Никодим (патриарх Иерусалимский)
- 1 year ago
- 0
- 0
Иоанн IX Иерусалимский ( греч. Ιωάννης Θ΄ Ιεροσολύμων ) — патриарх Иерусалимский в 1156/1157—1166 годах. Иоанн занимал кафедру в период после Первого крестового похода , когда между 1098 и 1187 годами в Иерусалиме существовал только латинский патриархат . О православных патриархах этого времени известно очень мало. Одним из немногих достоверных сведений об Иоанне IX является его участие в соборе против наречённого патриарха Антиохийского Сотириха Пантевгена в мае 1157 года .
Первое исследование, специально посвящённое этому патриарху, предпринял в 1973 году Бенедикт Энглезакис ( B. Englezakis , «Jean le Chrysostomite, Patriarche de Jérusalem au XIIe siècle»). Б. Энглезакис обнаружил ранее неопубликованный типикон монастыря Иоанна Златоуста в (северная часть острова Кипр ). Под 24 апреля в нём упоминается некий Иоанн Хризостомит ( греч. Ἰωάννου τοῦ Χρυσοστομίτου ), которого Энглезакис отождествил в Иоанном IX Иерусалимским . В 1994 году Петер Планк отождествил его с Иоанном Меркопулом, автором двойного жития Иоанна Дамаскина и Космы Мелодиста . Этот же исследователь обнаружил рукопись XIII века, содержащую сборник эпиграмм , 7 из которых относятся к Иоанну IX и проливают свет на некоторые этапы его жизненного пути. Во всех этих стихотворениях Иоанн упоминается как «создатель» ( греч. εἰκόνες ), то есть некоторых художественных произведений; при этом, в силу традиций того времени, обозначение Иоанна как их «создателя» обозначает скорее заказчика, чем художника . Согласно эпиграмме VII, Иоанн принял монашеский сан в палестинской лавре Саввы Освященного , что не противоречит гипотезе об авторстве житий Дамаскина и Мелодиста, которые оба были там монахами . Из другой эпиграммы известно, что в Константинополе он занимал не только пост титулярного патриарха Иерусалимского, но и был настоятелем святого Диомида , расположенного в столичном пригороде Иерусалим (на месте южной части крепости Едикуле ) .
Лев Аллаций в работе «De Ecclesiæ occidentalis et orientalis perpetua consensione» (1648, p. 871) упоминает труд Иоанна об исхождении Святого Духа . Рассуждения Иоанна о трех причинах против опресноков опубликовал в 1698 году патриарх Иерусалимский Досифей II в трактате «Τόμος Αγάπης: Κατά Λατίνων» .