Interested Article - Житие Богородицы
- 2021-09-13
- 1
« Житие Богородицы » — византийский агиографический памятник IX века, описывающий жизнь Богородицы и атрибутируемый писателю-агиографу Епифанию Монаху .
Текстология
Известно более 100 списков памятника . «Житие Богородицы» написано на основе ранневизантийского сочинения «Слово о родстве Пресвятой Богородицы» , от него сохранилось только начало ; его использовали Иоанн Дамаскин и Георгий Амартол .
Содержание
Житие содержит родословие Марии, рассказ о Её детстве и юности, включающий описание внешности Богородицы и Её нрава; далее рассказывается об основных событиях жизни Марии: обручении с Иосифом , Благовещении , Рождестве Иисуса , бегстве в Египет . Коротко повествуется о жизни Христа: о Крещении , творимых Им чудесах ; описана внешность Иисуса. Завершается Житие рассказом об Успении Богородицы , сюжет которого заимствован из апокрифических сказаний.
На Руси
В русской традиции перевод Жития известен по крайней мере с XIV века. Известны два варианта Жития, которые, вероятно, отражают переводы разных греческих редакций .
Первый вариант носит название «Епифания, иеромонаха обители Каллистратовы о житии и о воспитании и летнаго показания пречистыя и преблагословенныя владычица нашея Богородица и приснодевы Мария» (начало: «О воистину истиной богородицы и приснодеве Марии мнози поведаша; пророци убо различными образы…») . Особая разновидность этой версии имеет вставку апокрифического сказания об иерействе Иисуса Христа . В этом же списке Минеи этой разновидности текст разбит на фрагменты, которые предваряются указаниями на источники: «Афродитияна Персиянина», «Иакова евреянина», «Евсевия Памфила» и др.
Второй вариант опубликован в составе Великих Четьих-Миней под 8 сентября. Носит название: «Иже во святых отца нашего Епифания слово на рождество святыя Богородица, о житии Ея, о рождестве и о успении» (нач.: «Известней и истинней богородици приснодевей Марии мнози бо провозвестиша древний учители; пророци убо многими видении…»). Самые ранние известные списки этого варианта относятся к XV веку .
К греческому оригиналу ближе второй вариант. Первый вариант в ряде случаев существенно отличается от греческого текста, он несколько пространнее его. Но в отдельных случаях именно он ближе к оригиналу .
Значение
Является важнейшим источником для реконструкции ранних преданий о жизни Богородицы. «Житие Богородицы» Епифания было самым популярным житием Богородицы в Византии, сохранилось более 100 списков . Второй вариант русского перевода Жития был использован составителем Летописца Еллинского и Римского второй редакции . Выписки из Жития встречаются в сборниках. В частности, в них содержится описание внешности и нрава Марии .
Примечания
- ↑ Творогов О. В. от 26 ноября 2019 на Wayback Machine // Словарь книжников и книжности Древней Руси : [в 4 вып.] / Рос. акад. наук , Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом) ; отв. ред. Д. С. Лихачёв [и др.]. Л. : Наука , 1987—2017. Вып. 1 : XI — первая половина XIV в. / ред. Д. М. Буланин , О. В. Творогов. 1987.
- ↑ Виноградов А. Ю. // Православная энциклопедия . — М. , 2008. — Т. XVIII : « Египет древний — Эфес ». — С. 582. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-032-5 .
- Об изданиях греческих списков см.: BHG , t. 3, р. 125—126.
- BHG, N 1049.
- BHG, N 1092k.
- РНБ . Греч. № 96. Л. 98—99 об., XI в.
- РНБ , Солов. собр., № 1050; РГБ , собр. Тр.-Серг. лавры , № 171, 663 и 775. Текст издан И. Я. Порфирьевым по рукописи ГПБ , Солов. собр., № 1050.
- Издана Порфирьевым по списку Минеи ГПБ, Солов. собр., № 811/921.
- Входят в состав сборников: РНБ, собр. Погодина, № 67; РГБ, собр. Тр.-Серг. лавры, № 748 и 788, сборника БАН , 13.2.24 и др.
- Творогов О. В. Древнерусские хронографы. — Л., 1975. — С. 144, 290—293. Автор Жития ошибочно назван Епифанием Кипрским .
Издания
- / cura Alberti Dressel. Parisiis; Lipsiae, 1843. P. 13—44;
- Patrologia Graeca ;
- . — СПб., 1868. — Стб. 363—379;
- Порфирьев И. Я. Апокрифические сказания о новозаветных лицах и событиях, по рукописям Соловецкой библиотеки. — СПб., 1890. — С. 96—99;
- Житие Пресвятой Богороды. Епифаниа иеромонаха, обители Калистратовы, о житии и о воспитании, и летнаго показаниа Пречистыя и Преблагословенныя Владычица нашея Богородица и Приснодевы Мариа // Порфирьев И. Апокрифические сказания о новозаветных лицах и событиях, по рукописям Соловецкой библиотеки. — СПб., 1890. — С. 295—311 (см.: Игумен Иосиф (Крюков) . . — С. 87);
- Франко . Апокрифы. — Т. 2. — С. 370—383.
Ссылки
- // Рукопись № 171. (1674.) Иоанна Лествичника и аввы Дорофея книги с прибавлениями, полууст. , первой половины XV века, в четверть, 408 л. Фонд 304.I. Главное собрание библиотеки Троице-Сергиевой лавры .
- // Рукопись № 748. (1647). Сборник и книга Григория Синаита, полууст., XV века, в четверть, 456 л., без начала. Фонд 304.I. Главное собрание библиотеки Троице-Сергиевой лавры.
- // Рукопись № 788. (1649). Сборник, полууст., ХVІ века, в четверть, 544 л. Фонд 304.I. Главное собрание библиотеки Троице-Сергиевой лавры.
- // Рукопись № 664. (404). Минея четья мес. сентябрь, полууст. крупный, ХVІІ века, в лист, 616 л. Фонд 304.I. Главное собрание библиотеки Троице-Сергиевой лавры.
- 2021-09-13
- 1