Interested Article - Дольчино

Дольчино ( итал. Fra Dolcino ; около 1250 1 июня 1307 ) — ересиарх , глава секты «апостольских братьев» ( апостоликов ) и связанного с ней народного движения на территории современных итальянских провинций Новара и Верчелли . Настоящее имя его осталось неизвестным, своё прозвище же, которое можно перевести как «Сладчайший», он, вероятно, получил за красноречие .

Биография

Обстоятельства происхождения Дольчино являются предметом многолетних дискуссий среди исследователей. Одни из них, опираясь на свидетельство учёного-гуманиста второй половины XIV века Бенвенуто Рамбальди из Имолы , считали его выходцем из знатной пьемонтской семьи гибеллинов , происходившей из Прато-Сезии в провинции Новара . Отец его, возможно, носил имя Джулио де Претиса, а мать принадлежала к старинному роду Торниелли, владевшему соседним замком Романьяно .

Другие, опираясь на сообщение его современника, известного инквизитора Бернара Ги , считали его незаконнорожденным сыном беглого священника из Верчелли . В 1980-х годах итальянский историк Раниеро Ориолли разыскал документ начала XIV века, в котором анонимный автор упоминает некого «Дульчино», сына пресвитера Джулио из Тареконтано в долине (англ.) из диоцеза Новара ( лат. nomine Dulcinus, filius presbyteri Iulii de Tarecontano Vallis Ossole diocesis Novariensis ) .

Наверняка известно лишь, что Дольчино получил неплохое образование и не позже 1291 года стал учеником Герардо Сегарелли , основателя секты «апостольских братьев» (1260), а после казни последнего в июле 1300 года возглавил её . Апостолики проповедовали братскую любовь и бедность, скорое пришествие царства истинной справедливости, и, под влиянием Иоахима Флорского , отрицали частную собственность . В сочинениях противников их учения встречались также бездоказательные обвинения в обобществлении жён, беспорядочных половых отношениях, традиционные, впрочем, для средневековых католических полемистов. Подругой самого Дольчино стала Маргарита Бонинсенья, происходившая из знатной семьи Арко-ди-Тренто .

В 1300 году Дольчино, пребывавший в изгнании в Далмации , объявился в Болонье , а в 1304-м — в Верчелли , после чего вместе со своими последователями поднял вооруженное восстание против властей, возможно, заручившись поддержкой изгнанного из Милана императорского викария Ломбардии Маттео Висконти . Его силы, по разным данным, насчитывали от 3 000 до 5 000 чел . Чтобы подавить это движение, враждебное феодальному строю и официальной церкви, и охватившее широкие крестьянские круги, папа Климент V объявил против него крестовый поход, поручив наём войск епископу Верчелли Райнерио дель Авогадро и выдав всем добровольцам индульгенции . Дольчино стойко отбивался в неприступных горах от папской армии, состоявшей главным образом из жителей Верчелли и Новары. Последним оплотом измученных голодом и холодом повстанцев стала (итал.) в Биеллских Альпах ( Пьемонт ), занятая ими 10 марта 1306 года , и затем основательно укреплённая. В битве 23 марта 1307 года погибло около тысячи апостоликов, а Дольчино и некоторые его ближайшие сподвижники были взяты в плен. 17 апреля 1307 года папа Климент издал по этому поводу специальную буллу , адресованную французскому королю Филиппу IV Красивому .

Хронист-современник Варфоломей Луккский в своей «Новой истории церкви» сообщает, что вместе с Дольчино было схвачено до 150 еретиков . На суде инквизиции пленники не отреклись от своих убеждений и были переданы в руки светских властей. Казнь состоялась 1 июня 1307 года в Верчелли .

Согласно одним источникам, сначала перед глазами Дольчино сожжена была на медленном огне его спутница Маргарита, бывшая беременной. Затем, после пыток раскаленными клещами, сожжению был предан он сам . Доминиканец Бернар Ги в своём «Руководстве инквизитора» (1323) сообщает, что предварительно «означенная Маргарита была разрублена на куски на глазах Дольчино; затем его также изрубили на куски. Изрубленные кости и плоть обоих казненных предали огню вместе с несколькими из их сообщников» .

