Кастро Тито Куси Юпанки, Диего де
- 1 year ago
- 0
- 0
Робер де Куси́ ( фр. Robert de Coucy ; XIII век , Реймс — 12 ноября 1311 , Реймс ) — французский архитектор , один из зодчих Реймсского собора .
О Робере де Куси достоверно известны только его имя, род занятий и дата смерти . Они были указаны в некрологе и в эпитафии на могильной плите, находившейся в реймсском аббатстве Сен-Дени (нынешнее здание Музея изящных искусств ). Эпитафия гласила: «Cy gist Robert de Coucy, maistre de Nostre Dame et de Saint Nicaise, qui trespassa l’an 1311» («Здесь покоится Робер де Куси, мастер [храмов] Нотр-Дам и Сен-Никез»).
Из текста эпитафии историками был сделан поспешный вывод о том, что де Куси был первым зодчим Реймсского собора и автором проекта. В его честь была названа прилежащая к собору улица; Виолле-ле-Дюк восторженно писал о нём в своём «Словаре французской архитектуры» . Это представление господствовало на протяжении долгого времени, хотя оно никак не согласуется с фактом смерти Робера де Куси в 1311 году (известно, что строительство нового собора на месте сгоревшего старого было начато в 1211 году, то есть за сто лет до этой даты) . Лишь в 1885 году реймсский библиотекарь и архивист Луи Парис указал на эту явную нестыковку Однако имя Робера де Куси к тому времени уже пользовалось такой славой, что было придумано объяснение: якобы существовали два Робера де Куси, отец и сын, один из которых начал строительство, а другой продолжил .
Реймсский историк Луи Демезон в своей работе «Les architectes de la cathédrale de Reims» («Архитекторы Реймсского собора», 1897) убедительно аргументирует как историческую невозможность первенства Робера де Куси в проектировании и основании Реймсского собора, так и несостоятельность гипотезы о существовании двух зодчих с одинаковым именем. Он, вслед за Луи Парисом, вспоминает о существовании в Реймсском соборе напольного лабиринта , в который были вписаны имена первых зодчих собора — Жана д’Орбе , Жана-ле-Лу , Гоше Реймсского и Бернара Суассонского . Сам лабиринт был уничтожен в 1779 году, однако до нас дошла его зарисовка, сделанная реймсским музыкантом и художником Жаком Селье , а также надписи, скопированные каноником Пьером Коко ( фр. Pierre Cocquault ) . Имени Робера де Куси в нём нет; на основании этого факта и ряда других Демезон делает вывод, что он был лишь пятым или шестым зодчим Реймсского собора и, вероятно, просто завершил работу своих предшественников, в частности, западный фасад .
Помимо строительства Реймсского собора и церкви Сен-Никез, Робер де Куси, вероятно, принимал участие в строительстве аббатства Сен-Дени, где впоследствии и был похоронен . Известно, что он оставил аббатству крупную сумму на поминовение в день его рождения: это означает, что умирал он человеком весьма обеспеченным .