Interested Article - Апостольский дворец

Апо́стольский дворе́ц ( итал. Palazzo Apostolico , также Ватиканский дворец и Папский дворец ) — официальная резиденция папы римского , расположенная в Ватикане . Официально — Дворец Сикста V ( лат. Palatium Sixti V ).

В комплекс зданий Апостольского дворца входят Папские апартаменты , правительственные учреждения Римско-католической церкви , несколько часовен, ватиканские музеи и библиотека Ватикана . Залы для аудиенций располагаются на третьем этаже дворца, среди них , Зал консисторий, Большой и Малый тронные залы, папская библиотека (кабинет папы и помещение для частных аудиенций). На четвёртом этаже находятся помещения папского секретариата. Во дворце — более 1000 помещений, имеющих мировую известность, благодаря находящимся в них величайшим произведениям искусства — Сикстинская капелла и её знаменитые фрески потолка, выполненные Микеланджело (восстановленные в 1980—1990 годах) и Станцы Рафаэля .

До переноса столицы Италии в Рим в 1871 году летней резиденцией папы служил Квиринальский дворец . Другая папская резиденция находится в Латеранском дворце , а в городке Кастель-Гандольфо располагается загородная летняя резиденция.

История постройки

План северной части Апостольского дворца ( Rodolfo Lanciani , 1893—1901)
План южной части Апостольского дворца ( Rodolfo Lanciani , 1893—1901)

О начале постройки Ватиканского дворца нет точных сведений, одни приписывают её Константину Великому , другие относят первоначальную постройку ко времени папы Симмаха (VI век). Достоверно только то, что во время приезда Карла Великого в Рим для коронования, резиденцией папы Льва III служил дворец на Ватиканском холме, но затем дворец был запущен, и резиденция папы перенесена в Латеранский дворец. Только со времени возвращения пап из Авиньона (1377) Ватикан стал постоянной папской резиденцией и расширился целым рядом грандиозных пристроек.

При Сиксте IV (1471) построена знаменитая Сикстинская капелла . При Иннокентии VIII (1490) воздвигнут вблизи от Ватикана Бельведерский дворец, который архитектором Донато Браманте был соединён с Ватиканом двумя великолепными галереями , по поручению папы Юлия II (1503). Браманте были также начаты окружающие двор св. Дамаза ложи, которые позже закончены и расписаны Рафаэлем и его учениками. Папой Павлом III построены капелла Паулинская и рядом с ней Царская зала ( Sala regia ). При Пии IV и Григории XIII появились северное и восточное крыла лож, а Сикст V построил поперечную галерею, в которой помещается Ватиканская апостольская библиотека. Климент XIV и Пий VI основали Музей Пия-Климента , а Пий VII Музей Кьярамонти и провёл вторую поперечную галерею Браччио Нуово (1817—1822). Григорий XVI основал музеи Этрусский и Египетский, и, наконец, папа Пий IX покрыл стеклянной крышей Ложи Рафаэля и построил четвёртую стену двора Св. Дамаза.

Описание дворца

Ватиканский дворец не представляет собою однородного архитектурного целого; это собрание дворцов, залов, галерей, капелл, по стилю и времени постройки, принадлежащих к разным эпохам и заключающих в себе беспримерное собрание сокровищ архитектуры, живописи и скульптуры. Во дворце насчитывают до 20 дворов, более 200 лестниц и 12000 комнат. По внешнему виду это неправильный четырёхугольник, тянущийся с юга на север в косом направлении от храма св. Петра . Продольные — восточный и западный фасады образованы двумя галереями, соединяющими старый Ватикан с Бельведером. Пространство между этими галереями разделено двумя поперечными галереями (Библиотечной и Браччио Нуово) на 3 двора. Первый, ближайший к Ватикану, называется «Бельведерским». В 3-м дворе разбит сад Giardino della Pigna . Другой большой сад ( Girardino Pontifico ) расположен на запад от дворца, на склоне холма, где находится вилла папы Пия IV , построенная Пирро Лигорио .

Южная (старейшая) часть дворца

Главный вход в Апостольский дворец осуществляется через Бронзовые врата ( Portone di Bronzo ) [ источник не указан 826 дней ] . Ворота традиционно охраняются швейцарскими гвардейцами и используются для приёма официальных лиц и делегаций. Бронзовые врата находятся со стороны правого крыла колоннады св. Петра , близ конной статуи Константина Великого . Пройдя через врата, посетитель попадает на Королевскую лестницу ( scala Regia ) с великолепной ионической колоннадой (спроектирована Джованни Лоренцо Бернини , построена при Урбане VIII ). Лестница ведёт в Королевскую залу ( Sala Regia ), служащую вестибюлем для Сикстинской и Паолинской капелл. Sala Regia украшена прекрасными фресками Вазари , , братьев Цуккаро , Сальвиати и Сичоланте [ источник не указан 826 дней ] .

Бронзовые врата на входе в Апостольский дворец Ватикана

Паолинская капелла замечательна двумя фресками Микеланджело («Обращение апостола Павла» и «Распятие ап. Петра»), значительно пострадавшими от копоти восковых свечей. Во время Пасхи здесь совершается богослужение. На втором этаже находятся знаменитые ложи Рафаэля и 4 залы, так называемые « Станцы Рафаэля », которые Рафаэль с своими учениками расписал по поручению пап Юлия II и Льва Χ (1508—1520). Зала Константина ведёт в Sala de Chiroscuri («зал светотеней»), откуда выходят с одной стороны в капеллу San Lorenzo , с фресками Фра Анджелико , а с другой — в галерею Лож. Но главный путь в Ложи идёт из двора Святого Дамасия по великолепной лестнице из 118 ступеней, построенной при папе Пие IX .