Cвидетельства современников о Дольчино вообще довольно противоречивы, так, если анонимный автор комментария к «Божественной комедии» Данте сравнивает его с пророком Магометом , монах- кармелит Гвидо Пизанский в своем сочинении называет его «магом» и «чернокнижником» .

«В 1305 году в контадо Новары, в Ломбардии, — сообщает в своей хронике флорентиец Джованни Виллани, — жил некий фра Дольчино, монашек, не принадлежавший ни к какому ордену. Его заблуждение разделили многочисленные еретики обоего пола — бедные крестьяне и горцы, которым он проповедовал, что он истинный апостол Христа, что все имущество должно принадлежать общему братству и что женщины тоже должны быть общими, и это не помешает жить с ними, не опасаясь греха. Его ересь включала и другие мерзкие статьи, кроме того фра Дольчино утверждал, что папа, кардиналы и другие вожди церкви не исполняют свой долг и не соблюдают правил евангельской жизни, а он-де был бы достойным папой. За ним последовали более трех тысяч мужчин и женщин, которые удалились в горы и жили там сообща, наподобие зверей. Когда у них кончалась пища, они брали и захватывали ее, где находили, и так фра Дольчино царствовал два года. Под конец его приверженцы раскаялись в своей беспутной жизни и секта обезлюдела. Под конец у них вышли припасы, к тому же выпало много снега, и тогда новарцы схватили фра Дольчино и сожгли его вместе с его подругой Маргаритой и многими другими мужчинами и женщинами, разделявшими его заблуждение»

Несмотря на то, что после казни Дольчино движение апостольских братьев пошло на спад, сторонники их ещё долго действовали в Северной Италии, Южной Франции и испанских землях. Так, ещё в 1316 году вышеназванный Бернар Ги, будучи верховным инквизитором Тулузы , сообщал в своих письмах испанским прелатам, что обнаружил в своём округе несколько апостоликов и изгнал за Пиренеи , рекомендуя схватить их там и осудить. Благодаря названным им приметам, в Сантьяго-де-Компостела схвачены были и осуждены пятеро еретиков. Однако спустя пять лет в Тулузе был вновь арестован апостолик из Галисии Педро де Луго, которого на состоявшемся спустя год аутодафе заставили публично отречься от своих взглядов, заменив костёр пожизненным заключением .

По гипотезе академика С. Д. Сказкина , резкое ухудшение положения итальянского крестьянства в это время, связанное с обезземеливанием, ликвидацией деревенских коммун, вызвало социальный протест, вылившийся в восстание, облечённое в типичную для средневековья форму религиозной ереси .

Учение

Учение «апостольских братьев» (апостоликов) опиралось на широко распространившуюся во 2-й половине XIII века ересь иоахимистов (развивавших идеи Иоахима Флорского ), адептами которой, в частности, являлись представители отколовшегося от францисканского ордена радикального крыла «братцев» ( итал. fraticelli ) , а также на народные представления о близящемся конце света и установлении всеобщей социальной справедливости, вылившиеся в проповедь «евангельского коммунизма» .

Девизом апостоликов являлась фраза на вульгарной латыни «Покайтеся, ибо грядёт Царствие Божие!» ( лат. Paenitentiagite, Quia Appropinquabit regnum caelorum ) .

В народе апостоликов считали монахами («братьями»), у которых были свои святые и реликвии. Они проповедовали идеал евангельской нищеты, покаяние, аскетизм, отказ от собственности. Идеал свободы заключался в освобождении от всех земных связей и привязанностей. Источники, исходящие из враждебного апостоликам лагеря, единодушно приписывают им общность жён. Вероятно, так трактовалось освобождение женщины от безусловного повиновения мужчине. У «апостольских братьев» женщины могли проповедовать и даже быть воинами.

Дольчино объявил себя наивысшим авторитетом на основании знания Ветхого Завета , который он толковал «сердцем». Отлучения, которым папа подвергал его сторонников, в глазах Дольчино не имели силы, ведь сам он обещал им полное отпущение грехов и вечное спасение.

Существовало три послания Дольчино ко всем верующим. Первые два известны в пересказе инквизитора Бернарда Ги (1316) ; о содержании третьего сведений нет.

