Interested Article - Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве

«Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (1884-1886) — масштабное полотно Ильи Репина , заказанное ему министерством Императорского Двора летом 1884 г. Картина изображает один из эпизодов торжеств по случаю коронации Александра III — обращение императора к волостным старшинам на праздничном обеде во дворе Петровского дворца 21 мая 1883 г. Художник работал над заказом почти два года, выполнив большое количество подготовительных этюдов, рисунков и эскизов. Картина экспонировалась на выставках передвижников в Санкт-Петербурге (1886) и Москве (1887). В 1887 году, по распоряжению императора Александра III, полотно было повешено в аванзале Большого Кремлевского дворца . С 1953 года картина находится в собрании Третьяковской галереи ; ныне представлена в основной экспозиции музея. Произведение демонстрируется в оригинальной резной деревянной раме по проекту архитектора И.П. Ропета . «Приём волостных старшин» является редким примером официального заказа в творчестве Репина.

История заказа

Изначально министерство Императорского Двора планировало заказать картину, изображающую обед старшин во дворе Петровского дворца, Константину Маковскому . В ходе переговоров с художником возникли разногласия в цене. Маковский изначально рассчитывал получить 30 тыс. руб. гонорара — против 20 тыс. руб., которые министерство готово было потратить на заказ. Однако даже достигнутый компромисс, 25 тыс. руб., по всей видимости, показался министерству слишком большой суммой, и летом 1884 г., спустя несколько месяцев после начала переговоров с Маковским, при посредничестве Алексея Боголюбова предложение исполнить картину поступило Илье Репину . По свидетельству Владимира Стасова , Репин согласился исполнить заказ за 15 тыс. руб. Эскиз картины был утвержден заказчиком «с маленькими изменениями» в конце августа 1884 года .

Сюжет картины

Картина изображает один из важных эпизодов коронационных торжеств в мае 1883 г. — речь Александра III на обеде, данном волостным старшинам во дворе Петровского дворца в Москве. В своем выступлении император поблагодарил старшин за участие в празднествах и опроверг распространившиеся в крестьянской среде слухи о переделе земли. Описание эпизода вместе с речью императора были воспроизведены практически во всех изданиях, посвященных коронационным торжествам , а его изображения, также сопровождавшиеся словами Александра III, были тиражированы в виде нескольких литографий . Репин не был свидетелем изображаемого им события — в дни коронации он путешествовал со своим старшим товарищем Владимиром Стасовым по Западной Европе.

Работа над заказом

В августе 1884 года во время работы над эскизом Репин писал Павлу Третьякову : «Эта новая тема довольно богата, и мне она нравится, особенно с пластической стороны, — царь и народ на фоне придворной знати. Сколько разнообразия типов, выражения лиц, контрастов, самых неожиданных, художественных!» Известно два живописных эскиза к картине: из Третьяковской галереи и из Музея искусств в Лодзи . Из них эскиз из Лодзи композиционно наиболее близок самой картине. Никита Балагуров указал на ряд деталей и композиционных приемов, которые Репин заимствовал для этого эскиза из своей же картины «Годовой поминальный митинг у Стены коммунаров на кладбище Пер-Лашез в Париже» . Некторые из них также обнаруживают себя в московском эскизе и финальной версии композиции . По мнению Балагурова, художник обратился к своей парижской картине с целью обогатить «Приём волостных старшин» натурными наблюдениями, сделанными им во время посещения многолюдного поминального митинга — таким образом компенсируя отсутствие своих натурных зарисовок типологически схожей многолюдной сцены обращения Александра III к волостным старшинам . Светлана Соловьева приводит ряд других изобразительных источников, которыми Репин мог пользоваться во время работы над эскизами: иллюстрированное издание «Весна красна» (1883) и прочие визуальные документации торжеств . Кроме того, Репин лично выезжал на место события для фиксации архитектурного пространства и перспективных построений для будущей картины . Финальная версия композиции отличается от дошедших до нас эскизов большей сосредоточенностью на центральной фигуре императора, композиционной стройностью и позицией зрителя, который является уже не просто сторонним наблюдателем события, но включается в круг его непосредственных участников . Игорь Грабарь так описал итоговое решение композиции Репина: «Он продвигает царя вперед, изображая его как бы вошедшим в круг обступивших его старшин. Это дает ему возможность ограничиться всего несколькими первопланными спинами, взяв большинство фигур в фас, в три четверти и в профиль» .