В XIX веке в пяти залах третьего этажа, позади лож Рафаэля, была расположена Ватиканская картинная галерея, которая заключала небольшое число картин, являющихся лучшими произведениями великих мастеров. Затем 19 марта 1908 года в одном из крыльев Бельведерского дворца была открыта Ватиканская пинакотека , для которой в 1932 году было построено новое здание по заказу папы Пия XI.

Собственные апартаменты папы и зала аудиенций расположены вокруг двора Святого Дамасия, со стороны храма Святого Петра.

Бельведерский дворец

Ниша Бельведера и бронзовый римский фонтан в форме шишки
Сад della Pigna («шишки»)

Бельведерский дворец занят музеем Пио-Клементино . В музей ведут 2 вестибюля: четырёхугольный, со знаменитым бельведерским торсом Геркулеса, и круглый, откуда открывается вид на панораму города Рима. Рядом с круглым вестибюлем — зала Мелеагра, где выставлена статуя этого мифического охотника. Из круглого вестибюля входят в восьмиугольный внутренний двор, окружённый портиком, поддерживаемым 16 гранитными колоннами. Под портиком расставлены саркофаги, алтари, купели, барельефы, все почти замечательной античной работы. В четырёхугольных нишах красуются всемирно известные статуи: Аполлон Бельведерский , Лаокоон и его сыновья , Гермес Бельведерский и Персей Кановы .

Из этого двора вступают в галерею Статуй, где между другими произведениями находятся Аполлон Савроктонский и Купидон Праксителя, Спящая Ариадна. Отсюда через залу Зверей (названную по коллекции замечательно исполненных скульптурных фигур животных) вступают в залу Муз, восьмиугольную, поддерживаемую 16 колоннами из каррарского мрамора, с античными статуями Аполлона Массагетского и муз, найденных в Тиволи. Зала Муз ведет в Круглую залу, с куполом на 10 мраморных колоннах, с полом из античной мозаики, найденной в Отриколи. В этой зале находятся бассейн из красного порфира, единственный в своем роде по величине и красоте, статуи Антиноя, Цереры, Юноны, Геркулеса и др. К югу от этой залы расположена зала Греческого креста, так называемая по своей форме; здесь находятся саркофаги из красного порфира св. Елены и Констанции.

Отсюда выходят на внутреннюю главную лестницу музея, построенную и украшенную 30 колоннами из красного гранита и двумя из черного порфира. Эта же лестница ведёт в Египетский музей , основанный Пием VII, и на второй этаж, где находится галерея Канделябр и Этрусский музей , основанный Григорием XVI и занимающий 13 зал, с богатейшим собранием древнеиталийских древностей.

Лестница музея выводит в сад della Pigna . В торцовой стене дворца устроена полукруглая ниша (архитектор Пирро Лигорио , 1560 год) с бронзовым римским фонтана в форме шишки ( итал. Pigna ) I веке, давшем название всему саду.

Галереи Браманте и Браччо-Нуово

Северный конец восточной галереи Браманте и галерею Браччо-Нуово занимает музей Кьярамонти. Каждая сторона первой галереи разделена на 30 отделений, обставленных замечательным собранием статуй, бюстов и барельефов (Тиберий, Юлий Цезарь, Сон, Силен и др.; бюсты: Цицерона, Мария, Сципиона Африканского). В галерее Браччио-Нуово статуи: Августа, Клавдия, Тита, Еврипида, Демосфена, Минервы; бюсты: Марка Антония, Лепида, Адриана, Траяна. От галереи Киарамонте на юг, отделяясь одной решеткой, расположен музей Надписей (более 3000 памятников), основанный папой Пием VII.

В западной галерее Браманте помещаются следующие музеи и залы: 1) Музей светских предметов — собрание античной утвари из разных металлов, бронзовых статуэток идолов, драгоценных камней и резьбы на слоновой кости. 2) Музей священных предметов — собрание древней церковной утвари, найденной в катакомбах. 3) Кабинет папирусов. 4) Зала альдобрандинской свадьбы. 5) Зала византийских художников, в которой Григорий XVI поместил собрание картин от XIII и XIV вв. 6) Нумизматический кабинет.

Галерея Арацци на втором этаже западной галереи Браманте заключает в себе драгоценное собрание тканых ковров. В Италии их называли arazzi по главному центру производства шпалер в XV веке во французском городе Аррас. Знаменитые шпалеры « Деяния апостолов », вытканные по картонам Рафаэля для Сикстинской капеллы хранятся в отдельном зале Пинакотеки.

Лоджии Рафаэля

В 1508 году Папа Юлий II поручил архитектору Донато Браманте построить галерею на втором этаже Апостольского дворца типа лоджии, с которой открывался бы вид на Вечный город и двор Бельведер. Архитектор начал работы, но в 1514 году скончался и строительство продолжил его племянник и помощник Рафаэль Санти. «Лоджии Рафаэля», как их стали называть со временем, в истории архитектуры приобрели значение канонического образца искусства римского классицизма начала XVI века . Своды, стены и пилястры в 1517—1519 годах расписывали ученики Рафаэля: Перино дель Вага , Джулио Романо , Джованни да Удине , Франческо Пенни. В каждой из 13 секций свода Рафаэль написал по 4 сюжетных композиции на темы Ветхого и Нового Заветов. Остальное пространство заполнено орнаментом гротеска на античные темы.

См. также

Примечания

  1. (нем.) — 1994.
  2. . Дата обращения: 21 июля 2012. 11 декабря 2017 года.
  3. см.также Сальвиати

Ссылки

Источник —

Same as Апостольский дворец