Земно́й покло́н
— импульсивное эмоциональное действие или
ритуальное
опускание человеком своей головы и всего тела до земли в знак признания величия того, перед кем это действие совершается. В
Библии
земной поклон совершают как почитание
Бога
или уважение царя.
Содержание
В Библии
Ветхий Завет
В
Септуагинте
использовано (
греч.
προσκυνέω
«преклонившись перед кем-либо целовать нижний край одежды или землю у ног в знак уважения или с мольбой»). В
Пятикнижии Моисеевом
на еврейском языке земной поклон передан 5 словами: опускание на колени (
ברכה
)
? на коленях поклон (
כריעה
)
? на коленях поклон с опусканием лица на землю (
קידה
)
? возлежание лицом на земле с вытянутыми руками и ногами (
השתחוויה
)
лёжа лицом на земле молиться с плачем (
נפלת פנים
)
, что можно увидеть в Псалтири 94.6 (95.6) «
Приидите, поклонимся и припадём, преклоним колени пред лицем Господа, Творца нашего
».
Богу
«И преклонился человек тот и поклонился Господу» (
Быт.
)
«И преклонился я и поклонился Господу, и благословил Господа, Бога господина моего Авраама, Который прямым путём привел меня, чтобы взять дочь брата господина моего за сына его» (
Быт.
)
«Когда раб Авраамов услышал слова их, то поклонился Господу до земли» (
Быт.
)
«И поверил народ; и услышали, что Господь посетил сынов Израилевых и увидел страдание их, и преклонились они и поклонились» (
Исх.
)
«Скажите [им]: это пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал Египтян, и домы наши избавил. И преклонился народ и поклонился» (
Исх.
)
«Моисей тотчас пал на землю и поклонился [Богу]» (
Исх.
)
«И пришли те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицем до земли» (
Быт.
)
«И видел весь народ столп облачный, стоявший у входа в скинию; и вставал весь народ, и поклонялся каждый у входа в шатер свой» (
Исх.
)
«И открыл Господь глаза Валааму, и увидел он Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и преклонился, и пал на лице свое» (
Чис.
)
Иисус Навин
делал земной поклон перед ангелом: «Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришёл [сюда]. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему?» (
Нав.
)
Человеку
«Он возвёл очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатёр [свой] и поклонился до земли» (
Быт.
)
«Авраам встал и поклонился народу земли той, сынам Хетовым» (
Быт.
)
«Авраам поклонился пред народом земли той» (
Быт.
)
«А сам пошёл пред ними и поклонился до земли семь раз, подходя к брату своему… И подошли служанки и дети их и поклонились; подошла и Лия и дети её и поклонились; наконец подошли Иосиф и Рахиль и поклонились» (
Быт.
)
«Иосиф же был начальником в земле той; он и продавал хлеб всему народу земли. Братья Иосифа пришли и поклонились ему лицем до земли» (
Быт.
)
«И пришёл Иосиф домой; и они принесли ему в дом дары, которые были на руках их, и поклонились ему до земли» (
Быт.
)
«Они сказали: здоров раб твой, отец наш; ещё жив. [Он сказал: благословен человек сей от Бога.] И преклонились они и поклонились» (
Быт.
)
«Моисей вышел навстречу тестю своему, и поклонился ему, и целовал его, и после взаимного приветствия они вошли в шатёр» (
Исх.
)
«Она пала на лице своё и поклонилась до земли и сказала ему: чем снискала я в глазах твоих милость, что ты принимаешь меня, хотя я и чужеземка?» (
Руфь.
)
Новый Завет
«Где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (
Мф.
)
«И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (
Мф.
)
«И пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был самарянин» (
Лк.
)
«Приходит к Нему прокажённый и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить» (
Мк.
)
«Увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему» (
Мк.
)
«Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (
Мк.
)
«И вот подошёл прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить» (
Мф.
)
«Когда Он говорил им сие, подошёл к Нему некоторый начальник и, кланяясь Ему, говорил: дочь моя теперь умирает; но приди, возложи на неё руку Твою, и она будет жива» (
Мф.
