Interested Article - Кладбище Кампо-Санто

Флаг ЮНЕСКО Всемирное наследие ЮНЕСКО , объект № 395
• •

Кампо-Санто ( итал. Campo Santo, Camposanto Monumentale di Pisa — Святое поле, Монументальное Святое поле в Пизе), или ( итал. Camposanto Vecchio — Старое кладбище) — историческая постройка, монументальное кладбище, находящееся на северной стороне Пьяцца деи Мираколи — площади в старой части итальянского города Пиза (Тоскана), где расположены основные памятники города: Пизанский собор , « Падающая башня », Баптистерий .

Название

Термин «Кампо Санто» впервые встречается в пизанских документах, датируемых 1287 годом, до этого он обычно относился к мортуарию, который должен был быть построен рядом с собором. До 1406 года термин «Кампо Санто» был неизвестен за пределами Пизы. В обыденном языке термин «кампосанто» (с неразделёнными словами) обозначает просто кладбище, место захоронения, а приставка «святой» указывает на то, что захоронение христианское ( лат. campus sanctus . Тем не менее, имеются разные версии интерпретации семантики этого словосочетания. Вплоть до такой: «кровавое поле» (в русском тексте: «земля крови»), земля горшечника, купленная первосвященниками синедриона за тридцать динариев Иуды (Мф 27, 3-8) .

История

«Святыми полями» называли первые христианские кладбища, под которые использовали заброшенные древнеримские цирки , освящая их землёй, привезённой из Палестины. Согласно легенде Пизанское Кампосанто выстроено на месте, куда Убальдо де Ланфранки, архиепископ Пизы, бросил горсть святой земли привезённой с Голгофы на пизанских галерах из Четвёртого крестового похода 1202—1204 годов. Легенда также гласит, что тела праведников, захороненные в святой земле, в течение нескольких дней превращаются в скелеты. Кладбище выросло поверх руин старого баптистерия церкви Святой Репараты ( итал. Santa Reparata ), которая ранее стояла на месте нынешнего Собора .

Эта постройка стала по счёту четвёртой на соборной площади и датируется столетием после принесения земли с Голгофы. Строительство массивного готического каре стен (в позднейшем значении: клуатра ) в виде сильно вытянутого с запада на восток прямоугольника, наподобие базилики, или огромного нефа, под открытым небом, было начато в 1277 году архитектором Джованни ди Симоне , однако архитектор умер в 1284 году, когда Пиза потерпела поражение в морской битве при Мелории против генуэзцев (Что, впрочем, опровергается другими источниками - так, последний документ об освобождении Джованни от налога в связи со строительством при Пизанском соборе , где ди Симоне занимал должность главного строителя, датируется 1286 годом ).

Впоследствии строительство осуществлялось под руководством Лупо ди Франческо и было завершено только в 1464 году. Тела хоронили по периметру, оставляя неприкосновенной «святую землю». В восточной стороне расположена капелла. По одной из версий постройка задумывалась не в качестве кладбища, а по велению архиепископа Даль Поццо как церковь Пресвятой Троицы (Santissima Trinità), но во время строительства проект изменился .

27 июля 1944 года от удара авиабомбы в Кампосанто начался сильнейший пожар, который повредил уникальные фрески конца XIV века, саркофаги и памятные стелы. Здание было воссоздано с включением отдельных сохранившихся фрагментов. Вместе с другими памятниками Пьяцца-деи-Мираколи имеет статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО .

Архитектура и произведения искусства

Внешняя стена Кампосанто состоит из 43 глухих арок и 2 входных порталов с южной стороны. Внутренний периметр оформлен аркадами с изысканными готическими переплётами арок в виде тонких колонок, трифолиев и квадрифолиев (1464). Над южным входным порталом после реставрации установлен готический табернакль со статуями Мадонны с Младенцем, донатором и тремя святыми. Работа мастерской скульптора начала XIV века Джованни Пизано (ок. 1310 г.), предположительно Тино ди Камаино .

