Interested Article - Прокопий Устюжский

Проко́пий У́стюжский ( Прокопий Лю́бекский , нем. Prokopius von Ustjug und Lübeck ) (?), Любек (?) — 8 июля 1303 , Великий Устюг ) — блаженный ( юродивый во Христе ) чудотворец , святой Русской православной церкви .

Был любекским ганзейским купцом знатного прусского рода .

Жизнеописание

Мирское имя, фамилия, дата и место рождения — точно не установлены (по некоторым данным Jacob Potharst). В житии сказано, что он происходил из знатного рода любекских купцов - патрициев .

После смерти отца, который погиб в одном из сражений пруссов с немцами, Прокопий вынужден был покинуть Пруссию. Он погрузил свои богатства на корабли и отправился в Великий Новгород . В то время морской путь Любек - Новгород — привычный маршрут ганзейских купцов. В Новгороде располагалась контора-филиал Ганзы — новгородский Немецкий двор .

Прибыв около 1243 г. на кораблях с товарами в Великий Новгород , он был поражён множеством и красотой церквей и монастырей, доброгласным звоном многочисленных колоколов, набожностью и усердием народа к церковным службам.

Икона праведного Прокопия с житием
(1669 год, Великий Устюг, Краеведческий музей)

Любознательный молодой человек посетил храм Святой Софии и другие церкви и монастыри. Желая подражать подвигу иноков, он раздал все свои товары и завещанное ему отцом имущество городским нищим и бедным; пожертвовал его часть в незадолго до этого основанный ( 1192 г.) Варлаамо-Хутынский монастырь .

Здесь его наставником был старец Варлаам Прокшинич , который во всем подражал основателю обители Варлааму Хутынскому († 1192 г.)

После того, как Прокопия за праведную жизнь стали почитать новгородцы, он начал юродствовать:

«В день убо яко юрод хождаше, в нощи без сна пребываше, и моляшеся непрестанно Господу Богу» (Житие Прокопия, С. 16).

Позже он удалился из Новгорода, где его стали прославлять за нестяжательство, в Великий Устюг , где жил на паперти храма Успения Божией Матери.

Жил на подаяние , был одет в рубище. Спал блаженный обычно на сырой земле, на куче мусора или на камнях. Утешением для блаженного Прокопия была праведная чета — Иоанн Буга (принявший православие ханский баскак ) и жена его Мария, а другом и собеседником — блаженный Киприан , основатель Устюжской обители в честь Архистратига Михаила.

Чудо святого Прокопия

Моление Прокопия и Иоанна Устюжских иконе Благовещения

В 1290 году , согласно житию, Прокопий предвидел стихийное бедствие — сильную бурю с грозой, лесными пожарами и смерчем большой разрушительной силы, явившимися следствием падения метеорита в 20 верстах от Великого Устюга . За неделю до падения метеорита Блаженный Прокопий начал ходить по городу, призывая со слезами жителей Великого Устюга каяться и молиться, чтобы Господь избавил город от участи Содома и Гоморры . В течение недели праведник предупреждал о скором суде Божием , но ему никто не верил. Когда же разразилась буря, жители бросились в самое укрепленное и безопасное здание города — соборный храм, где застали молящегося за них и за спасение города Прокопия.

Церковное предание считает, что Прокопий молился перед древней иконой Благовещения, перенесённой позднее в Москву. В честь этой иконы, получившей название « Устюжское Благовещение », в Русской церкви 8 июля (по юлианскому календарю ) установлено празднование — «Знамение от иконы Божией Матери Благовещения во граде Устюге» . Однако исторические данные не подтверждают присутствие данной иконы в Устюге .

Память о святом

Прокопий прожил в юродстве 60 лет. После смерти он был причислен к лику . Церковное прославление блаженного Прокопия совершилось на Московском Соборе в 1547 году , память ему была установлена 8 июля (по юлианскому календарю ).

Прокопий Устюжский стал исторически первым святым, прославленным Церковью в лике юродивых. «Житие Прокопия» было составлено в XVI веке, то есть много спустя после преставления святого, сыном игумена Сольвычегодского монастыря Дионисия. По замечанию В. О. Ключевского житие, к сожалению, «плохо написанное, составленное из отдельных эпизодических рассказов, имеющих очень мало литературной связи» . По тексту «Жития Прокопия» можно определить источники, по которым оно составлено:

«Аз окаянный написах о житии и чудесех его втайне и сия предах Божиим церквам, а иное имех у себе и церковные повестницы за много лет, свитцы писанные приготовани быша про такова свята мужа» .

В честь святого назван город Прокопьевск . [ уточнить ]

См. также

Примечания

  1. . Дата обращения: 27 января 2018. 28 января 2018 года.
  2. St.Ljaschewski. Der Heilige Prokopij von Lübeck., S. 1.
  3. там же, S. 2.
  4. Варлаам Прокшинич (Алексей Михайлович Прокопинич (Прокшинич)) См. от 9 мая 2013 на Wayback Machine ( укр. )
  5. См.: Варлаам Хутынский (Алекса Михалевич) — от 4 мая 2008 на Wayback Machine
  6. . Дата обращения: 27 января 2018. 28 января 2018 года.
  7. от 2 апреля 2009 на Wayback Machine на сайте Православие.Ru
  8. Лазарев В. Н. Искусство Новгорода. М.-Л., 1947. С. 39-43
  9. В. Ключевский. Жития святых… С. 277

Литература

  • Житие преп. Прокопия Устюжского. СПб. 1893.
  • Ключевский В. О. Жития святых как исторический источник. М., 1871.
  • Жития святых, изложенные по руководству четьи-миней свят. Димитрия Ростовского. М., 1904.
  • Erzpriester Stephan Ljaschewski. Der Heilige Prokopij von Lübeck. — Hrsg. von Griech.-orthodoxe Kirche von Lübeck: Lübeck, 1948.
  • Ernst Benz. Russische Heiligenlegenden. Verlag: Waage, Zürich, 1953, 428—429, 283—292.
  • Iwan Kologriwow. Das andere Russland. Versuch einer Darstellung des Wesens und der Eigenart russischer Heiligkeit. München, Manz, 1958, 379 S.
  • Michael Evdokimov. Russische Pilger. Vagabunden und Mystiker. Salzburg: O. Müller, 1990, 238 S.
  • Иванов С. A. Византийское юродство. М.: Международные отношения, 1994.
  • Житие святого праведного Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца. Aрхеогр. и текстол. подг., пер. Л. И. Щеголева. Сост.: С. В. Завадская. М., 2003.
  • Власов А. Н. Житийные повести и сказания о святых юродивых Прокопии и Иоанне Устюжских. СПб., Изд. Олега Абышко, 2010, 640 с.

Ссылки

  • .
Источник —

Same as Прокопий Устюжский