollect.ru/tvps/evofzkvyeckr.jpg Телепрограмма на 4 сентября 2017 года]
(неопр.)
.
7 дней
. — «Россия-К 06.30 Новости культуры»
.
Дата обращения: 22 мая 2021.
22 мая 2021 года.
(неопр.)
. Сайт «Кабельщик» (30 августа 2017). — Новости каналов
.
Дата обращения: 30 августа 2017.
31 августа 2017 года.
Суслова, Екатерина.
(неопр.)
.
Газета.Ru
(4 сентября 2017). — ТВ
.
Дата обращения: 7 сентября 2017.
7 сентября 2017 года.
(неопр.)
Собеседник
(12 сентября 2017).
Дата обращения: 19 декабря 2017.
22 декабря 2017 года.
(неопр.)
.
Дата обращения: 24 апреля 2020.
21 июня 2020 года.
(неопр.)
.
Дата обращения: 8 сентября 2020.
8 сентября 2020 года.
(неопр.)
.
Эхо Москвы
(12 сентября 2020).
Дата обращения: 9 февраля 2021.
15 февраля 2021 года.
(неопр.)
. ProfiCinema (2 ноября 2020).
Дата обращения: 2 декабря 2020.
20 ноября 2020 года.
(неопр.)
.
Сегодня
(5 февраля 2000).
Дата обращения: 20 июня 2019.
20 июня 2019 года.
(неопр.)
.
Дата обращения: 15 декабря 2013.
10 ноября 2013 года.
Александр Пономарёв: У Бивиса и Батхеда есть другой дом : [
25 декабря 2005
] //
Новая газета
. — 2001. — № 63 (3 сентября).
↑
(неопр.)
.
Коммерсантъ
(20 ноября 2009).
Дата обращения: 30 сентября 2014.
6 октября 2014 года.
(неопр.)
.
Независимая газета
(25 октября 1997).
Дата обращения: 16 августа 2019.
16 августа 2019 года.
(неопр.)
.
Независимая газета
(14 марта 1998).
Дата обращения: 16 августа 2019.
16 августа 2019 года.
(неопр.)
. politsovet.ru (18 января 2006).
Дата обращения: 16 апреля 2014.
17 апреля 2014 года.
↑
(неопр.)
.
Новая газета
(23 ноября 2009).
Дата обращения: 18 апреля 2015.
18 апреля 2015 года.
↑
(неопр.)
.
The New Times
(4 декабря 2009).
Дата обращения: 4 ноября 2016.
5 ноября 2016 года.
от 15 августа 2014 на
Wayback Machine
«Газета Труд», № 021 за 04 февраля 2000 года:
«Вместо них (прежнего дизайна) в эфире — яркие заставки, придуманные художниками-дизайнерами
Еленой Китаевой
и
Андреем Шелютто
. Перед телезрителями на экран выскакивают броские буквы и под музыку композитора Адриана Корчинского выстраиваются в слова».
(неопр.)
.
Время МН
(2 февраля 2000).
Дата обращения: 16 августа 2019.
16 августа 2019 года.
↑
(неопр.)
.
ВТБ
(30 октября 2013).
Дата обращения: 11 ноября 2017.
Архивировано из
21 апреля 2015 года.
Раззаков Ф
.
Блеск и нищета российского ТВ. Книга 2. Тайны телевидения. От Ельцина до Медведева. 1992—2008. —
М.
: Эксмо, 2009. — 592 с. —
ISBN 978-5-699-33297-7
.
↑
(неопр.)
.
Новая газета
(15 июля 2009).
Дата обращения: 2 августа 2020.
25 октября 2020 года.
(неопр.)
. Вокруг ТВ (8 апреля 2010).
Дата обращения: 28 июля 2017.
29 июля 2017 года.
«Обвинения во лжи со стороны М. Медниковой сыплются прямо на всех и вся. Выходит, что все свидетели и другие ученые в фильме лгут, а права только она. Интересно, а она может доказать, скажем в судебном порядке, что и канд. мед. наук Айк Енокян тоже говорит неправду, когда он приводит факты, о которых ему рассказал его родной отец? Ведь такие вещи, если доходят до суда, то доказываются уже не демагогическими заявлениями вроде формулировок о том, что „науке это неизвестно“, а установкой конкретного свершившегося факта с доказательствами и свидетелями. Мне лично кажется, что подобные неадекватные заявления и их авторы не имеют никакого отношения к настоящей науке, а просто её позорят. […] А ещё добавлю пару слов для тех псевдоученых, у которых умственное развитие отстает от нормы, что я вообще не имею и никогда не имел никакого отношения к креацианистам и таковым не являюсь. На то что они любят развешивать свои смешные ярлыки на кого попало мне глубоко по барабану. А если в моих фильмах иногда высказываются и креационисты, так это от моего прирожденного уважения к мнению другого человека, даже если я сам его и не разделяю, кроме разве что пустых зазнаек и недоразвитых псевдоученых, считающих, что весь мир врет и только они одни имеют монополию на правду.» — Армен Петросян, 12.05.2012
"Посмотрите на спокойный и доброжелательный ответ «Культуры» и сравните с ним истерично-пароноидальный тон полоумных статеек от имени антропологов: «Время карликов», «Сейчас я вспоминаю это мерзкое ощущение во время „записи“ и пр. откровения, достойные палаты № 6. Причем в открытом письме к „Культуре“ сами вопрошатели сами же отвечают на вопросы, задаваемые руководству телеканала. Мания собственного величия и склонность к психозу позволяют им думать, что они в состоянии диктовать телеканалу, что делать и как все понимать. Притом что сами они понимают все происходящее хуже и меньше даже обычного среднего телезрителя. И эту трагикомедию, в стиле постановок в психбольнице, смеют называть ответом от науки. А после наших ответов, они ещё и заявляют, что в таком тоне невозможно продолжение диалога, как будто после их истеричных визгов может быть вообще какой-то диалог. Но при всем этом эти „ученые“ ещё и забывают, что один фильм — это всего лишь фильм, а вовсе не вся реальность. Они наверно думают, что и на реальность могут влиять своими воплями. Но вот когда сама реальность даст им по носу, вот тогда-то они и угомонятся. Никакого адекватного диалога с психопатами быть не может.» — Армен Петросян, 21.06.2012
Раззаков Ф
.
Блеск и нищета российского ТВ. Книга 2. Тайны телевидения. От Ельцина до Медведева. 1992—2008. —
М.
: Эксмо, 2009. — 592 с. —
ISBN 978-5-699-33297-7
.