Следующим этапом после утверждения эскиза была обширная подготовительная работа для картины: написание этюдов, копирование костюмов бывших на представлении лиц, портретирование. Большую помощь Репину на этом этапе оказал секретарь министра Императорского двора В.С. Кривенко .

Изображенные на картине

Романовы

Александр III изображен в центре композиции. Император не любил позировать и не удостоил Репина сеансом для портретирования . По всей видимости, художнику пришлось опираться на существующие фотографии монарха . За левым плечом Александра изображены импратрица Мария Федоровна (под розовым зонтиком) и августейшие дети: Георгий , Ксения и наследник Николай Александрович . «Костюмы царские» выдавались Репину на этюды в Александрии летом 1885 г. Дочь Репина Вера позировала для этюда, на который художник опирался при написании портрета Ксении Александровны .

Придворные и чиновники

За правым плечом императора в голубой муаровой ленте изображен министр внутренних дел граф Д.А. Толстой . За фигурой наследника стоят генералы П.А. Черевин (в форме царского конвоя с черной каракулевой шапкой) и О.Б. Рихтер . Генерал А.С. Васильковский виднеется на заднем плане композиции на фоне решетки Петровского дворца слева. По всей видимости, эти чиновники специально позировали Репину, о чем свидетельствуют четыре сохранившихся этюда . Справа от Рихтера со свернутой бумагой в руках изображен министр Императорского Двора И.И. Воронцов-Дашков . Перед министром Репин изобразил князя Н.Н. Хованского, отвечавшего за пребывание старшин в Москве во время коронационных торжеств . На финальном этапе работы художник добавил в композицию фигуру военного и журналиста В.В. Комарова .

Волостные старшины

Никита Балагуров поименно идентифицировал целый ряд изображенных в картине волостных старшин. Исследователь установил, что при выполнении заказа художник пользовался фотографиями старшин, сделанных накануне торжеств в ателье Михаила Настюкова . Среди идентифицированных Балагуровым персонажей отчетливое сходство с фотографическими прототипами имеют следующие изображенные: Степан Паромов (Архангельская губ.), гуриец Михаил Нинидзе, Александр Лычко (Черниговская губ.), Тарас Тимофеев (Воронежская губ.), Захар Сергевнин (Владимирская губ.), Иван Зуев (Уфимская губ.), Менгли-Адий Бармамбетов (Таврическая губ.), Егор Данчинов (Иркутская губ.) . При этом знакомство Репина с фотографиями Настюкова обнаруживается уже в его эскизе из музея искусств в Лодзи. Помимо Паромова и Нинидзе, Балагуров обнаружил в нем изображения Якова Воробьева (Архангельская губ.) и Сейфула Сейтбаталова (Нижегородская губ.) . Летом 1885 г. Репин выполнил несколько этюдов для написания стоящих спиной к зрителю старшин.

Экспозиционная история

Картина была впервые представлена публике на 14-й передвижной выставке в здании Императорской академии наук в марте 1886 года. Полотно было повешено над парадной лестницей здания, причем на верхней площадке лестницы организаторы поместили зеркало, в котором посетители могли рассмотреть отражение картины . В июне 1886 года Репин перевез картину в Петергоф для осмотра императором и императорской семьей; здесь же по настоянию Александра III худоджник внес последние правки . Весной 1887 года «Приём волостных старшин» демонстрировался на 15-й передвижной выставке в одном из залов Московского училища живописи, ваяния и зодчества . Вскоре после завершения выставки картина по распоряжению императора была отправлена в Большой Кремлевский дворец и при участии самого Репина была повешена в аванзале дворца, напротив парадной лестницы . Здесь с некоторым перерывом картина провисела до 1953 года, когда она была передана в Третьяковскую галерею . Впервые посетителям галереи картина была представлена на выставке новых поступлений в 1961 г. Более тридцати лет спустя картина снова покинула запасники музея для юбилейной ретроспективы творчества Репина в 1994 г. После реставрации полотна и оригинальной рамы картина заняла место в постоянной экспозиции галереи.

Рама картины

Картина Репина в оригинальной раме по проекту И.П. Ропета.

