Орстхойцы
- 1 year ago
- 0
- 0
Диго́рцы ( осет. Дигорæ, Дигорæнттæ ) — субэтническая группа осетин , являющаяся коренным населением западной части Северной Осетии — исторической области Дигория , расположенной в бассейне Уруха (левого притока Терека ). Незначительные группы также проживают в Кабардино-Балкарии , Ставропольском краях и в осетинской диаспоре Турции .
Самоназвание дигорцев — дигорон , во множественном числе дигорæнттæ , Дигорæ . Этноним «дигорон» упоминается в армянской географии VII века в форме «тикор» и «астикор» .
Согласно Васо Абаеву , этноним «дигорон» происходит от старого кавказского племенного названия. Он отождествлял корень « диг- » этнонима «дигорон» с « -дыг- » из самоназвания черкесов , «адыгэ» . Эта точка зрения была подвергнута критике со стороны Р. Бильмайера и Д. Бекоева, которые возводили этноним к «tygwyr» в иронском диалекте, означающем «сборище, скопление, группа» . О. Менхен-Хелфен связывал «дигорон» с названием тохаров — « тогар ». В свою очередь, А. Алемань, соглашаясь с В. Абаевым, считает гипотезы его критиков малоправдоподобными .
Дигорцы составляют основную часть населения Дигории — западной части Северной Осетии ( Дигорский и Ирафский районы республики) и проживающих в Кабардино-Балкарии осетин (с. Озрек , Урух , Ст. Урух и др.). В начале XIX века некоторое количество дигорских семей из предгорных сёл Кет и Дидината переселились на территорию современного Моздокского района . Здесь на правом берегу Терека, возникло два больших поселения дигорцев — Черноярское (Дзæрæште, 1805 г.) и Ново-Осетинское (Мусгъæу, 1809 г.)
В «Армянской географии» (VII век) среди племенных названий встречается этноним ассдигор — принято считать, что это упоминание дигорцев. На этом и других (в частности, лингвистических) основаниях предполагается, что диалектное разделение в прото-осетинском языке произошло достаточно рано, в домонгольское время. У дигорцев сохранились сказания о нашествии в начале XV века на Кавказ Тимура (Нана Задалеская и Темур Алсак) .
В отличие от остальной Осетии , которая присоединилось к Российской империи в 1774 году, Дигория с Балкарией вошли в состав Российской Империи в 1827 году .
В 1942 году часть равнинной территории Северной Осетии была оккупирована немецкими войсками . После того, как немцы были вытеснены из региона, дигорцы-мусульмане, как и другие мусульманские народы, были обвинены в сотрудничестве с немцами и депортированы в Среднюю Азию . По оценкам, 50% осетин -дигорцев погибло во время депортации . Их репутация была восстановлена в середине 1950-х годов, и им было разрешено вернуться на родину. [ неавторитетный источник ]
Сейчас большая часть дигорцев в Ирафском районе и Кабардино-Балкарии исповедует ислам , а в Дигорском районе живут преимущественно христиане . Значительно влияние как среди номинальных мусульман , так и среди номинальных христиан .
В первой половине XIX века дигорцы исповедовали как ислам , так и христианство . Российское правительство, стремящееся размежевать христиан и мусульман , переселяет дигорцев на равнину , основав в 1852 году Вольно-Христиановское и Вольно-Магометановское селения . Христианами являются также моздокские дигорцы из станиц Черноярская и Ново-Осетинская . Немалое количество дигорцев-мусульман во второй половине XIX века переселилось в Турцию , где они компактно поселились возле города Карса (сёла Сарыкамыш и Хамамли).
Говорят на дигорском диалекте осетинского языка , относящегося к северо-восточной иранской подгруппе арийской ветви индоевропейских языков .
По сравнению с иронским , дигорский диалект сохраняет более архаичные черты общего языка-предка . Иначе говоря, в ряде явлений фонетики и морфологии дигорский и иронский диалекты могут быть рассматриваемы как два последовательных этапа развития одного и того же языка" .
Письменность на дигорском диалекте существовала (параллельно с письмом на иронском диалекте ) с самого появления осетинской письменности на русской графической основе , то есть с середины XIX века . Однако постепенно удельный вес письма на иронском , положенном в основу осетинского литературного языка , увеличивался, что приводило временами к почти полному прекращению печатания дигорских текстов.
Со времени установления советской власти и до 1937 года дигорский считался отдельным языком , издавались учебники и другие издания. Однако в 1937 году дигорский алфавит был объявлен « контрреволюционным », и дигорский язык был вновь признан диалектом осетинского языка , а передовая дигорская интеллигенция подверглась репрессиям .
, приводя в качестве одной из джавско-дигорских изоглосс лексемы ady, adgur (джав.) — ad, adgor (дигор.) ‛одолжение’, ‛должник’, отмечает, что «эти и подобные джавско-дигорские изоглоссы свидетельствуют об участии общего этнического элемента в этногенезе южных осетин и дигорцев». Труды: Камболов Тамерлан Таймуразович (1959). Очерк истории осетинского языка.
Последние данные по гаплогруппам осетин -дигорцев :
G2a — 60 %
R1b — 17 %
J2a — 12 %
J1 — 4 %
Q — 4 %
L — 0,8 %
E1b — 0,8 %
R1a — 0,8 %
T — 0,8 %