Занимался
молекулярной биологией
и десять лет отработал в Ленинградском НИИ особо чистых биопрепаратов. Помимо прочего, Перумов участвовал в разработке методов лечения пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС детей
.
Писать начал в конце 1970-х годов. В то же время увлёкся
фэнтези
и фантастикой, в особенности книгами
Толкина
, которые читал в оригинале и делал собственный перевод. Был участником
толкинистского движения
, а также частым посетителем сети
Фидонет
под псевдонимом «капитан Уртханг», воин-орк. Первым крупным произведением Перумова, тогда ещё писателя-любителя, стала дилогия «Нисхождение Тьмы, или Средиземье 300 лет спустя», действие которой происходило в Средиземье, мире Толкина.
В 1993 году по предложению коллеги Перумов опубликовал дилогию в издательстве «Кавказская библиотека». Через полгода отредактированная версия книги была выпущена издательством «Северо-Запад» под названием «
Кольцо Тьмы
». Книга произвела фурор на рынке фантастики, вызвала как крайне положительные, так и критические оценки. Поклонники считают «Кольцо Тьмы» произведением, положившим начало русскому фэнтези, в то время как критики осуждают использование мира Толкина в качестве объекта полемики с его
[
уточнить
]
моральными установками. В 1994 году на писателя было совершено неудачное
[
уточнить
]
хулиганское нападение
, связанное, возможно, именно с разногласиями вокруг книги. В продолжение «Кольца Тьмы» Перумов позднее написал роман «Адамант Хенны», имевший меньший успех.
В дальнейшем Ник Перумов не писал о Средиземье и публиковал книги только по собственным мирам. Основным местом действия его книг стало
Упорядоченное
— система взаимосвязанных миров, впервые упомянутая в романе «
Гибель Богов
». В него входят такие миры, как Хьёрвард, Эвиал, Мельин и другие. Крупнейшим произведением по Упорядоченному стала многосерийная эпопея «
Хранитель мечей
» о маге и шпионе Фессе, путешествующем между мирами, который оказался вовлечён в противостояние вселенских сил. В романах об Упорядоченном автор придерживался мировоззренческой позиции, близкой к
ницшеанству
, часто аллегорически критичной к
религии
.
[
источник не указан 1639 дней
]
По данным, приведённым на официальном сайте писателя, ныне не функционирующем, за пятнадцать лет Перумов опубликовал двадцать книг общим тиражом более шести миллионов экземпляров, что является рекордом для жанра фэнтези в России. Ещё четыре книги Перумов издал под псевдонимом, раскрывать который, однако, отказывается.
Всего же за двадцать четыре года литературного творчества опубликовал более полусотни книг. Некоторые из них переведены на
польский
,
чешский
,
болгарский
,
словацкий
,
эстонский
,
шведский
и
немецкий
языки
и изданы в соответствующих странах.
Чаще всего переводились роман «Гибель Богов», «Кольцо Тьмы» и начальные романы «Хранителя мечей». Первое издание на английском языке состоялось в 2007 году: роман «Гибель Богов» опубликован издательством
Zumaya Otherworlds
под названием «Godsdoom: The Book of Hagen»
.
В сентябре 2013 года Ник Перумов объявил сбор
спонсорских средств читателей
на сайте
Boomstarter
для издания электронной версии повести «Лемех и Борозда».
За первые три дня было собрано более 70 % от необходимой суммы
. В итоге было собрано 231 419 рублей из необходимых ста тысяч
.
2004 — премии журнала «
Мир фантастики
» в номинациях «Лучший отечественный научно-фантастический роман» («
Череп в небесах
»), «Оружие года» (биоморфы из книги «Череп в небесах»); номинации на премию журнала «Мир фантастики» в категориях «Лучшее продолжение отечественного цикла» («Череп в небесах»), «Лучший отечественный фэнтези-роман» («
») и «Книга года» («Череп в небесах»).
2005 — на Десятом Конгрессе «Странник» получил премию «
Странник
» за цикл «
Летописи Хьёрварда
», оказавший наибольшее влияние на формирование и развитие русской фантастики.
2006 — премии журнала «
Мир фантастики
» в номинациях «Книга года» («
»), «Лучшее продолжение отечественного цикла» («Война мага: Конец Игры» и «
»), «Герой года» (Фесс из книги «Война мага: Конец Игры»); номинировался на премию журнала «Мир фантастики» в категориях «Лучший отечественный фэнтези-роман» («Война мага: Конец Игры», «Война мага: Эндшпиль»), «Монстр года» (гарпия Геллера из книги «Война мага: Эндшпиль»).
2007 — на конвенте «МосКон-2006» получил приз «Серебряная стрела» за книгу «Война мага: Конец игры» в номинации «Лучшая книга».
