Архангельский собор (Московский Кремль)
- 1 year ago
- 0
- 0
Це́рковь Ризоположе́ния ( Церковь Положения Ризы Пресвятой Богородицы, Ризоположенская церковь ) — православный храм на Соборной площади Московского Кремля , освящённый в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне . Был построен в 1484—1485 годах, служил молельней московских митрополитов , а с учреждением патриаршества стал домовой церковью патриархов .
Церковь была построена в 1450 году как домовой храм московских митрополитов. Святитель Иона приказал основать церковь при его дворе в память об избавлении от нашествия Ордынского царевича Мазовши , произошедшего под Москвой 2 июля 1451 ( 19 июня 1451 ), — в день празднования Положения Ризы Богоматери .
В 1472 году храм сгорел вместе с двором. По заказу митрополита Геронтия его перестраивала в 1484—1485 годах артель псковских мастеров, возводившая Благовещенский собор . Новую одноглавую Ризоположенскую церковь освятили в августе 1486-го .
После Великого пожара 1547 года она была восстановлена митрополитом Макарием . Во второй половине XVI века северный и западный белокаменные порталы храма заменили кирпичными, подобными порталам собора Василия Блаженного . В 1589-м после учреждения на Руси патриархии храм, находившийся рядом с царским двором, стал домовой церковью русских патриархов .
Церковь пострадала в 1612 году во время оккупации Кремля польско-литовским гарнизоном под командованием Станислава Жолкевского . К 1624-му её отремонтировали, после чего устроили и освятили придел во имя святого Георгия . В том же году церковь снова пострадала от пожара и в 1627-м была восстановлена. Тогда же группа мастеров во главе с иконописцем Назарием Истоминым Савиным создала новый иконостас .
В 1644 году при патриархе Иосифе церковь перестроили: щелевидные окна давали мало света, поэтому он приказал «для свету прибавить окон, откосы и стены утёсывать, даже и у царских дверей» . Стены расписали фресками , в создании которых участвовали мастера Иван Борисов, Сидор Поспеев и Семён Абрамов. Росписи изображают Христа , пророков и царей, сцены из жизни Богоматери . Иосиф также подарил храму два подсвечника .
После строительства нового Патриаршего дворца и церкви Двенадцати апостолов в 1635—1636 годах Ризоположенскую передали государю, соединив с Теремным дворцом лестницей. Митрополиты и патриархи проходили в церковь со своего двора через северную паперть . Во второй половине XVII века западную и северную паперти преобразовали в закрытые галереи и устроили в них часовню Печерской иконы Божией Матери, в которой находилась одноимённая икона . На миниатюре 1673-го церковь изображена с луковичной главой и четырёхскатной кровлей. Несколько позже с южной стороны устроили ведущую к часовне лестницу, сгоревшую в пожаре 1682 года вместе с кровлей и иконным киотом .
К 1722 году церковь обветшала, сквозь крышу текла вода — к 1730-му от сырости стали осыпаться фрески. Средств не выделяли ни на починку, ни на дрова для отопления храма .
Во время Троицкого пожара 1737 года храм сильно пострадал: сгорела кровля, чудотворный образ обгорел . В том же году для иконы был сделан железный киот, а над церковными сводами возвели ещё один сомкнутый свод толщиной в кирпич . В следующем году для безопасности церковь и находившуюся при ней столовую палатку вместо тёса покрыли железом, сохранив прежнюю расцветку — зелёная глава, красная крыша. Работы проходили под руководством архитектора Ивана Мичурина .
В 1812 году во время оккупации Москвы церковь была разграблена и осквернена: вынесли утварь, иконы, ограбили оклады. Её вновь освятили в 1813-м. Последующий серьёзный ремонт, включавший починку кровли, замену полов и дверных полотен, роспись коридора и паперти, производились в связи с постройкой Большого Кремлёвского дворца в 1838—1849 годах. В 1855-м восстановили прежнюю роспись стен, а в следующем году обновлённый храм освятили . В XIX веке к западной стене пристроили часовню Богоматери Печёрской, разобранную при реставрационных работах в XX веке .
К началу XX века богослужения в церкви совершали два раза в год: 4 мая ( 21 апреля ) — в день Печерской Богоматери и 2 июля ( 19 июня ) — в храмовый праздник .