)
«А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне» (
Мф.
)
«Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него» (
Мф.
)
«И, отойдя немного, пал на лице Своё, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (
Мф.
)
«И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; и говорил: Авва Отче! всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты» (
Мк.
)
«И Сам отошёл от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (
Лк.
)
В
Типиконе
(богослужебном уставе) для обозначения поклонов часто использовано слово «мета́ние», вероятно от
др.-греч.
μετάνοια
,
метанойя
— «раскаяние, перемена ума»
. Однако не всегда удаётся однозначно определить, что означает «метание», а также «
поклон
» — земной поклон или только поясной поклон
. В
старообрядческих
обычаях каждое метание (и каждый поклон) воспринимается как великий земной поклон, тогда как в приходских храмах
греческих церквей
наоборот не предполагается совершение земных поклонов между скамейками, на которых молящиеся сидят во время богослужений в знак торжества своего спасения во Христе
. При этом, в
монастырях
Афона
земные поклоны приветствуют
.
При входе в
православный храм
и при выходе из него (по 3 раза)
. Больные пожилые
прихожане
, как правило, ограничиваются поясными поклонами
При входе в
алтарь
первый раз в день перед
вседневным богослужением
, или перед уборкой или ремонтом алтаря (3 поклона), а также перед выходом из алтаря после богослужения или в конце рабочего дня (3 поклона)
На великом
повечерии
при пении «Пресвята́я Влады́чице…» — на каждом стихе
После пения
заповедей блаженства
при заключительном «помяни́ нас, Го́споди, егда́ прии́деши во Ца́рствии Твое́м» — всего 3 земных поклона в чине
изобразительных
Во время чтения священником на амвоне в
Прощёное воскресенье
двух «молитв в начале поста Святой Четыредесятницы»
При пении
кондака
великого
покаянного канона
Андрея Критского
«Душе́ моя́, душе́ моя́, воста́ни, что спи́ши? Коне́ц приближа́ется, и и́маши смути́тися. Воспряни́ у́бо, да пощади́т тя Христо́с Бог, везде́ Сый и вся исполня́яй»
При чтении священником молитвы на амвоне лицом к прихожанам «Влады́ко Многоми́лостиве…» и испрашивании у них прощения в конце повечерия и
полунощницы
Перед возгласом священника «свет Христо́в просвеща́ет всех!» все молящиеся повергаются ниц, то есть опускаются на колени и свои головы склоняют до самой земли (до пола).
При попеременном исполнении великого
прокимена
«Да испра́вится моли́тва моя́…».
Во время пения «Ны́не си́лы небе́сныя…», а на самом великом
входе
головами касаются земли.
При чтении священником молитвы с возложением текста раскрытого
Евангелия
на голову страждущего в конце
соборования
При 3-кратном чтении 13-го кондака любого акафиста и во время чтения молитвы после акафиста.
Перед венчанием молодожёны стоят на коленях во время благословения их родителями свадебными иконами
При
хиротонии
рукополагаемый становится на колени и кладёт свою голову на
престол
Во время
крестных ходов
и
паломничеств
молящиеся друг за другом опускаются на колени, склонясь головой до земли, когда над ними проносят носилки с большой иконой
Особые поклонения
Послушник
перед
пострижением
в монашество, в знак рабского смирения
раздевается до нижнего белья
и ложится на пол храма вниз лицом и по полу ползёт на локтях из
притвора
к стоящему на амвоне
игумену
, делая 3 остановки, во время которых он «распина́ется»
— безвольно лежит на полу храма, крестообразно раскинув свои руки в стороны
.
При великом земном поклоне колени и голову нужно преклонить до земли. По совершении
крестного знамения
простёртые ладони обеих рук кладут на
подручник
обе рядом, а потом голову наклоняют до земли столько, чтобы головой коснуться рук на подручнике, колени также преклоняют до земли вместе, не растопыривая их.
Метания выполняют быстро, одно за другим, что снимает требование о преклонении головы до самого подручника
[
источник не указан 496 дней
]
.