Interested Article - Мартиниан Белозерский

Мартиниан Белозерский (в миру Михаил Стомонахов ; около 1400— 1483 ) — преподобный Русской православной церкви . Ученик преподобного Кирилла Белозерского . Основатель Вожеозерского Спасского монастыря , игумен Ферапонтова и Троице-Сергиева монастырей. Память его празднуется в день преставления святого 12 (25) января , в день обретения мощей 7 (20) октября , а также в Соборе Вологодских святых в третью неделю по Пятидесятнице .

Ранние годы и монастырская жизнь

Согласно житию преподобного, родился он в Белозерском крае, в деревне Сяма близ Кирилло-Белозерского монастыря в крестьянской семье Стомонаховых и при рождении был наречён Михаилом. Примерно десяти лет от роду мальчик был приведён родственниками в Кирилло-Белозерский монастырь к преподобному Кириллу Белозерскому . Отрок сам упросил святого принять его в свою обитель.

Обучением отрока, по благословению преподобного Кирилла, занимался живший неподалёку от монастыря мирской дьяк Олеш (Алексей) Павлов. Впоследствии одним из послушаний Мартиниана стало списание книг. Коснулось его и монастырское послушание в хлебне и поварне. Все свои послушания будущий преподобный нёс со старанием и смирением. Житие отмечает раннее прилежание святого к строгой аскетической жизни: «И воспринимал он пост словно некое наслаждение, а наготу — словно прекрасное одеяние, и таким образом томил свою плоть воздержанием, по словам апостола, „плоть изнуряя, душу же просвещая“».

Способный и образованный юноша, исполненный монашеских добродетелей, ещё в юных годах был пострижен Кириллом Белозерским, а по возмужанию был сделан сначала клириком соборной церкви, а затем хиротонисан в иеромонаха .

Вскоре после преставления своего учителя (в 1427 году ), Мартиниан в стремлении к безмолвию ушёл за сто вёрст от монастыря и поселился на острове на озере Воже .

«Мартемьянов» монастырь

Ферапонтов монастырь, носивший название «Мартемьяновского»

Отшельничество Мартиниана на Вожеозере длилось недолго. Как это обычно бывает, узнав о подвигах кирилловского иеромонаха, к нему вскоре пришли другие иноки из Кирилловой братии и уговорили святого принять их. Вскоре была поставлена церковь, которую освятили во имя Преображения Господня . Так возник новый монастырь , получивший впоследствии название Вожеозерского Спасо-Преображенского .

Однако вскоре святой покинул основанный им монастырь, чтобы стать игуменом Ферапонтова монастыря . Ранее основатель монастыря преподобный Ферапонт Белозерский по настоянию можайского князя Андрея Дмитриевича покинул основанную им обитель, чтобы основать близ Можайска Лужецкий Рождества Богородицы монастырь . Очевидно, в Ферапонтовом монастыре не нашлось подготовленного инока, который продолжил бы дело прежнего настоятеля, поэтому братия упросила преподобного Мартиниана стать их игуменом. Мартиниан Белозерский ввёл в монастыре устав преподобного Кирилла, а также, прилагая усилия для благоустройства монастыря, вскоре привёл его в процветающее состояние. Поэтому именно Ферапонтов монастырь со времени игуменства там Мартиниана долгое время носил название «Мартемьяновского».

Преподобный Мартиниан и Василий II

Знакомство преподобного с великим князем Василием Тёмным произошло в 1447 году, когда тот, поддержанный большинством боярства, церковными иерархами и игуменами важнейших монастырей с новонабранным войском проходил через белозерские пределы. Великий князь посетил Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри. Встреча с Мартинианом, по всей видимости, произвела на него особое впечатление. Житие рассказывает, что великий князь, получив благословение у святого и выслушав наставления, пообещал приблизить его к себе. Действительно, вскоре преподобный был поставлен игуменом Троице-Сергиева монастыря . В декабре 1447 года Мартиниан Белозерский подписал послание иерархов Русской церкви Дмитрию Шемяке , уже как игумен Троице-Сергиева монастыря . Житие сообщает, что преподобный Мартиниан стал духовником великого князя.

Примечателен случай, который показывает, насколько велик был авторитет святого у великого князя. Некий великокняжеский боярин, не названный в источниках по имени, «отъехал» от Василия на службу к тверскому князю. Желая вернуть боярина, князь просил Мартиниана о посредничестве, обещая боярину прощение. Святой выполнил просьбу князя, но по возвращении боярин был брошен в темницу. Узнав от родственников опального боярина о клятвопреступлении великого князя, Мартиниан срочно прибыл в Москву и со всей решительностью, пренебрегая принятым дворцовым этикетом, обличил Василия: «Зачем боярина того, мною призванного, моею душою, повелел оковать и слово своё преступил? Да не будет мое, грешного, благословение на тебе и на твоем великом княжении!» После этого святой столь же стремительно отбыл назад, в обитель Пресвятой Троицы. Князь, как это не удивительно, раскаялся в своём поступке , прибыл в Троице-Сергиев монастырь и просил прощения, а боярин был освобождён и восстановлен в своих правах.