1-е послание датируют августом 1300 года. Здесь были рассуждения иоахимитского толка о четырёх возрастах, или эпохах, истории человеческого рода. 1-й возраст, ветхозаветный, начинается от Адама; 2-й был эпохой евангельской бедности и целомудрия (начиная с пришествия Христа и проповеди апостолов); 3-й характеризуется стяжанием церковниками власти и богатств (начался со времени служения папы Сильвестра I и правления императора Константина). 4-я эпоха, предвестниками которой явились святые Франциск Ассизский и Доминик, начинается со времени деятельности Сегарелли и Дольчино; благодаря им должно произойти возрождение «духовной Церкви», сформированной апостоликами во главе с новым «святым папой», отождествляемым с 7-м ангелом Апокалипсиса (Откр 11. 15); он будет избран не кардиналами, а непосредственно Богом. В эту эпоху на апостоликов снизойдет благодать Св. Духа и они будут проповедовать до скончания времён. Зная о победе сицилийского короля Федериго II над гвельфами при Фальконарии (1299), Дольчино заявлял, что «папа будет свергнут, король Сицилии, Федериго Арагонский, через три года освободит церковь» , после чего сам он «будет посажен на престол блаженного Святого Петра» .

2-е послание Дольчино относят к концу 1303 года (в этом году был свергнут французами и вскоре умер папа Бонифаций VIII). Дольчино пророчествует: в 1304 году погибнут кардиналы и новый папа, которого свергнет король Фридрих II Сицилийский; в 1305 году будут свергнуты все прочие служители Церкви, и апостолики смогут проповедовать открыто. В подтверждение Дольчино ссылался на пророчество Исаии (Ис 16. 14).

На последнем этапе движения Дольчино оправдывал любые действия восставших, ссылаясь на слова апостола Павла: «Для чистых всё чисто; а для осквернённых и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» (Тит 1. 15).

Память

Памятник Дольчино на (итал.)
Памятная доска с именем Дольчино в Верчелли

В знак победы над апостоликами на горе Рубелло был построен храм в честь святого Бернарда.

  • К 600-летию событий (1907) представители местных рабочих организаций воздвигли на горе Рубелло обелиск высотой 12 м. Через 20 лет, при фашистском режиме Муссолини , он был разрушен. В 1974 году обелиск восстановили в виде небольшого столба.
  • В 2006 году открыта памятная доска, повествующая о горцах из Кампертоньо и других сёл, поддерживавших Дольчино.
  • С 1974 года при евангелической Церкви вальденсов в Биелле существует Центр изучения деятельности Дольчино, проводятся регулярные научные конференции и другие мероприятия. Центр издает книги и журнал «Rivista Dolciniana».
  • Дольчино упомянут в « Божественной комедии » Данте .
  • В историческом романе Умберто Эко « Имя Розы » (1980) неоднократно упоминается Дольчино и его учение, а один из персонажей монах Сальваторе является бывшим его соратником.
  • Образ Дольчино сохранился в итальянском народном фольклоре: здесь он предстаёт в виде сказочного героя.
  • В СССР в 1965 году была издана историческая повесть писателя и переводчика Станислава Жидкова о восстании Дольчино, адресованная детям среднего и старшего школьного возраста: Жидков С. Н. Дольчино. — М.: Детская литература, 1965.
  • В телесериале Джакомо Баттиато «Имя розы» (Италия-ФРГ, 2019), представляющем собой вольную экранизацию одноимённого романа Умберто Эко, где Дольчино лишь упоминается, роль последнего сыграл итальянский актёр Алессио Бони .