Церковь пострадала во время обстрела Кремля в 1917 году . Через год её, как и другие кремлёвские храмы, закрыли. В 1918-м был создан комитет по сохранению и раскрытию памятников древней живописи, возглавляемый Игорем Грабарём . Благодаря ему в соборах Кремля начала работу реставрационная группа под руководством отдела по делам музеев при Наркомпросе . В 1920—1922 годах под руководством Ивана Рыльского была разобрана крытая лестница от южного крыльца к Печерской часовне, восстановлен белокаменный портал и растёсанные окна. Северный и западный входы в 1932-м возобновлял Дмитрий Сухов . В результате реставрационных работ во главе со Львом Аркадьевичем Петровым, начатых в 1950-х годах , удалось вернуть храму облик XVII века, убрав поздние наслоения в живописи, выполненные в XIX столетии , восстановив древнюю форму иконостаса. В 1965-м в церкви открыли музей. Около 1980 года позолотили главу .
В начале 1990-х годов храм передали Русской православной церкви , и в 1993-м возобновили богослужения по престольным праздникам .
По состоянию на 2018 год северная галерея церкви используется как выставочное пространство, где представлены деревянная скульптура XV —XIX веков из Москвы, Новгорода , Ростова и монастырей Русского Севера , образцы церковного искусства: лики святых, иконы, кресты и другие рельефы . Всего в коллекции около 80 экспонатов .
К XX веку церковь Ризоположения претерпела множество перестроек и свой нынешний вид обрела в результате длительных реставрационных работ .
Четырёхстолпный , одноглавый трёхапсидный храм стоит на высоком подклете . Стены имеют килевидные завершения, алтарные выступы украшает аркатурный пояс . Апсиды понижены — их карниз находится в одном уровне с декоративным поясом основного объёма; этот приём является характерной чертой псковской архитектурной школы . Колонны , вертикально разделяющие фасад , арки на апсидах, порталы и фронтоны , шлемовидный золочённый купол придают облику церкви лёгкость. Над фризом расположены окна в строгих наличниках . Переход к световому барабану решён без парусов — место пересечения центральных коробовых сводов прорезано цилиндрическим барабаном световой главы. Барабан помещён на восьмигранный постамент, что соответствует псковской традиции . Снаружи стены членятся на прясла лопатками . Центральное прясло и венчающая его закомара значительно шире и выше боковых. С южной стороны сохранился перспективный портал с колонками, имеющими расширения — дыньки , и сноповидные капители , к которому ведёт высокое крыльцо. С трёх сторон церковь украшена фризом из терракотовых балясин и орнаментальных плит. Этот элемент декора похож на использованный при украшении апсид Благовещенского собора и Духовской церкви Троице-Сергиевой лавры . Апсиды, помимо аналогичного основному объёму фриза, украшены ещё декоративными полуколонками со сноповидными капителями, на которые опираются килевидные арочки. На центральных закомарах северного, западного и южного фасадов устроены неглубокие ниши-киоты ; они образованы полуколонками с килевидными арками, при этом боковые «створки» арок перекрывают половинки архивольтов .
Интерьер церкви отличается стилистическим единством: иконостас, роспись стен и убранство относятся к одному историческому периоду — первой половине XVII века .
Стены украшены фресками, выполненными в 1644 году царскими иконописцами Иваном Борисовым, Сидором Поспеевым и Семёном Абрамовым . Бо́льшую часть росписи составляют композиции на тему праздника Похвалы Пресвятой Богородице . Живопись двух верхних ярусов посвящена житию Богоматери, двух нижних — Акафисту Богородице. Храмовый образ «Положение ризы Божией Матери» выполнил Назарий Истомин . На южном столбе представлены русские князья ( Борис и Глеб , Андрей Боголюбский , Александр Невский и Даниил Александрович ), а на северном — восемь московских митрополитов . В храме сохранилось паникадило XVII века .
Большинство икон иконостаса были выполнены в 1627 году артелью мастеров под руководством Назария Истомина . Царские врата первоначально находились в соборе Спаса на Бору . После его демонтажа в 1932-м врата перенесли в храм Ризоположения. Справа от них находится храмовая икона «Положение ризы и пояса Богоматери», рядом с ней образ «Тихвинская Богоматерь». В центре деисусного ряда изображён «Спас на престоле», слева — Богоматерь, справа — Иоанн Предтеча , архангелы Михаил и Гавриил , апостолы Пётр и Павел , Василий Великий и Иоанн Златоуст , митрополиты Пётр и Иона. Выше изображены двенадцать основных церковных праздников , ещё выше — пророческий ряд . Над местным рядом расположены иконы- XVI—XVII веков . У иконостаса сохранились свечи XVII века, называемые «тощими»; это расписанные цветными красками деревянные подсвечники цилиндрической формы .