Interested Article - Лабрис

Ла́брис ( др.-греч. λάβρυς ), иногда пелек ( др.-греч. πέλεκυς ) — древнегреческий двусторонний боевой или церемониальный топор.

Минойская цивилизация

Лабрис был широко распространён в культуре догреческой минойской цивилизации . При раскопках критских дворцов были обнаружены гигантские лабрисы, выше человеческого роста. В отличие от Ближнего Востока, носительницами минойских лабрисов были не боги и жрецы, а исключительно богини и их жрицы. Распространено воззрение, что этот самый священный из религиозных символов критской цивилизации использовался жрицами при жертвоприношениях быков. Кроме того, поверхностное сходство слов «лабрис» и « лабиринт » породило устойчивую ассоциацию двухстороннего топора с Кносским лабиринтом и с Минотавром .

Американский археолог Мария Гимбутас видела в греческих лабрисах отголосок доиндоевропейского матриархального культа Великой Богини . С точки зрения Гимбутас и её последователей, критский лабрис, повторяя форму бабочки , символизирует материнское начало. Этим объясняется популярность лабриса в викканских церемониях.

Классическая Греция

Символ лабриса

На древнегреческих вазах обоюдоострый топор — именуемый «пелек» (πέλεκυς) — изображался как принадлежность Зевса-громовержца . В некоторых случаях изображения Зевсова топора сопровождаются зигзагообразными линиями, которые интерпретируются как схематичные изображения молний. На этом основании весьма вероятно, что для греков классического периода этот предмет символизировал молнию , повелителем которой и являлся Зевс.

Слово «лабрис» впервые упоминается в греческой литературе Плутархом . В «Греческих вопросах» этот историк сообщает, что Геракл , умертвив амазонку Ипполиту , передал её вооружение лидийской царице Омфале , потомки которой сохраняли его вплоть до киммерийского нашествия. После гибели царя Гигеса казна лидийских царей была разграблена карийцами , которые воздвигли статую Зевса Лабрандского и поместили в его руку топорик Ипполиты. Эпитет «Лабрандский» Плутарх объяснял тем, что «лабрис» на лидийском наречии означает « секира ».

По мнению современных исследователей, культ Зевса в Карии гораздо древнее, нежели это представлялось Плутарху, а эпитет «лабрандский» имеет совершенно иные корни.

Скифия

Если греческие и критские топоры имели преимущественно сакральное значение, обоюдоострый топорик скифов ( сагарис ) был по-настоящему грозным боевым оружием. О его использовании скифами пишет ещё Геродот , а Аристарх Самофракийский два века спустя приписывает его использование и амазонкам .

Новое время

Украшение с лабрисом, используемое феминистками-неоязычницами.
Лесбийский флаг с лабрисом.

Хотя древние авторы не могли согласиться, было ли у этого оружия одно лезвие или два, со временем произошло отождествление боевой секиры скифов и амазонок с сакральным топором греков. Первым свидетельством этой путаницы, скорее всего, является приведённое выше известие Плутарха о происхождении карийского лабриса от амазонки Ипполиты .

С другой стороны, греческий политик Иоаннис Метаксас (диктатор Греции в 1936 году) был убеждён в том, что лабрис являлся одним из первоначальных боевых атрибутов греческого воина, вследствие чего этому предмету отводилась значительная роль в символике и атрибутике греческих фашистов , которые находились у власти с 1936 по 1941 .

Использование символа лабриса в современном контексте

Лесбиянство и лесбийский феминизм

В 1970-х годах лабрис, из-за его ассоциации с амазонками , начал использоваться в лесбийском феминизме как символ женской силы и самодостаточности . Существует версия лесбийского флага с лабрисом, вписанным в чёрный треугольник на фиолетовом полотне . Некоторые ЛГБТ-организации называются в честь лабриса или используют его символ — например, объединение «Лабрис» в Кыргызстане .

Примечания

  1. Топор с одним лезвием назывался ἡμιπέλεκκον «полусекира», e.g. Il . 23.883.
  2. Laura Cottingham. (англ.) . — London: Cassell, 1996. — P. 59. — ISBN 0-304-33721-8 , 978-0-304-33721-7.
  3. (англ.) / Timothy Murphy. — Chicago, 2000. — P. 44. — ISBN 978-1-135-94234-2 , 1-135-94234-X.
  4. Nam-Hyun Um. (англ.) // Journal of Marketing Communications. — 2012-04-01. — Vol. 18 , iss. 2 . — P. 133–149 . — ISSN . — doi : .
  5. (англ.) . BBC Bitesize . Дата обращения: 20 апреля 2022. 10 февраля 2022 года.
  6. . labrys.kg . Дата обращения: 20 апреля 2022. 7 апреля 2022 года.
Источник —

Same as Лабрис