В 1455 году преподобный оставил игуменство в Троице-Сергиевом монастыре и вернулся в Ферапонтов. Агиограф святого мотивирует его уход стремлением вернуться к безмолвию, которое было недостижимо для игумена большого, расположенного вблизи столицы монастыря. По другой версии, высказанной Николаем Борисовым , причиной удаления преподобного из Троице-Сергиева монастыря было его отрицательное отношение к убийству Дмитрия Шемяки, совершённого по указу великого князя (в 1453 году). Как и в деле с опальным боярином, преподобный был принципиален, чем и вызвал немилость Василия II. По меньшей мере, после 3 июля 1453 года в великокняжеских жалованных грамотах троицкий игумен перестаёт упоминаться по имени, что свидетельствует об охлаждении к нему Василия, более того, раздражении . Дата совпадает со временем, когда в Москве узнали об убиении Дмитрия. Преемником Мартиниана на игуменстве стал постриженик Пафнутиево-Боровского монастыря Вассиан (Рыло) . Он же стал и духовником великого князя.

Последние годы жизни и преставление преподобного

Однако и в Ферапонтовом монастыре ему не удалось в полной мере предаться безмолвию: братия упросила его занять должность монастырского строителя и продолжить попечение об устройстве обители.

В 60-х годах Пахомий Логофет именно со слов Мартиниана написал житие Кирилла Белозерского.

В последние годы жизни преподобный болел, но не оставлял ни келейного правила, ни общей церковной службы. Когда он уже не мог ходить, братия монастыря носила его на руках в храм, чтобы святой мог принять участие в монастырском богослужении.

Преставился преподобный Мартиниан Белозерский 12/25 января 1483 года .

Много выдающихся людей было среди учеников преподобного Мартиниана: одни заняли епископские кафедры, другие — места настоятелей в монастырях, руководителей иноческих братств, третьи просияли святостью жизни и прозорливостью.

Прославление и почитание

Нетленные мощи преподобного Мартиниана были обретены 7/20 октября 1513 года при погребении постриженника Ферапонтова монастыря и его ученика архиепископа Ростовского Иоасафа . К лику святых преподобный Мартиниан был причислен Макарьевским собором в 1547 году . В это же время было написано известное житие преподобного.

В 1641 году над могилой святого был возведён храм во имя преподобного Мартиниана .

19-20 октября 2013 года в Вологодской епархии праздновалось 500-летие обретения мощей преподобного Мартиниана Белоезерского. Богослужение проходило в храме преподобного Мартиниана Феропонтова монастыря. Богослужение возглавил правивший в то время архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан (Лазаренко) . Несмотря на сильный и холодный ветер, состоялся многолюдный крестный ход . К празднованию были приурочены двенадцатые Ферапонтовские чтения .

Ученики Мартиниана Белозерского

Примечания

  1. Следует отличать от ныне существующего (с 1520 года ) Важеозерского Спасо-Преображенского монастыря в Карелии .
  2. В житии написано: «Не из дальних ведь стран пришел отрок, но из одного из ближних волостей от святого, называемого Сяма». Встречается утверждение, что отрок происходил из другого близкого к Кириллову села Березник .
  3. В литературе встречается утверждение, что Михаил родительский дом покинул тайно.
  4. По некоторым спискам, «монастырский».
  5. Основанный преподобным Мартинианом Вожеозерский Чарондский Спасо-Преображенский монастырь упразднён в XVIII веке.
  6. Посвящение, характерное для монастырей, ориентированных на безмолвие ( исихию ).
  7. Осенью 1446 года захвативший Москву Дмитрий Шемяка пытался получить поддержку Церкви, собрав нечто вроде Церковного собора, но Собор высказался за освобождение ослеплённого и заключённого в Угличе Василия. В результате Василий был освобождён и получил в удел Вологду . Однако Шемяка так и не получил поддержки у большинства боярства и в декабре 1446 года был изгнан из Москвы сторонниками великого князя Василия.
  8. Послание Российского духовенства Углицкому князю Дмитрию Юрьевичу. 29 декабря 1447 года // Акты исторические. — Т. 1, № 40.
  9. Его внук великий князь Василий III в сходных обстоятельствах за отказ дать «опасную» (охранную) грамоту свёл митрополита Варлаама с митрополии и сослал его в Спасо-Каменный монастырь .
  10. Борисов предполагает, что история с беглым боярином произошла в 1454 году и имела иной исход, чем это описано в житии: Борисов Н. С. Иван III. — С. 138—139.
  11. Дата обращения: 29 января 2014. 3 февраля 2014 года.
  12. // vologda-eparhia.ru, 23.10.2013
  13. // vologda-eparhia.ru, 23.10.2013

Литература

  • Терентьева Е. Э. // Словарь книжников и книжности Древней Руси. — Ленинград, 1989. — Вып. 2, ч. 2. — С. 104—106.
  • // Жизнеописания достопамятных людей земли Русской (X – XX вв.). – М., 1991. – С. 138-146.
  • Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские / изд. подгот. Г. М. Прохоровым, Е. Г. Водолазкиным, Е. Э. Шевченко. — СПб.: Глаголь, 1994. — 321 с. — (Древнерусские сказания о достопамятных людях, местах и событиях). — ISBN 5-85381-016-2
  • Коновалов Ф. Я. // «Вологодская энциклопедия». — Вологда: ВГПУ, издательство «Русь», 2005. — C. 328—331 — 568 с. — ISBN 5-87822-271-Х
  • Сизова Е. А. Вновь открытая икона прп. Мартиниана Белозерского // Искусство христианского мира. — М., 2005. — Вып. 9. — С. 391—395.
  • Силина О. В., Шевченко Е. Э. // Православная энциклопедия . — М. , 2016. — Т. XLIV : « Маркелл II — Меркурий и Паисий». — С. 183—193. — 752 с. — 30 000 экз. ISBN 978-5-89572-051-6 .
Источник —

Same as Мартиниан Белозерский