Interested Article - Нуристанцы
- 2021-03-16
- 1
Нуристанцы ( перс. , пушту نورستانی «житель Страны Света»), бывш. кафи́ры ( перс. , пушту کافر «неверный») — группа родственных племён, населяющих прежде всего провинцию Нуристан на северо-востоке Афганистана , часть живёт также в провинции Кунар и в о́круге Читрал в Пакистане . Область расселения представляет собой труднодоступные долины южного склона Гиндукуша в верховьях рек Алинагар, Печ и др. Численность нуристанских племён составляет около 120 тыс. чел. Говорят на нуристанских языках , которые входят в индоиранские языки .
Нуристанцы известны прежде всего тем, что до конца XIX в. не подчинялись равнинным мусульманам и сохраняли традиционную политеистическую религию (см. Гиндукушская религия ).
История
Особое положение нуристанских языков в арийской ветви индоевропейской семьи языков предполагает раннюю изоляцию языковых предков нуристанцев от остальных индоиранцев. Предполагается, что предки нуристанцев были первыми индоевропейцами, населившими регион к югу от Гиндукуша и в дальнейшем они всё дальше оттеснялись в горы носителями индоиранских языков, где на их этногенез большое субстратное влияние оказало местное неиндоевропейское население.
Некоторые исследователи связывают предков кафиров-нуристанцев с древними камбоджами ( санскр. kamboja- ) — народом в горах Гиндукуша , ориентируясь на нуристанские топонимы k’om/kāmozi. Предполагается также, что название «кафиры» связано с исторической областью Капиша ( санскр. Kapiśa- , др.кит. Ki-pin, др.греч. Kapisenē), название которой отражено в имени современной афганской провинции Каписа . Преобразованный в *Kapir, этот этнотопоним был в дальнейшем переосмыслен мусульманами как кафир , что только подкреплялось неприятием горцами ислама .
Давление на горцев-язычников с распространением в долине притоков Инда ислама , особенно после образования империи Махмуда Газневи , только возросло. В результате подобного вытеснения кафиров в XV в. часть народа калаша продвинулась в Читрал, где положила начало калашской народности , ассимилированной в языковом плане дардоязычными аборигенами .
Из-за традиционных чёрных одежд кафиров Гиндукуша мусульмане называли «сияпушами» ( перс. سیاپوش «покрытый чёрным»), легенды о которых до сих пор бытуют в Памиро - Гиндукушском регионе. Впервые сияпуши упоминаются в биографиях Тимура (кон. XIV в.) . Кафиры отвечали на давление и попытки насильственного обращения в ислам грабительскими набегами в нижележащие земли, и к их святыням мусульманам не было доступа.
В конце XIX в. после проведения линии Дюранда Кафиристан оказался в афганской сфере влияния, и афганский эмир Абдур-Рахман решил окончательно покорить языческих горцев. В 1896 году он предпринял смелый зимний поход на Кафристан , до этого считавшиеся недоступными зимой вследствие глубокого снежного покрова во входах в долины. С этого события начинается исламизация Кафристана, переименованного в честь успешного завоевания мусульманами в « Нуристан » ( перс. نورستان «страна света»). Небольшая группа кафиров-кати, бежавшая от исламизации в британский Читрал , недолго сохраняла веру и тоже была постепенно обращена в ислам. В Новое Время в Афганистане нуристанцы оказались включены в межплеменную борьбу за власть и гражданские войны, и стали довольно ревностными последователями суннитского ислама.
В 2001 году афганским правительством была выделена особая провинция Нуристан , территория которой раньше была поделена между провинциями Лагман и Кунар . Нуристанцы избавились от засилия пуштунской бюрократии, пренебрежительно относившейся к новообращённым мусульманам, и получили значительное влияние на своей земле.
Племена
У нуристанцев традиционно существуют группы селений, называемые в литературе «племенами». Однако в отличие от пуштунских племён эти группировки не отличаются чётким самосознанием и представляют собой географические объединения разных патрилинейных кланов (родов). Эти объединения охватывают речную долину или её часть. Большинство из нуристанских языков охватывает несколько таких микрорегионов, разделяясь на соответствующие диалекты:
Язык прасун (васи-вари)
- Васи (vās’i) — 6 селений в долине реки Васи-гул ( пушту prāsun , перс. pārun , от имени главного селения Пронс/Парун). Язык отличается большей архаичностью и противостоит всем остальным нуристанским языкам. В языческие времена парунцы-васи считались другими нуристанцами с одной стороны «непрестижным народом» вследствие невоинственности и миролюбия, с другой — почитались хранителями общенуристанских святынь и религиозными лидерами. С водворением ислама народ васи прекрасно справляется и с ролью исламского религиозного лидера региона.
Язык кати (камката-вири)
-
Ката (kāt’a, также kāntozi, kātir) — наиболее широко распространённая группа нуристанцев, распространившаяся в результате миграций в историческое время на несколько долин. Западная и восточная область расселения ката разделены ареалом васи.