Примечания

  1. Dulcino // (исп.) : El portal de datos bibliográficos de la Biblioteca Nacional de España — 2011.
  2. от 25 декабря 2019 на Wayback Machine // Treccani. Enciclopedia online.
  3. от 25 декабря 2019 на Wayback Machine : платформа открытых данных — 2011.
  4. Самаркин В. В. от 25 октября 2018 на Wayback Machine . — М., 1971. — С. 80.
  5. Miccoli G. от 22 декабря 2019 на Wayback Machine // Dizionario Biografico degli Italiani. — Vol. 40. — Roma, 1991.
  6. Юсим М. А. от 5 июля 2020 на Wayback Machine // Православная энциклопедия . — М., 2007. — Т. XV. — C. 594.
  7. Orioli Raniero. Venit perfidus heresiarca. Il movimento apostolico-dolciniano dal 1260 al 1307. — Rome, 1988.
  8. от 11 июля 2019 на Wayback Machine // Электронная библиотека Marco Binetti.
  9. Turley Thomas. от 26 октября 2020 на Wayback Machine // Medieval Italy: An Encyclopedia. — Vol. I. — New York; London, 2004. — p. 300.
  10. Bozoky Edina. от 25 июля 2019 на Wayback Machine // Encyclopaedia Universalis.
  11. от 25 декабря 2019 на Wayback Machine // Dizionario di Storia. — Roma: Treccani, 2010.
  12. Гуковский М. А. Итальянское Возрождение. — Л.: ЛГУ, 1990. — С. 87.
  13. Arnaldo Casa. от 20 сентября 2019 на Wayback Machine // Festival del Medioevo. — Gubbio, 2019.
  14. Самаркин В. В. Восстание Дольчино. — С. 79.
  15. Ли Генри Чарльз . История инквизиции в Средние века. — Т. II. — М.: Ладомир, 1994. — С. 242.
  16. Panzanelli Giulia. от 31 октября 2021 на Wayback Machine // Medievaleggiando.it
  17. Григулевич И. Р. История инквизиции. — М.: Наука, 1970. — С. 154; Mariotti L. Historial memoir of Frà Dolcino and His Times. — London, 1853.
  18. Цит. по кн.: Дюби Ж . Европа в средние века / Пер. В. Колесникова. — Смоленск: Полиграмма, 1994. — С. 203.
  19. Самаркин В. В. Восстание Дольчино. — С. 82-83.
  20. Виллани Дж. от 31 декабря 2019 на Wayback Machine / Пер. М. А. Юсима. — М.: Наука, 1997. — С. 254-255.
  21. Ли Генри Чарльз . История инквизиции в Средние века. — С. 245.
  22. Карева В. В. от 29 ноября 2014 на Wayback Machine // Средние века. — Вып. 38. — М., 1975. — С. 205.
  23. История литературы Италии / Под ред. М. Л. Андреева, Р. И. Хлодовского . — . — М.: ИМЛИ РАН, «Наследие», 2000. — C. 283.
  24. Гуковский М. А. Итальянское Возрождение. — С. 86.
  25. Arnaldo Casa. от 20 сентября 2019 на Wayback Machine // Festival del Medioevo.
  26. Осокин Н. А. История альбигойцев и их времени. — М.: ООО «АСТ», 2000. — С. 766.
  27. Нелли Рене. Катары. Святые еретики. — М.: Вече, 2005. — C. 57.

Литература

  • Гаусрат А. Средневековые реформаторы: Арнольдисты. Вальденцы. Франциск Ассизский. Сегарелли. Дольчино / Пер. с нем. — 2-е изд. — М.: Либроком , 2012. — 328 с. — (Академия фундаментальных исследований: история). — ISBN 978-5-397-02425-9 .
  • Самаркин В. В. от 31 мая 2013 на Wayback Machine : Учебно-метод. пособие для студентов-заочников II курса ист. фак-та гос. ун-тов. — М.: Издательство МГУ , 1971. — 92 с.
  • Сказкин С. Д. Восстание Дольчино // Сказкин С. Д. Из истории социально-политической и духовной жизни Западной Европы в средние века. — М., 1981. — С. 47–53.
  • Сказкин С. Д. Исторические условия восстания Дольчино // Сказкин С. Д. Из истории социально-политической и духовной жизни Западной Европы в средние века. — М., 1981. — С. 249–263.
  • Giovanni Miccoli. от 22 декабря 2019 на Wayback Machine // Dizionario Biografico degli Italiani. — Volume 40. — Roma: Istituto dell'Enciclopedia Italiana Treccani, 1991.
  • Gustavo Buratti. L'anarchia cristiana di fra Dolcino e Margherita. — Pollone: Leone & Griffa, 2002. — 93 p.
  • Michele Spadaccini. Fra Dolcino: eresia, profezie e supplizio. — Milano: RCS Mediagroup, 2019. — ill, 157 p. — (I grandi processi della storia, 33).
Источник —

Same as Дольчино