По периметру Кампосанто расположены три капеллы, самая старая из которых — капелла Амманнати (1360), получившая название от гробницы Лиго Амманнати, преподавателя Пизанского университета. Капелла Аулла известна алтарём, созданным флорентийцем Джованни делла Робиа в 1518 году. Третья капелла, Даль-Поццо, была создана архиепископом Пизанским Карло Антонио Даль Поццо в 1594 году, её алтарь освящён в честь Святого Иеронима. Именно в эту капеллу в 2009 году были перенесены реликвии из Собора: среди прочих — два фрагмента Истинного креста, шип из Тернового венца и небольшой фрагмент одеяния Девы Марии. Также в капелле Аулла можно увидеть оригинальную лампу, которую Галилео Галилей использовал для опытов по изучению колебаний маятника .

В галереях установлены мраморные надгробия и древнеримские саркофаги I—III в. н. э. (всего восемьдесят четыре), которые в Средневековье использовали повторно для захоронений знатных граждан: правителей города и членов их семей, ректоров и престижных профессоров Пизанского университета. Рельефами этих саркофагов вдохновлялся Никколо Пизано во время работы над кафедрой пизанского Баптистерия (1255—1260) . Ранее все саркофаги собрали в центре луга. Карло Ласиньо, в те времена — куратор Кампо-Санто, собрал множество древних реликвий в Пизе, чтобы создать что-то вроде археологического музея. Сегодня саркофаги помещены в галереях, у стен, а коллекцию римских и этрусских скульптур и урн можно увидеть в Музее. Особый интерес представляют «колодезные гробницы» ( итал. Тombe a pozzetto ), которые закрывали мраморными плитами с надписями — латинскими эпитафиями . Их сохранилось более шестисот.

С 1360 года внутренние стены Кампосанто расписывали фресками известные художники: Франческо Траини , Таддео Гадди , Пьеро ди Пуччо; во второй половине XV века — Беноццо Гоццоли , Андреа Бонайути , Антонио Венециано и Спинелло Аретино . Всего было создано двадцать шесть композиций (более 300 м росписей по периметру). В 1944 году большая часть фресок погибла. Часть удалось спасти, ныне они экспонируются в специальном «Зале фресок». Одна из самых известных композиций, занимающая отдельную стену зала: «Триумф смерти», создана вскоре после страшной эпидемии чумы 1348 года (реставрация завершена в июле 2018 года) . Другие композиции изображают «Страшный суд» и «Ад». Ранее фреску приписывали Ф. Траини, теперь её (предположительно) считают произведением Буонамико Буффальмакко , вероятно, при участии других мастеров. Примечательна деталь: летящие ангелочки в этой мрачной композиции срисованы с путти античных саркофагов, находящихся неподалёку .

Когда в 1948 году остатки росписей ради сохранности отделяли от стен и переносили на листы асбестового шифера, под ними были обнаружены предварительные рисунки — синопии . В 1976 году они были размещены в Музее синопий, в специально переоборудованном средневековом Оспедале ди Санта Кьяра, находящимся на противоположной стороне площади .

Фрески Кампо-Санто воспроизводил в офортах в линеарной манере "очерком" известный итальянский художник-гравёр и хранитель музея Карло Лазинио .

Примечания

  1. Tolaini Е. Campo Santo di Pisa. Progetto e cantiere. — Pisa: Edizioni ETS, 2008. — Рp. 33—34
  2. Toscana. Guida d’Italia (Guida rossa). Touring Club Italiano. — Milano, 2003. — Р. 348
  3. Italy. — Paris: Michelin et Cie, 1998. — Р. 210
  4. . Дата обращения: 27 декабря 2021. 27 декабря 2021 года.
  5. Вальдес Дж. Искусство и история. Пиза. — Casa Editrice Bonechi, 1995. — P. 66
  6. Tolaini Е. Campo Santo di Pisa. Progetto e cantiere. — Pisa: Edizioni ETS, 2008. — Р. 34
  7. Власов В. Г. Пиза // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VII, 2007. — С. 430
  8. Enciclopedia di Repubblica. 2000, alla voce «Santo»
  9. Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. Т. VII, 2007. — С. 431
  10. Вальдес Дж. Искусство и история. Пиза. — Casa Editrice Bonechi, 1995. — P. 81

См. также

Ссылки

Источник —

Same as Кладбище Кампо-Санто