В
славянской мифологии
встречаются аналоги:
змок
(
словацк.
и
чеш.
zmok
) или
смок
(
польск.
smok
,
белор.
цмок
)
,
змий
(
в.-луж.
zmij
,
укр.
змій
),
змай
(
словен.
zmaj
,
с.-хорв.
змаj
),
змей
(
белор.
и
болг.
змей
)
. Прозвище
Горыныч
происходит от слова «гореть» (ср. рус.
горн
)
, в сербской мифологии
Змaj Огњени
. Имеется альтернативная версия, в болгарском языке значения «гора» и «лес» не различаются
, поэтому есть версия, что Горыныч — от слова «гора» в значении «лесной»
. Также описывается под именами
Горынич
,
Горынчат
,
Горынчище
,
Горынище
.
Многоголовость Змея — непременная его черта. Число голов обычно кратно трём, чаще всего их бывает 3, 6, 9 или 12, но также бывает 5 или 7. Чаще всего Змей предстаёт трёхглавым. Другие черты Змея упоминаются реже или не упоминаются вовсе. В большинстве случаев у Змея отмечается способность к полёту, но о крыльях его, как правило, ничего не говорится. Так, во всём афанасьевском
сборнике русских народных сказок
лишь один раз сообщается об «огненных крыльях» (сказка «Фролка-сидень»). Тело Змея в сказках не описывается, однако на лубочных картинках, изображающих Змея, излюбленными деталями являются длинный хвост стрелой и когтистые лапы. Ещё одной важной особенностью Змея является его огневая природа, однако как именно извергается огонь, сказки не описывают. Огонь Змей носит в себе и извергает его в случае нападения. Кроме огненной стихии Змей связан и со стихией водной, и две эти стихии не исключают друг друга. В некоторых сказках он живёт в воде, спит на камне в море. В то же время Змей — ещё и Змей Горыныч и живёт в горах (возможно также, что отчество произошло от славянского имени
Горыня
). Впрочем, такое местопребывание не мешает ему быть морским чудовищем. В некоторых сказках он живёт в горах, но когда герой к нему приближается, он выходит из воды
. Т
акже, в некоторых историях он является страшным помощником другого злодея —
Кощея Бессмертного
[
источник не указан 2204 дня
]
.
По Далю, «Горыня — сказочный богатырь и великанища, который горами качает. Горынич м. сказочное отчество, придаваемое богатырям, иногда Змею, или жителям гор, вертепов, пещер».
Иван — крестьянский сын в сказке «Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо»
Змей Горыныч в современной культуре
В 2000 году в
Петрозаводске
в парке Культуры и Отдыха была установлена скульптура Змея Горыныча (в честь Года дракона). Ориентировочно в 2002 году скульптура была перенесена в посёлок
Вилга
.
В
Харькове
на реке
Лопань
в 2000-х годах установлена деревянная скульптура трёхголового Змея.
В
Новосибирске
в парке имени Кирова в 2013 году был установлен фонтан и скульптурная композиция, посвящённые героям русских сказок, основной фигурой в которой является Змей Горыныч.
Близ села Каменка Задонского района Липецкой области, в семейном парке «Кудыкина гора» установлена гигантская статуя Змея Горыныча
.
«Змей Горыныч» — сленговое наименование советской системы разминирования
УР-77
«Метеорит», созданной в
1977 году
на основе гаубицы
2С1
«Гвоздика» и успешно применяющейся в наше время. Также «Горынычами» часто именуют различные варианты аэродромных спецмашин для очистки
ВПП
, например, серийно выпускавшуюся тепловую машину «АИСТ-5ТМ» и целый ряд аналогичных, представлявших собой грузовик или трактор с установленным на нем старым реактивным двигателем, чаще всего ВК-1.
Змей Горыныч в литературе
Народная былина
.
В повести-сказке
В. М. Шукшина
«До третьих петухов» Змей Горыныч собирается жениться на усатой дочери Бабы Яги, грозится проглотить Ивана-Дурака за шашни с невестой, но под конец оказывается побеждён донским атаманом.
В сказке
Змею наскучила прежняя жизнь и он решил исправиться.
В стихотворении
Николая Гумилёва
«Змей» он является правителем
Лагора
, который, обернувшись Змеем, похищает девушек, чтобы унести их к себе во дворец.
сказка Михаила Татаринова «Случай в дремучих Вятских лесах, или Сказка про то, как Змей Горыныч женился»
Николай Константинович Рерих
: «Победа» (1942). На этой
, созданной Рерихом в годы войны, русский богатырь отрубает голову Змею Горынычу, изображённому в цвете нацистской формы.
Змей Горыныч в фильмах
«
Василиса Прекрасная
» (1939), режиссёр
Александр Роу
. Змей Горыныч похищает
Василису Прекрасную
, чтобы жениться на ней. Крестьянскому сыну Ивану предстоит сойтись с ним в финальной битве. В этом фильме Горыныч живёт не в горах, а в красивом дворце с многочисленными слугами и помощницей
Бабой-Ягой
. При этом одна из его голов извергает пламя, другая — сильный ветер, а третья — водяную струю.
Илья Муромец
(1956), режиссёр
Александр Птушко
. В фильме Змей Горыныч находится в подчинении тугар. По приказу Калина-царя его выпускают на поле брани в самый разгар сражения.
«
Огонь, вода и… медные трубы
» (1967), режиссёр
Александр Роу
. В этом фильме Горыныч, приглашённый на свадьбу
Кащея Бессмертного
, не является. Слуга Змея говорит Кащею, что Горыныч не смог явиться, потому что «хворает — неделю подряд ему недужится: первая, пятая, седьмая головы болят, двенадцатая — кружится».
«
Там, на неведомых дорожках…
» (1982), режиссёр
Михаил Юзовский
. Фильм снят таким образом, что Горыныч ни разу не появляется в кадре. По сюжету он прилетает в гости к Кащею Бессмертному, который отводит ему место в сарае, но царь Макар с помощью волшебной воды превращает Змея в трёхголового козлёнка.
«
Последняя невеста Змея Горыныча
» (1978). В этом фильме Змей Горыныч — похититель красавиц со всего мира. Имеет одну голову, но множество лап; также может принимать человеческий облик. Озвучил
Владимир Басов
.
«
Синеглазка
» (1984). В фильме предстаёт с одной головой, но при этом способен принимать разные обличья.
«
Ну, погоди! (выпуск 16)
» (1986). Волк во сне попадает в волшебную страну, где герои разных сказок живут вне времени и сюжета. Змей Горыныч охраняет сказочный замок. В этом мультфильме режиссёр
Вячеслав Котёночкин
и художник
Светозар Русаков
повторно использовали образ, заявленный в м/ф «Межа».
«
Три богатыря и морской царь
» (2016). Сообщает богатырям о затопленном Киеве и старается помочь им вызволить город из-под воды. Озвучил Олег Куликович.
Живая вода. Сборник русских народных песен, сказок, пословиц и загадок / Составление, вступительная статья и примечания В. П. Аникина. — 2-е изд. —
М.
:
Детская литература
, 1975. — 367 с.
Пропп В. Я.
Исторические корни волшебной сказки. Научная редакция, текстологический комментарий И. В. Пешкова. —
М.
: Лабиринт, 2000. — 336 с. —
ISBN 5-87604-008-8
.