Рама картины является уникальным произведением русского декоративно-прикладного искусства . Резной декор включает 25 гербов и областей Российской империи и венчающий ее композицию Малый Государственный герб . Гербы чередуются с фигурами и орнаментами, вырезанными по мотивам или повторяющими археологические находки и орнаменты из старинных рукописей. Светлана Соловьева с помощью академика Н.А. Макарова установила источники многих из этих заимствований . В верхней части рамы симметрично друг другу расположены композиции, повторяющие «Крылатую артемиду, удушающую двух зверей» из Александропольского кургана . В нижней части рамы помещен орнамент, заимствованный из мерянской подвески, а использованные здесь же зооморфные орнаменты повторяют изображение на серебряной оправе Турьего рога из Черной могилы . Венчает раму пара коньков, довольно точно воспроизводящих мерянские привески к поясу X-XI веков . Оксана Лысенко установила автора проекта рамы для репинской картины — им оказался известный архитектор И.П. Ропет . Сам художник не был доволен дизайном рамы: «Рама что-то не того... Надо было самому шаблоны нарисовать...» .

Примечания

  1. Балагуров Н. В. // Товарищество передвижных художественных выставок. К 150-летию со дня основания. Материалы международной научной конференции. / под ред. Т. В. Юденковой. — М. : Государственная Третьяковская Галерея, 2022. — С. 229—246 . — ISBN 978-5-89580-376-9 . 4 августа 2023 года.
  2. Стасов В. В. Письма к родным / ред. Ю. В. Келдыша и М. О. Янковского. — М. : Музгиз, 1958. — Т. 2: 1880-1894. — С. 169.
  3. Balagurov N. The man in the purple coat. Art and empire in Ilia Repin’s Reception of Volost Elders // Russian Orientalism in a global context. Hybridity, encounter, and representation, 1740–1940 / ed. by Maria Taroutina and Allison Leigh. — Manchester: Manchester University Press, 2023. — P. 143—164. — ISBN 978-1-5261-6623-4 .
  4. Письма И.Е. Репина. Переписка с П.М. Третьяковым. 1873-1898. / сост. и прим. М. Н. Григорьевой и А. Н. Щекотовой. — М., Л.: Искусство, 1946. — С. 90.
  5. Соловьева С. В. Илья Репин. «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». — М. : Государственная Третьяковская галерея, 2014.
  6. Ерофеев Н. П. Живопись И. Е. Репина в фотографическую эпоху // Архип Куинджи и его роль в развитии художественного процесса в ХХ веке. Илья Репин в контексте русского и европейского искусства. Василий Дмитриевич Поленов и русская художественная культура второй половины XIX – первых десятилетий XX века. — М. : Государственная Третьяковская Галерея, 2020. — С. 233—242 . — ISBN 978-5-89580-304-2 .
  7. Грабарь И. Э. Илья Ефимович Репин. Монография в 2 томах. — М. , 1937. — Т. 1.
  8. Илья Ефимович Репин. 1844—1930. К 150-летию со дня рождения. Каталог юбилейной выставки. / автор-сост. Г. С. Чурак и др.. — М. : Красная площадь, 1994. — ISBN 978-5-900743-03-2 .
  9. Лысенко О. А. «Древнеславянская» рама И.П. Ропета. К вопросу об атрибуции рамы картины И.Е. Репина «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» // Третьяковские чтения. 2020. — 2022. — ISBN 278-5-89580-313-4 .

Литература

  • Балагуров Н. В. // Товарищество передвижных художественных выставок. К 150-летию со дня основания. М.: Государственная Третьяковская Галеря, 2022. С. 229—246. — ISBN 978-5-89580-376-9 .
  • Лысенко О. А. «Древнеславянская» рама И.П. Ропета. К вопросу об атрибуции рамы картины И.Е. Репина «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» // Третьяковские чтения. 2020. М.: Государственная Третьяковская Галерея, 2022. С. 107—116.
  • Соловьёва С. В. Илья Репин. «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». М.: Государственная Третьяковская галерея, 2014.
  • Balagurov N. The man in the purple coat. Art and empire in Ilia Repin’s Reception of Volost Elders // Russian Orientalism in a global context. Hybridity, encounter, and representation, 1740–1940 / Ed. M. Taroutina and A. Leigh. Manchester: Manchester University Press, 2023. P. 143—164. — ISBN 978-1-5261-6623-4

Ссылки

  • — лекция историка Дмитрия Андреева о картине Репина.
  • — лекция историка искусства Никиты Балагурова о картине Репина.
Источник —

Same as Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве