Феодорит Кирский
- 1 year ago
- 0
- 0
Феодори́т Ко́льский ( 1481 , Ростов — 17 августа 1571 , Соловецкий монастырь ) — архимандрит Русской церкви , просветитель лопарей (саамов) . Прославлен в лике преподобных . Стал первым составителем письменности для саамов и первым переводчиком богослужебных текстов на саамский язык . Почитается в соборе Кольских , Вологодских , Соловецких , Новгородских святых.
Сведения о жизни преподобного Феодорита известны из жития, написанного его духовным сыном князем Курбским , включённого им в «Историю о великом князе Московском». «Соловецкий патерик» лишь цитирует Курбского, ничего не добавляя к «Житию» старца . Сведения, приведённые князем, подтверждены другими историческими документами и, таким образом, подтверждена достоверность приведенных им сведений .
Преподобный Феодорит родился в Ростове в 1481 году . Нельзя с определённостью сказать, где святой получил своё хорошее образование (хорошо знал богословие и греческий). О. Митрофан предполагает, что это мог быть ростовский монастырь во имя святителя Григория Богослова , где ранее обучался его земляк просветитель зырян Стефан Пермский . Однако в книге о Варлааме Керетском он упоминает Шуереченский скит, как «центр русской книжности»: «Именно здесь он (Феодорит) и другие юные монахи и послушники формировались как книжники и богословы…» .
С 12 лет подвизался в Соловецкой обители переписчиком книг. Примерно в 1494 году Феодорит поступил в послушание к старцу Зосиме в пу́стыне на реке Шуя , где в течение 15 лет постигал основы монашеской жизни. В 1509 году Феодорит архиепископом Новгородским Серапионом был поставлен иеродиаконом . Прожив после этого некоторое время в скиту Зосимы, он отправляется в странствие по монастырям. Он посещает преподобного Александра Свирского и заволжских старцев . Незадолго до смерти Зосима призвал своего ученика, и Феодорит поспешил на Шую. После смерти своего духовного отца Феодорит удалился для уединённого жительства к необитаемому тогда устью Колы . Здесь он встретил отшельника по имени Митрофан, прожившего в этих лесах около пяти лет (по всей видимости, речь идёт о Трифоне Печенгском ), построил келью и начал свои монашеские подвиги.
Вскоре пустынник Феодорит начал миссионерскую деятельность среди лопарей : летом — в становищах рек Ваенги и Туломы , зимой — среди тех лопарей, которые приходили к реке Коле для сезонной охоты. После семи лет непрестанных трудов были крещены лопари погостов на реке Ниве и часть северо-восточных лопарей. В 1526 году в устье реки Нивы поставлена и освящена церковь во имя Иоанна Крестителя , ставшая началом погоста , а в настоящее время — города Кандалакши . К 1531 году в районе первоначальной кельи просветителя возник погост православных лопарей и построено две церкви — Благовещенская и Никольская, ставшие началом будущего города Колы .
Несмотря на яростное противодействие местных колдунов-нойдов, проповедь миссионеров привела к обращению части местного населения в христианство. Успехи проповеди вызвали необходимость церковного строительства, священников для окормления вновь обращённой лопи . В 1530 году Феодорит и Митрофан отправляются в Новгород к архиепископу Макарию . Миссионеры возвращаются на Север со строителями для строительства церквей. Вместе с ними от новгородского архиепископа идёт иеромонах Илия, который должен освятить вновь построенные храмы. В 1532 году Феодорит с иеромонахом Илиёй освятили церкви на Ниве, Поное , Коле и Печенге .
В 1533 году Феодорит ушёл в Великий Новгород для рукоположения в сан священника . В 1534 году он был рукоположён во иеромонаха и стал духовником новгородского архиепископа Макария , будущего митрополита Московского.
После рукоположения Феодорит отправился не на Север, а в Белозерский край. Какое-то время он провёл в Кирило-Белозерском монастыре . В конце 1530-х годов жил четыре года в Белозерской Порфириевой пустыне. По всей видимости, именно здесь он занимался составлением письменности для саамов и переводом c церковнославянского на саамский язык богослужебных текстов . За основу созданной им письменности была, вероятно, взята письменность, созданная в 1372 году для пермского (древнезырянского) языка святителем Стефаном Пермским (около 1340/1345—1396) на основе кириллицы и так называемых « пасов » (родовых значков) . Здесь, в Порфириевой пустыне он сблизился со старцем Артемием и другими видными представителями нестяжателей «второй волны».
Около 1540 года Феодорит с богатыми дарами и в сопровождении других монахов вернулся на Колу, где основал общежительный Троицкий Усть-Кольский монастырь . Братию монастыря пополнили и новообращённые лопари. В этот период он крестил более двух тысяч лопарей. Однако в 1548 году братия обители изгнала настоятеля из-за «слишком жёсткого» устава . Вскоре подвижником был основан Кандалакшский монастырь , в котором он игуменствовал с 1548 по 1551 годы.
