Interested Article - Коттоновский Генезис

Ко́ттоновский Ге́незис или Коттоновская книга Бытия ( англ. the Cotton Genesis ), по В. Н. Лазареву Коттонова Библия — богато иллюминированная рукопись ветхозаветной книги Бытия на греческом языке, датируемая рубежом V и VI веков. Название — по Коттоновской библиотеке , в которой она хранилась. После пожара 23 октября 1731 года в вестминстерском (англ.) от рукописи остались 134 фрагмента пергамента , сильно обгоревшие и сморщившиеся от температуры.

Первоначальная рукопись

Согласно наиболее вероятной реконструкции, в Коттоновском генезисе был 221 лист, первоначальный размер страниц примерно 35×30 см. В тексте было 360 миниатюр-иллюстраций, заключённых в рамки. Вероятно, книга Бытия никогда в истории не иллюстрировалась столь щедро . В миниатюрах активно использовалась позолота, текст выполнен парадным унциальным почерком, в одну колонку, по 27-30 строк.

Место создания рукописи неизвестно, обычно указывают предельно широко на восточное Средиземноморье. Акцент в иллюстрациях на истории Иосифа и египетских пейзажах интерпретировался как свидетельство египетского происхождения рукописи , однако такая прямолинейная трактовка оспаривается . К. Вейцман указывает также на стилистическое сходство с александрийским « папирусом возничих ».

История рукописи до пожара

Известно, что в начале XIII века рукопись была в Венеции . Возможно, она попала туда в качестве трофея после разгрома Константинополя в 1204 году . Её миниатюры (или копии с них) использовались в качестве оригиналов для мозаик северо-западного угла собора Святого Марка . Необычность иконографии не оставляет сомнений в прямой связи между этими изображениями. Впервые это сходство было замечено финским учёным И. И. Тикканеном в 1888 году. Использование книжной миниатюры в качестве образца для монументальной мозаики в средневековом искусстве уникально.

В начале XVI века с рукописи, всё ещё находившейся в Венеции, грек Маркос Ватас скопировал четыре миниатюры в качестве маргиналий к комментированному Генезису, ныне хранящемуся в Вене (не путать с древним Венским Генезисом ). Вероятно, в 1526 году рукопись купил Реджинальд Поль , внук герцога Кларенса и троюродный брат Генриха VIII (впоследствии деятель Контрреформации, кардинал и архиепископ Кентерберийский при Марии I), затем она принадлежала Роберту Уэйкфилду (ум. 1537), библеисту из Оксфордского университета , а затем его брату Томасу, работавшему в Кембридже. Томас оставил на кодексе владельческую надпись. Замечено, что Томас Уэйкфилд сравнивал Коттоновский Генезис с печатной Библией 1526 года и выписывал варианты «древнейшего кодекса» . В 1540 году Томас Уэйкфилд был назначен Генрихом VIII королевским профессором древнееврейского языка и, по-видимому, в благодарность подарил книгу королю. Легендарная версия, согласно которой Генезис якобы был преподнесён Генриху двумя греческими монахами из города Филиппы в Македонии (в XVI в. бывшего в руинах), впервые появилась только в 1620-е годы.

Елизавета I передала кодекс Джону Фортескью (ум. 1607), а к 1611 году рукопись была уже в коллекции Роберта Коттона .

К моменту пожара в рукописи отсутствовала примерно четверть страниц и треть миниатюр . Французский антиквар Николя-Клод Фабри де Пейреск , бравший книгу у Коттона для работы в 1618—1622 г., скопировал часть текста и одну из миниатюр; его копия является важным источником для реконструкции рукописи.

Изучение после пожара

Самый большой из сохранившихся фрагментов — 175×50 мм. То, что не тронул огонь, сжалось от температуры примерно вдвое .

Большая часть Коттоновского Генезиса хранится в Британской библиотеке (шифр Lond. Brit. Lib. Cotton Otho B. VI), несколько фрагментов — в Баптистском Колледже в Бристоле. Фрагменты неоднократно изучались, расшифровывались, реконструировались и факсимильно воспроизводились. В 1857 году Лондонские фрагменты были изданы К. фон Тишендорфом . До середины XIX века Коттоновский Генезис считался самым древним и самым точным из сохранившихся списков Септуагинты ; сейчас он лишился приоритета, но по-прежнему относится к числу нескольких древнейших кодексов .

Примечания

  1. Лазарев В. Н. //  История византийской живописи. — М. : Искусство , 1986.
  2. Lowden J. The Cotton Genesis // McKendrick S. et al. Royal Manuscripts: the Genius of Illumination. — London: British Library, 2011. — P. 190—191.
  3. Weitzmann K., Kessler H. L. The Cotton Genesis: British Library, Codex Cotton Otho B VI. — Princeton: Princeton University Press , 1986.
  4. Carley J., Tite C. Thomas Wakefield, Robert Wakefield and the Cotton Genesis // Transactions of the Cambridge Bibliographical Society. — 2002, 12.3. — P. 246—261.
  5. Tischendorf. Monumenta sacra inedita. — Leipzig, 1857. — (nov. coll. II).
  6. Пожидаева А. В. от 15 февраля 2020 на Wayback Machine // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 9 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2019. С. 493—503.

Ссылки

Источник —

Same as Коттоновский Генезис