-
Западные ката
- долина Ктиви (Кантиво) — 3 селения
- долина Рамгэл — 21 селение
- долина Кулем — 3 селения
-
Восточные ката
- верхняя часть долины Ландаи (Башгал) — 13 селений
- Читрал — 3 селения
-
Западные ката
-
Ком (k’om, также kāmozi)
- нижняя часть долины Ландаи — 10 селений
- долина Кунара — 8 селений
- Мумо (mumo) — 3 селения в средней части долины Ландаи
- Дунгул/Кшто (duŋul/kṣt’o) — 3 селения в долине Дунгул
-
Джаши (jāš'i)
- нижняя часть долины Ландаи — 1 селение
- южный Читрал — 2 селения
Язык ашкун
-
Собственно Ашкун (āṣku˜)
- Базаи-гал — 3 селения
- Масе-гал — 10 селений
- Титин — 6 селений
- Сану (sāma, пушту wāmā , в долине р. Печ) — 6 селений
- Грамсана (grāmsaṇā, пушту ačanu , в долине р. Печ) — 2 селения
Язык вайгали (калаша-ала)
Самоназвание — kalaṣa
-
Ваи (väi)
- долина Вайгал — 4 селения (Вайгал, Амешдеш, Джамач, Жёнчигал)
- верхний Кунар — 3 селения (Велигал, Цюки, Марет)
- нижний Парун — 1 селения (Четрас)
- верхний Печ — 2 селения (Кюшт, Бюни)
- Чима-нишеи (čima-nišei) — 6 селений (Нишейграм, Чаригал, Шинагал, Мюлдеш, Кегал, Акун)
- Ва(н)та (vā˜t) — 1 селения (Вант)
- Замиа (zamiā) — 1 селение (диалект земиаки) (Замия)
Язык трегами
Долина Трегами (tregāmi) — 3 селения (Катар, Гамбир, Девоз)
Традиционная культура
Политеистическая религия и традиции нуристанцев уходят корнями в культуру древних ариев , трансформированную под влиянием местного субстрата.
Традиционное хозяйство нуристанцев основывается на строгом разделении труда: разведением скота (коровы, козы) занимаются мужчины, земледелием (пшеница, ячмень, а с Нового Времени кукуруза) — женщины. Важную роль также играли такие мужские занятия как охота, виноградарство и изготовление вина. В языческие времена Кафиристан славился ремесленной продукцией, распространявшейся по Гиндукушу и Памиру , при этом ремесленники составляли особое, полурабское сословие, лишённое большинства ритуальных и социальных прав.
Важную роль у всех кафиров (кроме прасунцев) играла война: грабительские набеги небольшими группами прежде всего на нижележащие селения мусульман. (Напротив, отношения с исмаилитами за основным хребтом Гиндукуша носили в основном мирный характер). Военные подвиги (количество награбленного и число убитых врагов) повышали «ранг» совершившего и давали ему дополнительные права в общине и в совершении ритуалов. Другим путём увеличения общественного почёта было устройство «праздника заслуг» — ритуальных пиршеств для всей общины.
Агнатические группы объединялись в селения (grom, ср. ведич. grāma-), в свою очередь составлявшие гуры (gur, ср. ведич. gotra-), возглавлявшиеся советом (uro) влиятельных представителей родов (имелись титулы «джешt» и «мир»). Все кафирские племена, несмотря на периоды взаимной вражды, объединялись в религиозный союз почитателей бога Имры/Мары ( кати Imrā, прасун Mārā < арийск. *Yama rājan- « Яма царь »), главное святилище которого располагалось в долине Прасун/Парун. Имелись также официальные жрецы uta.
Если ещё в начале XX в. европейские этнографы собирали мифы и сказания о кафирских богах, то с уходом поколений, помнивших языческие времена, ислам прочно вошёл в жизнь нуристанцев, и элементы гиндукушской религии остаются только в виде отдельных пережитков.
Известные нуристанцы
Примечания
- Afghanistan: A Study of Political Developments in Central and Southern Asia, 1967, p 58, William Kerr Fraser-Tytler, Michael Cavenagh Gillett — Afghanistan.
- Cf: There is an apparent trace of their (Kambojas') name in the Caumogees of Kaferistan, who may have retreated to the mountains before the advance of the Turk tribes ( H. H. Wilson ). See fn 374:15: от 8 декабря 2010 на Wayback Machine .
- S. Levi states that Chinese Kipin is a rendering of an Indian word Kapir (See quote in: Geographical and Economic Studies in the Mahābhārata: Upāyana Parva, 1945, p 44, Moti Chandra — India; See also: Bhārata-kaumudī; Studies in Indology in Honour of Dr. Radha Kumud Mookerji, 1945, p 916, Radhakumud Mookerji — India).
- . Дата обращения: 14 августа 2010. Архивировано из 14 мая 2011 года.
- Tuzak-i-Timuri, III, pp 400.
- . База персоналий "Кто есть кто в Центральной Азии". из оригинала 4 марта 2016 . Дата обращения: 5 мая 2011 .
Литература
- Коган А. И. Дардские языки: Генетическая характеристика. М.: Восточная литература РАН , 2005. ISBN 5-02-018460-8
- Кочнев В. И. Нуристанцы // Народы и религии мира / Глав. ред. В. А. Тишков . М.: Большая Российская Энциклопедия, 1999. С. 390.
- Карл Йеттмар. Пер. с нем. 524 с., М., Наука, 1986 г.
- от 17 августа 2016 на Wayback Machine
- 2021-03-16
- 1