В 1551 году по ходатайству Артемия, ставшего к тому времени игуменом Троице-Сергиевого монастыря , Феодорит был поставлен игуменом Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале . Здесь он проявил себя как ревнитель благочестия и строгого монастырского устава . Однако его деятельность вызвала недовольство как среди монашеской братии этого богатого и влиятельного монастыря, так и суздальского епископа Афанасия (Палецкого) , которого он прямо обличал в сребролюбии и пьянстве. На соборе 1554 года , где он выступал свидетелем по делу Артемия, своими противниками был «уличён» в дружбе с Артемием и обвинён в ереси . Однако еретичность ни Артемия, ни, тем более, Феодорита доказать не удалось. Артемий был всё же осужден собором за иные вины и сослан в Соловецкий монастырь под строгий надзор игумена. Феодорит же упоминается в монастырских документах как игумен и после собора вплоть до октября 1554 года . Уже после собора стараниями суздальского епископа Феодорит был сослан в Кирило-Белозерский монастырь, где ранее игуменствовал Афанасий. Лишь заступничеством митрополита Макария преподобный был освобождён из заточения. После этого какое-то время Феодорит провёл в ярославском Спасо-Преображенском монастыре .
В январе 1557 года преподобный был направлен в Константинополь , чтобы добиться от восточных патриархов признания царского титула, принятого Иваном Грозным в 1547 году . Кроме этого поручения, ему были даны тайные инструкции и поручения, связанные с выяснением общей политической обстановкой в Османской империи . В своей поездке, которая длилась почти год, он посетил Афон и Иерусалим . Поручение было выполнено блестяще, и царь, желая оказать милость своему искусному дипломату, предложил ему щедрые дары и церковную власть, какую святой захочет. Отказавшись от всех соблазнов, святой отвечал: «Одного прошу — да с покоем и со безмолвием в келье до исшествия моего да пребуду». После этого путешествия Феодорит поселился в Вологодском Спасо-Прилуцком монастыре , откуда неоднократно ездил к крещённым им лопарям, на реку Колу.
В 1562 году в связи с бегством князя Курбского в Литву Феодорит был подвергнут допросу. «В описи царского архива XVI века указаны „речи старца от Спаса из Ярославля, попа черного, отца духовного Курбского“» .
Некоторые сведения о последних годах жизни преподобного содержатся в «Сообщении о земле Лопии» голландского купца Симона ван Салингена, который сообщает о своей беседе с «русским философом» в 1568 году. Своего собеседника голландец называет Feodor Zidenowa, но текст оставляет мало сомнений, что речь идёт именно о преподобном Феодорите: «Он написал историю Карелии и Лапландии , а также осмелился составить письменность для карельского языка, на котором никогда ни один человек не писал. Так, он показывал мне алфавит и рукопись, „Символ Веры“, „Отче наш“, а также изложение им самим испытанного» . Согласно этому сообщению преподобный Феодорит написал историю Карелии и Лапландии, а также записки о своей жизни, которые до наших дней не дошли.
Незадолго до своей смерти Феодорит удалился на Соловки , где мирно скончался 17 августа 1571 года и был погребён у южной стены Спасо-Преображенского собора.
Уже при жизни Феодорит прославился многими чудесами. В рукописях ходят народные канон , акафист и молитвы чудотворцу, спорные как по содержанию, так и по своим литературным достоинствам.
Впрочем, за прошедшие четыре столетия с момента его смерти так и не был прославлен и в Святцах не упоминался. Причиной такого забвения славных деяний великого подвижника явилось то, что Феодорит, вместе с другими « заволжскими старцами » после Соборов 1553—1554 годов оказался в опале . Потому, несмотря на очевидную высоту духовной жизни старца и его миссионерские подвиги, титла святости он так и не сподобился, хотя к концу XIX века уже упоминался как « блаженный » .
30 августа 2002 года в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, что в городе Коле, состоялось местноепархиальное прославление святого Феодорита Кольского, просветителя лопарей, в лике преподобного .
Память совершается в Соборе Кольских святых — 15 (28) декабря и местно — в день смерти — 17 (30) августа . Служба совершается по Общей Минее в соединении со службой Попразднества Успения Пресвятой Богородицы (без чина погребения Богородицы).
Существует деревянная церковь на подворье Трифоново-Печенгского монастыря в Мурманске , домовая церковь в Североморске и одна часовня во имя преподобного Феодорита. Стараниями епископа Митрофана (Баданина) были составлены житие, тропарь и кондак преподобного Феодорита Кольского.
В 2019—2020 годах в Кандалакше население участвовало в сборе средств на возведение в городе памятника Феодориту Кольскому . 29 августа 2021 года памятник Феодориту Кольскому был торжественно открыт на главной площади города. Мероприятие прошло в рамках празднования 450-летия со дня кончины преподобного, память которого отмечается 30 августа. Автор памятника — заслуженный художник России, академик Российской академии художеств скульптор .