2007 — Седьмой Конвент «
-2007» — приз «Фантаст года».
2010 — награды Московского фестиваля фантастики «Серебряная стрела» в номинациях «Лучший женский образ» («
Алиедора
») и «Лучший фантастический мир» («
Алиедора
»).
2011 — премия журнала «
Мир фантастики
» — «Альтернативная история» («Млава Красная»).
2014 — Конвент «
-2014» — «Серебряный Роскон» в номинации повесть, рассказ — «Отцова забота».
2017 — Конвент «
-2017» — «Серебряный Роскон» в номинации роман — «Верное слово».
Роман «
Алмазный меч, деревянный меч
» послужил основой для одноимённой компьютерной ролевой игры (разработчики: Primal Software и Quant Games, издатель: 1С), выпущенной в 2008 году.
Перумов рассказал в интервью, что «одна известная кинокомпания» обращалась к нему по поводу экранизации романа «
Череп на рукаве
» и он был «не против и даже счастлив», но проект не был реализован, поскольку Перумов запретил отказываться от использования символики и званий нацистской Германии, которую по сюжету использует Империя
. По воспоминаниям Перумова, велись также переговоры с компанией Kinodanz об экранизации «Молли Блэкуотер», но в итоге кинокомпания сняла самостоятельный фильм в том же жанре — «
Эбигейл
». При выходе фильма Перумов обвинял создателей в копировании сюжетных ходов его книги
.
Библиография
Миры Перумова (в порядке выхода книг)
Межавторский проект Ника Перумова 2013 года, в котором принимали участие как уже пишущие авторы, так и авторы, участие в проекте для которых стало их литературным дебютом.
«Свеча Хрофта». Дарья Зарубина.
«Камень без меча». Аркадий Шушпанов.
«Сердце твари». Наталья Караванова.
«Око Эль-Аргара». Эрик Гарднер.
«Ловцы тумана». Сергей Игнатьев.
«Перворожденная». Юстина Южная.
«Два сердца Дио». Наталья Болдырева.
«Звезда творения». Ирина Черкашина.
«Терракотовые сестры». Мила Коротич.
«Халт». Юлия Рыженкова.
«Агерский лекарь». Наталья Караванова.
«Владыки Брандея». Эрик Гарднер. Не опубликован из-за закрытия проекта.
«Дети Хедина». Сборник рассказов участников мастер-класса Ника Перумова.
Примечания
Ник Перумов //
(англ.)
— 1995.
— 2015.
от 6 августа 2019 на
Wayback Machine
| Персона | Культура | Аргументы и Факты:
«Я был, есть и остаюсь гражданином России».
↑
Юлия Рыженкова.
(рус.)
. www.solidarnost.org (12 октября 2016). Дата обращения: 6 августа 2019.
6 августа 2019 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 3 сентября 2020.
25 января 2022 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 12 мая 2013. Архивировано из
31 июля 2013 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 14 сентября 2020.
23 сентября 2020 года.
Sputnik.
(рус.)
. sputnik.by. Дата обращения: 12 июня 2017.
(неопр.)
. www.kulichki.com. Дата обращения: 24 июля 2019.
25 июля 2019 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 4 декабря 2012.
11 февраля 2013 года.
(неопр.)
.
wustl.edu
. Дата обращения: 31 мая 2022.
26 июля 2021 года.
(рус.)
.
Ник Перумов. Официальный сайт писателя
. Дата обращения: 5 июня 2020. Архивировано из
21 июля 2017 года.
↑
Армен Манукян.
(рус.)
.
«Голос Армении»
(9 мая 2018). Дата обращения: 5 июня 2020.
1 декабря 2020 года.
(англ.)
.
The Library of Congress
. id.loc.gov. Дата обращения: 24 июля 2019.
25 января 2022 года.
↑
(рус.)
.
Boomstarter.ru
. Дата обращения: 5 июня 2020.
29 мая 2020 года.
(недоступная ссылка)
(неопр.)
.
Мир фантастики
(12 июня 2019). Дата обращения: 12 июня 2019.
12 июня 2019 года.
Литература
Борис Невский.
Разговор с Ником Перумовым
(рус.)
// Мир фантастики : журнал. — Москва: ТехноМир, 2016. —
№ 3
. —
С. 16—18
.
Василий Владимирский.
Как тузик грелку
(рус.)
// Мир фантастики : журнал. — Москва: ТехноМир, 2004. —
№ 1
. —
С. 12—13
.
Александра Давыдова.
У обелиска
(рус.)
// Мир фантастики : журнал. — Москва: ТехноМир, 2016. —
№ 2
. —
С. 28
.
Антон Карелин.
Разговор с Ником Перумовым
(рус.)
// Мир фантастики : журнал. — Москва: ТехноМир, 2004. —
№ 3
. —
С. 6—8
.