Interested Article - Епифаний Монах

Епифа́ний Мона́х ( греч. ᾿Επιφάνιος ὁ Μοναχός ; первая половина — середина IX века) — иеромонах , византийский писатель - агиограф .

Биография

Епифаний является автором двух сохранившихся сочинений: « Житие Богородицы » и «Житие апостола Андрея Первозванного ». Биографические сведения об авторе сохранились только в этих двух произведениях.

Дата рождения Епифания неизвестна, однако об императоре Константине V Копрониме (правил в 741—775 годах) он вспоминал как о правившем в давно прошедшем времени. Епифаний Монах был насельником константинопольского монастыря, согласно заголовку «Жития Богородицы» — монастыря Каллистрата . Он был последовательным иконопочитателем и в «Житии апостола Андрея» он дважды процитировал письма Феодора Студита .

В 814 году император Никифор I начал гонение против икон ( второй иконоборческий период ). После чего, в 815 году, Епифаний покинул столицу и отправился в путешествие, побывав на южном, восточном и северном берегах Чёрного моря . В Никомидии , Синопе и на Боспоре Епифаний встречался со своими единомышленниками-иконопочитателями. Он побывал в Сванети и Алании , жил в Херсонесе Таврическом . В 820 году, после смерти императора Льва V , Епифаний поселился на Олимпе Вифинском , позднее уехал оттуда. После этого некоторое время провёл в Никее , ездил в Патры .

Произведения

Направлением литературной деятельности Епифания была агиография. Он занимался агиографическими разысканиями, собирал различные источники, в том числе апокрифические . В своих сочинениях Епифаний цитировал большие фрагменты из источников. Критически относился только к апокрифам, сведения других источников, зачастую противоречивые, пытался совместить. Обращался не только к письменным источникам, но и к преданиям. Судя по тому, что в заголовке «Жития Богородицы» автор назван монахом , а в заголовке «Жития апостола Андрея» — пресвитером , второе написано позже .

« Житие Богородицы » написано на основе ранневизантийского сочинения «Слово о родстве Пресвятой Богородицы» , от него сохранилось только начало ; его использовали Иоанн Дамаскин и Георгий Амартол . Житие содержит родословие Марии, рассказ о Её детстве и юности, включающий описание внешности Богородицы и Её нрава; далее рассказывается об основных событиях жизни Марии: обручении с Иосифом , Благовещении , Рождестве Иисуса , бегстве в Египет . Коротко повествуется о жизни Христа: о Крещении , творимых Им чудесах ; описана внешность Иисуса. Завершается Житие рассказом об Успении Богородицы , сюжет которого заимствован из апокрифических сказаний. «Житие Богородицы» Епифания было самым популярным житием Богородицы в Византии, сохранилось более 100 списков . Один из славянских переводов опубликован в составе Великих Четьих-Миней под 8 сентября. Греческий оригинал издан в 120 томе Patrologia Graeca .

«Житие Андрея Первозванного» составлено по тому же принципу переработки древних источников, в том числе апокрифов. Относится к жанру апостольского жития. Автор использовал только последнюю, патрскую часть древних «Деяний Андрея» (II век), которая, возможно, была известна ему ещё в оригинальном виде. Маршрут путешествий апостола Андрея Епифаний выстроил заново по образцу канонических Деяний святых апостолов (3 путешествия) и на основе своей поездки по берегам Чёрного моря. Автор соединил литературные свидетельства («Список апостолов» Псевдо-Епифания, Псевдо-Климентины , Житие Панкратия Тавроменийского и др.) с местными преданиями и представил Андрея апостолом Малой Азии и Черноморского побережья . Первоначально Житие было написано как продолжение апокрифических «Деяний Андрея и Матфия» , но Епифаний составил вторую редакцию «Жития апостола Андрея» , добавив начало и исключив многие подробности своего путешествия. Житие оказало большее влияние на формирование образа Андрея Первозванного как апостола Византии. Легло в основу всех последующих текстов о нём Никитой Пафлагоном , Симеоном Метафрастом и др. Издано в 120 томе Patrologia Graeca под именем автора Епифаний, инок Иерусалимский .

Историография

Исследованием жизни Епифания Монаха занимались (нем.) , В. Г. Васильевский , Ф. Дворник , Герхардт Каль ( нем. Gerhard Kahl ) и А. Ю. Виноградов .

И. Дрезеке опроверг отождествление В. Г. Васильевским Епифания Монаха с автором «Описания Святого Града». Время жизни Епифания Монаха впервые установил Ф. Дворник, детали его биографии — Г. Каль и А. Ю. Виноградов .

Примечания

  1. Виноградов А. Ю. // Православная энциклопедия . — М. , 2008. — Т. XVIII : « Египет древний Эфес ». — С. 582. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-032-5 .
  2. Vat. Ottob. gr. 421, XIV—XV вв.
  3. 225. 85; 57. 17—32.
  4. BHG , N 1049.
  5. BHG, N 1092k.
  6. РНБ . Греч. № 96. Л. 98—99 об., XI в.
  7. Творогов О. В. от 26 ноября 2019 на Wayback Machine // Словарь книжников и книжности Древней Руси : [в 4 вып.] / Рос. акад. наук , Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом) ; отв. ред. Д. С. Лихачёв [и др.]. Л. : Наука , 1987—2017. Вып. 1 : XI — первая половина XIV в. / ред. Д. М. Буланин , О. В. Творогов. 1987.
  8. BHG, N 94d, 95b, 95d и 102.
  9. BHG, N 109.
  10. BHG, N 102.
  11. BHG, N 100.
  12. BHG, N 101.

Издания произведений

  • Amaduzzi G. C. Anecdota litteraria. R., 1774. Vol. 3. P. 39—83;
  • / cura Alberti Dressel. Parisiis; Lipsiae, 1843. P. 13—44;
  • Patrologia Graeca ;
  • . — СПб., 1868. — Стб. 363—379;
  • Порфирьев И. Я. Апокрифы новозаветные. — С. 96—99; 295—311;
  • Франко . Апокрифы. — Т. 2. — С. 370—383.
  • Kahl G. Die geographischen Angaben des Andreasbios (BHG 95b und 102): Diss. Stuttg., 1989;
  • Греческие предания о св. ап. Андрее. — СПб., 2005. — Т. 1 : Жития / Изд. подгот. А. Ю. Виноградов .

Литература

  • . McClintock and Strong Biblical Cyclopedia;
  • Повесть Епифания о Иерусалиме и сущих в нем мест / Ред. : В. Г. Васильевский . — СПб., 1886. (ППС; 4);
  • Dräseke J. Der Mönch und Presbyter Epiphanios // BZ. 1895. Bd. 4. S. 346—362;
  • Dvornik Fr. The Idea of Apostolity in Byzantium and the Legend of the Apostle Andrew. Camb. (Mass.), 1958;
  • ᾿Επιφάνιος Μοναχός // ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 808—809;
  • Mango C. A Journey Around the Coast of the Black Sea in the 9th Century // Palaeoslavica. 2002. T. 10. Fasc. 1. P. 255—264;
  • PMBZ, N 1599;
  • Roig Lanzillotta L. Acta Andreae Apocrypha: A New Perspective on the Nature, Intention and Significance of the Primitive Text. Gen., 2007.
Источник —

Same as Епифаний Монах